Проект "День птиц"
проект (подготовительная группа)

Григорьева Светлана Петровна

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Большинство современных детей редко общается с природой. Проведенная беседа показала, что дети имеют недостаточные знания о жизни птиц, знают мало о том, какую пользу приносят птицы, что для них вредно, а что полезно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_den_ptits.docx72.4 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «День птиц»

C:\Users\Воспитатель\Desktop\i (1).jpg

Разработала:

Воспитатель: Григорьева С.П.

Паспорт проекта

Тема: «День Птиц»

Участники проекта: дети, педагоги, учитель-логопед, родители

Возраст детей: 5-6 лет

Вид проекта: групповой, практико-ориентированный, информационно-творческий

Срок реализации: с 01.04.22 по 11.04.22 гг.

Продолжительность: краткосрочный

Форма проведения: в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни

Актуальность проекта:

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Большинство современных детей редко общается с природой. Проведенная беседа показала, что дети имеют недостаточные знания о жизни птиц, знают мало о том, какую пользу приносят птицы, что для них вредно, а что полезно. Поэтому было решено углубить знания детей о жизни птиц через образовательную, совместную продуктивную деятельность, связь с русскими народными обычаями и обрядами, привлекая к работе и родителей.

Цель проекта:

Формирование у детей представления о птицах как живых существах, живущих на Земле, их значения для окружающей природы.

Задачи проекта:

Для детей:

1. Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах.

2. Учить отгадывать загадки о птицах, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением, учить чётко произносить их.

3. Развивать любознательность, интерес к миру пернатых.

4. Развивать внимание, творческую активность.

5. Формировать у детей желание заботиться о птицах.

6. Развивать интерес к русскими народным обычаям и обрядам.

Для педагогов: 

1. Пополнить методическую копилку.

2. Расширить предметно-развивающую среду материалами и оборудованием. 

Для родителей: 

1. Показать родителям значимость взаимодействия с ребенком.

2. Привлечь родителей к совместной деятельности по поиску информации о птицах (книг).

Ожидаемые результаты:

Дети:

  1. Научатся проявлять интерес к объектам природы - птицам, будут знать и называть птиц, обитающих в России.
  2. Расширят свои знания о русских народных обычаях и обрядах.
  3. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе.

Педагоги:

Пополнят методическую копилку и расширят предметно-развивающую среду материалами (мультимедийные презентации).

Родители:

Повысят уровень педагогической компетенции по проблеме формирования экологического сознание ребёнка.

Проблема:

Экологическое воспитание детей достигает огромного эффекта, если родители и педагоги находятся в сотрудничестве и взаимосвязи, создается необходимое условие для полноценного развития ребенка.

К сожалению, родители в связи с нехваткой времени и максимальной занятостью на работе мало уделяют время экологическому воспитанию.

Важно донести до родителей осознание необходимой целенаправленной работы, тесной взаимосвязи семьи. На начальном этапе задача педагога привлечь внимание родителей к проблеме, постепенно побуждая их к сотрудничеству в первую очередь с самими детьми.

Этапы проекта

Подготовительный этап:

Цель: выявить уровень знаний детей о птицах, обеспечить информационную, мотивационную, организованную готовность участников проекта.

  1. Подбор методической литературы, иллюстрационного материала, настольно - печатных, дидактических игр, художественной литературы для чтения, загадок по теме проекта.
  2. Беседа с детьми «Птицы нашего края».

Основной этап:

  1. Занятие.
  2. Беседы
  3. Чтение художественной литературы
  4. Дидактические игры
  5. Подвижные игры
  6. Физкультминутки
  7. Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, конструирование)

Работа с родителями.

  1. Беседы, консультации,
  2. Привлечение родителей к книжным выставкам по теме;
  3.  Размещение в уголке для родителей статей, материалов, папок – передвижек;
  4. Участие в изготовлении кормушек для птиц.
  5. Участие в акции «Птичья столовая», «Накормите птиц»  

Заключительный этап: Подведение итогов

Акция «Покорми птиц»

Продукт проекта: Выставка кормушек для птиц

Перспективно-тематический план по проекту

Дни

недели

Формы, темы

Программное содержание

Словарная работа

Работа с родителями

Пятница

1 апреля

«День птиц»

-Беседа «Птицы»

- Презентация «Перелетные птицы»

Чтение худ. Литературы

Углубить и расширить знания детей о птицах нашего края, обогащать и активизировать речь детей, воспитывать заботливое отношение к птицам.

Закрепить названия перелетных птиц.

