Конспект занятия по познавательному развитию с элементами игры «Путешествие в прошлое»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Яковлева Мария Васильевна

 Открытое занятие по познавательному развитию с элементами игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_proshloe.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами игры

в старшей группе

 «Путешествие в прошлое»

Цель: Расширить представления детей об истории цивилизации, эволюции человека. Познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека; расширить словарный запас введением новых слов, развивать воображение, фантазию, логическое мышление. Способствовать развитию мелкой моторики.

Образовательная область познавательное развитие

Возрастная группа старшая

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание презентации и беседа, физкультминутка «Ритуальный танец», эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

Задачи:

Образовательные: Сформировать представления о жизни первобытных людей, животном и растительном мире, внешнем виде, их занятиях (охоте, рыбалке, изготовлении одежды и т.д.).

Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.

Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: первобытные люди, очаг, саблезубый тигр, пещерный медведь, мамонт, пещера, кремень, вождь, бивни, наскальные рисунки, копья, дубинки, гарпуны, сети.

Воспитательные: Воспитывать интерес к истории человечества, любознательность.

Демонстрационный материал:

Презентация, пещера, очаг, шкуры, животный мир, камень с рисунком, муляжи огня и растительного мира, игрушки – животные, импровизация река с рыбой.

Раздаточный материал:

Шкуры, палочки, угольки, лук и стрелы, дубинки.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание презентации и беседа, физкультминутка «Ритуальный танец», продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

«Путешествие в прошлое»

 

Ход:

В зал входят дети, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей)

Воспитатель: Сегодня мы совершим путешествие в далёкое - далёкое прошлое.

Рассказ о первобытном человеке. Давным-давно это было. На нашей зелёной и цветущей планете, где уже были разные животные и птицы и жили в то время на нашей планете первобытные люди. Хотите увидеть и узнать о них? Тогда вперёд!

Воспитатель: Поможет нам в этом волшебная лента истории. Крепко держитесь за ленточку, закрывайте глаза и повторяйте за мной волшебные слова.

Можно пальчиком потрогать

Самый краешек мечты,

К ней найти свою дорогу,

Непременно сможешь ты.

К ярким звездам наши детки

В разноцветных снах летают,

Чтоб узнать, как жили предки,

В прошлое попасть мечтают.

Слайд 1 (Первобытные люди. Одежда и быт.)

Воспитатель:

Жил на свете первобытный человек

Он впервые в жизни видел даже снег

Строил хижины, готовил дичь

И бросал он обезьянам громкий клич.

Палкой землю ковыряя,

Пропитанье добывал,

И законы от природы

Очень чётко соблюдал.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы с вами попали в эпоху первобытных людей!

- Древнейший человек сильно отличался от нас с вами. На кого из животных похож первобытный человек? Как вы думаете?

- Ответы детей

Воспитатель:

-Дети, посмотрите, какая была осанка и походка у первобытного человека.  

-Ходил он на двух ногах, но при этом сильно наклонялся вперёд. Руки человека свешивались до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять и рыть землю. 

Я предлагаю пройтись как первобытный человек, наклониться немного вперед и опустить плечи вниз.

 Древний человек (пантомима). Дети имитируют походку древнего человека, ходят, согнувшись, опустив руки вниз и наклонив плечи вперед

Воспитатель:

- Ребята, вам удобно так ходить? Я предлагаю выпрямить спину и пройти присесть на стульчики.

Воспитатель:

- Говорить древний человек ещё не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

-Давайте и мы с вами попробуем произнести эти звуки. (Аы-у-ы-оз-Э)

-  Оказывается, древние люди общались ещё с помощью рисунков.

-На чём же рисовали первобытные люди? (на камне, скале)

- Тогда ещё люди не придумали бумагу и рисовали на камне. А рисовали они-то, что им было близко: животных, охоту, людей.

Слайды №.2,3 (наскальные рисунки)

Воспитатель:

- А сейчас отгадайте, что здесь нарисовано?

