Проект "Мы посадим огород, наблюдаем как растет"
проект

Бойко Ольга Михайловна

Влияние окружающего мира на развитие ребенка очень важно. Знакомство с бесконечными постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod_-_kopiya.docx35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №40 ЦРР»

ПРОЕКТ:

 «Мы посадим огород, наблюдаем как растет»

Подготовила:

Бойко О.М.

2022г.

Паспорт проекта

«Мы посадим огород, наблюдаем как растет»

Вид проекта: групповой, познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Длительность проекта: 3 месяца.

Актуальность: Влияние окружающего мира на развитие ребенка очень важно. Знакомство с бесконечными постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. 

Ознакомление с ростом и развитием в нашем регионе можно осуществить только в летний, выращивание на территорий детского сада различных культур из семян петрушки, салата, лука, укропа, моркови, свеклы, редиса;, огурца, помидора, кабачка.

Таким образом, деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления Кроме того, ребенок учится аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину. Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы. Все это стало основой разработкой проекта по построению образовательной деятельности в процессе создания нашего небольшого огорода на территории детского сада.

Цель проекта: Формировать у детей элементарные знания о выращивании огородных культур, развивать познавательные интересы, формировать исследовательские навыки через вовлечение в практическую деятельность, воспитывать у детей умения наблюдать и  делать выводы.

Задачи проекта: 

1.  Закреплять представление об общих признаках растений (корень, стебель, листья, цветы, семена) и о потребностях растения во влаге, тепле, свете для их росте.

2. Способствовать развитию эстетического восприятия природы.

3. Формировать познавательный интерес в процессе изучения особенностей роста растений на учебно-опытном участке. Расширять знания детей о культурных растениях.

4. Продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений.

5. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в открытом грунте.

6. Развивать чувство ответственности за полив, взрыхление, прополка сорняков.

7. Развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

8. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Ожидаемые результаты:

1. Расширение знаний и представлений у детей о процессе посадки и выращивания растений;

2. Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества;

3. Формирование у детей уважительного отношения к труду;

4. Получить урожай кабачков, огурцов, листьев салата и петрушки, укропа, редиса, свеклы, моркови выращенных дошкольниками;

 Форма проведения итогового мероприятия:

1. Сбор урожая

2. Употребление собранного урожая в пищу.

3. Выставка рисунков «Огород»

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

Сбор информации, материалов по теме.

Подбор художественной литературы: поговорки, стихи, загадки, сказки. рассказы об овощах.

Разработка цикла наблюдений, занятий.

Приобрели необходимое оборудование:- контейнеры для рассады, пластиковые стаканчики, торфяные стаканчики, землю, семена, луковицы;

Основной этап:

«Рассматривание семян»- отличительные особенности семян.

-«Посадка семян»- привлечение детей к посильному труду и помощи воспитателя.

- Чтение стихотворений об овощах и фруктах.

- Рисование «Овощи».

3.План реализации проекта:

Интеграция образовательных областей

Срок реализации

Совместная деятельность со взрослым

Формирование целостной картины мира.

03.06.22

06.06.22

«Что необходимо для роста растений?»

«Лук от семи недуг».

07.06.22 – 09.06.22

определение идей мини огорода на участке, подбор семян, изучение температурного и светового режима, особенности ухода и агротехники выращивания растений 

10.06.22 – 18.08.22

высадка овощных культур, ухаживание за растениями, наблюдение, проведение с воспитанниками исследовательской деятельности.

15.08.22 – 28.08.22

Анализ результативности проекта, фотовыставка «Посадили огород, наблюдаем как растет» 

Художественно-эстетическое развитие (рисование)

31.08.22

Рисование «Огород»

Заключительный этап:

1. Сбор урожая

2. Употребление собранного урожая в пищу.

3. Выставка рисунков «Огород»

Приложение 1

Беседа «Что необходимо для роста растений?»

Цель: развивать интерес к жизни растений; уточнить представления об условиях, необходимых для жизни растений (вода, почва, свет, тепло); воспитывать трудолюбие; прививать практические навыки посадки семян в землю; учить работать коллективно; расширять экологический кругозор; предложить проверить семена на всхожесть.