В. Звягиной «Воробей»,

С. А. Есенина «Поёт зима, аукает»,

Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова.

Класс птицы

Привлечь родителей к изготовлению скворечников.

Понедельник 4апреля

Дидактическая игра «Расскажи о птице»

Совместная деятельность с педагогом.

Изготовление книжки - малышки с поговорками, пословицами и потешками про птиц.

Развивать связную речь детей с наглядной опорой.

Развивать память, внимание, аккуратность при изготовлении книжки.

Перелетные, зимующие.

Изготовление мини альбомов про птиц.

«Перелетные птицы»,

«Зимующие птицы».

Вторник

5 апреля

Чтение художественной литературы.

Чтение сказки «Сорока»

Самостоятельная деятельность детей.

Художественное творчество - рисование.

Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, правильно воспринимать содержание. Развивать умение высказывать свое мнение поступкам героев.

Продолжать учить детей передавать в рисунке образ птицы доступными средствами. развивать умение делать набросок простым карандашом. воспитывать художественно - эстетический вкус.

Сорока - белобока,

синичка,

сорочата.

Выставка поделок (кормушек) сделанных совместно с родителями.

Среда

6 апреля

Беседа «Зимующие птицы нашего края»

Презентация «Зимующие птицы»

Подвижная игра на улице «Птичьи стайки»

Презентация книжки - малышки с пословицами, поговорками и потешками про птиц.

Рассматривание мини альбомов про птиц.

«Птицы Красной книги»

Развивать внимание, память. обогащать словарный запас. Воспитывать любовь к живым существам.

Закрепить названия зимующих птиц, отмечать их характерные особенности.

Создать эмоционально радостное настроение в ходе игры. Воспитывать уважение к своим сверстникам.

Знакомить с народным творчеством. Развивать память, внимание, слуховое восприятие.

Развивать внимание, память, речь.

Филин, тетерева, овсянка, зимующие, корм.

Стая птиц

Четверг

7 апреля

Сюжетно - дидактическая игра «Птицы прилетели на кормушку».

Презентация «Птицы Красной книги»

Оформление уголка книги

Конструирование из бумаги «Птичка невеличка»

Музыка

Формировать представление детей о птицах, о том, как они приспосабливаются к жизни в зимний период. Выяснить представление детей о том, чем питаются птицы зимой.

Познакомить детей с птицами, занесенные в Красную книгу.

Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.

Подбор книг о птицах.

Развивать мелкую моторику рук.

Прослушивание записи с голосами птиц

Гагара чернозобая,

цапля,

беркут,

дятел

Пятница

8 апреля

Дидактическая игра «Узнай и назови»,

«Накорми зверей и птиц»

Аппликация «Вороненок»

Чтение художественной литературы:

Закреплять знания детей названий птиц по описанию. развивать внимание, память, речь.

Закреплять умение работать с ножницами.

Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О.Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А.Яшин.

Подборка стихов и загадок про птиц.

Понедельник

11 апреля

Чтение художественной литературы.

чтение стихов и загадок про птиц.

Подвижные игры на улице «Совушка-сова»

«Птички в гнездышках»

Рисование «Птицы»

Конкурс на лучшую кормушку для птиц

Продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение, понимать образные содержания стихов и загадок.

Развивать ловкость, умение соблюдать правила.

Продолжать формировать навыки творческого воображения, умение соблюдать пропорции при рисовании

Совместные рисунки детей родителями «Птицы - наши друзья»

Акция «Птичья столовая», «Накормите птиц зимой»

Развешивание кормушек в парке в выходной

Приложение 1

Конспект занятия в старшей группе

на тему: «Птицы нашего края»

Цель: Формировать представления детей о наиболее распространенных перелетных птицах.

Задачи:

- Расширить и систематизировать представления детей о птицах, об особенностях внешнего вида; развивать связанную речь,

- Обогащать словарный запас детей;

- Учить детей отвечать на вопросы сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

- Воспитывать интерес и любовь к природе, заботливое отношение к природе.

Программное содержание:

Расширять знания детей о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в данной местности. Формировать умение выделять характерные особенности разных птиц. Развивать познавательный интерес. Учить составлять паспорт для птицы.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами на участке. Чтение произведений о птицах. Беседа о перелетных, кочующих и зимующих птицах. Проведение игры «Совушка». Беседа об орнитологах. Оформление карточек алгоритма заданий, для паспорта птицы.

Материал и оборудование:

Магнитный плакат «Птицы нашего края» с магнитными фигурками птиц, конверт, письмо от орнитолога, аудиозаписи птичьих голосов, листы бумаги формата А4 с изображением птиц, обитающих в данной местности, цветные карандаши, картинки с вариантами (по количеству детей).

Ход занятия

Воспитатель загадывает детям загадку:

Любит семечки и сало,

Во дворе с утра летала

Эта маленькая птичка.

Отгадайте, кто?

(Синичка)

-1 апреля отмечается экологический праздник «День птиц». В этот день в разных уголках нашей страны готовятся к встрече птиц. Люди заготавливают для них подкормку, кормушки.

На магнитном плакате воспитатель просит детей разместить фигурки птиц. Уточняют, кто что ест.

-Ребята, какие бывают кормушки? Из каких материалов можно сделать кормушки? Куда можно повесить кормушки? А вешали ли вы кормушки? Какой корм можно насыпать в кормушку? А вы видели, какие птицы прилетали к кормушкам? При какой погоде птиц у кормушки больше? При какой меньше? Как вы думаете, почему? (ответы детей)

- Есть специалисты, которые наблюдают за птицами, изучают их жизнь и повадки и даже могут лечить птиц. Такие специалисты называются орнитологами. Один такой орнитолог прислал вам письмо.

Воспитатель достает конверт с письмом.

-Здравствуйте, уважаемые дети! Я работаю орнитологом. В нашей лаборатории создаются паспорта птиц, которые обитают в нашем крае. Педагоги, дети и родители начали готовить паспорта на птиц нашего края. Вот какой паспорт нам прислали дети из сибирского города Томска на кедровку. «Кедровка - это небольшая кочующая птица. Питается кедровыми орехами, желудями, семенами шишек, ягодами. Тело покрыто перьями. Кедровка откладывает яйца, из которых вылупляются птенцы. Окрашена в тёмный коричневато-бурый цвет с белыми пятнами, которых нет только на верхней стороне головы. На конце хвоста светлая полоска. "

Воспитатель показывает детям паспорт на птичку "Кедровка". предлагает оформить паспорта на птиц, обитающих в данной местности (хорошо знакомых детям).

На столах разложены листы формата А4 с изображением птиц, обитающих в данной местности. Каждый ребёнок выбирает лист и составляет паспорт птицы (птицы могут повторяться)

Воспитатель поочерёдно зачитывает задания.

Задание 1. «Вид птицы»

Ребёнку предлагаются 3 картинки со схематичными изображениями:

1 - зима в городе;

2 - пальма и летящие птички;

3 - лесной пейзаж.

Задание: Выбрать картинку в соответствии с тем, к какой группе относится птица - зимующая, перелётная или кочующая (обозначения: зимующая птица - зима в городе; перелётная птица - пальма и летящие птички; кочующая - лесной пейзаж.) Наклеить подходящую картинку под фотографией птицы.

Задание 2. «Чем питается птица».

Ребёнку предлагаются 3 картинки:

1 - конфеты;

2 - насекомые;

3 - семена растений.

Задание: определить, чем питается птица. Наклеить картинку с правильным ответом.

Задание 3. «Чем покрыто тело птиц».

Ребёнку предлагаются 3 картинки:

1 - перья;

2 - чешуя;

3 - шерсть.

Задание: Определить, чем покрыто тело птицы. Наклеить картинку с правильным ответом.

Воспитатель предлагает детям вспомнить игры, в которых упоминаются птицы. Проводится игра «Совушка».

Из числа играющих выбирается совушка. Остальные дети - птицы, жуки, бабочки. «Сова» влезает на дерево (садится на стульчик, а остальные дети «летают», имитируя движения птиц, жуков и бабочек. Воспитатель произносит «Ночь!». Играющие замирают на своих местах. Совушка «слетает» со своего дерева и медленно «облетает» ребят. Того, кто пошевельнётся, совушка уводит к своему дереву. Воспитатель произносит «День!», и совушка «забирается на дерево». Игра повторяется 3-4 раза. Роль совушки дети выполняют по очереди.

Задание 4. «Где птица откладывает яйца и выводит своё потомство?»

Ребёнку предлагаются 3 картинки:

1 - гнездо;

2 - коляска;

№ - будка.

Задание: определить, где птицы откладывают яйца и выводят своё потомство. Наклеить картинку с правильным ответом.

Задание 5. «Какие цвета могут быть в окраске птицы?»

Ребёнку предлагаются 10 цветных карандашей: чёрный, коричневый, жёлтый, зелёный, красный, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый, розовый.

Задание: определить, какие цвета могут быть в окраске птицы. Нарисовать круг соответствующего цвета.

