рекомендации по работе с молодыми педагогами
консультация

Салыева Наталья Николаевна

В ДОУ уделяется большое внимание наставничеству. Наставники помогают молодым специалиста влиться в коллектив, помогают постигать азы профессионального мастерства. Данный материал даст рекомендации для работы с молодыми специалистами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_nastavnichestvu.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации при работе с молодыми воспитателями.

Педагог-наставник Салыева Н.Н.

 

Совместная деятельность наставника и молодого воспитателя принесет положительные результаты, если она будет построена в соответствии с некоторыми принципами.

 Мотивация

Наставничество должно быть двусторонней добровольной работой. Она эффективна, только когда молодой воспитатель на самом деле хочет овладеть навыками и стать хорошим специалистом. А наставник искренне желает передать свои знания и навыки новичку. Если один из них действует без внутренней мотивации, по принуждению или по вынужденным обстоятельствам, результата не будет. 

 Сотрудничество
Наставничество основано на взаимном уважении и доверии. Иногда наставники воспринимают эту форму работы как возможность возвыситься и подчинить неопытного воспитателя. Такое отношение быстро “отпугнет” новичка. Наставнику следует создать доброжелательную атмосферу и общаться с воспитателем на равных.

 Системность

Развитие и поддержка молодого специалиста должны быть непрерывными. Одноразовые действия не дают должного результата.

 Как понять, что наставничество прошло успешно

 Результат наставничества можно считать удачным, если у воспитателя сформировался положительный опыт работы в детском саду и появилась мотивация продолжать работу именно в этом учреждении. Он овладел необходимыми навыками и выработал собственную систему работы. Воспитатель начал самостоятельно выполнять всю работу и результаты этой работы удовлетворяют руководство и родителей воспитанников.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по "звездной" шкале ниже, где 5 звезд - очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

 Перед собой ставим следующие задачи:

1. Способствовать успешной адаптации молодого педагога в педагогической деятельности, укрепить веру педагога в себя.

2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.

3. Совместно планировать карьеру молодых специалистов с наставником.

Знакомство с талантливыми педагогами, опытом инновационной деятельности и ее плодами играет важную роль в формировании педагогического идеала молодого специалиста, а порой и в его корректировке.

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого педагога носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога.

Поэтому наставничество в нашем педагогическом коллективе выстроено в три этапа:

- 1й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет точки роста.

- 2й этап – основной (проектировочный)Наставник осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

- 3й этап - контрольно - оценочный. Наставник проверяет уровень компетентности молодого педагога, определяет степень готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

В этот период создается «Папка достижений» куда вносятся педагогические находки, анкеты, отзывы и достижения на проведенные мероприятия. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого педагога в процессе наставнической деятельности. Для начинающих педагогов организовала «Клуб молодого воспитателя», куда включила теоретические и практические аспекты образовательной деятельности ДОУ. К проведению теоретической части привлекаю высококвалифицированных педагогов, имеющих успешный опыт работы«Клуб молодого воспитателя» является важным фактором профессиональной адаптации, способствует повышению качества дошкольного образования. Перед составлением плана работы провожу анкетирование среди начинающих педагогов, чтобы определить темы заседаний с учетом выявленных проблем.

Клуб осуществляет следующие функции:

- Изучает образовательные программы дошкольного образования, нормативные документы, методическую литературу по вопросам образования;

- Оказывает консультативную помощь через семинары, практические занятия, взаимопосещения;

- Определяет соответствие развивающей предметно – пространственной среды и образовательного процесса возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, требованиям образовательной программы дошкольного образования.

Работа с молодыми специалистами продолжается постоянно. Используем такую форму работы, как открытые просмотры, которые позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, молодой педагог учится проводить анализ особенностей образовательного процесса в целом, а также досуговой деятельности в группе. Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма работы, как коучинг, которую использую в виде взаимопосещений опытными педагогами НОД начинающих воспитателей. Главная составляющая коучинга – обучение, что дает неоспоримые преимущества в работе с педагогами. В коучинге – педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы и сам находит резервы и пути для решения своих проблем.

Наиболее продуктивной формой для молодого педагога являются обучающие семинары, где основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовке. Обычно их ведут воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме : «Современная методология обучения играм с элементами спорта», «Развитие творческого мышления детей на основе ТРИЗ», «Совершенствование воспитательно – образовательного процесса – повышение уровня профессионально значимых личностных качеств педагога», «Школа мастерства», нетрадиционные игры, занятия для воспитателей.

Педагогический вопрос – это форма работы, которую проводим в конце методических мероприятий (совета педагогов, открытых показов, мастер – классов, семинаров). Вопросы и ответы представляют собой сбор и анализ педагогической информации по самым разнообразным проблемам. Как правило, молодым педагогам мы заранее предлагаем составить список вопросов, требующих ответов и разъяснений. Значимость этой формы работы зависит от того, насколько актуальными и существенными будут заданные вопросы и насколько правдивыми, и откровенными будут полученные ответы. Ответы на вопросы зачастую носят дискуссионный характер и нередко переходят в заинтересованное обсуждение.

Одна из форм работы с молодыми педагогами - мастер-класс, основная цель которого – передача педагогического опыта, авторских находок, всего того, что помогает достичь наибольших результатов. Опытные педагоги, не только умело показывают работу молодым специалистам, но и обсуждают с ними различные аспекты и приемы использования технологий, нюансы и возможности при использовании технологии в конкретных задачах, рассказывают при помощи каких методов и приёмов были достигнуты полученные результаты. Например, провели мастер – класс «Игра в жизни ребенка. Игра в жизни взрослого» с целью развития профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развития коммуникативной компетентности педагогов.

Семинары - практикумы, направлены на повышение уровня практической подготовки молодого воспитателя, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми. Тематика семинаров-практикумов строится на запросах воспитателей и также связана с задачами годового плана.

С целью стимулирования творческих проявлений молодых воспитателей в ДОУ проводятся конкурсы методических разработок, творческие конкурсы, разнообразные выставки продуктов детского творчества и т. д. Молодые воспитатели привлекаются к участию в работе детского сада. Такая форма работы позволяет молодым специалистам учиться самим и непосредственно перенимать опыт у профессионалов.

Таким образом, использование системного подхода в работе с молодыми и малоопытными воспитателями позволяет им быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процессаформировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы работы с молодыми педагогами: конкурс "Адаптация педагогов к ДОУ"

Первые годы работы для молодого специали­ста - самые трудные. Кроме готовности применить теоретические знания на практике, педагогу важно суметь адаптироваться в коллективе. Благодаря проведению нетра...

программа работы с молодыми педагогами на 2016-2017 учебный год "школа молодого воспитателя"

в программе представлен опыт работы с молодыим педагогами в ДОУ...

Организация работы с молодыми педагогами ДОУ «Школа молодого педагога»

Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же функции и несут ту же ответственность, что и опытные педагоги, а администрация, родители, воспитатели ожидают...

Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных технологий в работе с молодыми педагогами в ДОУ»

Уважаемые педагоги!  Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по использованию инновационных технологий: теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и детской цифровой лаборатории &quo...

Перспективный план работы с молодым педагогом педагога-наставника на 2021 - 2022 учебный год

Перспективное планирование медагога-наставника с молодым специалистом....

Консультация для молодых педагогов "Использование КЕЙС-метода в работе с молодыми педагогами"

Консультация носит обучающий характер и нацелена на активное использование КЕЙС-метода в дошкольном образовании....

Практикум для педагогов ДОУ в рамках работы клуба молодого педагога «Компетентность педагога в сфере общения с родителями»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.Задачи:- уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с семьями воспи...