Русская народная сказка
проект (старшая группа)

Алексеева Ольга Борисовна

Проект для старшей группы детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Русская народная сказка22.92 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

ПРОЕКТ

«Сказка-великая духовная

культура народа, которую мы

собираем по крохам, и через сказку

раскрывается перед нами

тысячелетняя история народа»

Л. Н. Толстой

Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования работает на развитие маленького ребенка. Основная задача детского сада – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования.

В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети не воспринимают произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны. Не чувствуют красоту литературной речи. Не стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. Исходя из этого у дошкольников недостаточные знания о русских народных сказках.

Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображения. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у моих воспитанников не вызывают особого интереса народные сказки, они не достаточно знают о русских традициях, обычаях. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. А ведь сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Цель проекта : создание оптимальных условий для формирования устойчивого интереса детей к русским народным сказкам.

Задачи:

1. Образовательные:

• обогащать и расширять словарный запас детей;

• формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

• учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

• познакомить с творчеством русского народа

2. Развивающие:

• развивать артистические способности,

• развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.

3. Воспитательные:

• воспитывать культуру речи;

• воспитывать чувства дружбы и коллективизма.

Тип проекта : познавательно-творческий, игровой.

Вид проекта : групповой.

Продолжительность: кратковременный проект(ноябрь,начало).

Участники проекта : воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.

Планируемый результат:

- развитие интереса к русским народным сказкам;

- развитие эмоциональной отзывчивости;

- развитие познавательной активности, творческих способностей;

- сочиняют сказки на свободно выбранные темы;

- умеют развивать сюжет, отобрать главных действующих лиц для своего сочинения;

- используют знания о композиционной структуре сказки, выразительные средства раскрытия художественного образа (описание погоды, места действия, портрет героя, его настроения и чувств). - повысит интерес родителей к художественной литературе, возрождения традиции домашнего чтения;

- пополнение книжного уголка книгами по разделу «русские народные сказки»

- содержательно проведенное с ребенком время;

- желание принимать участие в совместных мероприятиях;

- активное участие родителей в жизни детского сада и группы. - оформление лэпбука «Путешествие по русским народным сказкам»;

- изготовление книжки «По страничкам русских народных сказок»;

- изготовление творческих работ с детьми и родителями.

Продукт проекта :

Книжка «По страничкам русских народных сказок»

Лэпбук «Путешествие по русским народным сказкам»

Этапы реализации проекта :

Организационно-подготовительный этап:

1. Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка»

2. Подбор русских народных сказок и иллюстраций к ним

3. Знакомство с жанровыми особенностями сказки

4. Чтение русских народных сказок с последующим просмотром мультфильмов по ним

5. Подбор настольных игр по сказкам

Основной этап:

В самостоятельной деятельности:

-дети раскрашивали иллюстрации из сказок;

-составляли сказки с помощью пазлов;

-лепили сказочных героев (Ёж и теленок, лисичка со скалочкой, Маша и медведь, кот, петух и лиса);

-строили из крупного строителя «Теремок» и заселяли в него героев сказки;

-выкладывали фигурки сказочных героев из геометрических фигур и счётных палочек.

Работа с родителями:

-участие родителей и детей в создании картины «Моя любимая сказка;

-участие родителей в посещении спектакля «Царевна-лягушка» В Д.К. города Пушкина.

-участие родителей в создании лэпбука «Путешествие по русским народным сказкам».

Заключительный этап:

-оформление картин, рисунков совместное творчество детей и родителей «Моя любимая сказка».

Практическая часть

Образовательные ситуации («Открытый микрофон»«Подземная труба» «Деловая игра»«Творческий час» по теме«Русские народные сказки»).

Образовательная деятельность в старшей группе приложение 1

Результативность:

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; с интересом слушали сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривали иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывали знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывали новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.

Родители поддержали педагогов, проявили инициативу и творчество в изготовлении картины «Моя любимая народная сказка» (совместно с детьми); приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Русские народные сказки»; сблизила детей, родителей и педагога группы.

Приложение 1

ООД Конструирование в старшей группе :

«Теремок»«Заюшкина избушка»(из счётных палочек).

ООД Аппликация в старшей группе :

коллективные аппликации по сказкам «Лиса и журавль»«Кот, петух и лиса».

