Комплексно-тематическое планирование по программе "Социокультурные истоки"
календарно-тематическое планирование

Твердова Татьяна Сергеевна

Комплексно-тематическое планирование по программе "Социокультурные истоки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Старшая группа  (5-6 лет)

№ п/п

Тема

Дата план

Дата  факт

Обязательная часть

содержания образования

Примерный план взаимодействия с родителями

Учебно – методическое обеспечение программы

1.

«Верность родной земле» (часть 1)

Занятие проводится совместно с родителями

Задачи:

1.Первоначальное освоение  духовно-нравственной  категории «Вера».

2.Развитие у детей умения слушать друг друга, приходить к согласию.

3. Развитие мотивации на общение в группе.

4.Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

Примерный план:

1. Работа в круге. Беседа с детьми на основе прочитанных былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Змей», «Алеша Попович и ТугаринЗмеевич» и пословиц.

2.Выполнение задания «Что может пригодиться в бою богатырю?»

3. Ресурсный круг (с делегированием) «За что люди благодарны защитникам Земли Русской?».

4.Оформление страницы Альбома «Славный могучий богатырь».

Активное занятие (развивающее)

1.Знакомство с программой «Истоки» и «Воспитание на социо-культурном опыте» для детей 5-6 лет.

2. Представление комплекта книг для развития детей 5-6 лет.

3.Знакомство с книгой для развития «Верность родной земле».

4. Выполнение заданий по былинам в пересказе И.А. Кузьмина: «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Змей», «Алеша Попович и ТугаринЗмеевич» и др.

5. Работа с пословицами в книге «Верность родной земле».

6. Активное занятие. Работа в четверке «Верность родной земле».

Литература: «Истоковедение» том 5, стр. 177-178.

Истоковедение» том 11, стр.81-83.

Книга  для развития детей 5-6 лет «Верность родной земле» стр.4-7, 8-11, 12-13, 21, 19.

2.

«Верность родной земле»

(часть 2)

Задачи:

1.Дальнейшее освоение  духовно-нравственной  категории «Вера».

2. Развитие у детей умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению.

3. Развитие представления о верности родной земле.

Примерный план:

1.Рассматривание картины В.М.Васнецова «Три богатыря».

2. Речевая игра «О каком богатыре говорится в былинах?»

3. Работа в круге. Беседа с детьми о подвигах богатырей на основе былин «Бой с несметной ратью под Киевом», «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович» и пословиц.

4. Работа в паре «Защитник Отечества»

1. Работа с книгой для развития «Верность родной земле».

2.Чтение былин «Бой с несметной ратью под Киевом», «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович» и пословиц.

3.Оформление страницы Альбома «Славный могучий богатырь».

Литература: «Истоковедение» том 5, стр. 178-180.

Истоковедение» том 11, стр.81-83.

Книга  для развития детей 5-6 лет «Верность родной земле» стр.20, 14-15, 16-18, 3, 23.

3.

«Радость послушания»

Занятие проводится совместно с родителями

Задачи:

1.Дальнейшее освоение  духовно-нравственной  категории «Вера».

2. Развитие у детей мотивации к послушанию взрослым.

3. Развитие адекватной самооценки.

Примерный план:

1. Работа в круге. Беседа с детьми о послушании на основе сказок «Гуси-лебеди», «Аленький цветочек», «Царевна-лягушка», пословиц и личного опыта детей.

2. Работа в микрогруппах с родителями «Радость послушания».

3. Оформление страницы Альбома «Радость послушания».

Активное занятие (развивающее)

1.Знакомство и работа по книге«Радость послушания».

2. Выполнение родителями заданий по русской народной сказке в обработке К.Д. Ушинского «Гуси-лебеди» и сказке С Т. Аксакова «Аленький цветочек».

5. Работа с пословицами в книге «Радость послушания».

6. Активное занятие. Работа в четверке «Радость послушания».

Литература:«Истоковедение» том 5, стр.180-181.

Истоковедение» том 11, стр.83-84.

Книга  для развития детей 5-6 лет «Радость послушания» стр.4-6, 7-22, 24-25, 3, 26, 27.

4.

«Светлая Надежда»

Задачи:

1. Освоение  духовно-нравственной  категории «Надежда».

2.Развитие у детей умения слушать друг друга.

3. Развитие целостного восприятия.

Примерный план:

1. Работа в круге. Беседа с детьми о празднике Рождества на основе произведений И.С. Шмелева «Лето Господне» («Рождество»), Е. Ивановской «Предание о первой Рождественской елке», Ф.М. Достоевского «Божий дар», пословиц и личного опыта детей.

