«Использование ИКТ в образовательном процессе , проектной и досуговой деятельности»
статья

Фадеева Ольга Владимировна

«Использование  ИКТ в образовательном процессе , проектной и досуговой  деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_ns_portala_2.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование  ИКТ в образовательном процессе , проектной и досуговой  деятельности»

Музыкальные руководители  должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования. В практической работе музыкального руководителя детского сада использование информационно-коммуникационных технологий является необходимым средством художественно-эстетического развития.
Использование современных информационных образовательных технологий делает образовательный процесс  ярким, запоминающимся интересным для ребят любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение.  
 При  грамотном и систематическом использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей. Освоение информационно-коммуникационных технологий - жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования. Педагоги – музыканты  должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования. В практической работе музыкального руководителя детского сада использование информационно-коммуникационных технологий является необходимым средством художественно-эстетического развития.
Функции компьютера и различные формы ИКТ

1.Источник учебной, музыкальной информации.
2. Наглядное пособие.

3. Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.

4. Средство подготовки выступлений.

В работе широко используется ИКТ в различных формах:
-подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек;
- подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;
- оформление документации (списки детей, сведения о родителях, диагностика развития детей, планирование, отчеты и т.п.). Компьютер значительно упрощает процесс, существенно экономит время;
- создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия;
- создание авторских презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям;
- использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении;

- обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов. Многие журналы имеют электронную версию в сети Интернет, скачав их, мы создали медиатеку статей по направлениям образовательной работы;
- оформление буклетов, электронного портфолио, материалов по различным направлениям деятельности;
- создание медиатек, которые представляют интерес как для педагогов, так и для родителей;
- создание электронной почты;
- создание странички на образовательном портале maam.ru;
- участие в конкурсах разного уровня.

Дидактические принципы применения информационно-образовательных технологий

Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Причина тому – повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Стремительный скачок в развитии собственно компьютерных технологий и прочих технических устройств сделал эти средства актуальными. Поэтому внедрение информационно-образовательных технологий (ИОТ) в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.
В соответствии с ФГОС ДО выделяют следующие дидактические принципы применения информационно-образовательных технологий:
– принцип научности, определяющий содержание и требующий включения в него не только традиционных знаний, но и фундаментальных положений науки;
– принцип систематичности и последовательности, связанный как с организацией образовательного материала, так и с системой действий ребенка по его усвоению: восприятием информации с экрана, разъяснениями воспитателя, самостоятельной работой;
– принцип поэтапного преодоления трудностей, предусматривающий переход от всеобщей доступности задания для определенной возрастной группы в принцип индивидуальной доступности. К заданиям предъявляются особые требования: они должны быть интересными и разнообразными, по силам каждому ребенку, но с постепенно нарастающей степенью сложности;
– принцип прочности, который закрепляет усвоение знаний и развитие познавательных способностей дошкольников;
– принцип преемственности для сохранения связи стадий формирования знаний и навыков, различных по содержанию и способам осуществления;
– принцип наглядности (интерактивной наглядности).
С представленными в электронной форме объектами можно осуществить разные действия, изучить не только их статичное изображение, но и динамику развития в различных условиях, выделить главные закономерностиисследуемого предмета, явления или рассмотреть его в деталях. Процессы, моделируемые компьютерной программой, могут быть разнообразными по форме и содержанию, демонстрировать физические, социальные, исторические, экологические и другие явления действительности;
– принцип мультимедийности предполагает способность транслировать аудиовизуальную информацию в любой форме (текст, графика, анимация и др.);
– принцип когнитивности коммуникации, который заключается в организации диалога между компьютером и ребенком. Неслучайнокомпьютерные системы (в образовательной сфере) называют интерактивными (диалоговыми);
– принцип активизации познавательной деятельности детей позволяет включить в организационную схему занятия ИОТ для расширения кругозора, интеллектуального обогащения;
– принцип межпредметных связей способствует целостному восприятию системы знаний, формированию логического мышления.

