"ВЛИЯНИЕ ПЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья

Тихонова Юлия Викторовна

Влияние пения на развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voronezhskih_yu.v._statya.docx28.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Воронежских Юлия Викторовна

Влияние пения на развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста

Зачем ребенку петь? Такой вопрос нередко слышу я от родителей. Давайте обратимся к истории, к литературе и посмотрим, как песня влияла на жизнь людей, как помогала, как делала жизнь красивее и иногда легче. Песня сопровождала человека повсюду. От рождения в колыбели до смерти в гробу. Все свои действия человек сопровождал песней. Что же изменилось сейчас? Ничего. Мы так же нуждаемся в песне. Поэтому у нас играет радио в машине, в ушах – наушники, а одно из любимых занятий – «попеть» в караоке. Но это не та песня. Потому что песня должна быть живой и должна настраивать человека на вибрации того, чем он занимается. Давайте углубимся в вопрос пения.

Пение – наиболее эффективная и доступная форма приобщения здорового ребёнка к музыке.

Воспитательные возможности пения огромны. В пении объединены два могучих средства воздействия на эмоции ребёнка: музыка и слово. Одна из особенностей пения – возможность объединить исполнительный процесс детей с различными голосовыми и слуховыми данными. Это позволяет привлекать к обучению робких и неуверенных в себе детей. З. Кодай отмечал, что «Пение раскрепощает, излечивает заторможенность». Помимо этого, пение воспитывает у детей внимание, организованность, дисциплинированность.

Пение – основное средство музыкального воспитания, оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает чёткому произношению отдельных звуков и слогов. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Таким образом, дети в процессе обучения смогут: накопить музыкальные впечатления и слуховой опыт, развить музыкальный слух; научится петь, т.е. пользоваться своим музыкальным инструментом – голосом; приобщиться к искусству пения и испытать на себе его оздоровительные возможности.

Кроме того, сам процесс формирования и развития певческого голоса оказывает на детей всесторонне воздействие: способствует развитию музыкальных способностей: мелодического и метроритмического слуха, ладового чувства, музыкальной памяти; активизирует работу левого и правого полушарий мозга, что проявляется в повышении работоспособности, улучшении настроения, активизации внимания; развивает и укрепляет дыхательную систему, что особенно важно в детском возрасте; естественным образом тренирует мышцы гортани, голосовые связки; улучшает тембр голоса, что содействует выразительности речи и пения; расширяет диапазон голоса, а значит, речевые и певческие возможности; приводит к тому, что и речевой голос ребёнка становится более устойчивым и выносливым, т.е. не срывается, не дрожит и выдерживает длительную речевую нагрузку; создаёт самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры.

Зачем же мы учим детей пению? Чтобы развить у детей интерес и любовь к пению. Чтобы дать ребенку основы певческих навыков: сохранять во время пения правильную осанку; правильно исполнять мелодические и ритмические особенности песни; передавать в мелодии низкие и высокие звуки; научить напевному исполнению: протяжно пропевать гласные в середине и конце слова, а также в конце фраз; побуждать вместе со взрослыми "брать дыхание", пропевать на одном дыхании короткие фразы; обучать особенностям техники певческого исполнительства: ансамблевого, сольного с сопровождением, без него, самостоятельно и с помощью взрослого; учить выражать свои музыкальные впечатления и своё отношение к исполненной песне в эстетических суждениях, а также в творческой исполнительской деятельности – в выразительном движении или рисунке; воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыке; охранять и воспитывать детские голоса посредством развития правильных певческих навыков (формировать красивое и естественное звучание); побуждать к выразительному исполнению песен, к передаче контрастных характеров, настроений музыки; развивать дифференцирование восприятие песен; учить воспринимать: средства выразительности, на основе комбинирования которых в песне передаётся динамика музыкального образа: музыкальные – темп (быстрый, умеренно медленный, медленный), регистр (быстрый, средний, низкий), динамику (громкое, умеренно громкое, тихое звучание), контрастные ритмические особенности; тембр (нежный, звучный, яркий); внемузыкальные – выразительные мимику, жесты, движения, позу исполнителя; форму песни (куплет, припев, вступление).