2.Хоровод «Елочка»

3. Ресурсный круг «Рождественское чудо».

4. Оформление страницы Альбома «Рождественское чудо».

Активное занятие (развивающее)

1.Знакомство с книгой для развития детей 5-6 лет  «Светлая Надежда».

2. Выполнение заданий по фрагментам произведения И.С. Шмелева «Лето Господне» («Рождество», «Счастье мое миндальное»), стихотворению Ф.М. Достоевского «Божий дар», рассказу Л.Нечаева «Саночки».

5. Работа с пословицами в книге «Светлая Надежда».

6. Активное занятие. Ресурсный круг «Светлая Надежда».

Литература: «Истоковедение» том 5, стр.181-182.

Истоковедение» том 11, стр.84-85.

Книга  для развития детей 5-6 лет «Светлая Надежда» стр.5-8, 9-10, 12-14, 4, 11.

Книга  для развития детей 5-6 лет «Доброе слово» стр. 28.

5.

«Доброе согласие»

Задачи:

1.Дальнейшее освоение  духовно-нравственной  категории «Надежда».

2. Развитие у детей приходить к согласию, договариваться.

3. Развитие мотивации к сотрудничеству и взаимодействию.

Примерный план:

1. Работа в круге. Беседа с детьми о согласии на основе произведения И.С. Шмелева «Лето Господне» («Рождество», «Счастье мое миндальное»), стихотворению Ф.М. Достоевского «Божий дар», рассказу Л.Нечаева «Саночки».пословиц и личного опыта детей.

2. Игра по выбору «У дедушки Трифона» или «У бабушки Ларисы».

3. Работа в паре «Построим дом»

4. Оформление страницы Альбома «Доброе согласие».

1. Работа по книге для развития детей 5-6 лет  «Светлая Надежда».

2. Чтение детям произведения И.С. Шмелева «Лето Господне» («Рождество», «Счастье мое миндальное»), стихотворению Ф.М. Достоевского «Божий дар», рассказу Л.Нечаева «Саночки» и  пословиц в книге «Светлая Надежда».

3. Помощь в оформлении страницы Альбома «Доброе согласие».

Литература: «Истоковедение» том 5, стр.182-184.

Истоковедение» том 11, стр.84-85.

Книга  для развития детей 5-6 лет «Светлая Надежда» стр.17-18, 20-21, 16, 26-27, 25.

Книга  для развития детей 5-6 лет «Дружная семья» стр. 15, 25.

6.

«Добрые друзья»

Занятие проводится совместно с родителями

Задачи:

1.Первоначальное знакомство с   духовно-нравственной  категорией «Любовь».

2.Развитие у детей умения проявлять доброе отношение друг к другу.

3. Развитие у детей умения договариваться, приходить к единому мнению.

Примерный план:

1. Работа в круге. Беседа с детьми о дружбе и друзьях на основе русских народных сказок «Сивка-Бурка», «Зимовье зверей», пословиц и личного опыта детей.

2. Игра «Дом дружбы». Ведущий задает детям вопрос: «Что необходимо добрым друзьям?».

3. Ресурсный круг « Кого можно назвать настоящим другом?».

4. Выполнение творческого задания.

Активное занятие (развивающее)

1.Знакомство с книгой для развития детей 5-6 лет  «Добрые друзья».

2. Выполнение заданий по русским народным сказкам «Сивка-Бурка», «Зимовье зверей».

5. Работа с пословицами в книге «Добрые друзья».

6. Активное занятие. Работа в микрогруппе «Талант любви».

Литература: «Истоковедение» том 5, стр.184-185.

Истоковедение» том 11, стр.85-86.

Книга  для развития детей 5-6 лет «Добрые друзья» стр.5-10, 12-14, 4, 10, 11..

7.

«Добрые дела»

Задачи:

1.Дальнейшее наполнение   духовно-нравственной  категории «Любовь».

2.Формирование потребности в социальном соответствии.

3.Дальнейшее развитие коммуникативных навыков.

4.Формирование мотивации на совершение добрых поступков.

Примерный план:

1. Работа в круге. Беседа с детьми о том, почему важно совершать добрые дела, на основе  сказок  П. Ершова «Конек-горбунок», пословиц и личного опыта детей.

2.Русская народная игра «Кто с нами?». Ведущий задает детям вопрос: «Что необходимо добрым друзьям?».

