"Использование Квест - технологий в ДОУ".
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Данное практико - ориентированное мероприятие рекомендовано педагогам.  В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии.  Всё более популярными становятся  приключенческие игровые Квесты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_tehnologii.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

 Использование  Квест-технологий в ДОУ.

Практико – ориентированное мероприятие  для педагогов.

Подготовила и провела воспитатель Коновалова Н.И.
Горький А. М: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
Макаренко А. С: «Только та игра целесообразна, в которой ребёнок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности».
В последние годы в связи с реализацией федерального государственного стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников, которая реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, учитывая индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка.
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии. Все более популярными становятся приключенческие
игровые квесты. Сама по себе методика квестов не новая, подобные занятия были известны еще в прошлом столетии, когда дети во дворах играли в «Казаков-разбойников», «Зарницу» и прочие приключения. Новое слово в этой концепции предложил американский ученый Джордж Берни, благодаря которому на сегодняшний день мы имеем сочетание игры и обучения в одном мероприятии.
Квест – в переводе с английского Quest- «поиск, предмет поисков, поиск приключений». Квест (квестор): от лат. «quaero» – ищу, разыскиваю, веду следствие.
Квест - технология - игровая технология, которая имеет чётко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), чёткие правила, и реализуется с целью повышения у обучающихся знаний и умений по заданной теме.
Квест-технология вызывает большой интерес среди специалистов ДОУ. Игры-квесты актуальны в контексте требований ФГОС ДО.
Квест - это командная игра, идея игры проста: команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Преимущества Квест-игр:
Квест - игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка, как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровой форме способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.
Квесты помогают реализовать принцип сотрудничества. Важно наладить успешное взаимодействие в команде, прочувствовать и сформировать взаимовыручку, разделение обязанностей, научиться мобилизоваться и очень быстро решать возникающие по ходу игры неожиданные задачи;
проведение  Квест-игры способствует сплочению коллектива детей, воспитанию доброжелательных, дружеских взаимоотношений;
в ходе реализации  Квест-игры осуществляется интеграция образовательных областей, комбинируются разные виды детской деятельности и формы работы с детьми;
квесты требуют определённой ловкости, выносливости, силы. Если игра проводится на открытом воздухе, в неё обязательно включаются задания, связанные с бегом, лазанием, метанием, прыжками, равновесием, таким образом, укрепляется здоровье детей;
ребенок осваивает информационные технологии для решения задач (для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, буклетов, газет и многого другого) ;
возможность интерактивной работы с родителями, активное вовлечение семей воспитанников в образовательную деятельность ДОО.
Таким образом, детские квесты помогают реализовать
следующие задачи:
воспитательные: формируют навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие;
образовательные : участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;
развивающие: в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;
коррекционные: интересный сюжет, нестандартный подход к проведению заставляют ребёнка думать, искать выход из сложной ситуации, а это, в свою очередь, развивает логику, сообразительность, учит детей взаимодействовать и общаться с другими участниками.
В процессе прохождения квеста ребёнок всесторонне участвует в работе, в данном процессе задействуются все виды деятельности:
-
игровая (дидактическая, подвижная, спортивная);
-
социально-коммуникативная (развитие речи, основы здоровья и безопасной жизнедеятельности) ;
-
художественно-изобразительная (рисование, конструирование, лепка);
-
познавательно-исследовательская (игры по ОБЖ, окружающий мир);
- театрально-музыкальная (элементы танцев, рассказ стихов, цитирование ;
-
ознакомление с литературой и фольклором.
Несмотря на развлекательный характер Квест - игр, в них заложен огромный массив вспомогательных приёмов, которые позволяют не только веселить детей, но и учить, и развивать.
Среди основных приёмов можно выделить:
дидактические, спортивные, оздоровительные и др. игры; арт-терапию;
викторины; творческие задания; загадки, кроссворды, ребусы; лабиринты;
задания с конструированием и моделированием; постановку эксперимента.
Квест-игра может иметь разный сюжет, может быть быстрой, а может и продолжительной. В зависимости от возраста детей и изучаемого материала воспитатель может выбирать разные виды квестов.
Различают такую типологию игр:
-
линейные: воспитатель продумывает этапы игры, которые связаны друг с другом и в итоге формируют единую структуру;
-
штурмовые: воспитатель создает несколько путей, по которым могут пойти дети в процессе прохождения игры, получая задания и подсказки к ним, они могут сами выбрать путь и следовать ему;
-
кольцевые: напоминают линейные, но у каждой команды есть своя точка старта и свои задания, которые они выполняют по ходу своего маршрута, приходя в общую финишную точку.
Больше всего дети дошкольного возраста любят бродилки и головоломки. Воспитатель продумывает задания для команд и создает островки, на которых дети находят задание и подсказки, которые указывают, куда идти дальше. Такой вид деятельности позволяет активизировать желание познать окружающий мир, изучить его и исследовать.
Планируя Квест - игру, воспитатель первым делом выбирает ее тематику, ориентируясь на возрастные особенности детей. Так в младшей группе интересной будет игра по русским народным сказкам или сказкам Чуковского, где дети смогут угадать знакомых героев, вспомнить сказки или познакомиться с ними впервые. Для средней группы отлично подойдут квесты по ОБЖ, ПДД, математическая Квест - игра. Для детей старшего дошкольного возраста можно провести экологический  Квест, игру краеведческого характера, более сложный вариант математического квеста с заданиями по финансовой грамотности. Помимо этого, можно проводить тематические игры к определенным праздникам: на 8 Марта, 23 февраля, военно-патриотический Квест на 9 мая, на 1 сентября и т.д. Если позволят погодные условия, полезным будет провести на улице спортивный Квест, который поможет проверить физическое развитие детей, выявить сильнейшего, наиболее активного и сообразительного.
Чтобы удалось организовать игровую деятельность правильно, стоит строить ее по такому принципу:
- определить базу знаний и умений детей, выявить хорошо закрепленный материал и определить новый материал;
- определиться с задачей и целью конкретной игры;
- подобрать виды деятельности для реализации поставленных целей, определиться со временем проведения мероприятия;
- создать сценарий игры со всеми сюжетными моментами, поворотами, интригами;
- педагог должен определиться с названием игры, продумать вступительное слово и ход развития сюжета;
- придумать первое задание, которое выполняется без особых усилий, но вовлечет детей в историю, сюжет самой игры;
- продумать остальные задания, которые будут вызывать интерес и стремление к достижению итоговой цели, а не утомление и скуку (задания должны быть понятными и посильными, педагог использует все известные виды деятельности, создавая интересную и динамичную игру);
- разработать план маршрута так, чтобы станции с заданиями не пересекались;
- чтобы не переутомлять детей, важно продумать и создать условия для отдыха, физминутки, задания на релаксацию;
- продумывая станции с заданиями, важно выстраивать их так, чтобы дети видели логическую связь и двигались к достижению главной цели, которая достигается постепенно, путем прохождения каждого этапа;
- продумать и подготовить реквизит для проведения каждого задания. Благодаря проведению квестов развивающая предметно-пространственная среда (РППС) группы становится все более всегда мобильна, что соответствует требованиям ФГОС ДО.
Конечно, сложные Квест-игры требуют от воспитателя тщательной подготовки, но также есть простой вариант квеста – поиск по запискам – мероприятие, требующее минимальной подготовки. В самом простом варианте ребёнок получает записку, указывающую на тайник, в тайнике другая записка с адресом следующего тайника. Переходя от одного тайника к другому, ребёнок достигает финальной сокровищницы. Эта несложная игровая схема неизменно пользуется успехом.
Таким образом, образовательный  Квест – это совершенно новая форма обучения, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры! Живой Квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-образовательной деятельности по физической культуре с использованием квест-технологии

