Самоанализ работы музыкального руководителя.
материал

Старовойтова Диана Александровна

Самоанализ работы музыкального руководителя в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_raboty_starovoytova_2022.docx34.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра

г. Мегион

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 «Ласточка»

АНАЛИЗ  РАБОТЫ

за 2021-2022 учебный год

музыкального руководителя

Старовойтовой Дианы Александровны.

Анализ  работы

за 2021-2022 учебный год

музыкального руководителя

Старовойтовой Дианы Александровны.

Учебный 2021-2022 год работали по Образовательной программе дошкольного образования МАДОУ «Ласточка», разработанной в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.

В 2021-2022 учебном году дошкольное учреждение работало над следующими задачами:

1.  Использование передовых методов и средств, направленных на обогащение знаний о природном мире, как одно из условий познавательного развития и экологического образования дошкольников.

2. Повышение эффективности организации воспитательно – образовательного процесса в воспитании посредством приобщения детей и родителей к социально – культурным ценностям русского народа через активные формы.

Для решения первой годовой задачи изучила и проанализировала научно-методическую литературу по экологическому образованию дошкольников: Рыжова Н.А. «Экологическое воспитание в детском саду»: - М. «Карапуз» 2000, Шишкина В.А. «Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях»: - М: ВООП, 1998., Моисеева, Т. Ю. Музыка как средство воспитания экологической культуры дошкольников / Т. Ю. Моисеева., интернет ресурсы

https://www.sites.google.com/site/muzykadetjam/rol-muzyki-v-ekologiceskom-vospitanii-detej

Изучая данную литературу пришла к выводу, что музыкальная деятельность является эффективным средством экологического образования дошкольников, так как оказывает огромное влияние на развитие эмоционально – чувственной сферы. Музыка в огромной мере способствует развитию и формированию эстетического чувства ребенка, она обогащает его эмоциональную сферу, учит тонко чувствовать и сопереживать. Красота природы, воспетая в музыке, задевает самые тонкие струны души, оставляя в сердце неизгладимый след. Все это формирует в дальнейшем бережное отношение к окружающему нас миру, способствует формированию экологической культуры. Общение с музыкой приводит детей к более эмоциональному и бережному восприятию природы и окружающего мира.

Данный  литературный материал помог подготовить картотеку игр, такие как: экологические игры-превращения «Ходят капельки по кругу», На лесной опушке, Кто вышел погулять?, Что ты, ёж?, Зайчики и лошадки, Птичий концерт и т.д., музыкально- дидактические игры: «Шаловливые сосульки, Прогулка во дворе, Еж и лиса и т.д., направленные на бережное отношение к природе, закрепление знаний детей о разнообразии животного и растительного мира, развитие воображения, фантазии, чувства ритма у детей.

Так же данный литературный материал помог разработать сценарий музыкально – экологического развлечения «Земля – наш общий дом» цель которого, формировать экологические знания, развивать мышление, ловкость, выносливость, воспитывать бережное отношение к природным обьектам, любовь к родному краю.

При решении данной задачи участвовала во всероссийских конкурсах талантов:

 -Диплом 2 место, сценарий мероприятия «Земля- наш общий дом».

Вывод. Таким образом, использование разных видов музыкальной деятельности (слушание, музыкально- дидактические игры, музыкальные этюды, хороводы) способствовали более успешному формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и экологического отношения к природе, растениям и животным. Музыка оказывает большое влияние на чувства дошкольников: учит любить, ценить, страдать, развивает эмоционально-целостное отношение к окружающему, формируя основы нравственно-экологической личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой.

              Решая вторую годовую задачу, изучила  и проанализировала следующую литературу:  Доровеев Ю.: Знакомство детей с русской национальной культурой, фольклором, традициями и обычаями – М: 2007.,  Зацепина, М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации / М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-синтез, 2005., Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство « Детство - пресс»,2004

Изучив данную литературу, я поставила перед собой цель приобщить детей и родителей к социально – культурным ценностям русского народа через активные формы. 