Ход беседы:

Воспитатель:

Посмотрите внимательно на растения в уголке природы. Как вы считаете: растения - живые существа или нет? (ответы детей) Конечно, живые! И как всем живым существам, им необходимы хорошие условия. Какие? Давайте по порядку: сначала растения сажают; значит, для этого нужна земля. А если растение не поливать, что с ним может случиться? (ответы детей). Оно завянет. Значит, необходима вода. В темное место растения не ставят; значит, им нужен свет. А еще им необходимо тепло, потому что на холоде ничего не растет. А в чем еще нуждаются растения? (ответы детей) За ними нужно ухаживать - рыхлить землю, пропалывать ее, удобрять, укрывать растения от холода, обрабатывать от вредителей. А если просто посадить и не ухаживать за ними, растения погибнут.

Сейчас мы с вами посадим в контейнеры семена культур (огурцы, помидор, горох) чтобы проверить их на всхожесть, потому что семена хранятся определенное время и могут не взойти, но сначала вы должны определить, какие это семена, а я подпишу контейнеры с землей.

Действия:

Дети вместе с воспитателем сеют семена, накрывают их пленкой, чтобы земля не высохла и семена взошли быстрее, и ставят на подоконник, на солнечную сторону.

Беседа о витаминах:

. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Дети их очень любят. Витамины очень полезные.
- А вы, ребята, пробовали витамины? Конечно, витамины есть не только в таблетках, но и во многих продуктах. А в каких продуктах есть витамины? Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.

В каких продуктах они содержатся и для чего нужны.

Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).

(Для лучшего запоминания использовать художественное слово).

Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, Б, С.

Очень важно спозаранку,
Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.

Помни истину простую
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный пьёт.

От простуды и ангины
Помогают апельсины.
И неплохо есть лимон
Хоть и очень кислый он.

- Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!». А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.

1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь очень строен и высок.

2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить
Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.

3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.

4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.
И Сереже и Ирине всем полезны витамины.

5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.
Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти.

6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,
Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.

- Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.
- Ребята, я предлагаю вам стать «садовниками здоровья», давайте вырастим чудо-дерево (на столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, вешают их на дерево).
- Почему на дереве выросла морковь?
- Чем полезно молоко?
- Какой витамин в свекле?
- Какие овощи и фрукты защищают от вредных микробов?
- Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда.

Пословицы и поговорки.


До поры до времени не сеют семени.

Сей в срок - будет прок.

Каков уход, таков и плод.

Сей лук от семи недуг

Кто ест лук, тот избавлен от мук.

Лук да баня все правят.

Весной пролежишь - зимой с сумой побежишь.

Труд кормит, а лень портит.

Кто весной не сеет, тот осенью жалеет.

Земля - матушка, а хлеб - батюшка.

Пословицы и поговорки обо всех овощах

Всякому овощу свое время.

Овощи хороши во щи.

Не вырастишь овощей - не сваришь и щей.

Всякий день с овощами, да не всякий день со щами.

Пословицы и поговорки о луке

Голо, голо, а луковка во щи есть.

Лук с чесноком - родные братья.

Кто ест лук, того бог избавит от вечных мук.

Облупил, как луковку.

Горе луковое (т.е. незадачливый, неуклюжий человек; недотепа).

Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да неодинаково сладки.

Пословицы и поговорки о чесноке

Лук с чесноком - родные братья.

Не ела душа чесноку, так и не воняет.

Чеснок да редька, так и на животе крепко.

Пословицы и поговорки о моркови

Огурчик в кадке, а морковь – на грядке.

Пошла свинья в огородники: на морковь, на репу, на белу капусту.

В подполе, подполье лежит пирог с морковью: хочется есть, да не хочется лезть.

Пословицы и поговорки про растения

• Растенье — земли украшенье.

• Зеленая ограда — живая отрада.

• Зеленый наряд радует взгляд.

