Развивающее обучение
учебно-методическое пособие

Сергеева Валентина Викторовна

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushch_obuchhamida.docx15.82 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развивающего обучения - ее роль, место, значение в системе дошкольного образования, в том числе познавательного развития.

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Современное общество нуждается в конструктивной личности, способной к познавательно - деятельностной самореализации, к проявлению инициативности и творчества в решении актуальных проблем. Главной проблемой работы педагогов дошкольного учреждения является развитие личности дошкольника, готовности его к школьному обучению.

Нынешние дети живут и воспитываются в эпоху информатизации, в связи с ситуациями быстро меняющейся жизни, необходимо умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших самостоятельными и творческими личностями.

Исследования педагогов и психологов показывают, чтопри наличии интереса познавательная деятельность у детей дошкольного возраста протекает продуктивно. Дошкольники меньше утомляются, познание становится увлекательной деятельностью.

Под развивающим обучением понимается новый, активно- деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно- иллюстративному способу. Развивающее образование — не просто формирование умений, знаний и даже способностей, пусть и в «активной», деятельной форме. Это процесс самоизменения ребенка, который должен быть некоторым образом осознан, осмыслен, прочувствован им самим. Развивающее образование — это «неожиданное» образование, в нем главным событием для ребенка является он сам.

Внимание педагогов дошкольного образования должно акцентироваться на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей. Важно не просто дать сумму знаний, а научить ребенка мыслить творчески, сохранить его любознательность, привить любовь к умственному усилию и преодолению трудностей. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.

В этих условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентировать в широком спектре современных технологий.

Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и обучающихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.

Технология развивающего обучения основывается на концепциях развивающего обучения отечественных ученых (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б .Эльконин,  З.И Калмыкова, Е.Н. Кабанова, Г.А .Цукерман, И.С. Якиманская, Г.К.Селевко и другие) в основе которых лежат различные аспекты развития ребенка и определенные мотивационные компоненты.

В чем различие между традиционным обучением и развивающим?

Традиционное обучение

Развивающее обучение

по целям

Дать определенный объем знаний, умений и навыков. Подготовить учащихся к выполнению тех или иных функций в общественной жизни. Развитие личности – непосредственной, стихийное следствие обучения.

Сформировать у ребенка определенные способности по самосовершенствованию. Воспитать учебную самостоятельность, добиться превращения обучаемого в субъекта процесса обучения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Развитие личности – прямой, а не опосредованный результат. Знание в данной системе является не самоцелью, а средством развития.

по задачам

Усвоение определенной суммы знаний, умений и навыков.

Усваивается не просто сумма знаний, а определенная система понятий, которая является основным компонентом содержания развивающего обучения.

по содержанию материала

Четкое внутреннее разграничение учебного материала и отдельных частей занятия.

Интегрирование учебного материала и разнообразие форм построения занятия.

по методам и формам обучения

Формы обучения: иллюстративно -объяснительные, информационные.

Формы организации педагогической деятельности – фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.

Формы обучения проблемные: проблемного изложения, частично-поисковые, эвристический, исследовательский.

Основная форма деятельности – коллективно-распределительная. Основная форма работы – учебный диалог.

Одним из направлений деятельности ДОУ является познавательное развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.

Основная цель педагогического коллектива ДОУ: создание  системы образовательной работы с детьми дошкольного возраста, способствующей развитию познавательных интересов и интеллектуального развития.

Система работы по познавательному развитию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

создание условий для познавательного развития (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);

организация образовательного процесса (работа с детьми и партнёрские отношения с родителями);

координация работы с другими учреждениями и организациями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего  сопровождения   в соответствии с  современными требованиями раз...

Мастер-класс "Развивающее обучение. Игровые технологии на занятиях по обучению грамоте и знакомству с окружающим миром".

Хочу поделиться, на мой взгляд, эффективными методами работы, применяемыми мною на занятиях, игровыми технологиями, которые помогают развивать детские способности и делать занятия более интересными и ...

« Технологии развивающего обучения для развития речи детей. «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

Актуальность обучения детей составлению описательных рассказов – несомненна.  Я работаю над приёмами работы с мнемотаблицами, составлению рассказов по символам, алгоритмам....

Конспект занятия по лепке ≪Новогодние бусы≫ (для детей с нарушением интеллекта по программе коррекционно- развивающего обучения и воспитания Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой первый год обучения)

ЦППРК ≪Детская личность≫Конспект занятия по лепке≪Новогодние бусы≫(для детей с нарушением интеллекта по программе коррекционно-развивающего обучения и воспитания Е.А. Екжановой иЕ.А. Стребелевой первы...

Технология развивающего обучения Программа обучения детей восприятию музыки

Технология развивающего обученияПрограмма обучения детей восприятию музыки...