Мастер- класс для воспитателей "Элементарное музицирование"
материал

Бугрова Светлана Владимировна

И так, что же такое элементарное музицирование?

Слово элементарное, не значит примитивное, оно означает доступное и простое! Система музицирования была создана немецким композитором, педагогом Карлом Орфом. В данной системе ребёнок выступает не только слушателем или исполнителем музыкальных пьес, но главным образом творцом, создателем музыки.

Такое музицирование доступно всем и каждому, возможность участвовать в нём не требует особых способностей и специального образования и определяется лишь желанием творить музыку и общаться. Элементарное музицирование- это самовыражение с помощью звуков и движений, к которым человек приспособлен самой природой. Это возможность объединить детей, которые обладают разными навыками, потребностями и способностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

Тема : «Элементарное музицирование в группах ДОУ».

Разработала и провела
музыкальный руководитель
ГБОУ Школа 2044 Бугрова С.В

Цель мастер-класса :

Знакомство воспитателей с различными формами элементарного музицирования в обучении детей дошкольного возраста.

Задачи:

-Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами музицирования.

-Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование музицирования в практике.  
   - Развитие музыкальных способностей у детей вне музыкальных занятий.

И так, что же такое элементарное музицирование?

Слово элементарное, не значит примитивное, оно означает доступное и простое! Система музицирования была создана немецким композитором, педагогом Карлом Орфом. В данной системе ребёнок выступает не только слушателем или исполнителем музыкальных пьес, но главным образом творцом, создателем музыки.

Такое музицирование доступно всем и каждому, возможность участвовать в нём не требует особых способностей и специального образования и определяется лишь желанием творить музыку и общаться. Элементарное музицирование- это самовыражение с помощью звуков и движений, к которым человек приспособлен самой природой. Это возможность объединить детей, которые обладают разными навыками, потребностями и способностями.

Сегодня мы рассмотрим лишь несколько форм работы с детьми.

Речевые упражнения

Эта форма работы хороша для общего музыкального развития, так как она легка и доступна для всех детей. Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и тембрового разнообразия, знакомит с музыкальными формами.

Уважаемые коллеги, давайте поприветствуем друг друга.

Коммуникативная игра-приветствие

«Здравствуйте»

Для данной игры, музыкальные инструменты не нужны, здесь мы будем использовать «Звучащие жесты» (Можно хлопать, топать, шлёпать по ногам, плечам, шуршать ладонями, щёлкать пальцами и т. д.)

В нашей группе все друзья!

Да-Да-Да-Да! (дети шлёпают по ногам 1-2-3, 1-2-3).

Вы и мы, и ты, и я!

Да-Да- Да-Да! (дети щёлкают пальцами 1-2-3, 1-2-3).

Здравствуй друг, который справа! (Повернулись вправо и хлопнули 3 раза).

Здравствуй друг, который слева! (Повернулись влево и хлопнули 3 раза).

Мы — одна семья! (Играют импровизацию)

А можно придумать единый ритм, после слов «Мы одна семья» ритмический рисунок у каждой группы получится своим. Эта игра может постоянно варьироваться, используя с каждым повтором новые комбинации жестов.

«Звучащие имена»

Дети играют «Звучащими жестами»

Ребята по очереди называют своё имя и прохлопывают его сначала в коротком варианте (например «Лена», а затем в уменьшительно-ласкательном («Леночка»). После, повторяют за ребёнком все дети и так до последнего игрока. В старших группах можно игру усложнить. Дети играя своё имя могут использовать различные комбинации «звучащих жестов». Например на «Лена»-шлёпать, на «Леночка»-топать и т д.

«Шур-шур песенка»

Дети играют на «шуршунчиках» самодельных инструментах (это могут быть фантики от конфет или шуршащая бумага, а так же самодельные погремушки)

В тиши шуршунчики шуршат:

Шур-шур, шур-шур. (дети грают на фантиках из под конфет)

Они похожи на мышат.

Шур-шур, шур-шур. (дети грают на фантиках из под конфет)

А где то спит мурлыка - кот.

Мур-мур, мур-мур, мур-мур. (дети играют на шумелках из киндор-яйца)

Во сне он песенку поё т:

Мур-мур, мур-мур, мур-мур. .(дети играют на шумелках из киндор-яйца)

«Две лошадки»

(Для игры нам понадобятся фломастеры по одному в каждую руку, дети должны сидеть за столами.)

Скачут, скачут две лошадки (играют фломастерами по столу с верху вниз)

Но, но, но! (играют фломастером об фломастер)

Скачут скачут без оглядки (играют фломастерами по столу с верху вниз

Но, но, но! (играют фломастерами по столу с верху вниз)

Скачут скачут в новый город (играют фломастерами по столу с верху вниз)

Цок, цок, цок (играют фломастерами по столу с верху вниз)

Звонко цокают подковы (играют фломастерами по столу с верху вниз)

Цок, цок, цок (играют фломастерами по столу с верху вниз)

Следующая форма работы элементарного музицирования это : поэтическое музицирование. Оно помогает детям ощутить красоту звучания поэзии и музыки. Благодаря поэтическому музицированию дети не только незаметно, с удовольствием заучивают стихи на память, но читают их с особым чувством и выражением, осознают связь слова и музыки.