Ответы детей

Воспитатель:

Значит ребята первобытные люди общались между собой не только звуками, но и рисунками.

Слайды №4

Воспитатель:

- Посмотрите, во что был одет древний человек?  (в шкуру)

- Да, тогда не было современной одежды, потому что не было ни фабрик, ни заводов и человеку приходилось всё делать своими руками.

- А кто догадается, зачем ему шкура?  (защита от холода)

- Как спасался первобытный человек от холода, мы догадались.

- Может, вы сможете догадаться, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить? Конечно, ему нужны были питьё, еда и жилище. Попить он мог из речки или ручейка.

- Где он мог жить? (в пещере)

Слайд 5,6,7 (Пещеры и землянки первобытных людей)

Воспитатель: Я предлагает вам пройти в пещеру, а также нарядиться в одежду (шкуры, и прожить один день из жизни первобытных людей).

- Вы согласны?

-Хорошо!

Дети: да

Дети рассматривают пещеру рядом с водоёмом и присаживаются там.

Воспитатель:

-Вот какая пещера необычная!

-Ребята как вы думаете, чего не хватает? (воспитатель задаёт наводящие вопросы)

Дети: огня, света, еды.

Воспитатель: Совершенно верно. А как вы думаете, где человек первый раз взял огонь?

Ответы детей.

Воспитатель: Древние люди ждали, когда будет гроза. Молния ударяла в какое-нибудь дерево, и оно загоралось. Тогда люди брали ветку, поджигали ее от горящего дерева и разводили костер в своем жилище или около него. Потом люди научились добывать огонь.

Они находили два камня, которые называются кремень. Чтобы добыть огонь, нужно было набрать сухой травы или мха, сильно стукнуть кремень о кремень - выскочит огненная искра. Она подожжет мох. Только стучать нужно было осторожно, чтобы не пораниться (не стукнуть по пальцам).

А в тех местах, где нет кремния, пользовались сухой палочкой специального дерева. Вниз подкладывали сухую траву, на нее ставили палочку и терли ее между рук. Палочка нагревалась, трава загоралась.

Воспитатель: Давайте и мы ребята с помощью палочек разожжем костёр.

(предлагаю выбрать палочки)

(Дети трут палочку и в пещере появляется импровизированный огонь.)

Воспитатель: Ребята как вы думаете, для чего первобытным людям мог понадобиться огонь?

Дети: для тепла, света и готовить кушать.

- Что он мог съесть? (ягоды, траву, мясо, рыбу)

-Где водится рыба? (в реке, озере)

-А как раздобыть мясо? (идти на охоту)

Воспитатель:

- Перед тем, как отправиться на охоту, первобытные люди проводили ритуальный танец (выполнение ритмичных движений под музыку).

«Первобытный танец»

На пол положить красную ткань, это будет первобытный огонь.
Включается музыка, что-то типа, «Тумба – юмба» и показывается  детям пару смешных движений. А дальше все зависит только от них.  Каждый ребенок в танце может проявить фантазию.
Воспитатель:

- Ох, как здорово у нас получилась! Теперь немного отдохнём и посмотрим на кого же охотились первобытные люди.

- В те далёкие времена на земле жили мамонты. На них и охотились люди

Слайд № 8 (мамонт)

-На какого зверя похож мамонт? (на слона)

-Чем мамонт отличается от слона? (у мамонта шерсть и огромные бивни)

Слайд № 9 (слон и мамонт)

- Как вы думаете, зачем мамонту бивни, хобот и длинная шерсть?

- Мамонты появились много миллионов лет назад. Они жили в холодных уголках нашей планеты, а слоны обитают в тёплых краях. Вот только мамонты вымерли давним- давно, а слоны и сегодня живут. Бивни животным нужны, чтобы выкапывать из земли корни и траву. Также мамонты ими разрывали снег в поисках пищи. А ещё бивни использовались для защиты своих детёнышей. Косматая шуба согревала мамонта в лютые морозы и защищала от колючих северных ветров.

