Конспект непосредственно организационной образовательной деятельности по познавательное развитие «Животные Севера» в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

  • Уточнить и расширить представление детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях.
  • Закрепить знания детей об особенностях приспособления животных Севера (моржа, белого медведя, полярной совы и северного оленя.)
  • Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания живут в дикой природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Животные Севера63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно организационной образовательной деятельности

по познавательное развитие   «Животные Севера»  в подготовительной группе

 ФИО педагога, должность ___Нечаева Елена Вячеславовна ______

Возрастная группа воспитанников____6-7__

Наименование образовательной организации МБДОУ № 11

Тема непосредственно организованной образовательной деятельности «Животные Севера»

  Цель: Познакомить детей с суровым климатом Севера, животными, обитающими в  этих  краях.

  Задачи:

  • Уточнить и расширить представление детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях.
  • Закрепить знания детей об особенностях приспособления животных Севера (моржа, белого медведя, полярной совы и северного оленя.)
  • Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания живут в дикой природе. 

2 Развивающая: 

  • Развивать  детей сравнивать животных по внешнему виду, образу жизни, характеру питания, месту обитания, выделить характерные признаки для сравнения 
  • Развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и ума заключение.

3 Воспитательная:

  • Воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру.

Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, Социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации: коммуникативная, двигательная, игровая, физическое – развитие, исследовательская деятельность, художественно-эстотическое развитие.

Форма организации детей: групповая, индивидуальная.

Материал и оборудование: раздаточный

Кисточки, одноразовые тарелки, растительное масло, бумажные салфетки, подкладные листы.

Демонстрационный:

 Презентация «Животные Севера», (аудио запись гул самолета, голос медведя), Книга «Животные Севера», фотоаппарат.

Интегрируемые образовательные области: Социально - коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, исследовательская деятельность.  

Форма организации детей: игровая.

Методы и приемы: вопросы, рассматривание картин, беседа, эксперимент.

Части НООД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы поддержки детской инициативы

1часть-вводная

Цель: Заинтересовать детей в предстоящей деятельности

Создание образовательной ситуации

Мотивация детей на предстоящую деятельности

Заносят книгу. Ребята вам передали книгу.

- Странно от кого же эта книга? Ребята что изображено на книге?

- о чем эта книга?

- давайте рассмотрим книгу. кто изображен на иллюстрации?

- тут еще и пустые страницы, белый заяц изображен, карта, записка, прочитаем записку и узнаем кто нам передал книгу?

Записка

Здравствуйте ребята я исследователь Тихвин животных Севера. У меня случилась беда,  из моей Энциклопедии про животных Севера пропало несколько страниц. Мне нужна ваша помощь, и я приглашаю вас к себе в гости, чтобы мы с вами смогли восстановить энциклопедию и обменяться знаниями. А чтобы вы не заблудились я высылаю вам карту.

- От кого Энциклопедия?

- что за беда случилась ? О какой помощи, Тихвин просит ?

- Поможем восстановить страницы?

- полярная ночь

- про животных севера

- Полярный волк

- от исследователя Тихвина

- пропали страницы из энциклопедии про животных севера, просит нас помощь ему восстановить страницы.

- Да

Вводить адекватную оценку результата с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности.

2часть- основная

Цель: Способствовать развитию у детей творческого воображения в ходе изобразительной деятельности

- Предлагаю вам стать исследователями крайнего Севера.

-Как вы думаете где находиться северный полюс на географической карте?

Каким цветом обозначен  крайний Северный полюс на глобусе?

Слайд1

- А что вы знаете про северный полюс?

- Где находиться Северный полюс?

- Чем покрыта вода?

- Какая толщина льда?

- Какая Погода на северном полюсе?

- Бывает ли солнце зимой?

Слайд2

- А вы бывали на Северном полюсе?  

- Ребята я вам предлагаю побывать в роли исследователей и отправиться на Крайний Северный полюс.