• Сломить дерево — секунда,

                     Пословицы и поговорки о труде

  • Человек рожден для труда.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Что потрудился, то и поел.
  • Воля и труд дивные всходы дают.
  • Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.

Загадки об овощах.

Самые лучшие загадки об овощах

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя резкий,

Горький вкус имеет он…

Обжигает… Не лимон.

(Лук)

Как на грядке под листок

Закатился чурбачок -

Зеленец удаленький,

Вкусный овощ маленький.

(Огурец)

Огородная краля

Скрылась в подвале,

Ярко-жёлтая на цвет,

А коса-то, как букет.

(Морковь)

Зелёная толстуха

Надела уйму юбок.

Стоит как балерина,

Из листьев пелерина.

(Капуста)

Красный, детки, но не мак.

В огороде - не бурак.

Сочный лакомый синьор.

Угадали?

(Помидор)

В огороде - жёлтый мяч.

Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна.

Вкусные в нём семена.

(Тыква)

У извилистой дорожки

Растёт солнышко на ножке.

Как дозреет солнышко,

Будет горстка зёрнышек.

(Подсолнух)

В зелёной палатке

Колобки спят сладко.

Много круглых крошек!

Что это?

(Горошек)

Он кусает, только вот,

Зубок есть, но, где же рот?

Белый носит сюртучок.

Что, скажи, дружок?

(Чеснок)

Бурая - не мишка,

В норке - но не мышка.

(Картошка)

Горлодёрку потри сквозь тёрку, Добавь кваса да хлеба кусок. Эта еда продлит года.

(Редька)

В огороде хоть росла,

Знает ноты "соль" и "фа".

(Фасоль)

В этих жёлтых пирамидках

Сотни зёрен аппетитных.

(Кукуруза)

Загадки о труде

Молодцом тебя зовут

Если очень любишь …

(Труд)


Пальчиковые игры

Мы капусту рубим, рубим.

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем.

Приглашаем в огород.

Приглашаем народ:

Сделать руками жест «к себе».

– Заходите в огород!

Развести руки в стороны перед собой.

Проходите между гряд -

Указательные и средние пальцы обеих рук,

как ножки, «шагают» по столу.

Там огурчики лежат,

Изобразить огурец: сложить пальцы в форме овала.

Помидоры висят,

Изобразить помидор: сложить пальцы в форме круга.

Прямо в рот хотят.

Рядом зреет репка

Изобразить репу: сложить пальцы в форме сердечка.

Ни густа, ни редка.

Наберем мы овощей

Округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть»

в него воображаемые овощи.

Для себя и для друзей.

У Лариски две редиски.

У Лариски - 2 редиски

(загибаем два пальчика)

У Алешки - две картошки

(загибаем еще 2 пальца)

У Сережки - сорванца -

Два зеленых огурца.

(загибаем пальцы)

У Вовки - две морковки,

Да еще у Петьки -

Две хвостатых редьки.

(загибаем пальчики)

Приложение 2

Беседа с детьми «Лук от семи недуг».

Лук репчатый — пряное культурное растение, относящееся к семейству лилейных. Самая распространенная пряность, употребляемая многими народами ежедневно. Родиной репчатого лука считают Юго-Западную Азию.

Лечебные свойства лука:

Репчатый лук издает характерный запах, обусловленный присутствием в нем эфирных масел, включающих серу. Фитонциды лука убивают микробов, стрептококки, дизентерийную, дифтерийную, туберкулезную палочки.

Кроме того, в луке имеются протеин, сахароза, мальтоза, фруктоза, полисахарид, белки, зола, жиры. Он богат витаминами С, А, D, В1, В2, В6, Е, РР; содержит кальций, калий, натрий, магний, фосфор, железо. Из репчатого лука готовят спиртовую вытяжку для стимуляции сердечной деятельности, улучшение секреторной деятельности желез пищеварительного тракта. Лук успокаивающе действует на нервную систему. При весеннем авитаминозе очень полезен зеленый лук, способный удовлетворить потребность человеческого организма в витамине С.