Главной задачей приобщения к социокультурным ценностям в детском саду является не столько обучение музыки само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир ребенка, прежде всего на его нравственность.  Музыка является одним из богатейших и действенных средств нравственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства дошкольников. В процессе слушания музыки, разучивания песен, танцев, музыкальных  игр у детей формируются  представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитываются социальные чувства.  Именно в песенном фольклоре дети знакомятся с окружающим миром.  С раннего возраста ребенок слышит из уст матери колыбельные («Баю- баюшки, баю», пестушки («Идет коза рогатая», «Ладушки», потешки («Сорока –сорока», прибаутки («Маша- радость наша», «Расти коса до пояса») дразнилки («Дождик –дождик пуще»). Благодаря использованию наглядных иллюстраций при разучивании, дети старшего возраста быстро запоминают русские народные песни: «Блины», «Про комарочка», «К нам гости пришли», «На дворе то калина» и др.

В своей работе для приобщения детей к традиционной культуре использую народные музыкальные игры. Игры подбирались как подвижного («Шатер», «Гори ясно», « А мы просо сеяли» и др.), так и творческого характера («Колечко», «Баба- яга», «Золотые ворота», «Карусель», Шел козел по лесу» и др.) Была собрана фонотека «Колыбельные народов России», «Плясовые мелодии народов России», которая оказала  воздействие  на весь духовный мир ребенка, прежде всего на его нравственность.

При проведении праздников и досуговых мероприятий, постоянно используется народный музыкальный материал, где воспитанники  имеют возможность глубже погрузиться в народную культуру в целом (песни, танцы, хороводы, народные персонажи, игры и т.д.).

Так же данный литературный материал помог разработать сценарии праздников, конспект занятия  с использованием русских народных игр «В поисках музыкальных инструментов» целью которого, являлось приобщение детей к традициям и культуре русского народа.

При решении данной задачи участвовала в методическом объединении города.

Вывод. Таким образом, в ходе активного, целенаправленного, систематизированного использования народного творчества, с учетом лично - ориентированного подхода, у ребят обогатился и расширился словарный запас, повысился интерес к окружающему миру, народному слову, народным играм, обычаям, улучшился микроклимат и взаимопонимание со взрослыми. Дети с удовольствием участвуют в различных праздниках, с большим желанием выступают перед родителями.  

На начало 2021 - 2022 учебного года мною был составлен и утвержден план работы на текущий учебный год.

Решение задач в области «Художественно – эстетическое развитие» (раздел «Музыка») осуществлялось в соответствии с образовательной программой ДОУ.

Основными задачами данного раздела является:

  • формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
  • формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;
  • развитие музыкально-художественной деятельности;
  • приобщение к музыкальному искусству;
  • развитие воображения и творческой активности;

Работа по музыкальному развитию проводилась по трем направлениям:

дети, родители, педагоги.

          В работе с детьми по музыкальному воспитанию использовались музыкальные занятия. НОД проводятся преимущественно в игровой форме, продолжительность занятий не превышает допустимой нормы. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией и частой сменой видов деятельности. Для достижения оптимальных результатов НОД строится с равномерным распределением психофизической нагрузки и проводится по следующей схеме:

1. Приветствие.

2. Музыкально-ритмические движения.

3. Слушание музыки.

4. Упражнения – распевки, (развитие чувства ритма, музицирование)

5. Пение.

6. Танцы, хороводы, игры (игра на детских музыкальных инструментах).

7. Итог занятия.

            Для определения музыкальных способностей и навыков детей была проведена диагностика на начало учебного года. Мною было охвачено 77 детей дошкольного возраста.

Уровни

Старший возраст

(49 детей)

Подготов. возраст

(28 детей)

Ранний возраст

(9 детей)

высокий

0-0%

0-0%

0

средний

14- 28%

7- 25%

0

низкий

35 – 72%

21- 75%

9-100%

 По итогам диагностики выявлено, что затруднения вызывает у детей слушание – музыкальный вид деятельности, умение слушать музыкальное произведение, понимать характер музыки и высказываться о нем, умение различать звучание музыкальных инструментов. В своей работе использовала презентации по слушанию музыки, была подобрана картотека классической и народной музыки в соответствии с возрастом, музыкально – дидактические игры: «Сложи песенку», «Разноцветные кубики», направленые  на различение формы музыкального произведения; «Музыкальные цветы» «Узнай сказку» на определение характера музыки; «Веселый поезд», «Выбери инструмент» игры на развитие слуховых представлений и т.д.

Особое внимание следует уделить певческим навыкам; работать над чистотой интонирования, звукообразованием, дыханием, умение петь легким звуком, произносить отчетливо слова, эмоционально передавать характер мелодии. Включала в занятия упражнения – распевки, направленные на распевание определенного слога, звука, мелодии, пропевание мелодии внутренним голосом, про себя.   Так же использовала индивидуально – дифференцированный  подход, с учетом особенностей и возможностей каждого ребенка. Для отработки дыхания использовала игровые упражнения: ежик, ветер, насос, часики, кто дольше гудит и т.д. В работе над дикцией использовала различные скороговорки и потешки.