-  На чем быстрее всего мы можем добраться?

Слайд3

- А какую одежду носят на северном полюсе?

- Кто управляет самолетом?

- Можно я буду пилотом?

- Чтобы у нас на память остались снимки кого нам нужно выбрать?

- Кто желает быть фотографом?                  

 - Как мы можем сделать самолет?

- Занимаем свои посадочные места

Готовы к полету?

Слайд4

Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.

Правое крыло в сторону, левое крыло в сторону

Раз, два, три,  – полетел наш самолёт.

- Приготовится к посадке

Прилетели на Крайний Север.

- Что вы видите чьи это за следы?

- Правильно. 

Слайд5

- Ребята, а что вы знаете про северного оленя?

- Какая шерсть у Оленя?

-Что позволяет Северному Оленю, переносить сильные морозы?

- Чем Олень раскапывает себе добычу?

Чем питается?

- Что украшает Оленя?

- Что получают люди от Оленей?

- Ребята, а  как вы думаете, почему олень не проваливается в снег?

Давайте пройдем за столы и проведем опыт и узнаем.

(Взять два кусочка теста раскатать и  поочередно в лепёшки вставлять шпажки и деревянные палочки. Что у нас получилось. )

- У вас на столах в тарелочках лежат два кусочка теста, давайте возьмем узкую палочку и оставим узкий след на одном кусочке теста.

- Тонкие палочки какие следы оставили ? 

- А теперь возьмите толстую палочку и оставим след на другом кусочке теста.

- Какой остался след от толстых палочках?

- Какой сделаем вывод?

- Но еще когда олень сбрасывает старые рога, то из них делают лекарство для усталости.(витамины для роста костей)

- Давайте подойдем к карте и рассмотрим , появится ли животное. (появилась картинка)

Слайд6

- Молодцы, как много вы знаете об этом животном.

Двигаемся дальше.

- Но что бы нам узнать куда дальше двигаться , нужно сначала  отгадать загадку:

Мех короткий, но густой

Есть клыки и ласты

В складку богатырь такой

Толстый и опасный.

- Правильно ребята это морж. 

Слайд7

- Что вы знаете уже про моржа?

- На кого внешне похож морж?

- Какое тело у моржа? 

- Какая кожа у моржей?

- Для чего моржи используют Усы на мордочке?

- Моржи используют свои бивни во время драк, и еще  они помогают защищаться от хищников, а также вытаскивать их мощные тела из воды на льдину. Каждый бивень весит  5 кг.

- Дети, а вы знаете почему тело моржа не покрывается льдом, ведь там сильный мороз?

- А чтобы узнать нам с вами как морж приспособился к таким условиям, я предлагаю провести опыт.

Давайте пройдем за столы и проведем Опыт с водой:

( В таз с водой опустить руку и тут же достать её. Посмотрите Какая рука у нас с вами стала?)

т.е. покрыты тонким слоем воды. И если бы сейчас был мороз, то эта вода бы превратилась в корочку льда.

- Теперь вытрите руку и слегка смажем их маслом, и

Снова опустите руку в воду и достаньте её.

Что вы заметили? как вода собралась на руке?  

- И если руку встряхнуть, эти капельки скатятся. На руке воды не будет, в мороз нечему будет превращаться в лед.

- Как морж приспособился к таким условиям?

Отправляемся дальше.

- Но чтобы узнать нам следующего животного, нужно отгадать загадку.

Хоть пушиста и бела,

Но не скажешь, что мила!

Ярко-жёлтые глазищи

                        По ночам добычу ищут!

Слайд8

- Что мы уже знаем с вами  про полярную сову?

- Где можно встретить полярную сову?

- Сколько за год сова съедает леммингов?

- Как охотится сова?

- Где гнездятся совы?

- Что украшает полярную сову?

- Как полярная сова приспособилась к суровым условиям?

- А теперь предлагаю вам поиграем в игру которая называется  «Полярная сова и мышки» 

Цель: Преобразуют энергию в различных мышевидных грызунов, в первую очередь леммингов

Атрибуты для игры: маска полярной совы и маски мышей- лемменгов по количеству детей.

Правила игры: Дети выбирают водящего- полярную сову, при помощи считалки.

 

1,2,3,4,5

Встали мышки вкруг играть.

Где же, где же ты сова?

Белоснежна голова!

( Две Мышки бегают через круг , а остальные  мышки идут по кругу, взявшись за руки проговаривают слова игры)

Полярная совушка-

Большая головушка

Над снегами ты парила

Мышек- лемменгов ловила. "

( По окончании слов мышки забежавшие в круг считаются пойманными. Игра повторяется несколько раз.)

( привлекает детей голос белого медведя)

Слайд9

- Ой, чей же это голос?

- Чем питается медведь?

- Что выдает медведя на Севере?

- Может ли медведь плавать в ледяной воде?

- Чем покрыты подушки лап?

- Как приспособился медведь к сильным холодам?

- Предлагаю сравнить чем же отличается  « Белый медведь от бурого»

- Молодцы много  знаете о животных.

- А сейчас я предлагаю игру  «Исправить ошибку» 

( давайте разделимся на две команды и выполним задания, потом поменяемся и проверим друг у друга).

- Белый медведь живёт в жарких странах.

- Северный олень живёт в воде.

- Морж питается леммингом.

- Полярная сова вьет гнезда на пальме

- Северный олень перевозит  легковой автомобиль.

- Белый медведь питается бананами

- В верхней части глобуса.

- Крайний Северный полюс обозначен белым цветом. Обозначает снег и лед.

- Северный полюс находится  в центральной части Северного Ледовитого океана

- вода покрыта толстым слоем льда

- Толщина льда равна высоте 3-этажног дома

- На Севере часто бушуют метели, стоят сильные морозы. Температура воздуха достигает -80 градусов, кругом снег, большие льдины, дует сильный ветер. Там круглый год холодно и морозно.

- Зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное сияние. Это радуга не от дождя, а от мороза. Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво и здорово.

- Нет

- Правильно, на самолете.

- теплую, плотную, зимнею и. т.д

- Пилот

- фотографа

- встать парами

- Северного Оленя

- Северный олень - житель Крайнего Севера.

- у Северного Оленя шерсть густая, и мягкая

- Северному Оленю позволяет переносить сильные морозы, это толстый слой жира, 5 см.

- У северных оленей прекрасный нюх и хорошее зрение. Олень копытами раскапывает снег, чтобы добраться до вкусного мха (ягеля).

- Украшение северных оленей - их большие ветвистые рога. Каждый год олени меняют старые рога на новые

- От оленей люди получают молоко, шерсть, используют их в качестве ездовых животных

- Тонкие палочки оставили глубокие следы.

- След от толстых палочек остался незаметен. Они меньше провалились в тесто.

- чем шире копыта оленя, тем меньше он проваливается в снег

- Морж

- Моржи очень крупное  животное,  длина моржа 5 м, а вес моржа 2тонны

- Внешне морж похож на тюленя.

- Тело его очень гибкое

- У них очень толстая и грубая кожа, и шерсти  почти нет. Только у детенышей моржей можно видеть рыжеватую шерстку.

- Единственные «настоящие» волосы на теле моржа это чувствительные волосы на мордочке, животные используют их для поиска пищи под водой.

- мокрая

- Вода собралась капельками.

- Капли воды скатываются с кожи моржа, поэтому кожа покрыта толстым слоем жира.

- полярная сова

- Полярная сова очень красивая птица, можно ее встретить на островах холодного Северно-Ледовитого океана.

- За год одна сова съедает более 2000 тысячи леммингов, а еще ловит зайцев, и мелких хищников.

- Полярная сова охотится, сидя на земле, и бросаясь на приближающуюся добычу.