Использование ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей

Традиционно музыкальное занятие я начинаю смузыкально-ритмических движений. Идею использования движения как средства формирования музыкальности детей выдвинул швейцарский учёный и композитор Э.Ж. Далькроз. По его мнению, ритм музыки и пластики объединяются в движение. Использую аудиозаписи или видеозаписи (DVD), это облегчает мне работу, так как я не сижу за фортепиано, а могу показать танцевальное движение или помочь освоить его. Новые детские движения можно записать на видео, где воспитанники смотрят красивый показ двигательных умений: если движения русские народные, музыкальный руководитель может надеть русский народный костюм с красными сапожками; если переменный шаг или вальс, то классический чёрно - белый костюм. А на занятиях дети смотрят и стараются сделать так же. Этим ядобиваюсь выразительного качественного выполнения движений, слежуза тем, чтобы дети точно передавали особенности того или иного произведения.
Очень удобно использовать презентации для выполнения различных перестроений, где на слайдах изображаются схемы перемещений. Это развивает у воспитанников ДОУ внимание, память. Благодаря новым информационным технологиям эстрадная музыка звучит везде и по телевидению, и по радио, на плеере, в мобильных телефонах; но очень мало классической музыки. Я стараюсь восполнить этот пробел в музыкальном воспитании. В нашеймедиатеке накоплен большой видео материал для слушания, например: Кабалевский «Зайчик дразнит медвежонка», Мусоргский «Избушка на курьих ножках», Чайковский «Песня жаворонка», Волков «Капризуля», Свиридов «Маленький упрямец» и т.д.Так, в разделе «Слушание музыки» использую компьютерные презентации, которые или создаю сама или нахожу в сети Интернет. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов. В этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.
Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера, продемонстрировав не только фотоматериал, но и видеоролики.
Рекомендую материалы, размещённые на сайтах, чтобы родители смотрели и слушали вместе с детьми. Если ребёнок растёт в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика, и народная музыка, он, естественно, привыкает к её звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.
Развивая у воспитанников навыки слушания, знакомлю детей смузыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами выразительности. Ребята научились высказывать свои сопереживания, размышлять об увиденном. Поэтому развивается речь, мышление, художественный вкус, тем самым осуществляется интеграция нескольких областей развития.
Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства.Песня - ценное средство нравственно-эстетического воспитания, благодаря единству музыкального и литературного текста. Чтобы разучить песню, мы сначала слушаем, а выучив, прослушиваем, выразительно ли она спета, как звучит. В этом нам помогает видеокамера, или аудиозапись. Для лучшего запоминания текста, создаю презентации, в которых использую мнемотехнику. А так же применяю презентации для развития голоса, дыхания, активно использую артикуляционную гимнастику в сопровождении видеоряда. Дети учатся управлять своим голосом с помощью упражнений «Кисточка», «Веселый медвежонок», «Снежинка», «Самолет» и пр., следуя за схематическим изображением мелодии на экране.
Основное назначение музыкально-дидактических игр — развитие у детей музыкальных способностей, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике, поэтому я широко применяю их в своей деятельности. Заимствую из интернета и создаю авторские игры-презентации. Такие игры, как: «Музыкальный светофор», «Ветерок», «Домик крошечка», «Птица и птенчики», «Бубенчики» направлены на развитие звуковысотного слуха. Попевки «Кукла», «Зайка», «Лиса по лесу ходила» и др. помогают наглядно увидеть, а не только услышать движение мелодии.Тембровый слух очень хорошо помогают развить такие игры, как «Узнай звуки», «Попугай повторяй». Дети очень любят игры на развитие ритмического восприятия «Львенок и ритмы», «Озорная полечка», «Овощные ритмы», «Мы украсим елочку», «Что приносит Дед Мороз» и др. Они являются переходным, связующим звеном к игре на детскихмузыкальных инструментах. Здесьважна последовательность в разучивании.
Мультимедийные презентации помогают мне с успехом применять здоровье сберегающие и коррекционные технологии:
- Артикуляционная гимнастика
- Дыхательная гимнастика
- Гимнастика для глаз
- Пальчиковая гимнастика
- Арт -терапия
- Логоритмические попевки
Приобучении игре на детских музыкальных инструментахиногда использую видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объяснять, что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звуко- извлечению.Для того, чтобы облегчить процесс исполнения детьми того или иного музыкального произведения, вовремя вступить нужному инструменту создаю специальный видеоряд, где на экране изображен тот музыкальный инструмент, который должен играть в данный момент.
Праздники, развлечения, досуги

Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не только разнообразие видов музыкального воспитания, но и вариативность форм музыкальной деятельности детей. Это совместная музыкально-образовательная деятельность, праздники, развлечения, тематические вечера, концерты, инсценировки, вечера досуга и другое. Для любой формы музыкальной деятельности тоже существуют презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы.
На праздниках и развлечениях использую видеопрезентации в нескольких направлениях.
Первое - это анимационный фон. Включаю видеоролики для создания праздничной атмосферы. Зачастую это требует большой предварительной работы. Например, на День Матери я заранее собирала фотографии мам с детьми. Получился очень трогательный видеоролик, который понравился всем.
Другое направление - это когда видео презентация становится частью сюжетной линии. Например, дети собирают листочки на чудо дереве в течение утренника или открываются волшебные окошки Осени при выполнении детьми определенных заданий. Очень часто на мероприятиях к детям с экрана обращаются мультгерои с какой-либо просьбой. Всё это позволяет разнообразить досуговую деятельность, привлечь внимание детей, вызвать эмоциональный подъём, создать радостное настроение. Использую компьютер для подбора музыкального сопровождения для праздников, развлечений, музыкальной деятельности и написания сценариев, нотных партитур, и т. д.ИКТ и вариативные формы деятельности музыкального руководителя

