«Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста»
проект (младшая группа)

Культурно-гигиенические навыки - очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктовано не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то к ним появится уважение  сверстников и возникнет представление о том, что человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobsluzhivanie.docx38.77 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного  возраста»                 

Актуальность: 

Культурно-гигиенические навыки - очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктовано не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то к ним появится уважение  сверстников и возникнет представление о том, что человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Цель проекта: 

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье.

Задачи проекта:

Развивающие: 

  • Развитие культурно-гигиенических навыков, формирование простейших навыков поведения во время еды, умывания;
  • Формирование привычки следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;
  • Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;

Речевые:

- обогащать словарь детей по теме;

- учить отчетливо проговаривать слова, составлять предложения из 2 слов.

- вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие;

Коррекционные:

  • - Формирование навыков поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
  • Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;

Участники проекта: 

дети  2 младшей группы (3 - 4 года),  родители воспитанников, воспитатели группы.

Прогнозируемый результат: 

Дети от 3–4 лет должны:

Следить за своим внешним видом. Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания.  Вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.  Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Образовательные области: социально – коммуникативное развитие,  познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Этапы проектной деятельности:

1 этап (подготовительный):

Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта;  изучение литературы

2 этап (основной):

  1. Наглядная информация для родителей на тему: «Как приучить ребёнка быть аккуратным»
  2. Блок познавательных занятий «Одежда»
  3. Подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.
  4. Блок познавательных занятий «Обувь»
  5. Наглядный материал по произведению К. Чуковского «Мойдодыр »
  6. Наглядная информация для родителей на тему: «Как ухаживать за молочными зубами »
  7. Дидактические упражнения: «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать».
  8. Наглядная информация для родителей на тему: «Культурно-гигиенические навыки у детей младшего возраста».
  9. Чтение русской народной сказки «Про непослушные ручки и ножки».
  10. Дидактическое упражнение: «Айболит встречает ребят»
  11. Игровые  ситуации: «Купание куклы», «Накормим куклу»
  12. Игровая ситуация «Обед для кукол».
  13. Занятие: «Наш зайчонок заболел».
  14. Наглядная информация для родителей на тему: «Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков».
  15. Дидактические игры: «Водичка, водичка », «Вымой руки»
  16. Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе»
  17. Дидактические игры: «Умывалочка», «Делаем причёску» Занятия на тему: «Варвара краса – длинная коса»
  18. Занятия на тему: «Водичка, умой моё личико »
  19. Дидактическое упражнение «Возьмём мишку на прогулку»
  20. Занятие-развлечение: « Вот что мы умеем »
  21. Занятие: «Одежда весной»
  22. Сюжетно - ролевая игра «Больница».
  23. Игровая ситуация «Кукла Катя заболела», Знакомство с трудом медицинской сестры (экскурсия в медицинский кабинет)
  24. Игровая ситуация «Купание»
  25. Дидактическое упражнение «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол»
  26. Игровая ситуация «Витамины в огороде»
  27.  Занятие:  «Таблетки растут на ветке». Умывание холодной водой.
  28. Занятие: «Мытьё кукольной посуды»
  29.  Развлечение «Приключение мыльного пузыря»
  30. Дидактическое упражнение «Моем чисто руки и лицо»
  31.  Подвижная игра «Зайка белый умывался»
  32. Занятие: «Как ухаживать за волосами»
  33.  Игровая ситуация «Котик простудился»

Заключительный этап

Анкетирование родителей по теме:  «Чему научился Ваш ребёнок? »

 Итоговое занятие: «Вот какие мы большие».

Приложение 

Беседа «Мужская и женская одежда»

Чтение и беседа по произведению И. Муравейко «Я сама»

НОД «Моя одежда»

Беседа «Я берегу свою одежду»

Разучивание пальчиковых гимнастик

«Маша варежку надела», «Стирка»…

-Игровая ситуация «Зачем нужна раздевалка»

-Дидактическое упражнение «Найди свой шкафчик»

-Д/и «Назови правильно» (рукав, воротник), «Я называю, вы

показываете», «Отгадай что делаю?»

-Д/и «Одежда по сезону»

-Пальчиковые игры «Обувь», «Рубашка».

-Игры «Туфельки поссорились – помирились»

«Научим Машу застегивать пуговицы»,

- Игровая ситуация «Наводим порядок в шкафу», «Как мы

правильно раздеваемся и складываем одежду»


Стихотворение И. Муравейка

«Я сама»

— Давай будем одеваться…

— Я сама! Я сама!