- Гнездятся совы как на возвышенных местах, так и в низких, но предпочтение отдают высоким холмам, так как птица начинает кладку, когда местность ещё покрыта снегом.

- Самое грозное оружие у полярной совы это узкий и крепкий загнутый клюв спрятанный перьями.

- Полярной сове помогает Белое оперение  маскироваться зимой среди снега.

- Белый медведь

- Медведь питается рыбой

- Медведя выдает его  лишь чёрный нос.

- Легко может плавать в ледяной воде. Ни мороз, ни ледяная вода  ему не страшны.

- Подушки лап покрыты густой толстой щетиной. Поэтому лапы медведя не мерзнут и не скользят по льду.

- У него теплая шуба. Мех медведя почти не промокает, т.к. имеет очень густой подшерсток. Под кожей у медведя толстый слой жира.

Белый медведь сильно отличается от бурого. Тело белого медведя  более вытянутое, шея длинная и тонкая, голова продолговатая и узкая. Уши очень маленькие, чем у бурого. Густой мех и подкожный жировой слой защищают от мороза. Лапы белого медведя большие и очень массивные, чем у бурого медведя. Мех белого медведя гуще, чем у бурого, а волос жестче. Шерсть у белого медведя растёт более равномерно,  и он выглядит не лохматым, чем бурый медведь. Шерсть покрыта специальным жиром, которому шерстинки слипаются между собой при погружении медведя в воду и не пропускают воду. Цвет шерсти белого медведя остаётся белым круглый год. Кожа белого медведя несколько толще, чем у бурого. У бурого медведя шерсть чёрного цвета, которая лучше поглощает тепло от лучей солнца. Белый медведь надёжно защищён от холода толстым слоем подкожного жира. Эта особенность позволяет зверю плавать даже в самую холодную погоду. Белый медведь более хищный.

- Белый медведь живёт на Севере.

- Северный олень живёт на суше. 

- Морж питается рыбой.

- полярная сова вьет гнезда на возвышенных холмах

- Северный олень перевозит  людей 

- Белый медведь питается рыбой.

Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;

Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых;

3 часть- заключительная

- Молодцы ребята вы очень много  знаете о животных Севера. Мы с вами все за, фотографировали,  все сняли на фотоаппарат и у нас с вами появились снимки,  с помощью которых мы с вами заполним энциклопедию.

- Каких животных  мы с вами запечатлели на фотоаппарат?

Как приспособились животные Севера к большим холодам? Почему они не замерзают ?

- Что вам запомнилось больше всего?

- пришло время отправляться в детский сад

Занимаем посадочные места

Наш самолёт отправляется

Слайд10

Приготовьтесь

Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.

Правое крыло в сторону, левое крыло в сторону.

Раз, два, три,- полетели.

- Вот мы и прилетели в детский сад.

Слайд11

- Ребята а как же мы восстановим нашу  книгу?

- А для чего нам нужен фотограф?

- Молодцы.

- Северный олень, полярная сова, белый медведь и морж.

- Под кожей у них толстый слой жира, густой мех, у птиц – пух

- распечатать фотографии

я же фотографировал всех животных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организационной образовательной деятельности по познавательному развитию (Обучение грамоте) в подготовительной группе на тему: "Путешествие в Буквоград"

Цель: Продолжать давать знания: что такое алфавит, из каких звуков он состоит. Продолжать учить делать звуко-буквенный анализ  слов с помощью звуковых кубиков и схем; продолжать знакомить д...

конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию "Животные севера"

Воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру;систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с природой) для детей старшей группы Тема: «Дикие животные наших лесов»

Цель: расширение представлений детей о диких животных.Задачи:Образовательные. Уточнить, закрепить, пополнить представления детей о диких животных (их детенышах, где живет, чем питаются, как готовятся ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности По познавательному развитию ( Природный мир) в подготовительной группе на тему: «Животные Севера»

Цель: формирование учебно – познавательной компетенции дошкольников через обобщение представлений о животных севера....