Мастер-класс для педагогов "Придумай сказку"
материал

Мастер-класс «Придумай сказку»

Цель: научить педагогов составлять сказки по проблемам, связанных с нарушениями поведения детей дошкольного возраста. Воспитывать нравственные качества средствами художественной литературы.

Задачи:

  1. Вовлекать педагогов в активную познавательную деятельность.
  2. Показать методы и приемы работы со сказкой.
  3. Совершенствовать умение рефлексировать.

Результат: коллективная авторская сказка

Оборудование:

- заготовки с алгоритмом составления сказок

- бумага для записей

- ручки

- текст сказки

План мастер-класса:

  1. Вступительная часть. Актуальность сказки для решения проблем поведения детей.
  2. Представление технологии, алгоритма построения сказки.
  3. Рассказывание сказки.
  4. Составление сказки участниками по выбранной проблеме, ее зачитывание.
  5. Рефлексия.
  1. Актуальность

Начнем очередное занятие из цикла «Школа молодого педагога». В рамках инновационной деятельности по теме «Формирование жизнестойкости (нравственных качеств) детей средствами художественной литературы». Почему же именно художественная литература?а именно сказка?

Когда у ребенка недостаточный социальный опыт, он воспринимает стресс, как угрозу для себя. По исследованиям ученых многие проблемы с поведением – это самозащита ребенка. От неумения правильно отреагировать на ту или иную ситуацию, ребенок встает в позу. Именно при помощи сказки мы можем пополнить опыт ребенка. Сказка- это инструмент  передачи детям народной мудрости, не всегда очевидной для взрослых, но понятной детям.

Нотации, нравоучения ребенком не воспринимаются, а опыт сказочных героев, выход из сложной ситуации персонажа более близок и понятен. Ребенок эмоционально переживает события вместе с героем и переносит их на себя.

Сказка помогает решить  многие поведенческие проблемы. Когда взрослый придумывает сказку для своего ребенка, у него появляется шанс научить своего малыша чему-то важному.

В практике часто приходится сталкиваться с тем, что не всегда можно подобрать сказку для конкретного ребенка по его проблеме, поэтому приходиться сочинять сказки самим.

Если вы сами начнете сочинять сказки, то заметите, что это занятие благотворно сказывается на психическом здоровье, развивает способность видеть даже в самой сложной ситуации позитивную сторону.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_1.docx22.64 КБ
Файл master_klass_pridumay_skazku.pptx1.85 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Придумай сказку»

Цель: научить педагогов составлять сказки по проблемам, связанных с нарушениями поведения детей дошкольного возраста. Воспитывать нравственные качества средствами художественной литературы.

Задачи:

  1. Вовлекать педагогов в активную познавательную деятельность.
  2. Показать методы и приемы работы со сказкой.
  3. Совершенствовать умение рефлексировать.

Результат: коллективная авторская сказка

Оборудование:

- заготовки с алгоритмом составления сказок

- бумага для записей

- ручки

- текст сказки

План мастер-класса:

  1. Вступительная часть. Актуальность сказки для решения проблем поведения детей.
  2. Представление технологии, алгоритма построения сказки.
  3. Рассказывание сказки.
  4. Составление сказки участниками по выбранной проблеме, ее зачитывание.
  5. Рефлексия.
  1. Актуальность

Начнем очередное занятие из цикла «Школа молодого педагога». В рамках инновационной деятельности по теме «Формирование жизнестойкости (нравственных качеств) детей средствами художественной литературы». Почему же именно художественная литература?а именно сказка?

Когда у ребенка недостаточный социальный опыт, он воспринимает стресс, как угрозу для себя. По исследованиям ученых многие проблемы с поведением – это самозащита ребенка. От неумения правильно отреагировать на ту или иную ситуацию, ребенок встает в позу. Именно при помощи сказки мы можем пополнить опыт ребенка. Сказка- это инструмент  передачи детям народной мудрости, не всегда очевидной для взрослых, но понятной детям.

Нотации, нравоучения ребенком не воспринимаются, а опыт сказочных героев, выход из сложной ситуации персонажа более близок и понятен. Ребенок эмоционально переживает события вместе с героем и переносит их на себя.

Сказка помогает решить  многие поведенческие проблемы. Когда взрослый придумывает сказку для своего ребенка, у него появляется шанс научить своего малыша чему-то важному.

В практике часто приходится сталкиваться с тем, что не всегда можно подобрать сказку для конкретного ребенка по его проблеме, поэтому приходиться сочинять сказки самим.

Если вы сами начнете сочинять сказки, то заметите, что это занятие благотворно сказывается на психическом здоровье, развивает способность видеть даже в самой сложной ситуации позитивную сторону.

2. Выбор участников.

Сейчас я предлагаю вам научиться самим придумывать и составлять сказки, направленные на формирование нравственных качеств детей и как следствие навыка жизнестойкости.  

3.Технология сказки, алгоритм построения. (По Р. М. Ткач)

Мы все знаем, что сказка состоит из зачина или присказки, основных событий и концовки. 

Цель присказки и зачина какая?

Показать мастерство сказочника, подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика.

Цель концовки: какая?

Отграничить сказку от реальной жизни и возвратить слушателя к действительности.

Для того, чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

1. Сказка должна быть в чем-то идентична проблеме ребенка.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы.