Музыкальное озвучивание стихов

Образы стихотворения становятся наиболее яркими, если при чтении добавить подыгрывание на музыкальных инструментах. Они могут быть самыми разнообразными. И не спорьте с детьми, когда те выбирают то или иное звучание, позвольте пробовать и искать, поддерживайте юных творцов, и постепенно ими будут найдены самые удачные сочетания слов и звуков.

При рассказывания стихотворения с аккомпанированием необходимо делать паузы в конце строк, чтобы дать время для звучания музыкальных инструментов.

«Капель» Ю. Полякова

(Потребуются металлофоны, колокольчики, бубенцы, музыкальные палочки)

Я в полдень слушаю капель (металлофоны)

Она журчит, как птичья трель. (колокольчики)

Звенит хрустальным бубенцом (бубенцы)

Сбегая с крыши над крыльцом. (глиссандо) на металлофоне)

Капель журчит, звенит, поёт. (все инструменты)

Она ломает снег и лёд. (музыкальные коробочки)

«Теремок»

(Потребуются музыкальные палочки, «шуршунчики», барабаны, трещотки, бубенцы, дудочки) В данном стихотворении последовательность инструментов подсказывает сам текст. Так же для большей красочности можно одеть всем детям шапочки персонажей.

Тук-тук молоток – мишка строит теремок. (музыкальные палочки)

Позовёт в него гостей, чтобы было веселей (играют все инструменты)

Мышка-норушечка, в гости бежит,

Тихо шуршунчиком мышка шуршит. (дети шуршат фантиками)

Зайка весёлый потом прискакал,

Лапками звонко в барабан застучал. (барабан)

Вот и лиса к теремочку идёт,

Лисичка – сестричка трещотки несёт. (трещотка)

Серый волчок в бубенцы зазвенел, (бубенцы)

А петушок громко песню запел. (дудочка)

Мишка мохнатый рад новосё лам:

Живёт в теремочке оркестр весёлый! (дети играют все вместе)

Вершина такого творчества – это ансамбль детей и конечно радость общения.

Музыкальное озвучивание сказок

Подыгрывание на музыкальных инструментах при рассказывании даже самой простой, давно известной ребёнку сказки откроет увлекательный мир музыкального творчества.

Можно брать любые сказки «Курочка Ряба»«Теремок»«Семеро козлят»,

«Три поросёнка» и др.

А сейчас мы с вами озвучим самую незатейливую сказку «Курочка ряба»

«Курочка ряба»

Нужно выложить на столе любые инструменты (тон блок, деревянные ложки, кастаньеты, колокольчики, металлофон, ксилофон) начать рассказывать сказку. Предложить подобрать для каждого персонажа инструмент. Договориться, кто какую партию будет играть.

Жили были Дед (тон блок)да Баба (кастаньеты)

И была у них курочка Ряба(деревянные ложки)

Снесла курочка яичко, да не простое, а золотое! (металлофон)

Дед бил, бил не разбил (тон блок)

Баба била, била- не разбила (кастаньеты)

Мышка бежала, хвостиком махнула, (колокольчик)

Яичко упало и разбилось… (глиссандо на металлофоне.)

Дед плачет (тон блок) баба плачет (кастаньеты)

А курочка кудахчет(деревянные ложки)

Не плачь, Дед (ложки) Не плачь, Баба! (ложки)

Я снесу вам яичко другое, не золотое, (металлофон)

А простое! (ксилофон)

Обрадовались Дед с Бабой! (играют тон блок и кастаньеты)

Стали жить поживать и добра наживать! (играет весь оркестр)

В результате этой творческой и очень увлекательной работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива. И конечно такая работа принесёт только радость и воспитателю и детям. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Элементарное музицирование: музыка, речь, движение».

Цель: Овладение эффективными методамии приёмами по эстетическому развитию, эмоциональному благополучию и творческому самовыражению детей дошкольного возраста для практического использования воспитател...

Мастер класс "Творческое музицирование на занятии"

Творческое, элементарное  музицирование  – это практическая деятельность, которая предполагает личный характер участия человека в исполнении и творении музыки. Основным предназначением являе...

Мастер-классдля воспитателей "Давайте жить дружно!"

Мастер-классТема: «Давайте, жить дружно!»Ф.И.О. – воспитатель Камышанская Инна АнатольевнаДата проведения: 28.10.2016г.Цель мастер-класса: объединение педагогического коллектива, фор...

Мастер-классдля детей и родителей "Я и мой ребёнок"

Укрепление отношений между родителем и ребёнком, сформировать позитивную коммуникацию....

Мастер-классдля педагогов ««Использование метода кинезиологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»»

Знакомство участников мастер-класса с методом кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста. Представить модель кинезиологического тренажера. Повысить мотивацию педагога к овладению нетради...

Мастер-классдля родителей Подкова счастья на удачу

Сегодня на мастер – классе, мы поговорим о народных поверьях, приметах, суевериях и славянских оберегах. Вы узнаете, как сделать оберег своими руками. Познакомитесь с основными правилами изготов...