Лепка«Еж и теленок»

Рисование«Волк и лиса»«Сивка- Бурка»«Кто-кто в рукавичке живёт».

Конспект ООД по развитию речи в старшей группеТема: "Русские народные сказки"

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками;

Закрепить в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т. д.

Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки, используя мнемотехническую таблицу;

Развивающие:

Продолжать развивать мышление, память, внимание и воображение.

Активизировать речь, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к сказкам.

Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.

Оборудование и материалы: Выставка книг с русскими народными сказками, иллюстрации с изображением сказочных героев. Мнемотаблицы по русским народным сказкам.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Обыгрывание сказок с помощью настольного театра. Разгадывание загадок. Дидактические игры«Четвертый лишний»«Живые слова»«Из какой сказки»«Выкладывание сюжетных картинок в определенной последовательности» и т. д. Игры драматизации по сказкам. Описание животных, используя мнемотаблицы.

Ход ООД

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Дети: да!

Воспитатель: Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки. Итак, путешествие в страну сказок начинается! (Воспитатель с детьми берутся за руки, и идут по кругу, читая стихотворение Ф. Кривина «О чем-то скрипит пословица).

О чем-то скрипит пословица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.

ВоспитательСказки рассказывают о небывалом и чудесном, и они бывают разныминародными и авторскими.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему сказки называются народными?

Дети: потому что их сочинил народ.

ВоспитательСказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

Воспитатель: почему сказки называются авторскими?

Дети: потому что, их сочинил и написал один человек – автор.

ВоспитательСказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает (добро, а зло всегда (наказывается).

Игра«Ты мне – я тебе». Дети стоят в кругу. Воспитатель с середины круга бросает мяч детям, называя героя сказки. Дети по очереди отвечают, в какой сказке он встречается.

Например: корова – сказка «Крошечка – Хаврошечка». Коза…; 

Медведь…; Волк …; Гуси …; Лиса - …; Курица …; Заяц …

Воспитатель: Молодцы!

Игра«Узнай сказку по загадке».

Воспитатель: Ребята, вы много сказок знаете?

Дети: да!

Воспитатель: сейчас проверим.  Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку.

*Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герой этой сказки(Три медведя)

*Я от дедушки ушёл.

Я от бабушки ушёл,

Скоро и к вам приду (Колобок).

Игра«Узнай сказку по картинке».

Воспитатель: Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации (на доске развешаны иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят»«Курочка Ряба»«Лисичка – сестричка и серый волк» и др.).

Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите,

из какой сказки эта иллюстрация? – показывает иллюстрацию

из сказки «Волк и семеро козлят».

Дети: это сказка «Волк и семеро козлят».

Воспитатель: Кто её сочинил?

Дети: Эта русская народная сказка.

Воспитатель: чему нас учит эта сказка?

Дети: Тому, что нельзя чужим открывать дверь,

слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.

Воспитатель: посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? – показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба».

Дети: это сказка «Курочка Ряба».

Воспитатель: А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая?

Дети: Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.

Воспитатель: А эта иллюстрация, из какой сказки?

Дети«Лисичка – сестричка и серый волк»

Воспитатель: Скажите, правильно поступила лиса?

Дети: нет, она всех обманывала.

Игра«Узнай сказку по героям».

Воспитатель: Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните название сказок, в которых они действуют.

1. Дед, жучка, внучка, мышка (Сказка «Репка»).

2. Мышка, бабка, яичко (Сказка «Курочка Ряба»).

3. Гуси, Баба-Яга, девочка (Сказка «Гуси – лебеди»).

4. Царь, три сына, стрела, болото (Сказка «Царевна-Лягушка»).

Пересказ сказки : «Расскажи сказку».

Воспитатель: А теперь предлагаю рассказать любую сказку с помощью мнемотаблицы (Дети, по желанию, рассказывают сказку с опорой на мнемотаблицу, выразительно, передавая диалоги персонажей).

Воспитатель: Молодцы! Я хочу сказать вам

спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо

знаете русские народные сказки, но, думаю,

у каждого из вас есть самая любимая сказка.

Итог. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...

Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»

Конспект мероприятия  по мотивам русских народных сказокТема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» ...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».

Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....