ИКТ применяю не только в работе с детьми. Консультации и семинары для воспитателей тоже проходят с использованием презентаций, слайд-шоу. Так, при знакомстве с оформлением музыкального уголка в группе детского сада педагоги смотрят красочную фото презентацию, где показаны разнообразные варианты расположения музыкальных инструментов в группе, представлена видео выставка музыкальных игрушек-самоделок для самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе. На  педагогических советах представляю мультимедийные  презентации по темам  «Один день из жизни детского сада»,  «Экспериментальная  деятельность – Ребенок в мире звуков», «Здоровьесберегающие  технологии  в работе музыкального руководителя ДОУ» и др. ИКТ позволяют  в доступном  виде представить документацию для воспитателей, специалистов  и  администрации (консультации, анализ мониторинга, ознакомление с годовыми перспективным планом и отчет о проделанной работе).
В современной деятельности музыкального руководителя одну из важных функций имеет интернет–общение. Оно помогает обмену опытом с коллегами других регионов страны через различные образовательные и личные сайты. Среди наиболее популярных:
http://www.musicalsad.ru/,
http://kladraz.ru,
http://maa.ru/,
http://nsportal.ru,сайт фестиваля культуры и искусства PEDMIX. ru и другие.
Они позволяют найти необходимую информацию в доступном для детей дошкольного возраста виде и в кратчайшие сроки. Становится традицией включать презентации и на родительских собраниях, демонстрируя фотографии детей в повседневной жизни детского сада. В работе с родителями использую сайт детского сада, где размещаю консультации, фотографии с мероприятий, достижения воспитанников и др. выступаю с презентациями на родительских собраниях, использую ИКТ для подготовки материалов по проблемам музыкального образования детей в родительские уголки. И что особенно важно, ИКТ – технологии дают большие возможности для обработки и хранения музыкального материала.
Необходимо отметить, что одной из инновационных форм работы с родителями является открытие официального сайта детского сада, где родители могут знакомиться с условиями, динамикой и своеобразием осуществления образовательной работы с детьми в детском саду. Доводится до сведения родителей необходимая информация по вопросам обеспечения защиты прав ребёнка, его воспитания, подготовки к школе, развития его способностей.
Сайт детского сада – это источник информации учебного, методического характера. Со страниц сайта родители получают информацию методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников. Многие родители с интересом знакомятся с материалами сайта.
Также наиболее распространенной коммуникационной технологией и соответствующим сервисом в компьютерных сетях стала технология компьютерного способа пересылки и обработки информационных сообщений, обеспечивающая оперативную связь между людьми. Электронная почта может использоваться педагогами для консультации, отправки контрольных работ и профессионального общения с коллегами. С каждым днем все больше педагогов начинает заниматься собственными разработками информационных ресурсов и других средств ИКТ, многие из которых попадают в сеть Интернет. Если даже педагог и не занимается собственными разработками, то он может использовать уже созданные Интернет-ресурсы.

Вывод
Таким образом, с помощью ИКТ усиливается информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом которой является формирование более эффективной модели обучения, повышается мотивация к изучению общественных дисциплин.

Применение ИКТ позволяет добиться следующих результатов:
Повышение эффективности процесса обучения.
Повышение уровня профессионального мастерства и самооценки педагогов ДОУ.
Активизация познавательной деятельности детей.
Создание единой информационной среды.
Повышение интеллектуального уровня развития ребенка посредством использования информационно-коммуникативных технологий.
Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя. Анализируя опыт использования ИКТ в детском саду можно сказать, что использование мультимедиа превращает занятия в живое действие, вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом. Ребенок не только видит, воспринимает, действует, он переживает эмоции. Ведь, как известно, только то, что заинтересовало дошкольника и вызвало какой-то эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям. Однако педагогу дошкольного образования, применяющему ИКТ-технологии в своей работе с детьми, всегда надо помнить о чувстве меры. Ведь использование современных компьютерных технологий в музыкальном воспитании дошкольников – это только дополнительное средство для реализации целей и задач, поставленных перед музыкальным руководителем детского сада.

А ценности непосредственного общения с педагогом, живой музыки для малышей остаются неоспоримыми

                                                           

Перспективу дальнейшего использования ИКТ-технологий мы видим в применении Интернета на музыкальных занятиях и интерактивного программного комплекса. Интерактивная доска позволит сделать обучение более наглядным, работать в режиме реального времени, повысит интерес детей к обучению, поможет педагогу развивать внимание, мышление и творческую самостоятельность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества образовательного процесса через использование проектного метода в работе с детьми и родителями.

В статье  представлен  опыт работы воспитателей ДОУ по теме "Проектный метод в работе с детьми и родителями"...

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного о...

Консультация для воспитателей «Интеграция образовательных областей через проектно-игровой метод для познавательно-речевых способностей детей с речевыми нарушениями при тесном взаимодействии всех участников коррекционно- образовательного процесса.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на...

Статья на тему:"Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации"

В настоящее время, наиболее ярким, развивающим, интересным, значимым методом, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность – форма организации совместно...

Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации

В Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования РФ, концепции модернизации российского образования обозначены современные требования, предъявляемые к образованию подрастающ...

«Современные педагогические технологии, как залог успешности образовательного процесса» Проектные технологии (Описание опыта работы)

Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы  с детьми дошкольного возраста, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми п...

дополнительная общеразвивающая программа «Проектная деятельность в образовательном процессе дошкольников» направление: проектно - исследовательское

Пояснительная запискаНормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации&r...