-Слайд № 10. (саблезубый тигр)

- А ещё тогда водились саблезубые тигры. Они были размером со льва. Они могли быстро бегать, но только на короткие расстояния. У саблезубых тигров были самые огромные зубы среди кошек, когда-либо живших на Земле. Эти зубы длиннее человеческой ладони. Эти звери не могли добывать для себя достаточно пищи и постепенно вымерли.

- Ещё люди охотились на пещерного медведя.

Слайд № 10. (пещерный медведь)

Что нужно было человеку, чтобы пойти на охоту за дикими зверями? (оружие)

Слайд № 11. (племя)

Древние люди, в те давние времена, жили племенами. И в каждой племени был вождь, старейшина.

- А также старейшины – старые мудрые люди, которые обучали молодых, как делать оружие, собирать плоды и многому другому.

Воспитатель: Ребята, с каким же оружием ходили на охоту и рыбалку первобытные люди? Давайте посмотрим!

Слайд № 13,14, 15 (копья, дубинки, лук и стрелы, гарпуны и сети)

Мужчины «добывали» племени пищу (рыбную, мясную и растительную), защищали все население племени от врагов и нападения на деревню крупных животных, изготавливали орудия охоты и орудия для рыбалки благодаря трению сухого дерева добывали огонь.

Женщины поддерживали огонь в очаге, готовили пищу и присматривает за детьми.

Воспитатель:

Ребята смотрите спустя столько столетий, ничего не меняется у нас. Мужчины ваши папы также являются добытчиками, зарабатывают деньги и приносят продукты. Женщины ваши мамы занимаются хозяйством по дому, готовят кушать и воспитывают детей (вас).

Воспитатель:

Наши мальчики — это будущие мужчины и сейчас они отправятся на рыбалку, а девочки будут поддерживать огонь в пещере и ждать их с уловом.

(ребятам предоставляется оружие на выбор, а девочки идут в пещеру)

Слайд № 16 (дикая природа)

Включается музыка (звуки дикой природы)

Воспитатель:

-Вот и наши мужчины возвращаются с рыбалки. Какие они ловкие да смелые!

Воспитатель. Вот и заканчивается наше путешествие в древний мир. И сейчас мы с вами опять превратимся в детей (дети снимают шкуры). Молодцы ребята, мы отлично справились со всеми первобытными трудностями.

На память о нашем путешествии я предлагаю каждому из вас взять по угольку из костра. И пора нам возвращаться обратно. Присаживаемся на стульчики держите крепко ленту времени, закрывайте глаза и повторяйте волшебные слова.

Можно пальчиком потрогать

Самый краешек мечты,

К ней найти свою дорогу,

Непременно сможешь ты.

К ярким звездам наши детки

В разноцветных снах летают,

Чтоб узнать, как жили предки,

В прошлое попасть мечтают.

Воспитатель.

-Скажите ребята, вам понравилось наше путешествие в древний мир?

Ответы детей

Воспитатель.

А что вам запомнилось? Да древний мир очень интересный и сложный. Древним людям было легко жить?

Ответы детей: Первобытным людям было тяжело. Они с трудом добывали еду, одежду и т. п

Воспитатель: Что им необходимо было делать, чтобы выжить в нелегких природных условиях?

Дети: Первобытные люди должны были много думать, трудиться.

Воспитатель: Верно. А еще ребята первые люди были очень дружны, помогали друг другу всегда.

Воспитатель:

А давайте, все впечатления о нашем путешествии вы изобразите в своих рисунках, которые нарисуете угольками, которые мы взяли в пещере, но это будет чуть позже!

Воспитатель: Большое вам спасибо! Вы были дружные, смелые и ловкие! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Путешествие в прошлое кукол"

Знакомим детей с историей происхождения и изготовления кукол....

Презентация к занятию по познавательному развитию (ознакомление с окружающим) "Путешествие в прошлое" (динозавры)

Жизнь на земле во времена господства доисторических животных- динозавров....

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в бумажную страну»

Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в прошлое лампочки"

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в прошлое лампочки"...