 Затруднения,  вызывает игра на музыкальных инструментах, так как недостаточно развито чувство ритма. Для усовершенствования методов игры на детских музыкальных инструментах использовала ИКТ с показом презентаций, а так же музыкально – дидактические игра такие как: «Телеграмма», «Эхо», «Набираем в оркестр» цель которых: развивать слуховое внимание, чувство ритма, динамический слух.

Дети испытывают затруднения в координации и в выразительности движений. Для усовершенствования танцевальных движений применяла  музыкально – дидактические игры такие как: «Встаньте дети встаньте в круг», «Определи по ритму», «Музыкальные узоры», цель которых умение ориентироваться в пространстве и т.д. 

Особые затруднения вызывает у детей  развитие творческих способностей, образного мышления и фантазии, пластичности. Были использованы такие методы: словесные (беседы), наглядно-образные (использование картинок, игрушки и куклы); игровые упражнения «зайчики», «мячики», «пружинки», «часики с кукушкой» - движения головы и шеи, «кошечка» - упражнения на гибкость спины, и т. д. Эти упражнения выполнялись   с музыкальным сопровождением, под слово, в игровых ситуациях, а также в танцевальных композициях. 

           Исследовала  и провела отбор одаренных музыкально - развитых детей для индивидуальной работы, в которую вошли дети с высоким и  средним уровнем развития музыкальных способностей.

            Для  этих детей были подобраны различные формы и методы работы, такие как: коммуникативные игра и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки; ритмопластика, игровые и танцевальные упражнения; для активизации творческой активности применялись  музыкально-дидактические игры: «Звучащий кубик» (развитие певческого диапазона); «Музыкальный паровоз» (развитие чувства ритма и творческого музицирования); «Веселые картинки» (формирование чувства ритма); «Чистюля гном» (развитие чувства ритма посредством ритмопластики); «Овощи» (развитие музыкальности, речеслуховой памяти); «Песенка дождя» (развитие ритмической импровизации); «Фруктово-ягодный компот» (развитие творческого музицирования), «Три медведя» (развитие тембрового восприятия музыки), «Музыкальные перчатки», «Музыкальные грибочки» (развитие чувства ритма) и другие. Привлекала  их к участию в конкурсах, развлечениях.

По результатам диагностики на конец учебного года прослеживается положительная динамика развития музыкальных способностей детей.

Уровни

Старший возраст

(49 детей)

Подготов. возраст

(28 детей)

высокий

  1. 33%

13 - 46%

средний

33 - 67%

15 - 54%

низкий

0 -0%

0 – 0%

Дети в процессе  музыкальной деятельности стали проявлять повышенный интерес к слушанию музыки, повысилась эмоциональная отзывчивость на музыку, но не все дети внимательно слушают музыку до конца. Дети определяют контрастные настроения в музыке, динамические и тембровые оттенки, различают жанры в музыке, но недостаточно умеют высказываться о музыкальном произведении, подбирать соответствующие термины, сравнивать с другими произведениями.  

 У детей сформировались основы музыкально - эстетического сознания и музыкальной культуры;  значительно повысился уровень сформированности певческих навыков и исполнительской культуры. Большинство детей поёт звонко, выразительно, без напряжения, правильно, чисто интонируя мелодию. Могут петь в хоре и сольно, с аккомпанементом и без него. 

Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, исполняют знакомые движения в свободной пляске, придумывают свои комбинации танцев (по одному, в парах).    

           Таким образом, использование данных методов, форм работы позволили достичь хороших результатов и эффективно повлияли на музыкальное развитие детей.

          В течение года с детьми  были проведены  мероприятия: «Путешествие в Незнайкой!» (посвященное дню знаний),  «Земля – наш общий дом» (музыкально – экологическое развлечение), квест- игра «Лесное путешествие», развлечение посвященное Дню матери «Лучше всех на свете – мамочка моя», новогодние праздники «Новогоднее приключение», развлечение посвященное 8 Марта «Проделки Нехочухи», «До свидания, детский сад» - выпускной бал..