3. Работа в паре « Добрые дела»

4.Оформление страницы Альбома «Добрые дела».

1. Работа с книгой для развития детей 5-6 лет  «Добрые друзья».

2. Чтение детям сказки  П. Ершова «Конек-горбунок», работа с пословицами.

3. Помощь  в оформлении страницы Альбома «Добрые дела».

Литература: «Истоковедение» том 5, стр.185-187.

Книга  для развития детей 5-6 лет «Добрые друзья» стр.17-32, 16, 32, 22-23, 34-35, 33.

8.

«Мудрое слово»

Задачи:

1.Первоначальное знакомство с   духовно-нравственной  категорией «Мудрость».

2.Развитие у детей умения слушать и слышать друг друга.

3. Формирование потребности в социальном соответствии.

4. Развитие эмоциональной сферы ребенка.

Примерный план:

1. Работа в круге. Беседа с детьми о мудрости и мудрых людях на основе русских народных сказок «Никита Кожемяка», «Белая уточка», пословиц и личного опыта детей.

2. Речевая игра «Мудрые слова».

3. Ресурсный круг « Кого можно назвать мудрым?».

4. Выполнение творческого задания.

Активное занятие (развивающее)

1.Знакомство с книгой для развития детей 5-6 лет  «Мудрое слово».

2. Выполнение заданий по русским народным сказкам «Никита Кожемяка», «Белая уточка», «Пастушья дудочка», «Названный отец».

3. Работа с пословицами в книге «Мудрое слово».

4. Активное занятие. Работа в микрогруппе «Мудрое слово».

5. Подведение итогов работы за год

Литература: «Истоковедение» том 5, стр.187-188.

Истоковедение» том 11, стр.86.

Книга  для развития детей 5-6 лет «Мудрое слово» стр.5-7, 10-14, 4, 7, 8, 9.

9.

«Мудрые люди»

Занятие проводится совместно с родителями

Задачи:

1.Дальнейшее освоение   духовно-нравственной  категории «Мудрость».

2.Воспитание у детей доброго, уважительного отношения к родителям, бабушкам и дедушкам.

3. Формирование потребности в социальном соответствии ( на примере жизни близких людей).

Примерный план:

1. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Кого в вашей семье можно назвать мудрым?» на основе  русских народных сказок  «Пастушья дудочка», «Названный отец», пословиц и личного опыта детей.

2. Работа в микрогруппах: бабушки и дедушки дают мудрый наказ своим детям и внукам.

3. Любимые игры детства бабушек и дедушек.

4. Ресурсный круг «Мудрость рядом с нами».

5. Выполнение задания «Мудрый наказ»

6. Оформление страницы Альбома «Мудрые люди».

1. Работа с книгой для развития детей 5-6 лет  «Мудрое слово».

2. Чтение детям русских народных сказок  «Пастушья дудочка», «Названный отец», работа с пословицами.

3. Помощь  в оформлении страницы Альбома «Мудрые люди».

Литература: «Истоковедение» том 5, стр.187-188.

Истоковедение» том 11, стр.86.

Книга  для развития детей 5-6 лет «Мудрое слово» стр.17-21, 22-26, 4, 7, 16, 26, 27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Комплексно-тематический принцип планирования образовательного процесса в ДОУ »

Одним из важных положений ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования является то что:« Программа должна основываться на комплексно – тематическом построении образов...

ТЕМА. «Интеграция образовательных областей как средство реализации комплексно-тематического принципа планирования организации жизнедеятельности детей в ДОУ»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИГРЫ  НА ТЕМУ: «Край любимый и родной – нет тебя красивей!» / К  РАЙОННОМУ МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ/...

Комплексно-тематическое календарное планирование на ноябрь в старшей группе ДОУ

Организация различных видов детской деятельности и деятельности в режимных моментах...

Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 3-4 лет

Комплексно-тематическое планирование включает в себя индивидуальные, фронтальные и групповые занятия с детьми в соответствии с тематикой недели. В работе используются такие направления как: выкладыван...

Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 5-6 лет (старшая группа)

Перспективное планирование на 1 учебный год по развитию мелкой моторики рук детей старшей группы детского сада. Включает в себя следующие виды деятельности: пальчиковые гимнастики, массаж рук, констру...

Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 6-7 лет (подготовительная группа)

Комплексно-тематическое перспективное планирование, включающее в себя пальчиковые гимнастики, графические задания, игры на развитие мелкой моторики, модульное оригами, массаж рук, оригами....