Как же пение влияет на формирование личности ребёнка? Каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос. И уникальность его заключается в том, что у него не одна функция, а несколько. Во-первых, голос является частью той энергии, жизненной силы, которая дарована каждому: ребёнок голосом при рождении сигнализирует о своей жизнеспособности. В первые годы ребёнок только голосом сообщает о своих потребностях в еде, тепле, в хорошем самочувствии и т.д. Впоследствии развитие речи помогает ему сообщить о себе словами, а сила голоса помогает сбросить излишек энергии и снять эмоциональное напряжение.

Голосовой аппарат ребёнка отличается от голосового аппарата взрослого тем, что он очень хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Гортань с голосовыми связками в два - два с половиной раза меньше гортани взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие. Поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор и нижний грудной. У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос несильный, но звонкий. Диапазон у дошкольников очень небольшой. При правильной постановке пения дети 3 лет к концу года могут петь чисто, свободно, звонко, примерно в пределах ми1 - си1, 4 лет- в пределах ре1 - си1, 5 лет - ре1 - до2, 6 лет - в пределах ре1 - ре2.

Наиболее лёгкие, естественные, ненапряжённые звуки, так называемые "примарные", обнаруживаются у всех детей при тихом пении в среднем регистре фа1 - си1. Нижний звук до1 звучит напряжённо, и нежелательно давать его дошкольникам.

Основные звуки, на которых построены мелодии большинства песен для детей дошкольного возраста, соответствуют диапазону их голоса, хотя бывают и исключения. К сожалению, в современной литературе печатаются песни, которые не всегда подходят для той или иной группы детей. Поэтому иногда приходится транспонировать текст песни в удобную для детей тональность.

Следующая функция: голос как инструмент общения человека с окружающим миром. В нём проявляется вся гамма человеческих чувств и эмоций: любовь, ярость, ненависть, безразличие и т.д., отражается личность человека, его психика. Можно сказать, что голос – это "озвученная душа". А звучать он может в зависимости от настроения абсолютно по-разному: задорно, робко, раздражённо, грозно, восторженно, величаво и т.д.

Тембр придаёт голосу каждого человека абсолютно индивидуальное звучание. Знакомого человека мы сразу узнаём по голосу. Тембр голоса может быть сиплым, визгливым, хриплым, бархатным, ярким, мелодичным и т.д.

Когда звучит голос человека, мы не просто слышим его, но и воспринимаем телесно и независимо от нашего сознания резонирует с ним. Человек непроизвольно включает окружающих его людей в процесс проживания своего голоса. При этом всего одна пятая часть производимого человеком звука направлена во внешнее пространство, т.е. на других людей. Остальная же часть вибраций охватывает внутреннее пространство нашего тела, вызывая резонанс всех органов и систем собственного организма. Всё вступает во взаимодействие, когда человек кричит, говорит и поёт: кости рук, ног, мышцы, кровь. Поэтому так важно для нашего психического и физического здоровья, что и как мы сами говорим. Взаимосвязь голос – психическое состояние является одним из сильнейших средств воздействия на любого человека, но особенно детей. Голос взрослого может влиять на их душевное состояние врачуя или, наоборот, ухудшая их состояние. Всё это доказывает, что голос как средство общения обладает определённой силой воздействия.

И, наконец, голос человека при его желании и благоприятных условиях может стать музыкальным инструментом, единственным и неповторимым, как отпечатки пальцев. Воспользоваться своим музыкальным инструментом можно всегда и в любое время на протяжении всей жизни. При помощи этого инструмента человек может выразить своё настроение, передать в пении своё эмоциональное настроение, передать в пении своё эмоциональное и душевное состояние.

Голос может не только красиво звучать, приносить удовольствие себе и другим, но он ещё способен оздоровить поющего человека. Доказано, что пение гармонизует деятельность всех жизненно важных органов и систем организма. Кроме того, пение освобождает человека от негативных эмоций, мыслей, снимает нервное напряжение, приводит человека к состоянию покоя и радости. Однако следует отметить, что пение, музыкальное интонирование - явление очень непростое, и зависит оно от нескольких факторов.

Во-первых, это наличие наследственных музыкальных способностей, доставшихся ребёнку от родителей.

Во-вторых, это окружающая музыкально-певческая среда, в которой живут традиции семейного пения, сопровождающие ребёнка с рождения. Музыкальное окружение, когда в семье кто-нибудь играет или поёт, является особенно благоприятным условием развития музыкального слуха и укрепления музыкальной памяти.

Наличие музыкально-певческой среды является фундаментом, на основе которого формируются музыкальные способности ребёнка. В это время формирование голоса и речи ребёнка полностью зависит от окружающих его взрослых.

Если дома музыкально-певческая среда, в которой живут традиции семейного пения не сложилась, то необходимо организовать её в ДОУ. Музыкальные руководители должны воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к красоте, эмоциональную отзывчивость, научить их видеть прекрасное в окружающей жизни. среди многочисленных средств воздействия на детское сердце важное место занимает песня.

Первые песенки у колыбели ребёнка служат для него первым музыкальным впечатлением. Чем больше музыкальных впечатлений от звучания попевок, песенок, колыбельных, тем ярче следы музыкальной памяти ребёнка. У одних детей от восприятия звуков в коре головного мозга остаётся глубокий след, у других слабый, поэтому слуховые данные и память у всех разные. Постепенное обогащение памяти ребёнка звуковыми впечатлениями речи и пения взрослых создаёт у него слуховой опыт. Впоследствии подпевание, а затем и пение самих детей является как бы озвучиванием слухового опыта их музыкальной памяти. В это время основной музыкального и речевого развития ребёнка являются умение слушать, подражать простейшим звукам природы, голосам птиц, животных, бытовым звукам. Поэтому звучание коротких четверостиший, потешек, попевок, пестушек, помогает воcпринимать ребёнку голос взрослого, его интонацию, ритм и темп речи, развивает чувство ритма. При этом дети должны постоянно слышать образцы речи или пения, пригодные для подражания. Это своего рода профилактика дефектов речи и пения.

Пение на ребёнка действует благодатно, если оно соответствует его природе и возможностям. В дошкольном возрасте голос детей очень эластичен и податлив, поэтому, чем раньше ребёнку прививаются естественные навыки звукообразования, тем скорее устанавливается взаимосвязь между слухом и голосом, тем лучше "настраивается" его речевой и певческий голос.

Ежедневное звучание попевок, колыбельных, пестушек, прибауток, потешек, хороводов приносит ребёнку неоценимую пользу для формирования его памяти, слуха, ритма и, в конечном итоге, речи и пения. Сама возможность поддержания музыкально-певческой среды с ясельного возраста до школы позволит подготовить и настроить музыкальный инструмент каждого ребёнка - его голос - к дальнейшему его совершенствованию.

Обучение пению проводится на основе общепедагогических принципов.

Принцип воспитывающего обучения. Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребёнка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.

Принцип доступности заключается в том, что содержание и объём знаний о музыке, объём вокальных навыков, приёмы обучения и усвоения их детьми соответствует возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы. Отобранный доступный песенный репертуар должен даваться детям понятным для них языком. Такой репертуар способствует музыкальному развитию детей. Непосильный репертуар делает обучение формальным и снижает у детей интерес к музыке.

Принцип постепенности, последовательности и систематичности заключается в том, что в начале года во всех возрастных группах даются более лёгкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому. Соблюдение этого принципа облегчает детям усвоение знаний и приобретение навыков, придаёт им уверенность в своих силах и способствует повышению интереса к занятиям. В противном случае дети быстро утомляются, внимание и интерес к пению ослабевает. К первой степени трудности относятся песни, в которых музыкальный образ передан простыми мелодиями, без частых изменений в направлении мелодического движения, без скачков на большие интервалы на неустойчивых звуках, без пунктирного ритма. Ко второй степени трудности относятся песни, в которых музыкальный образ передан более сложной мелодией и аккомпанементом. Однако такие песни доступны и полезны для музыкального, вокального и общего развития детей. По мере развития детского голоса даются песни в более высоких тональностях и обращается внимание на выразительное их исполнение.

Принцип наглядности в процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Например: сочетание слухового и зрительного восприятия возможно в том случае, когда во время пения музыкальный руководитель показывает высоту звуков, поднимая руку вверх на высоких звуках и опуская её вниз на низких. Основной приём наглядности – это образец исполнения песни музыкальным руководителем. Наглядность в обучении пению повышает интерес детей к музыкальным занятиям, способствует развитию сознательности, лёгкости и прочности усвоения песен.

Принцип сознательности. Музыкальный руководитель старается различными приёмами раскрыть перед детьми музыкальный образ песни и связать его со средствами музыкальной выразительности (темпом, динамикой, регистрами, метроритмом, ладом) для того, чтобы дети пели осознанно, не механически. Немаловажно значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика. Яркое и художественное исполнение песни и любовь педагога к музыкальному искусству. Музыкальный руководитель стремится воспитать у ребят сознательное отношение к содержанию песни, передаче музыкального образа, технике песня. Дети должны не только знать, но и понимать, куда идёт мелодия (вверх или вниз). И направлять соответственно свой голос.

Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторые время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если долго не упражняются в песни. Поэтому не следует торопиться с разучиванием новых песен. Лучше чаще повторять выученные. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Например: можно предложить детям всей группой, подгруппами, индивидуально, мальчикам, девочкам, около инструмента, вдали от него и т.д. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением. При повторении надо подводить детей к осознанию как положительных моментов в пении, так и ошибок, неправильностей, неточностей, допущенных при передаче мелодии и текста.  От сознательного повторения знакомого материала зависит о прочность усвоения вокальных навыков.

Дошкольный возраст - самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от педагога терпения и бережного отношения.

Обучение на музыкальных занятиях проводится со всей группой детей. Но при этом музыкальный руководитель осуществляет индивидуальный подход к детям. У детей любой возрастной группы не в одинаковой степени развиты музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память. Все дети отличаются один от другого. Одни слишком возбудимы, другие слишком заторможенные. Есть застенчивые, робкие, невнимательные. С замедленной речью. Встречаются такие, которые любят подолгу играть, но неохотно занимаются. Методы подхода к этим детям различны. К одним приходится быть более снисходительным, к другим, наоборот более требовательным, но к каждому надо найти свой путь воздействия. Поэтому в обучении детей пению очень важен индивидуальный подход.

Музыкальный руководитель должен не только знать репертуар детских песен, владеть методикой пения. Но и беречь голос детей, следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звук, не говорить слишком громко. Заботясь о создании спокойной обстановки на занятиях, музыкальный руководитель тем самым оберегает детский голос. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей.

Для закрепления певческих навыков нужно, чтобы песня звучала не только в стенах детского сада, но и в семье. Поэтому педагогам следует проводить соответствующую работу с родителями, знакомя их с детскими песнями, объясняя вред крикливого пения, громкого разговора, особенно на улице в сырую холодную погоду. Не следует поощрять пение детьми взрослых песен с большим диапазоном, которые они слышат по телевидению, музыкальном центре и т.д. неправильное, фальшивое исполнение таких песен не способствует развитию музыкального слуха у ребёнка, а особенно громкое их исполнение наносит вред слабым голосовым связкам малыша.

Прежде чем обучать детей певческим навыкам надо дать возможность им сначала прислушаться к своему голосу, почувствовать его возможности. На этом этапе очень важно, чтобы ребёнок не чувствовал, что его обучают. А просто был увлечён и занят интересной для него деятельностью. Сначала просто игра со звуками своего голоса, интонация речи, затем исследование возможностей речевого и певческого голоса, после чего исполнение песен, исходя из своих эмоций, способностей и опыта.

У музыки и речи одна первооснова –интонация. Речевая интонация выражает чувства, настроение говорящего человека точно также, как и музыкальная интонация, т.е. используя одни и те же средства выразительности. Поэтому с помощью речи. Поскольку ребёнок уже достаточно владеет ею, ему намного легче прочувствовать, понять и повторить средства музыкальной выразительности: динамику, темп, интонации, ритм и т.д. На речевом этапе удобно и легко работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция, навык головного высокого звучания, лёгкость и полётность голоса. Одним из видов деятельности на речевом этапе является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика помогает: устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику; развивать выразительную дикцию.

Практика показывает, что прямое развитие певческого дыхания детей осуществляется с большим трудом, а опосредованное развитие – через речевое дыхание - позволяет более эффективно проводить эту работу.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое, интенсивное, т.к. рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Поэтому развивать певческое дыхание лучше развивать параллельно с речевым, поскольку способ выдоха – родственный: более длительный и экономный. Экономный выдох связан с диафрагмальной мышцей, которая отделяет грудную клетку от брюшной полости. Диафрагмальная мышца является своего рода задвижкой, которая не даёт воздуху моментально выйти из нижних отделов наших лёгких. Тем самым позволяя нам сказать или пропеть целую фразу.

Профессиональные певцы и ораторы могут говорить или петь на диафрагмальном дыхании не только фразы, но и целые предложения. Вообще диафрагмальное дыхание очень полезно и для здоровья человека. Оно способствует полной вентиляции лёгких, а значит, и интенсивному кровообращению (кровь интенсивно доставляется ко всем частям тела). Кроме того, диафрагмальное дыхание осуществляет массаж брюшной полости, оздоравливая все находящиеся там внутренние органы. Это отчасти компенсирует недостаток двигательных нагрузок в нашей жизни. Эта информация только для взрослых, которые в состоянии понять и осознать её значимость. А детям бесполезно объяснять почему нужно дышать животом, им просто нужны специальные игровые упражнения, речевой и певческий материал, который исподволь, незаметно и, главное, постоянно тренирует диафрагмальную мышцу. Качество речевого и певческого дыхания зависит не от количества вдыхаемого воздуха, а от правильного экономного выдоха, от умения распределять его на речевую или музыкальную фразу. Цикл речевого и певческого дыхания состоит из трёх основных моментов: вдох короткий, но спокойный (в характере произведения); затаивание, или задержка дыхания перед началом; выдох более продолжительный, экономный, постепенный. От качества дыхания зависит и характер атаки (начала) звука: твёрдый или мягкий. Спокойное дыхание гарантирует речь или пение без напряжения. Излишнее напряжение дыхательных мышц ведёт к повышению интонации, недостаток активности  к понижению.

В детском возрасте лучше использовать мягкую атаку: спокойный вдох и постепенный выдох ведут к мягкому, звонкому, лёгкому звучанию. Навык речевого и певческого дыхания нужно развивать постоянно на каждом занятии и постепенно. По возможности игры на дыхание соединяем с движение туловища, рук , ног, пальцев и т.д. сначала «разогреваем» мышцы дыхательной системы, помогаем устранению поверхностного, не ритмичного дыхания, нормализуем физиологическое спокойное, размеренное, плавное дыхание.

Необходимо сказать о речевой зарядке. Цель речевой зарядки – подготовить детей к речи и пению. В содержании речевой зарядки могут входить игровые упражнения на артикуляцию, дыхание, игры с голосом, речевые игры и ритмодекламация. Речевые зарядки обостряют слуховое внимание, улучшают взаимодействие и координацию слуха и голоса. Дети постепенно приобретают навыки звуковой ориентации. В речи они стараются проявить интонационную выразительность, а в пении - воспроизвести точную интонацию музыкальных звуков. Речевые зарядки дают ещё и терапевтический эффект: снимают чувство усталости, повышают работоспособность детей. Их можно использовать на различных занятиях. Они не только способствуют развитию речевой моторики, но и помогают работе над звукопроизношением, интонацией. Постепенно формируется понятие о красивой правильной речи и её компонентах: интонационная звучность, выразительность, темпоритм, красивый тембр. Речевые зарядки проводятся в разных условиях, из разных положений (сидя, стоя, в движении, с выходом вперёд и т.д.

В работе с детьми старшего и подготовительного возраста большое внимание уделяется распеванию, т.е. разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, формированию чистоты интонации и расширению диапазоны голоса. Тембр голоса у детей очень неровен, особенно это проявляется в пении различных гласных: одни поют крикливо, открытым звуком, другие, наоборот, зажимают челюсть, что мешает пению. Систематическое использование маленьких песенок помогает выравнивать звучание голоса, добиться естественного лёгкого пения. Очень важно, чтобы каждое такое упражнение имело интересное содержание или игровой момент, могло заинтересовать, ведь именно интерес помогает осознать детям выразительные особенности песни.

Таким образом, при исполнении подобных упражнений создаётся эмоциональная творческая атмосфера, способствующая тому, что голоса детей постепенно приобретают естественное звучание, в них появляется певучесть, звонкость, высокое светлое звучание.

Опираясь на практику своей работы в детском саду, в результате углублённой работы по пению у большинства детей, отстающих в пении, развились слух и память, появился интерес и любовь к музыке и пению, развилось внимание, умение слушать и выполнять заданию. Дети начали получать радость и удовлетворение от своего пения.

Главное – не спешить, не ждать быстрых изменений. В результате все дети станут чисто интонировать, но каждый, в силу своих возможностей, научается этому в разные сроки.

Для развития певческих навыков необходимы многократное повторение и многолетняя практика. Удовольствие и радость, связанные с игровыми моментами в пении скрадывают однообразие повторений. Все это лишний раз говорит о том, что дети особенно охотно поют, находясь в игровой ситуации. Важно, чтобы песня звучала не только в стенах детского сада, но и дома. Поэтому надо вести соответствующую работу и с родителями, знакомя их с репертуаром детских песен.

Не следует разрешать детям дома петь песни взрослых, которые они слышат по телевидению. Не говоря уже о недоступности содержания таких песен, следует помнить, что их исполнение, особенно громкое, наносит вред слабым голосовым связкам ребёнка.

Процесс обучения пению в дошкольном и младшем школьном возрасте очень важен, т.к. помогает: накопить музыкальные впечатления и слуховой опыт, развить музыкальный слух; научиться петь, т.е. пользоваться своим музыкальным инструментом - голосом. Кроме того, сам процесс формирования и развития певческого голоса оказывает на детей всестороннее воздействие: способствует развитию музыкальных способностей: мелодического и метроритмического слуха, ладового чувства, музыкальной памяти и др., активизирует работу левого и правого полушарий мозга, что проявляется в повышении работоспособности, улучшения настроения, активизация внимания; развивает и укрепляет дыхательную систему, что особенно важно в детском возрасте; естественным образом тренирует мышцы гортани, голосовые связки; улучшает тембр голоса, что содействует выразительности речи и пения; расширяет диапазон голоса, а значит, речевые и певческие возможности; приводит к тому, что и речевой голос ребёнка становится более устойчивым и выносливым, т.е. не срывается, не дрожи и выдерживает длительную речевую нагрузку; создаёт самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности»

Опыт работы по развитию музыкальных и творческих способностей детей докшольного возраста по программе "Арт-фантазия" Э.Г.Чуриловой...

Влияние народного декоративно-прикладного искусства на творческие способности детей дошкольного возраста.

Влияние народного декоративно-прикладного искусства на творческие способности детей дошкольного возраста....

Методическая разработка "Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографии в работе по программе А.А. Матяшиной "Путешествие в страну "Хореография" - 2016

Методическая разработка тематического плана по хореографии в детском саду для  для включения его в образовательную деятельность с детьми (дополнительное образование)....

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений. Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми

Пояснительная записка: Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми Дьенеша...

«Мюзикл как ресурс развития музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста»

В статье раскрывается жанр мюзикла, его влияние на развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников. Рассматриваются этапы работы над данным жанром в дошкольном учреждении....

Консультация для воспитателей "Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий"

В «Методике музыкального воспитания» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Музыка - это особый ключ к достиж...