Для приобщения русских традиций были проведены мероприятия совместно с инструктором по физической культуре: «Масленица пришла, круглый блин принесла», «Коляда пришла, нам веселье принесла», «Пришел апрель – ни кому не верь», «Богатырские забавы» цель которых, привлечение детей к традициям и культуре русского народа.

          Совместно с социальным педагогом были проведены мероприятия «День семьи», «Веселимся мы играем и нисколько не скучаем» цель которых, воспитывать любовь, интерес к народным играм.

Для воспитания нравственно - патриотических,  качеств были проведены мероприятия: музыкально – спортивное развлечение «Потерянная вселенная», Квест – игра «Школа юных солдат», «Я помню, я горжусь» посвященное Дню Победы.

В течение года велась работа по взаимодействию с воспитателями, они активно участвовали на музыкальных занятиях во всех видах музыкальной деятельности: песня, пляска, танец, ритмические упражнения, игры и др.; принимали участие в праздниках и развлечениях в качестве ведущих  и персонажей; помогали в изготовлении атрибутов и реквизита, украшении музыкального зала к праздникам; проводили работу в группах по изучению песен, стихов, элементов праздников.

Работу с родителями стараюсь строить на понимании, доверии, уважении, взаимопомощи. В своей работе стараюсь  активизировать участие родителей в мероприятиях ДОУ, приобщить их к музыкальному искусству.

В качестве наглядно – информационных форм работы с родителями в группах периодически мною оформляется стендовая информация на темы: «Безопасная одежда и обувь ребенка на музыкальных занятиях», «Пойте детям перед сном», «Сказки-шумелки»,  «Как вести себя на детском празднике», «Музыкальное развитие в детском саду», «Роль русских народных игр на музыкальных занятиях», «Поступаем в музыкальную школу» и др.

            Профессиональная компетентность музыкального руководителя включает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению музыкальной  деятельности и характеризует его профессионализм, профессиональные знания и умения. В связи с этим проводилась работа по самообразованию. Изучала методическую литературу по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре средствами музыкального фольклора».

Изучив  методическую  литературу, подобрала и внедрила в свою работу народные музыкальные игры: «Бай, качи, качи, качи», «Шел козел по лесу», «Я по гореньки иду» и т.д., с целью приобщения детей к традиция русского народа, которые развивают интерес к пению, память, чувство ритма, в процессе игры дети проявляют взаимовыручку.  Была составлена картотека народных музыкальных игр для детей старшего дошкольного возраста.

Изучив методическую литературу Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», разработала сценарии праздников и конспект занятия  «В поисках музыкальных инструментах», целью которого явилось приобщение детей к традициям и культуре русского народа. Приняла  участие в методическом обьединении города.

Изучив литературу, Науменко Г. М. Фольклорный праздник, Веселая ярмарка. Сценарии нетрадиционных праздников для дошкольного возраста, разработала консультацию для педагогов на тему: «Организация групповых досугов с использованием элементов русского фольклора» с целью повышение знаний педагогов в вопросах организации досугов с использованием русского фольклора.

В течение  учебного года приняла участие во всероссийских, международных конкурсах талантов:

- Диплом 1 место «А ну-ка, девочки» лучший сценарий мероприятия в детском саду

 -Диплом 1 место всероссийское тестирование «Аттестация педагогических кадров как фактор профессионального роста»

На следующий  учебный год планирую продолжать работу по развитию музыкальных способностей детей:

  -изучать новые методики по музыкальному воспитанию;

            -пополнять подборку интересной детской музыкальной литературы;

          -продолжать знакомиться с новыми формами, методами и приемами

              обучения;

            -принимать участие в музыкальных творческих конкурсах. 

             - привлекать родителей в участие развлечений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ деятельности музыкального руководителя.

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию самоанализ педагогической деятельности за 2010-2013г....

самоанализ о проделанной работе музыкального руководителя

самоанализ о проделанной работе музыкального руководителя имеет значение, так как виден результат и перспективы на будущее....

Самоанализ деятельности музыкального руководителя

В конце учебного года на итоговом педсовете мы представляем свой самоанализ проделанной работы за год.Пример такого материала ....

Самоанализ деятельности музыкального руководителя

Обобщение проведенной работы в течении учебного года....

Самоанализ работы музыкального руководителя МБДОУ д/c № 6 «Буратино» Борисовой Инны Николаевны.

В 2017 - 2018 учебном году работала по рабочей программе, разработанной в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным госуда...

Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования.  Поэтому музыкаль...