— Пойдём, будем умываться…

— Я сама! Я сама!

— Ну идём хоть причешу я…

— Я сама! Я сама!

— Ну давай хоть накормлю я…

— Я сама! Я сама!

Стихотворение Г. Ладонщиков

Портниха

Лена куклу нарядила:

Платье новое ей сшила,

На подол и рукава

Пристегнула кружева.

Куклу хвалят все игрушки:

"До чего ж красив наряд!"

Лену хвалят все подружки.

"Вот портниха!" – говорят

Пальчиковые игры

«Стирка»

Постираю чисто с толком

(Движения кулачками, имитация стирки)

Рубашку, кофту и футболку,

(Поочередное потирание всех пальцев)

Свитерок и брюки —

Устали мои руки.

(Встряхивание кистей рук)

«Рубашка»

У рубашки два манжета,

(Ребенок показывает манжеты на двух руках)

Воротник

(Показывает воротник)

И рукава,

(Проводит ладонями по рукам)

И застежка есть, чтоб легче

(Показывает застежку сверху вниз)

Проходила голова.

Пуговицы застегнем,

(Имитирует движения)

А потом гулять пойдем.

(Маршировать на месте).

«Обувь»

Раз, два, три, четыре, пять

Будем обувь мы считать:

Раз – туфли,

(Ребенок загибает пальцы на руке)

Два – сапожки,

Три ботинки,

Четыре – босоножки

И, конечно, тапки – пять.

Ножкам надо отдыхать.

Дидактическое упражнение «Найди свой шкафчик»

Цель: знакомить с назначением и способами использования шкафчика для одежды; формировать умение ориентироваться в предметном пространстве; обогащать и активизировать словарь детей за счет слов: шкафчик, дверца, полочка, открыть, закрыть, положить, сложить, повесить.

Ход игры:
В раздевалке воспитатель просит детей показать свои шкафчики
«Молодец, Анечка, первой свой шкафчик нашла. Как ты узнала, что это твой шкафчик? Да, твой шкафчик в уголке. А какая картинка на твоем шкафчике? (Парус) Теперь, Артем, покажи нам, где твой шкафчик. Как ты его узнаешь? Какая на нем картинка?»
Аналогично строится диалог с другими детьми.

Воспитатель рассказывает детям (и показывает), где в шкафчике лежит(висит) каждая вещь, учит детей как ее надо складывать (вешать).
Усложнения: Помогая детям запомнить, где какая вещь «живет» в шкафчике, воспитатель вместе с детьми наклеивает на внутреннюю сторону дверцыпредметные картинки («шапка и шарфик», «пальто, брюки, колготки, кофта или свитер», «носки, сандалики или туфельки»), расположение которых должно соответствовать тому месту, где хранятся данные вещи.

Игровая ситуация «Как мы правильно одеваемся на прогулку».

Цель: Закрепление последовательности и способов рационального выполнения действий одевания. Обучение элементарному самоконтролю по предметно – схематической модели последовательности одевания на прогулку. Формирование гуманных способов поведения в совместной со сверстниками деятельности (умение предложить помощь, поблагодарить).

Материал: оборудование раздевальной комнаты; предметно – схематическая модель последовательности одевания на прогулку (предметные картинки с изображением предметов одежды: 1) носочки 2) штаны, юбка, футболка 3) панамка, кепка 4) обувь; игровой персонаж Петрушка.

Образовательная ситуация конструируется во время сбора детей на прогулку.

Ход ситуации: Дети выходят в раздевалку, садятся возле своих шкафчиков. Появляется игровой персонаж Петрушка.

Петрушка: Привет, ребята! Куда вы собираетесь? На прогулку? Это хорошо. Сегодня замечательная погода. Скажите, а кто из вас одевается на прогулку сам?

Воспитатель: Петрушка, у нас уже все ребята умеют одеваться сами. А если, вдруг, кто-то забудет, что надо одевать дальше, то посмотрит на картинки, которые ему помогут вспомнить последовательность одевания.

Педагог обращает внимание Петрушки и детей на предметно-схематическую модель последовательности одевания на прогулку. Руководя детской деятельностью, воспитатель использует игровой персонаж, который активно сопереживает ребенку, но, как правило, только замечает ошибки, не зная, как их исправить: «У тебя туфельки поссорились, носочки в разные стороны смотрят. Как же их помирить? (Ребенок одел правый ботинок  на левую, а левый - на правую ногу). «Футболку надел, а дальше что надевать? Ой, не помню! Как узнать?» Конструируя возникшую образовательную ситуацию, воспитатель от лица куклы задает вопросы, активизирующие ребенка и позволяющие ему осознать способы самоконтроля.

Петрушка побуждает детей помогать друг другу, стимулирует их эмоциональную отзывчивость, обращая внимание на проявление внимания к товарищу, отзывчивость, желание помочь, умение поблагодарить. При этом похвала должна быть заслуженной, вызывать желание преодолевать трудности, добиваться результата.

Дидактические игры

«Одежда»

Цель: Расширить знания детей об одежде. Обогатить словарь детей по теме. Учить детей классифицировать одежду по заданному признаку (зимняя или летняя, женская или мужская). Закрепить понятия о цвете, величине, форме, количестве. Развивать мышление, внимание, мелкую моторику.

Оборудование: Вырезанные картинки с изображением различной одежды, коробка с прищепками, изображения мальчика и девочки, картонные полоски разных цветов (синий, желтый, розовый, красный, зеленый).

Ход игры:

«Назови одежду и ее детали»

Воспитатель предлагает выбрать по одному элементу одежды из коробки и назвать детали (воротник, карман, капюшон, пуговицы и т.п.)

«Одежда для мальчика и девочки»

Мама выстирала одежду сыну и дочери и попросила их аккуратно повесить свою одежду сушиться с помощью прищепок. Покажите сына, дочь. Одежду девочки нужно повесить на розовые полоски, одежду мальчика – на синие. Помогите детям правильно развесить одежду.

«Одежда по сезону»

Давайте с помощью прищепок закрепим на цветные полоски одежду, которую можно носить летом (зимой, весной, осенью). На синюю полоску прикрепите зимнюю одежду, на красную – летнюю, на желтую – осеннюю, а на зелёную – весеннюю. На каждую полоску от одного до трех элементов одежды. Сколько получилось на твоей полоске одежды? Для кого эта одежда – для мальчика или девочки? Какого цвета?

«Туфельки поссорились – помирились?»

Цель игры: Учить детей определять эмоциональное настроение; зрительно различать левую и правую туфельки, различать и соотносить основные цвета. Материалы: Цветные поля со следками, туфельки различных цветов.

Ход игры:
Детям раздаются разноцветные игровые поля (у нас четыре основных цвета: синий, желтый, красный и зеленый), на которых изображены следы туфелек с лицами. Ребенок, глядя на карточку должен определить туфельки поссорились или помирились. Ответить: Почему он так думает? (улыбаются или грустят, повернули головки к друг другу, или отвернулись друг от друга)

Название

«Игрушки любят чистоту»

Этапы НОД

Содержание этапа

Задачи

  • Совершенствовать умения выполнять поручения взрослого.
  • Содействовать развитию у детей интереса к трудовой деятельности, желание помогать.
  • Активизировать словарь детей: называть игрушку, проговаривать этапы работы.
  • Воспитывать положительное отношение к труду, бережно относиться к результатам труда.
  • Продолжать развивать у детей эмоциональный отклик на музыку, желание самостоятельно выполнять танцевальные движения.

Материал

  • Немытые пластмассовые и резиновые игрушки,
  • мешок,
  • тазики,
  • столы,
  • скамейка,
  • мыльницы с мылом,
  • губки,
  • салфетки,
  • ведёрки с водой,
  • персонаж Мишка (игрушка).

Вступительная часть (1–2 мин.)

В.: Ребята, послушайте стихотворение об игрушках.

  • Пусть игрушки дружат с нами.
    Обижать мы их не станем.
    Поиграем, а потом
    Всё на место уберём.
    Сами мы себе поможем —
    По местам мы их разложим.
    Игрушки не люди, но все понимают,
    И очень не любят, когда их ломают!

В.: Ребята, а какие игрушки у вас самые любимые? (Ответы детей). Хотите поиграть с игрушками, которые живут в нашей группе? (Да). Собирайся народ, Паровоз гудок даёт: «Ту-ту-ту!»

Основная часть (8–10 мин).

В группе сидит Мишка с мешком, из которого выглядывают игрушки.
В.: Здравствуй, Мишка! (Дети тоже здороваются с Мишкой). Мишка, мы хотели поиграть, а ты наши игрушки зачем-то в мешок положил?
Мишка: Нет, я не брал ваши игрушки. Здесь в мешке игрушки моих медвежат, в которые они почему-то не хотят играть. Вот я и принёс их к вам, ребята. Поможете разобраться, почему медвежата не хотят играть в игрушки? (Воспитатель достаёт 2–3 игрушки из мешка, ставит на поднос).
В.: Дети, посмотрите на игрушки, как вы думаете, почему же медвежата не хотят с ними играть?
Дети: Игрушки грязные, немытые, неухоженные и др.
Воспитатель: Конечно, кто же с такими игрушками играть захочет? Медвежатам нужно помочь, им ведь скучно без игрушек. Но и мы с вами сами поиграть хотели! Что же будем делать? (Дети предлагают варианты: играть или помогать).
В.: А как нам правильно поступить, если Мишка ждёт от нас помощи? (Помочь Мишке и вымыть игрушки для медвежат).
В.: Итак, ребята, мы решили вымыть игрушки. Посмотрите на себя, готовы ли вы трудиться? Мы будем мыть игрушки в воде, а как нам не намочить одежду и рукава? Правильно — надеть фартуки и подвернуть рукава.
Мы сейчас всё приготовим, и я уверена, что каждый из вас справится и поможет Мишке. (Дети надевают фартуки).
Индивидуальные поручения:

  • Иди, Рита, возьми все тазики и расставь их на столах, чтобы ребятам было удобно работать.
  • Ксюша и Глеб, поставьте на стол мыльницы с мылом.
  • Настя, разложи губки. А Ольга Николаевна нам нальёт в тазики воды.

Дети готовят места, помощник воспитателя наливает воду в тазы.
В.: Молодцы, справились!А я вам сейчас покажу, как правильно мыть игрушки. Подойдите все ко мне, встаньте так, чтобы всем было видно.
Воспитатель проговаривает и показывает алгоритм работы:

  1. беру игрушку;
  2. опускаю в таз с водой;
  3. мочу губку, намыливаю её;
  4. беру игрушку в руки и тру губкой;
  5. смываю мыльную пену в этом же тазу;
  6. ополаскиваю игрушку в тазике с чистой водой и ставлю сушиться на салфетку.

В.: Ну что, запомнили? (Да).
Повтор с детьми последовательности выполнения действий.
В.: Маша, подойди к Мишке, возьми у него игрушку и принеси мне, я её чисто вымою, а Саша ополоснёт в чистой воде и поставит на салфетку сушиться.
Процесс труда: звучит музыка, дети выполняют индивидуальные поручения.

Итоговая часть (1–2 мин.)

В.: Молодцы, все отлично справились! Мы обещали помочь Мишке и помогли. Медвежата будут довольны. А почему мы смогли это сделать? Потому что теперь мы знаем, как правильно мыть игрушки. Мы работали дружно, все вместе, и у нас все получилось.
Мишка: Спасибо вам, ребята. Давайте вместе потанцуем под весёлую музыку, а потом я отправлюсь к своим медвежатам.
Минутка шалости (под музыку танец с мишкой).
В.: Ребята, мы замечательно повеселились, а теперь нам нужно привести в порядок наши рабочие места.
Дети наводят порядок, выполняют индивидуальные поручения.

Игры на формирование культурно-гигиенических навыков

Игра "Уложим мишку спать"

Цель: познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с мишкой, функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия.
Оборудование: мягкая игрушка - мишка, детская кроватка.
Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушку - мишку, обыгрывает ее: мишка топает, пляшет, катается в машине. Взрослый сообщает, что мишка устал, хочет отдохнуть: "Давай уложим мишку в кроватку!" Взрослый демонстрирует, как можно приласкать мишку-игрушку (прижать к себе, погладить по головке) и положить его в кровать, накрыть одеялом, спеть песенку: "Баю-бай, баю-бай". Игру можно повторить, предоставив ребенку больше самостоятельности.

Игра "Угостим кукол чаем"

Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).
Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).
Ход игры: взрослый говорит малышу: "К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей". Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подытоживает: "Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай", произносит потешку:

 

Чайник на столе поставим,
Блюдца, чашки мы расставим,
Будем мы гостей встречать,
Кукол чаем угощать!

 

Игра "Паровозик"

Цель: вызвать интерес у ребенка к игрушке - паровозику, учить ребенка предметно-игровым действиям с ним.
Оборудование: паровозик, рельсы.
Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушку - паровозик, обыгрывает ее: "Чух-чух, ту-ту! Осторожно, по рельсам едет паровозик!"
Взрослый демонстрирует, как нужно действовать с игрушкой, чтобы паровозик не останавливался.
Игру можно повторить, прикрепив к паровозику вагончики, предоставив ребенку возможность самому провозить его по рельсам.

Игра "Кукла идет на прогулку"

Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять предметно-игровые действия.
Оборудование: кукла.
Ход игры: взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: "Давай поможем кукле одеться, на улице холодно", предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая:
Надеваем курточку, проденем руки в рукава, 
Застегнем пуговицы. Вот, куртку надели! 
Надеваем ботиночки на ножки, 
Вот шнурки, я помогу тебе завязать 
Вот, ботиночки надели на ножки 
Надеваем шапку на голову. 
Вот, так, шапку надели 
Кукла собралась на прогулку, может идти гулять. В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.

Игра "Знакомься - кошка"

Цель: учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды живое - кошку.
Оборудование: игрушка-кошка, картинки с изображением домашних животных.
Ход игры: взрослый организует наблюдение ребенка за кошкой, обращает внимание на то, что она ходит, мяукает, лакает, машет хвостиком, у нее есть голова, туловище (тело), хвост и лапы. После наблюдений взрослый показывает игрушку-кошку, дает возможность поиграть с ней, поет песенку про кошку "Серенькая кошечка", а затем ищете ребенком изображение кошки на картинке, выделяя ее среди других: "Вот она - кошечка, умеет мяукать -мяу-мяу".

Занятие "Красивый цветочек"
Цель учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды растение - цветок.
Оборудование: ваза для цветов, комнатное растение, картинки с изображением цветов.
Ход занятия: взрослый организует на прогулке наблюдение ребенка за растениемцветком, обращает внимание на то, что цветок растет на земле, цветет, пахнет, украшает полянку. Взрослый предлагает принести цветок домой и поставить в вазу. После наблюдений за цветами на прогулке взрослый показывает малышу комнатное растение, предлагает полить его, понюхать. Потом ищет с ребенком изображение цветка на картинке.

Игра "Водичка, водичка!"
Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
Оборудование: две куклы.
Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"

Занятие "Вымой руки"
Цель: учить ребенка мыть руки.
Оборудование: заяц резиновый.
Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

Занятие "Сделаем лодочки"
Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

 

засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!");
открыть кран;
сложить ладони рук "лодочкой";
подставить руки под струю воды;
закрыть кран;
вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.

 

Занятие "Мыльные перчатки"
Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование: детское мыло, полотенце.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. 
Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:
Например:

 

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька Егорова
(взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

 

Занятие "Умывалочка"
Цель: учить ребенка умываться.
Оборудование: зеркало, полотенце.
Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

 

Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"

 

Занятие "Делаем прическу"
Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удер-живать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

Занятие "Почистим зубки"
Цель: учить ребенка чистить зубы.
Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.
Ход занятия: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить. Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:

 

Ротик, ротик! Где ты ротик?
Зубки, зубки! Где вы зубки?
Щечка, щечка! Где ты щечка?
Будет чистенькая дочка!

В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

 

Занятие "Фонтанчики"
Цель: учить ребенка полоскать рот.
Оборудование: стакан.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:
Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет! Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.

Игра "Кукла заболела"
Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.
Оборудование: кукла, носовые платки.
Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый произнести потешку:

 

Маша заболела, трудно ей дышать,
Мы платочком будем носик вытирать!

Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.

 

Занятие "Носики-курносики"
Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.
Оборудование: индивидуальные носовые платки.
Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:

 

Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),
Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),
Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять(убирает платок в карман).

Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей.Среди приемов  по формированию навыков  самообслуживания  на первом месте стоит   прямое обучение - показ, напоминание, совместная  деятельность ...

Проект «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста»

Проект по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста"...

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста.

Основы навыков самообслуживания закладываются в возрасте  3 - 4 лет. Что может делать по самообслуживанию ребенок младшей группы к концу года?...

Статья "Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста"

"Мы не поможем людям , делая за них то, что они могли бы сделать сами"...

Родительское собрание на тему «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста»

Данное родительское собрание поможет педагогам и родителям формировать навыки самообслуживания у детей, необходимо поощрять стремление ребенка к самостоятельности...

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста

Раскрывается актуальность формирования навыков самообслуживания у детей четвертого года жизни и необходимые для этого условия....