Дети (по желанию) рассказывают про птиц, используя паспорт. (Если ребёнок рассказал верно, звучит голос птицы.)

Воспитатель предлагает детям дома совместно с родителями включить дополнительную информацию в паспорта птиц.

СТИХИ И ЗАГАДКИ О ПТИЦАХ  


Воробей 
В канаве с водою талой 
Плещется воробей, 
У темной ольхи я встала 
Смотрю из-за голых ветвей.           
Как беззаботный мальчишка          
Задорный, лихой воробьишка

С головкой он хочет нырнуть…          –           
Боюсь я его спугнуть. 
Забыл он голод, и стужу, 
Забыл, как поземка мела. 
Он рад нынче солнечной луже 
И каплям скупого тепла!   


Загадка 
Маленький мальчишка 
В сером армячишке 
По дворам шныряет, 
Крохи собирает. 


Синица 
Все тропинки занесло, 
Снег лежит, искрится 
Клювиком в мое стекло 
Стукнула синица.           
За окном повешу ей           
Я кусочек сала           
Чтоб теплей и веселей           
Бедной птахе стало. 


Загадка 
Угадай, какая птица 
Бойкая, задорная, 
Ловкая, проворная 
Звонко тенькает: 
«Тень, тень! 
Как хорош весенний день!» 

Сорока 
Всюду я летаю, 
Все на свете знаю, 
Знаю каждый куст в лесу, 
Новость на хвосте несу.           
Может быть, меня за это           
И зовут «лесной газетой?» 

Загадка 
Кто летает, кто стрекочет – 
Рассказать нам новость хочет? 


Снегири 
Стынут лапы на морозе 
У сосны и ели 
Что за чудо? – 
На березе 
Яблоки поспели.           
Подойду поближе к ней –           
И глазам не верится:           
Стайка алых снегирей           
Облепила деревце! 

Скворцы 
Прилетели скворцы – 
Молодой весны гонцы, 
Червяков они клюют 
И поют, поют, поют! 

Загадка 
Мы в скворечнике живем 
Песни звонкие поем. 

Жаворонок 
На солнце темный лес зардел, 
В долине пар белеет тонкий, 
И песню раннюю запел 
В лазури жаворонок звонкий,
 Он голосисто с вышины 
Поет, на солнышке сверкая: 
Весна пришла к нам молодая, 
Я здесь пою приход весны… 

Загадка 
По – над полем, над болотом 
Начинаю рано петь 
И люблю я вертолетом 
В синем воздухе висеть. 

Прилетайте под окно. 
Снег – снежок, снег – снежок 
Весь в следах от птичьих ног
 Воробьи вокруг скакали 
Видно корм себе искали 
Время трудное пришло, 
Зерна снегом занесло. 
Ваши гости и друзья, 
Прилетайте под окно, 
Есть в кормушках вам зерно. 

Зимние птицы. 
Что вы птицы, ищете под снегом? 
Может быть, большого червяка? 
Глупые! Ну разве он под снегом?! 
Он уж под землей наверняка! 
Если зерен ищете –           
Едва ли 
Этих зерен хватит вам на всех 
И зачем вы раньше не взяли 
Час назад, пока не выпал снег? 


Поиграйте с детьми. 
Закончи предложение. 
Воробей маленький, а журавль… 
Ворона большая, а синица… 
Сова спит днем, а охотится… 
У синицы хвост короткий, а у трясогузки… 
У дятла клюв длинный, а у снегиря… 
Утка серая, а лебедь… 

Голоса птиц. 
Угадайте, какая птица произносит такие звуки:

  • кар – кар ! (ворона)
  • чик – чирик, чив – чив! (воробей)
  • ча –ча – ча! (сорока)
  • свири – свир! (свиристель)
  • ку –ку! (кукушка)
  • рюм – рюм – рюм! (снегири)
  • синь – синь – синь! (синица)


Накорми зверей и птиц.    

     В коробочке находятся мед, орехи, сыр, пшено, кусочки сала, ягоды, морковь, яблоко, хлебные крошки.    
Дети достают пищу для животных и птиц, угадывают для кого она, кто чем питается. Угощают их. 


Пословицы и поговорки. 

  • Лес без птиц и птицы без леса не живут.
  • Всякая птица своим пером гордится.
  • Сорока без причины не стрекочет.
  • Сорока весть на хвосте принесла.
  • Мала синичка, да коготок остер.
  • Кукушка кукует, по дому горюет.
  • Всякая птица своим клювом сыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....