Луковицы содержат йод, органические (лимонную, яблочную) кислоты. Фитонциды, содержащиеся в них, убивают микрофлору полости рта, благоприятно влияют на работу почек. Лук приносит пользу здоровью.

Применение в кулинарии.

В настоящее время лук репчатый является одной из важнейших овощных культур. Луковицы и листья используются как приправа в консервной промышленности, к салатам, винегретам, грибам, овощным и мясным блюдам, а также как пряно-витаминная закуска и вкусовая добавка к супам, соусам, подливкам, фаршам.

Чаще всего лук употребляется в сыром виде или поджаренным на сале или растительном масле до золотистого цвета. Сырой лук отлично дополняет колбасные и мясные изделия, творог, сыры, хлеб с салом.

Приложение 3

 С 3 июня воспитатель разновозрастной группы совместно с детьми начали работу над проектом мини огород на участке детского сада. Оценили температурный и световой режим, познакомились с особенностями ухода и выращивания растений, выбрали семена петрушки, салата, редиса, моркови, свеклы. Так же в помощи реализации проекта помогли родители с рассадой овощных культур таких как томат, огурец, кабачок.

С 7 июня по 14 августа – Началась реализация нашего проекта.

7 июня перекопали выделенную территорию для мини огорода на участке нашего детского сада (мини-огород был сделан из старой лодки, где раньше сажали цветы) перекопали землю, принесли чернозем.

10 июня посадили семена укропа,лука, петрушки, салата, редиса.

15 июня – высадили петрушку корневую, мяту.

16-18 июня - высадили в открытый грунт, принесенную родителями, рассаду томатов огурца, кабачка.

Организовали ежедневный полив.

22 июня – стали прореживаться редис и салата. Принесенные корешки петрушки и мяты прижились хорошо.

На нашем мини огороде появились сорняки, дети с воспитателем организовали прополку.

25 июня – прорезалась петрушка,

28 июня – проклюнулись первые семена моркови.

5 июля - появились цветы на огурчике и томате.

10 июля – увидели маленькие огурчики.

17 июля – появились и первые помидорки.

Дети каждый день наблюдали, как растет наш маленький огород в саду.

20 июля - сорвали первый огурчик, дети были очень рады выращенному урожаю.

5 августа – созрел первый наш урожай томата.

Дети продолжали наблюдение за огородными растениями прополкой и поливом.

За все время проекта соблюдали фотоматериалы для фото выставки.

С 15 августа начали оформлять отчет по проекту.

В ходе реализации проекта были получены следующие результаты:

1. Дети познакомились с культурными огородными растениями.

2. У детей сформировался интерес к опытно исследовательской деятельности по выращиванию культурных огородных растений в открытом грунте.

3. В результате практической деятельности и опытно - исследовательской деятельности дети получили представление о необходимых условиях для роста растений.

4. Дети увидели многообразие посевного материала.

5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

6. На прогулочном участке создан мини огород.

7. Дети стали более уважительно относиться к труду.

Таким образом, данный проект, способствовал тому, что уровень интереса детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познаний растительного мира значительно вырос. 

Повысилась экологическая компетентность детей: дети могут различать некоторые виды растений, знают особенности строения растения и условия их роста. У детей появилось желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появился интерес и стремление к взаимодействию с ними.

Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно - исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.

Фото-отчет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-экспериментальный проект «Посадили огород, посмотрите, что растет! »

Посадили огород, посмотрите, что растет!Будем мы ухаживать,Будем поливать,Будем за росточкамиДружно наблюдать!...

Посадили огород, посмотрите что растет

Сценарий развлечения в рамках экологической акции "Моя Югра - Моя планета"С целью развития эксперементально-иследовательских навыков детей и воспитания экологической культуры....

Посадили огород, посмотрите, что растет

Призентация к проекту "Посадилиогород, посмотрите, что растет" в рамках экологической акции "Моя Югра - Моя планета"...

Проект "Посадили огород, посмотрите что растет!"

Данный проекта помогает формировать у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях....

Посадили огород...Посмотрите!Что растет?

Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста...