Информационно-творческий проект по ознакомлению с миром природы и экологическому воспитанию «Цветочная поляна» для детей средней группы
проект (средняя группа)

Умярова Нина Анатольевна

Ознакомление с природой является одной из важных задач в работе с дошкольниками. При этом необходимо, чтобы знания, даваемые детям, не были изолированы от комплекса явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой, учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx35.84 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-творческий проект по ознакомлению с миром природы и экологическому воспитанию «Цветочная поляна» для детей средней группы

Цель: Расширять представления детей о разнообразии цветов.

Актуальность проекта: Ознакомление с природой является одной из важных задач в работе с дошкольниками. При этом необходимо, чтобы знания, даваемые детям, не были изолированы от комплекса явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой, учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять.

Образовательная область - оптимизация мыслительной активности детей через сотрудничество педагогов и родителей.

Вид проекта: информационно - творческий, краткосрочный, групповой (совместно с родителями).

Задачи:

Дать понятие, что такое цветок.

Дать первичные представления о классификации по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом).

Учить детей правильно сажать и выращивать цветы.

Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.

Развивать умение сравнивать и анализировать.

Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения природных объектов.

Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

Пополнить и обогатить словарный запас детей о цветах.

Воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.

Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Формы организации проекта:

Прикладное искусство (рисование, лепка)

Беседы

Дидактические игры

Трудовая деятельность детей.

Ресурсное обеспечение проекта:

Уголок природы в группе

Методический инструментарий.

Материально – техническое (ноутбук, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, материал и оборудование для посадки рассады)

Наглядный материал.

Сроки реализации проекта: декабрь-март 2023

Ожидаемый результат: развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о цветах. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами). Выставка поделок детей и родителей.

Этапы реализации проекта:

Период Мероприятия

Подготовительный этап

декабрь Разработка плана реализации проекта

Подбор иллюстративного материала

Подбор стихотворений, загадок, сказок, по теме

Подбор дидактических игр.

Подготовка семян цветов

Информирование родителей о проекте

Беседы с родителями по подготовке поделок

Основной этап

Май-июнь Внесение в уголок природы нового материала о цветах (папка с иллюстрациями, искусственные цветы).

ООД по ознакомлению с природой «Комнатные растения».

Цель: Уточнить названия, строение. Воспитывать бережное отношение

Посев семян цветов на рассаду. Цель: Рассказать об условиях роста рассады. Приучать выполнять поручение воспитателя, приучать аккуратно и бережно относиться к растениям

Полив комнатных растений. Цель: Приучать заботливо относиться, создавать комфортные условия для роста

Д/ и«Кого цветка не стало?»Цель: Повторить названия цветов

Д/и «Отгадай загадку».

Цель: Закрепить названия садовых цветов

Слушание музыки о цветах. Цель: Продолжать знакомство с современными произведениями для детей

Цель: Уточнить знания детей о комнатных растениях Беседа «Цветы у меня дома».

Слушание музыкальных произведений и песен о цветах. Цель: Продолжать знакомство с музыкальными произведениями о цветах. Развивать эстетическое восприятие.

Элементы прикладного творчества. Изготовление рисование «цветы»Цель: Научить создавать букет из природных материалов

Рисование мелом на асфальте.

Цель: Закрепить знания детей о строении цветка.

Полив комнатных растений. Цель: Приучать заботливо, относиться, создавать комфортные условия для роста

Рассматривание иллюстраций о цветах.

Цель: Закрепить названия, развивать эстетические чувства

Заучивание стихотворения Е. Серовой «Одуванчик».

 Цель: Способствовать формированию эмоционального отношения

Беседа «Лекарственные растения».

Цель: Дать понятие, что многие цветы приносят пользу человеку

Элементы прикладного творчества. Изготовление поделки «Цветочки»Цель: Продолжать учить работе с различными материалами (трава и листья). Развивать эстетическое восприятие

Д/ и«Цветочный магазин».

Цель: Закрепить знание названий цветов

рисование «Одуванчик».

Цель: Учить отражать в рисунке знание о строении цветка, развивать фантазию, мелкую моторику

Наблюдения за рассадой. Цель: уточнить названия цветов, основные части растений. Воспитывать бережное отношение

Внесение новых элементов в зону «Природа»Цель: Продолжить знакомство с цветами, условиями их роста и развития

Беседа «Что мы знаем о цветах».

Цель: Расширять представления о сезонных изменениях, закрепить названия цветов. Формировать бережное отношение

Элементы прикладного творчества. Изготовление поделки «Цветочная поляна».

Цель: Учить пользоваться пластилином и природными материалами при создании плоскостного изображения, развивать фантазию, мелкую моторику

Высадка рассады цветов в открытый грунт.

Цель: уточнить названия цветов, основные части растений, условия роста. Воспитывать бережное отношение

Полив комнатных растений. Цель: Приучать заботливо относиться, создавать комфортные условия для роста

Д/и «Назови части».

Цель: Закрепить названия частей цветка

Заключительный этап

июль Беседа «Соберу букет для мамы».

Цель: повторить название цветов, условия роста.

Воспитывать бережное отношение

Подготовка презентации

Выставка творческих работ детей и родителей «Цветочная поляна»

«Экологическая беседа «Берегите цветы – красу Земли!»»

Экологическая беседа «Берегите цветы – красу Земли!»

Цели: расширять знания младших школьников о цветах, воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, развивать воображение, память, внимание, познавательные способности учащихся, расширять кругозор.

Содержание беседы.

- Ребята, вы любите цветы? Что вам больше нравится: любоваться ими, дарить или рисовать цветы?

- Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Цветы всегда были любимы людьми. Даря их друг другу, они выражали свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение. Цветы всегда вдохновляли художников, поэтов, музыкантов. Давайте и мы ближе познакомимся с цветами, полюбуемся ими и, может быть, сами станем чуточку добрее, мудрее, красивее.

- Ребята, вы хорошо знаете цветы? А вот сейчас мы и проверим.

Есть одна игра для вас -

Я прочту стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте.

В траве густой, зелёной, он выглядит нарядно.

Но с пашен, как сорняк, он выгнан беспощадно.

Головка голубая и длинный стебелёк.

Ну, кто ж его не знает? Ведь это … (василёк)

Золотая середина и лучи кругом,

Это, может быть, картина: солнце в небе голубом?

Нет, не солнце на бумажке,

На лугу цветок … (ромашка)

На солнечной опушке в траве стоит она.

Лиловенькие ушки тихонько подняла.

И тут поможет вам смекалка.

Все зовут цветок … (фиалка)

Подрастёт – нарядится в беленькое платьице.

Лёгкое, воздушное, ветерку послушное.

А пока стоит одетый в жёлтый сарафанчик.

Все зовут его, ребята, просто … (одуванчик)

Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя.

Полюбуйтесь дикими

Алыми … (гвоздиками)

Нам каждому весенняя природа дорога.

Ручьями распускаются холодные снега.

От снега очищаются и хвоя, и валежник,

И первый появляется в проталине … (подснежник)

(демонстрация иллюстраций цветов)

- Русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками, Морозом и Ветром, решила не пускать на Землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело Землю и открыло дорогу Весне. Поэтому подснежник считают первым цветком, встречающим весну.

Рассмотрите картину и скажите, почему этот цветок называют подснежником? Он первым появляется из-под снега. Подснежники. Этим именем часто называют все растения цветущие рано весной. Но настоящие подснежники растут в горных районах и встречаются редко. Они очень нежные и красивые.

Многие первоцветы – лекарственные растения. Собирая первоцветы, как лекарственные травы, человек часто вырывает их с корнем, нанося вред растениям, вытаптывает места их произрастания. Весной и летом вы иногда бываете в лесу, в поле, на лугу. Там растут красивые цветы. Люди собирают большие букеты первоцветов, ландышей, фиалок, колокольчиков (демонстрация иллюстраций цветов). А знаете ли вы, что многие из цветов всё реже и реже встречаются в природе? Сорвавший красивый цветок человек, наверное, не думает, что бессмысленно погубил еще одно растение исчезающего вида. И не знает, что на нашей планете в опасности уже 25 тысяч видов растений. Если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время – их надо беречь!

- Не рвите цветы, не рвите -

Пусть будет нарядной земля,

А вместо букетов дарите

Васильковые, незабудковые

И ромашковые поля!

«Сказка о ромашках».

- А сейчас я предлагаю вам перенестись на 100 лет вперёд и послушать, какая печальная история произошла с девочкой Машей и мальчиком Мишей.

Однажды в саду около дома они увидели какой-то неизвестный цветок, похожий на солнце с белыми лучиками. Никто не мог объяснить происхождение удивительного цветка. Подумали даже, что семечко его прилетело из Космоса на летающей тарелке. И только старенькая бабушка, которой было почти 100 лет, вспомнила, что этот цветок называется ромашкой. Когда-то на Земле были огромные поляны, сплошь покрытые ромашками. Цветы были очень красивы, и люди рвали их, делая пышные букеты. А ромашек становилось всё меньше и меньше. Потом они исчезли совсем. Чудом сохранившаяся одна ромашка и вызвала такое удивление у людей.

Вот, что может случиться, если мы не будем беречь полевые цветы. Очень многие растения исчезают с лица Земли, в первую очередь с красивыми цветками. Давайте беречь родную природу! Тогда не придётся заносить в Красную книгу всё новые и новые растения.

- Ребята, а помните ли вы, что такое Красная книга? Это книга, в которой перечислены растения и животные, охраняемые государством и которые должны беречь и вы. «Красной» книгу назвали потому, что красный цвет – цвет опасности и тревоги за всё живое на Земле, будь то огромное животное или маленький цветок. В этой книге есть редкие и охраняемые растения нашей страны. Только в Подмосковье более 300 видов исчезающих растений. С каждым годом скудеют краски наших пригородных лесов, лугов, прудов и речек. Уже редко встретишь на тенистых лесных полянах прекрасный персиколистный колокольчик. Бесполезно, вероятно, искать в сосновом бору легендарную сон-траву. А в тихих заводях рек уже не растёт белоснежная кувшинка. Цветы исчезают, и мы, теряя их, теряем красоту.

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понятно было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумное «стой!»,

Нам казалось всё мало, всё мало.

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

И не видели, как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обречённо глядел василёк,

Безнадёжно гвоздики глядели.

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у цветов

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди плачут

И росу роняют на песок.

Давайте подведём итог нашей беседы:

- Какие цветы вы знаете?

- Какие цветы растут на школьной клумбе, у вашего дома?

- Назовите цветы, которые занесены в Красную книгу.

- Что нужно делать, чтобы сохранить исчезающие цветы, чтобы каждую весну и каждое лето они радовали нас своим пёстрым хороводом?

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Одуванчики в траве»

Цель: Закреплять приёмы рисования красками; умение аккуратно промывать кисть. Вызвать желание передавать в рисунке красоту цветущего луга, форму цветов. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.

Предварительная работа: Чтение стихов о цветах, рассматривание иллюстраций о цветах. Наблюдение за одуванчиками на прогулке.

Материал: Мольберт, образец рисунка, иллюстрация с изображением одуванчика. Гуашь, кисточка для рисования, кисточка для клея из щетины, салфетки, стаканчики с водой, листы бумаги

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель: Послушайте, стихотворение про цветочек и скажите, как он называется:

Лишь солнышко пригрело,

У тропинки в ряд,

Цветочки приодели

Свой солнечный наряд.

Нежатся на солнышке,

Купаются в росе,

Светятся, как звездочки,

В низенькой траве.

Бежит время и цветок,

Превращался в пузырёк!

Дунул тихо на него

- И в ладони нет его!

Дети: Одуванчик.

Воспитатель: Правильно, это одуванчик. Наш одуванчик носит жёлтый сарафанчик. Подрастёт, нарядится в белое платьице. Давайте его рассмотрим на картинке. Какой одуванчик?

Дети: Красивый, жёлтый, круглый.

Воспитатель: Посмотрите, какой у него стебелёк, длинный, зелёный. А ещё у одуванчика есть листочки. Они какого цвета?

Дети: зелёного

Воспитатель: Что есть у одуванчика?

Дети: стебель, листья, цветок.

Воспитатель: Для чего нужны цветы?

Дети: Чтобы ими любоваться.

Воспитатель: Да любоваться, но не только. Цветы нужны для насекомых. Цветы - это частичка природы. В ярких венчиках цветов скрыта пища крылатых лакомок. Здесь много цветочной пыльцы, которой питается часть насекомых. Здесь лежат светлые капли сладкого сока - нектара.

В зеленой травке желтые одуванчики очень смотрятся красиво. Их много, но не стоит их срывать. Одуванчики не будут стоять в вазе, они сразу погибнут.

Мы с вами будем сегодня рисовать одуванчик в травке. Но перед тем, как рисовать мы сделаем физкультминутку. Одуванчик, одуванчик!

(Приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый

(Разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит.

(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки,

Разлетятся хороводом

(Берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.

Воспитатель: Вот пришло время отправиться в мастерскую и нарисовать одуванчик. Что для этого нам нужно?

Дети: кисточка, бумага, краски.

Воспитатель: Правильно, вот вам бумага и кисточка рядом. Открываем гуашь жёлтого цвета и рисуем сухой кисточкой шапочку одуванчика. Она круглая. Затем мы рисуем стебелёк кончиком кисточки для рисования. Стебелёк тоненький, зелёный. Что ещё забыли нарисовать?

Дети: листочки.

Воспитатель: Правильно, зелёные листочки. Они длинные. Вот такие (показываю, как рисовать).

Одуванчики растут в траве. Поэтому мы нарисуем ещё и травку. Посмотрите на свои рисунки. Какие красивые одуванчики у вас получились. Сделаем из рисунков выставку. У нас получится большой одуванчиковый луг.

Стали краски вдруг – цветами,

Озарили все вокруг!

В новом желтом сарафане

Одуванчиковый луг.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Цель - научить детей различать осенние цветы.

"Цветы"

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Распускают лепесточки (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)

Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)

Лепестки колышет (кисти рук наклоняются влево и вправо)

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)

Они тихо засыпают,

И головкою кивают.

Ещё одна пальчиковая гимнастика на тему «Цветы»

Посадили в землю зернышко, ("положите" в ладонь ребёнка «зернышко»)

На небе выглянуло солнышко.

Свети, солнышко, свети! (сжимаем кисти и по очереди разжимаем)

Расти, зернышко, расти! (ладони соединить вместе и поднимать руки вверх)

Появляются на стебельке листочки, (соединить ладони, пальцы один за одним соединить с большим пальцем и одновременно на двух руках)

Распускаются на стебельке цветочки, (сжимаем кисти и по-очереди разжимаем)

Источник: https://womanadvice.ru/palchikovaya-gimnastika-v-stihah

Пальчиковая гимнастика. ЦВЕТЫ

АХ! Какие хризантемы!

Мы сорвём их без проблемы.

Ух! Охапку мы набрали,

Эх! Прихватим и для Вали!

Эхе – хе… цветов не стало,

Их и раньше было мало.

Ох, зачем мы их сгубили?

Ведь не мы же их растили.

Пальцами показать, как цветок

распускается.

Обеими руками срываем цветы.

Обеими руками показать охапку.

Махнуть рукой и рвать цветы

дальше.

Удивленно пожать плечами.

Развести руки в стороны.

Прижать к щекам обе руки и

горестно покачать головой.

Беседа «Лекарственные растения» (Вторая младшая группа)

Беседа «Лекарственные растения» (первая младшая группа)

Беседа на тему:

«Лекарственные травы»

Подготовила:

воспитатель Блинова И. Ф

Цель:

– познакомить детей с лекарственными растениями: подорожником, ромашкой, крапивой и одуванчиком, – и их целебными свойствами.

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о лекарственных растениях. Как же могут помочь обыкновенные растения здоровью человека?

- Ребята, вы же слышали не раз от взрослых, что надо больше гулять на свежем воздухе, особенно в лесу. Почему? Да потому что воздух в лесу чище. Многие лесные растения выделяют такие вещества, которые убивают вредные микробы. Вот почему воздух в лесу чище и человеку в лесу легче дышится.

Лесом можем мы гордиться

Лес – зеленая больница

Лес – как сказочное царство:

Тут кругом растут лекарства

В каждой травке, в каждой ветке

И микстура и таблетки.

- Ребята, но многие лекарственные растения растут не только в лесу.

Есть множество цветов

Красивых, осторожных,

Но мне приятней всех

Обычный подорожник.

Ему, быть может,

И трудней расти,

И все же он с людьми

Находится в пути! (С. Баруздин.)

Это растение – доктор. Приложи чистый листок к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробы, и ранка заживет.

- Ребята, а вы знаете, как называется это растение? Это подорожник.

- Вы видели подорожник? Кто знает, где он растёт?

- Верно! Очень часто его можно увидеть вдоль дорог. Отсюда он получил свое название.

Это одно из лекарственных растений, которое является помощником человека. С помощью подорожника мы залечиваем раны, его используют при ушибах и укусах. Это растение – доктор. Стоит только приложить листик подорожника к ранке, то кровь перестанет течь, боль уменьшится при ушибе.

- Ребята, а вам когда-нибудь приходилось лечиться листьями подорожника?

Теперь вы знаете, что это лекарственное растение и «как оно лечит».

- Ребята, а как называется этот цветок?

- Молодцы! Ромашка.

Это тоже лекарственное растение. Ромашка используется при купании новорожденных детей. А если у ребёнка болит животик, то ребёнку дают чай с отваром ромашки. Купание детей с ромашковым отваром может успокоить, а запах ромашки помогает ребёнку заснуть. И при простудных заболеваниях детей ромашка – незаменимый помощник.

- Ребята, теперь вы знаете, что это не просто красивый цветок, но и хороший «лекарь».

- А теперь послушайте загадку.

Эту травку, ты не тронь!

Она жжётся, как огонь.

(Крапива).

Что это за растение?

- Молодцы! Это крапива.

У забора, там, где слива,

Выросла у нас крапива.

Ты её рукой не тронь,

Жжёт крапива, как огонь.

Крапива – это ещё один детский «лекарь». Отваром крапивы лечат кашель у детей уже с 2-х лет. Стоматит (воспаление слизистой оболочки рта) тоже лечится, если полоскать рот отваром крапивы. Крапива применяется при лечении и других детских заболеваний.

- Ребята, а сейчас я вам ещё загадаю загадку.

Рос шар бел,

Ветер дунул – улетел. Что это за растение?

( Ответ: одуванчик).

Вы видели это растение не раз, конечно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений на тему: "Цветочная поляна" для детей подготовительной группы с глубокими нарушениями зрения.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений рекомендован для детей подготовительной группы с глубокими нарушениями зрения....

Обобщение педагогического опыта ТЕМА: « РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К МИРУ ПРИРОДЫ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

1.Уточнить и углубить знаний о растениях, животных и природных явлениях; 2.Формировать знания о жизненно необходимых условий для человека, животных и растений (питание, рост и развитие), о правильн...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы, предметным и социальным окружением в подготовительной к школе группе «Цветы сада, леса, поля и луга»

Конспектнепрерывной образовательной деятельностипо ознакомлению с миром природы, предметными социальным окружениемв подготовительной к школе группе«Цветы сада, леса, поля и луга»Цель...

Исследовательский проект по ознакомлению с миром природы "Зачем человеку кожа?" (средняя группа)

Актуальность:Детям всегда интересно его тело, но всегда ли мы обращаем пристальное внимание на кожу? Можно выработать у ребёнка привычку к личной гигиене с помощью контроля, тогда она исчезнет, если о...