Использование квест-технологий в организации деятельности по физической культуре с детьми старшего и среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ компенсирующего вида...

Спортивный праздник « В поисках колобка». (с использованием квест технологии) для средней группы с участием родителей.( ФГОС)

Цель: доставить детям и родителям радость, удовольствие от спортивного мероприятия и тем самым формировать ценностное отношение к занятиям физической культурой.Задачи: закреплять у детей инт...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре в подготовительной к школе группе на тему «Тренировка олимпийцев» с использованием квест-технологии

ДО поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взросл...

«Формирование у старших дошкольников навыков безопасного поведения на дороге через использование квест-технологии»

Современное состояние общества, обусловленное высочайшими темпами его развития, предъявляет новые, все более высокие требования к человеку, его здоровью, безопасности. С каждым годом увеличивает...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием квест технологии «В поисках волшебного цветка!»

Конспект непосредственно образовательной деятельностис использованием квест технологии«В поисках волшебного цветка!» Образовательная область: Познавательное развитиеОбласти интеграции: физическое...

Конспект организации ННОД в подготовительной к школе группе с использованием квест-технологии " Юные следопыты", основная образовательная область "Познавательное развитие"

Вашему вниманию представляю конспект организации образовательной деятельности с использованием квест-технологии - технологии, которую считаю интересной, развивающей и эффективной и которая совмещает о...