"Методика пяти пальцев из опыта работы с элементами мастер-класса"
учебно-методический материал

Милостная Елена Витальевна

 

 

Муниципальное бюджетное образовательное

Учреждение детский сад комбинированного вида №1 ст-цы

Копанской муниципального образования Ейский район

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема выступления:

 «Методика пяти пальцев из опыта работы с элементами мастер - класса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила Милостная Елена Витальевна

воспитатель первой категории

 

 

 

 

 

апрель 2021 год

 

 

 

Образование всегда направленно на удовлетворение требований времени, общества. Государственный стандарт российского образования направлен на выявление и развитие индивидуальности ребенка.

Учащиеся, занимающиеся по стандартам нового поколения, должны уметь:

- принимать и сохранять учебную цель и задачу;

- планировать её реализацию;

- контролировать и оценивать свои действия;

- вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

- анализировать и контролировать своё нравственное развитие.

         Для этого можно использовать «Метод пяти пальцев», предложенный Лотар Зайвертом. Это простая и доступная техника, в которой за каждым пальцем руки закреплён один из контролируемых параметров качества достижения цели.

       Используем ладонь правой руки. По первым буквам названия пальцев вспоминаем параметры, на основании которых осуществляется контроль.

     Инновационный подход к образованию дошкольника заключается в том, чтобы взрослый содействовал мобилизации его внутренних механизмов, опираясь на его самосознание.

Профессор Лотар Зайверт

Крылова Наталья Михайловна

Для дошкольного образования в нашей стране этот прием использовала Наталья Михайловна Крылова к.п.н., доцент кафедры педагогике и психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета в своей Программе "Дом радости".
Метод 5 пальцев используется широко как прием подведения итогов. Знакомясь с вышеупомянутым методом, я была удивлена, что метод направлен на итоговый анализ, не опираясь на первичную часть - планирование.

По-моему мнению нельзя научить подводить итоги, делать анализ, не научив планировать. Поэтому я использую этот прием на утреннем круге как главную часть планирования. Прием 5 пальцев помогает каждому ребенку формировать первоначальные элементы самореализации. А на вечернем круге, опираясь на ту же схему 5 пальцев, мы подводим итог, делаем анализ. Тогда у ребенка выстраивается четкая связь начала и конца задуманного и причина успеха или неуспеха.

Схема 5 пальцев

Теперь практически как это выглядит.

Организовав ребят на утренний круг и проведя вводную беседу, я предлагаю детям подумать и решить (сказать), кто что хотел бы сделать, чему либо научиться сегодня. Мы поднимаем ладошку и, загибая пальчики, планируем намеченное дело.

Выслушиваю я практически всех, так как это дети делают каждый день, много времени это не занимает. Каждый пальчик является инструментом помогающим детям грамотно выстроить задуманное, спланировать работу.
М (мизинец) – мышление (мысли, знания, информация). Подумали и поставили себе задачу, цель.
Б (безъимяный) - без чего я не смогу выполнить задуманное. 9близость к цели)
С (средний) – 9состояние духа) состояние, настроение, при котором дело будет ладиться, хорошо получиться.
У (указательный) - услуга, помощь, сотрудничество.  Может попросить сам у друзей и взрослого, может сам оказать другому.
Б (большой) - я большой молодец, у меня получилось.

Ребенок может запланировать любое дело – нарисовать маме открытку, сделать оригами, научить подругу прыгать на скакалке, провести соревнование на прогулке, построить дом, подготовить концерт на день рождения друга, правильно выполнить задания на занятии, и т.п. Первое время ребенок забывает, что он хотел сделать, не успевает за день. Вот здесь и нужно чуткое руководство воспитателя - напомнить, организовать работу, оказать помощь.

Конечно, одни дети относятся к задуманному серьезно, другие забывают и не выполняют, задуманное, даже не огорчаются. Вот тут правильно применить понятную и привлекательную для дошкольника мотивацию и оценку успеха. Наша группа называется "Казачата", поэтому в конце дня после вечернего круга на карту успеха ребенок, выполнив запланированное, ставит себе звездочку. Ребенок испытывает целую гамму чувств.

Карта успеха

Друзья радуются за него и хотят такой же оценке своего труда. Планирование увлекает отдельных детей и становиться привычкой. Это отмечают даже родители, так как этот прием дети применяют без контроля и помощи воспитателя в выходные дни. Самоорганизация ребенка даже в маленьких делах большая победа в развитии личности.

А на вечернем круге подводим итог по той же схеме (что ты задумывал, что использовал, с каким настроением выполнял, нужна ли была помощь, у кого просил, выполнил ли задуманное). И корректируем итог.
Важно чтобы дети проводили самооценку самостоятельно. На первых этапах это получается не совсем качественно и воспитатель должен (может) корректировать анализ выполнения работы, но со временем дети становятся более объективы. Обязательна похвала выполненной работы ребенком со стороны взрослого.

Хочется отметить, что прием "пяти пальцев" является важным элементом обратной связи воспитателя и ребенка. Мы узнаем желания ребенка, его личные интересы. Здесь как раз можно говорить о раскрытии внутреннего потенциала ребенка, его самосознания, его умениях и навыках.

Данный прием может использоваться воспитателем в любом виде деятельности, а так же в индивидуальной и подгрупповой работе. Дети могут объединяться для выполнения задуманного в подгруппы.

Используя метод 5-ти пальцев в работе с детьми, Вы формируете у них основы самореализации  и обеспечиваете возможность проявить ребенку свою индивидуальность.

Применяя этот метод в своей работе, я и родители отмечаем, что дети, которые овладели этим приемом, применяют его осознанно и вне садика. Это положительно сказывается на развитии личности ребенка в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отзыв

 

Наименование мероприятия: районное методическое объединение для воспитателей старших групп                                                                                                     

                                                                                                                                

Место проведения мероприятия: интернет-платформа ZOOM

Дата проведения: 29.04.2021 год

Тема выступления: «Методика 5 пальцев из опыта работы с элементами мастер-класса»

Ф.И.О педагога, должность, место работы: Милостная Елена Витальевна, воспитатель первой категории МБДОУ ДСКВ № 1 ст-цы Копанской МО Ейский район МО Ейский район

Форма проведения и вид: интернет-трансляция

 

Данный материал актуален, так как дети, занимающиеся по ФГОС должны уметь: принимать и сохранять учебную задачу и цель; планировать свою деятельность, контролировать и оценивать ее; контролировать свое нравственное развитие. И узнав о новой методике 5 пальцев, я  поняла, что это то, что надо для работы педагога-воспитателя.

Когда ребенок занимается данным видом деятельности у него развиваются мыслительные, наблюдательные и познавательные интересы. Ребенка радует даже самое маленькое открытие. А когда он еще может сам планировать свою деятельность – это в вдвойне подстегивает его к более продуктивной деятельности.

Елена Витальевна представила нашему вниманию мастер – класс «Методика 5 пальцев из опыта работы», где использовала современные технологии:  проектирование, моделирование, ИКТ. Тема очень доступна, раскрыта в полном объеме и подтвердилась практическими опытами, которые были очень интересны для аудитории. Елена Витальевна использовала игровой прием: рефлексию «Грустный - веселый смайлик» с представлением интересной презентации в виде мастер-класса.

Практическая значимость материала, заключается в том, что ребенок по своей природе – это исследователь. А когда это качество и скреплено еще дополнительными знаниями, то процесс ознакомления с окружающим миром и предметно-пространственной средой имеет успешные результаты.

Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим по теме методики 5 пальцев. Материалы систематизированы, признаны актуальными и рекомендованы для использования педагогами в работе ДОУ.

 

Ф.И.О., должность, место работы составителя отзыва

______________________________________________________________________________________________________/_________________/

 

 

 

 

Отзыв

 

Наименование мероприятия: районное методическое объединение для воспитателей старших групп                                                                                                    

                                                                                                                                

Место проведения мероприятия: интернет-платформа ZOOM

Дата проведения: 29.04.2021 год

Тема выступления: «Методика 5 пальцев из опыта работы с элементами мастер-класса»

Ф.И.О педагога, должность, место работы: Милостная Елена Витальевна, воспитатель первой категории МБДОУ ДСКВ № 1 ст-цы Копанской МО Ейский район МО Ейский район

Форма проведения и вид: интернет-трансляция

 

Данный материал актуален, так как в наше время надо стремится к новым технологиям, уметь правильно и точно их осваивать, применяя на личном опыте в работе с детьми.

Елена Витальевна представила нашему вниманию мастер-класс на тему: «Методика 5 пальцев из опыта работы». Прослушав ее и просмотрев презентацию, о том как дети могут планировать любой вид деятельности и самостоятельно добиваться поставленных задач с помощью своей собственной ладошки. Меня очень заинтересовала данная методика и я конечно же обязательно буду применять ее в своей работе.

Практическая значимость методики в том, что мы узнаем желания ребенка, его личные интересы.

Новизна данной методики в том, что дети рационально могут использовать свои умения, знания и навыки в планировании любого вида деятельности, будь то праздник, лепка, уборка игровой комнаты, рисование, подвижные игры и многое другое. Данный прием может использоваться как в индивидуально,  так и в подгрупповой работе.

Представленный материал признан актуальным и рекомендован для использования педагогами, музыкальными руководителями, старшими воспитателями, учителями - логопедами в работе ДОУ.

 

 

Ф.И.О., должность, место работы составителя отзыва

______________________________________________________________________________________________________/_________________/

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rmo_29.04.21g.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное

Учреждение детский сад комбинированного вида №1 ст-цы

Копанской муниципального образования Ейский район

Тема выступления:

 «Методика пяти пальцев из опыта работы с элементами мастер - класса»

Подготовила Милостная Елена Витальевна

воспитатель первой категории

апрель 2021 год

Образование всегда направленно на удовлетворение требований времени, общества. Государственный стандарт российского образования направлен на выявление и развитие индивидуальности ребенка.

Учащиеся, занимающиеся по стандартам нового поколения, должны уметь:

- принимать и сохранять учебную цель и задачу;

- планировать её реализацию;

- контролировать и оценивать свои действия;

- вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

- анализировать и контролировать своё нравственное развитие.

         Для этого можно использовать «Метод пяти пальцев», предложенный Лотар Зайвертом. Это простая и доступная техника, в которой за каждым пальцем руки закреплён один из контролируемых параметров качества достижения цели.

       Используем ладонь правой руки. По первым буквам названия пальцев вспоминаем параметры, на основании которых осуществляется контроль.

     Инновационный подход к образованию дошкольника заключается в том, чтобы взрослый содействовал мобилизации его внутренних механизмов, опираясь на его самосознание.

Профессор Лотар Зайверт

Крылова Наталья Михайловна

Для дошкольного образования в нашей стране этот прием использовала Наталья Михайловна Крылова к.п.н., доцент кафедры педагогике и психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета в своей Программе "Дом радости".
Метод 5 пальцев используется широко как прием подведения итогов. Знакомясь с вышеупомянутым методом, я была удивлена, что метод направлен на итоговый анализ, не опираясь на первичную часть - планирование.

По-моему мнению нельзя научить подводить итоги, делать анализ, не научив планировать. Поэтому я использую этот прием на утреннем круге как главную часть планирования. Прием 5 пальцев помогает каждому ребенку формировать первоначальные элементы самореализации. А на вечернем круге, опираясь на ту же схему 5 пальцев, мы подводим итог, делаем анализ. Тогда у ребенка выстраивается четкая связь начала и конца задуманного и причина успеха или неуспеха.

Схема 5 пальцев

Теперь практически как это выглядит.

Организовав ребят на утренний круг и проведя вводную беседу, я предлагаю детям подумать и решить (сказать), кто что хотел бы сделать, чему либо научиться сегодня. Мы поднимаем ладошку и, загибая пальчики, планируем намеченное дело.

Выслушиваю я практически всех, так как это дети делают каждый день, много времени это не занимает. Каждый пальчик является инструментом помогающим детям грамотно выстроить задуманное, спланировать работу.
М (мизинец) – мышление (мысли, знания, информация). Подумали и поставили себе задачу, цель.
Б (безъимяный) - без чего я не смогу выполнить задуманное. 9близость к цели)
С (средний) – 9состояние духа) состояние, настроение, при котором дело будет ладиться, хорошо получиться.
У (указательный) - услуга, помощь, сотрудничество.  Может попросить сам у друзей и взрослого, может сам оказать другому.
Б (большой) - я большой молодец, у меня получилось.

Ребенок может запланировать любое дело – нарисовать маме открытку, сделать оригами, научить подругу прыгать на скакалке, провести соревнование на прогулке, построить дом, подготовить концерт на день рождения друга, правильно выполнить задания на занятии, и т.п. Первое время ребенок забывает, что он хотел сделать, не успевает за день. Вот здесь и нужно чуткое руководство воспитателя - напомнить, организовать работу, оказать помощь.

Конечно, одни дети относятся к задуманному серьезно, другие забывают и не выполняют, задуманное, даже не огорчаются. Вот тут правильно применить понятную и привлекательную для дошкольника мотивацию и оценку успеха. Наша группа называется "Казачата", поэтому в конце дня после вечернего круга на карту успеха ребенок, выполнив запланированное, ставит себе звездочку. Ребенок испытывает целую гамму чувств.

Карта успеха

Друзья радуются за него и хотят такой же оценке своего труда. Планирование увлекает отдельных детей и становиться привычкой. Это отмечают даже родители, так как этот прием дети применяют без контроля и помощи воспитателя в выходные дни. Самоорганизация ребенка даже в маленьких делах большая победа в развитии личности.

А на вечернем круге подводим итог по той же схеме (что ты задумывал, что использовал, с каким настроением выполнял, нужна ли была помощь, у кого просил, выполнил ли задуманное). И корректируем итог.
Важно чтобы дети проводили самооценку самостоятельно. На первых этапах это получается не совсем качественно и воспитатель должен (может) корректировать анализ выполнения работы, но со временем дети становятся более объективы. Обязательна похвала выполненной работы ребенком со стороны взрослого.

Хочется отметить, что прием "пяти пальцев" является важным элементом обратной связи воспитателя и ребенка. Мы узнаем желания ребенка, его личные интересы. Здесь как раз можно говорить о раскрытии внутреннего потенциала ребенка, его самосознания, его умениях и навыках.

Данный прием может использоваться воспитателем в любом виде деятельности, а так же в индивидуальной и подгрупповой работе. Дети могут объединяться для выполнения задуманного в подгруппы.

Используя метод 5-ти пальцев в работе с детьми, Вы формируете у них основы самореализации  и обеспечиваете возможность проявить ребенку свою индивидуальность.

Применяя этот метод в своей работе, я и родители отмечаем, что дети, которые овладели этим приемом, применяют его осознанно и вне садика. Это положительно сказывается на развитии личности ребенка в целом.

Отзыв

Наименование мероприятия: районное методическое объединение для воспитателей старших групп                                                                                                     

                                                                                                                               

Место проведения мероприятия: интернет-платформа ZOOM

Дата проведения: 29.04.2021 год

Тема выступления: «Методика 5 пальцев из опыта работы с элементами мастер-класса»

Ф.И.О педагога, должность, место работы: Милостная Елена Витальевна, воспитатель первой категории МБДОУ ДСКВ № 1 ст-цы Копанской МО Ейский район МО Ейский район

Форма проведения и вид: интернет-трансляция

Данный материал актуален, так как дети, занимающиеся по ФГОС должны уметь: принимать и сохранять учебную задачу и цель; планировать свою деятельность, контролировать и оценивать ее; контролировать свое нравственное развитие. И узнав о новой методике 5 пальцев, я  поняла, что это то, что надо для работы педагога-воспитателя.

Когда ребенок занимается данным видом деятельности у него развиваются мыслительные, наблюдательные и познавательные интересы. Ребенка радует даже самое маленькое открытие. А когда он еще может сам планировать свою деятельность – это в вдвойне подстегивает его к более продуктивной деятельности.

Елена Витальевна представила нашему вниманию мастер – класс «Методика 5 пальцев из опыта работы», где использовала современные технологии:  проектирование, моделирование, ИКТ. Тема очень доступна, раскрыта в полном объеме и подтвердилась практическими опытами, которые были очень интересны для аудитории. Елена Витальевна использовала игровой прием: рефлексию «Грустный - веселый смайлик» с представлением интересной презентации в виде мастер-класса.

Практическая значимость материала, заключается в том, что ребенок по своей природе – это исследователь. А когда это качество и скреплено еще дополнительными знаниями, то процесс ознакомления с окружающим миром и предметно-пространственной средой имеет успешные результаты.

Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим по теме методики 5 пальцев. Материалы систематизированы, признаны актуальными и рекомендованы для использования педагогами в работе ДОУ.

Ф.И.О., должность, место работы составителя отзыва

______________________________________________________________________________________________________/_________________/

Отзыв

Наименование мероприятия: районное методическое объединение для воспитателей старших групп                                                                                                     

                                                                                                                               

Место проведения мероприятия: интернет-платформа ZOOM

Дата проведения: 29.04.2021 год

Тема выступления: «Методика 5 пальцев из опыта работы с элементами мастер-класса»

Ф.И.О педагога, должность, место работы: Милостная Елена Витальевна, воспитатель первой категории МБДОУ ДСКВ № 1 ст-цы Копанской МО Ейский район МО Ейский район

Форма проведения и вид: интернет-трансляция

Данный материал актуален, так как в наше время надо стремится к новым технологиям, уметь правильно и точно их осваивать, применяя на личном опыте в работе с детьми.

Елена Витальевна представила нашему вниманию мастер-класс на тему: «Методика 5 пальцев из опыта работы». Прослушав ее и просмотрев презентацию, о том как дети могут планировать любой вид деятельности и самостоятельно добиваться поставленных задач с помощью своей собственной ладошки. Меня очень заинтересовала данная методика и я конечно же обязательно буду применять ее в своей работе.

Практическая значимость методики в том, что мы узнаем желания ребенка, его личные интересы.

Новизна данной методики в том, что дети рационально могут использовать свои умения, знания и навыки в планировании любого вида деятельности, будь то праздник, лепка, уборка игровой комнаты, рисование, подвижные игры и многое другое. Данный прием может использоваться как в индивидуально,  так и в подгрупповой работе.

Представленный материал признан актуальным и рекомендован для использования педагогами, музыкальными руководителями, старшими воспитателями, учителями - логопедами в работе ДОУ.

Ф.И.О., должность, место работы составителя отзыва

______________________________________________________________________________________________________/_________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Методическое объединение воспитателей района по обмену педагогического опыта работы Тема "Проведение мастер-классов воспитателей-победителей и призёров районного, республиканского профессионального конкурса "Воспитатель года"

Одной из наиболее эффективной формы работы по повышению профессионального уровня, обобщению и распространению инновационного, собственного педагогического опыта, является мастер-класс. Цель мастер-кла...

Выступление из опыта работы с элементами мастер-класса на тему: «Физкультурные минутки как средства коммуникативной культуры и путь к улучшению психо-эмоционального состояния ребенка»

        Основной задачей педагогической работы с детьми  является воспитание физически и психически здоровой личности.Решению поставленных задач в значительной мер...

Выступление из опыта работа с элементами мастер-класса: «Игра как ведущий метод обучения детей ПДД в детском саду»

Воспитание безопасного поведения у детей на дорогах – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Ребенок становится участником дорожного движения с самого юного возраста, ког...

"Опыты и эксперименты, как один из видов познавательно - исследовательской деятельности младших дошкольников" (с элементами мастер-класса)

Это мой доклад на РМО, с отзывами. Предлагаю, познакомиться и применять в своей работе с детьми....

Из опыта работы с элементами мастер-класса. Тема: Социализация дошкольников: экономическое воспитание и финансовая грамота.

В нашем детском саду проводится работа по экономическому воспитанию и финансовой грамотности в ходе реализации проекта «Тропинка в экономику», созданного    в рамках пр...