3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности.

Последовательность сюжета

1.

Жили-были

Начало сказки, встреча с героями.

Для детей 3 -4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков, животных. 

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5 – 6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки, бытовые сказки.

2.

И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка

3.

Из-за этого…

Сказка меняет направление, чтобы показать, в чем состоит решение проблемы и как это делают герои сказки.

4.

Кульминация

Герои сказки справляются с трудностями.

5.

Развязка…

Результат действий героев сказки:

«-» - герой, совершивший плохой поступок, наказан.

«+» - герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, вознагражден.

Развязка сказки должна быть позитивной.

6.

Мораль сей сказки…

Герои сказки извлекают уроки из своих действий, их жизнь радикально изменяется.

Читать сказку или рассказывать?

Для наибольшего эффекта сказку лучше рассказывать, соблюдая следующие условия:

- во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он смог видеть лицо педагога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;

- нельзя допускать затянувшихся пауз. Сказка плавно льется. Т.к. удержать внимание ребенка достаточно сложно.

4. Рассказывание сказки.

         А сейчас я вам расскажу сказку. Вы слушайте внимательно, и, используя предложенный алгоритм, выделите части сюжета.

5. Составление сказки участниками.

А теперь вы готовы сами придумать сказку? Вы должны придумать сказку для мальчика 5 лет, мальчик не здоровается по утрам.

Составление сказки участниками

Как вы думаете, эта сказка поможет решить данную проблему?

  1. Рефлексия

Записки (пожелания, впечатление, отзыв о работе, вопрос)

  1. Д/з: Выбрать из группы ребенка, обозначить проблему , придумать сказку для решения этой проблемы.

Сказка о букашке Сашке

Жил на свете букашка Сашка. Он очень любил свою маму и хотел, чтобы мама тоже всегда его любила. Но ему казалось, что иногда мама его не любит. Например, когда он в детском саду дрался, воспитательница маме жаловалась, она его дома в угол ставила и говорила, что откажется от него такого не хорошего.

Букашка Сашка очень хотел, чтоб мама его любила и часто спрашивал: «Мама, а ты меня любишь?» Мама отвечала: «Люблю, когда ведешь себя хорошо».

И вот случилось в детском саду с Сашкой сразу три «плохо»: букашке Наташке синяк поставил, в лужу упал и измазался, а в группе коляску кукольную сломал. «Теперь уж мама меня точно не будет любить, - решил Сашка. Лучше убегу я в Америку». Тихонечко выскочил он из детского сада на улицу и остановился. Где находится Америка, он не знал. Стал по улице бродить, у взрослых спрашивать, а те только смеются. А тем временем…

А тем временем пришла за Сашкой мама, а его нет. Бросились все его искать: воспитательница ищет, заведующая ищет. А мама сидит на маленьком стульчике и плачет: «Где мой Сашка?» - «Он наверное боялся, что вы его разлюбите, у меня тоже такое бывает» - прошептала ей из-за угла букашка Наташка. А мама тогда еще громче заплакала: «Как же я могу разлюбить своего сына! Мама любит своего ребенка всякого: беленького и черненького, чистенького и грязненького, послушного и озорника. Где мой Сашка?»

А Сашка тем временем устал искать Америку, ноги промокли и есть захотелось. И хорошо, что не успел он уйти далеко от детского сада. Вернулся Сашка в сад. А там мама. Нашлепала она Сашку за то, что потерялся. Поцеловала за то, что нашелся. И повела домой кормить. А Сашка крепко держал маму за руку и думал: «Как хорошо, что мамы всегда любят своих детей».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Придумай сказку» Автор презентации: старший воспитатель, Черепанова Евгения Васильевна

Слайд 2

Сказка в жизни ребенка Наглядно объясняет детям способ решения проблемы. Помогает вырастить эмоционально устойчивых людей. Учит действовать, общаться. Сказки стирают границы. Развивают аналитическое мышление.

Слайд 3

Правила создания сказки Сказка должна быть в чем-то идентична проблеме ребенка. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности.

Слайд 4

Алгоритм построения 1. Жили-были…. 2. И вдруг однажды… 3. Из-за этого… 4. Кульминация 5. Развязка… 6. Мораль сказки …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на тему: «Использование сказки в речевом развитии дошкольников».

Для формирования раскрытия творческого потенциала личности ребенка дошкольника....

Мастер - класс для воспитателей «Математическая сказка»

Конспект обучающего занятия для воспитателей по обучению работы на интерактивной доске....

Мастер - класс. Развивающее панно: "Зимняя сказка"

Мастер - класс "Зимняя сказка" -  для развития у детей фантазии, речи и  мелкой моторики....

Мастер-класс для родителей «Создадим сказку» (тестопластика)

Лепка из солёного теста – это одно из самых популярных художественных занятий. Мука и соль – природные, экологически безопасные продукты, при соединении которых получается чудесный материа...

МАСТЕР-КЛАСС «По следам любимой сказки»

МАСТЕР-КЛАСС«По следам любимой сказки» О.В. Павлова,воспитатель 1 квалификационной категориизаместитель по методической работе Аскарова А.Ю.слайд№2  слова президента «Язык, история, культура...

Мастер-класс для педагогов "Осторожные сказки"

Мастер-класс для педагогов "Осторожные сказки". Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок....