Открытые занятия.
план-конспект занятия

Иванова Оксана Владимировна

Конспекты занятий для учителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность по освоению образовательной области «Познание»

Тема: Путешествие в бумажную страну

Цель: способствовать познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с бумагой.

Задачи:

Образовательные:

  • создать условия для расширения представлений детей о бумаге, ее видах, качествах и свойствах (мнется, рвется, впитывает воду);
  • учить использовать сигнальные карты при закреплении свойств бумаги.

Развивающие:

  • закреплять умение находить предмет из определенного материала (изделия из бумаги) в окружающей среде;
  • заинтересовать детей работой с бумагой;
  • развивать познавательный интерес посредством исследовательской деятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность;
  • воспитывать взаимопомощь и умение выслушивать товарищей.

Словарная работа:

Обогащение словаря: прозрачный, прочная.

Активизация словаря: мягкий, впитывает воду, картон.

Методические приемы:

  • словесные: художественное слово, вводная беседа, дидактическое упражнение «Что сделано у нас в группе из бумаги?», вопросы, уточнение, объяснение, поощрение;
  • наглядный: видеофильм «Как делают бумагу»;
  • игровой: физминутка;
  • практический: исследовательская деятельность (проведение опытов с бумагой).

Материал:

  • телевизор, видеофильм «Как делают бумагу»;
  • предметы из бумаги;
  • фартучки;
  • емкости с водой;
  • бумага разного вида (салфетка, офисная бумага, картон)
  • сигнальные карты.

Предварительная работа: знакомство с разными видами бумаги; дидактические игры «Из чего сделано», «Чудесный мешочек»; беседы о бумаге; рассматривание предметов, сделанных из бумаги.

Ход ООД

Вводная часть:

Настроение у нас – отличное,

показ сжатыми кулачками и поднятым вверх большим пальцем

А улыбки – дело привычное,

показ рисование улыбки на лице – указательными пальцами обеих рук

Пожелаем друг другу добра,

руки в стороны над головой и опустить вниз

Ведь играть начинать нам пора!

Основная часть

Прекрасный сегодня день! Не отправиться ли нам в путешествие? А что же нам посетить сегодня?... Ну-ка закройте глаза…. (шелест бумаги). Что это за шум? Верно, так шелестит бумага, а значит отправимся мы сегодня в бумажную страну. Возьмите все по листочку, пошелестите вместе – какой красивый звук – это волшебный звук. Он нам нужен, чтобы оказаться в Бумажной стране (дети шелестят). Прекрасно! Мы на месте! Садитесь на стульчики, сейчас мы познакомимся с этой удивительной страной поближе.

Ребята, а почему страна называется Бумажной? (предположения детей). Верно, все, что связано с бумагой, находится там.

Давайте поиграем в игру «Что сделано у нас в группе из бумаги?» (дети перечисляют предметы)

А откуда эта бумага берется? Она растет на дереве? Или ее можно выкопать из земли? (Ответы детей).

Ну конечно, нет… хотя я вас не зря спросила про дерево. А вы бы хотели узнать об этом?

Просмотр видеофильма «Как делают бумагу»

  • На чем писали люди, когда бумаги еще не было? (на скалах высекали изображения, на глиняных и восковых дощечках, на папирусе, бересте).
  • В какой стране впервые изобрели бумагу? (Китай)
  • Из чего китайцы придумали делать бумагу? (из дерева)
  • Давайте вспомним основные этапы получения бумаги (из ствола дерева получают древесину, расщепляют ее на целлюлозу и на фабриках специальные машины вырабатывают из целлюлозы листы бумаги).

Физминутка

Представьте, что вы изготавливаете бумагу.

Лесорубы дерево срубили,

имитация движение топора

На станке на части разделили,

руками разводят в разные стороны

Чурбачки на щепки порубили

стучат ребром ладони о другую ладонь

И в растворе долго их варили,

имитация движений поварешки

А потом всю жидкость отжимают,

отжимают руками

Валиком утюжат, сушат, гладят.

имитация движений утюга

Так выходит чистый лист бумаги

показ двух ладоней, поднятых вверх

Для журнала, книги и тетради.

«открывают» две сложенные ладони

А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей).

Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель? Почему из бумаги не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).

Почему дома строят из камня? (потому что эти материалы прочные и надежные)

Практическая часть

Как вы думаете, какими свойствами обладает бумага?

Давайте проверим. Я хочу пригласить вас в лабораторию, где мы будем проводить опыты с бумагой.

Дети надевают фартуки и садятся за столы.

Опыт 1.

Наш первый опыт. Для этого наложите на лист газеты лист бумаги. Видно через бумагу картинку? Нет. Это первое свойство бумаги, которое мы узнали.

Вывод: «Бумага не просвечивает»

Выставляется сигнальная карта

Опыт 2.

Проведем следующий опыт и попробуем узнать, у кого бумага мнется? (Дети мнут бумагу)

У всех бумага смялась? У всех. А всем было легко смять? Нет, а почему как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно? (ответы детей). Вот видите ребята, с трудом, но все-таки всю бумагу удалось смять. Чем толще бумага, тем она крепче.

Вывод: «Бумага мнется». 

Выставляется сигнальная карта

Свойство 3.

А теперь проверим, у кого бумага порвется? (дети отрывают небольшие кусочки бумаги) Вся бумага порвалась? Салфетку разорвать легче, а картон – труднее.

Вывод: «Бумага рвется». 

Выставляется сигнальная карта

Опыт 4.

Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода. Положите листочки в воду. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? Толстая бумага тоже намокнет, только для этого потребуется больше времени. Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему? (бумага размокла и расползлась)

Вывод: «Бумага намокает в воде и расползается, она не прочная»

Выставляется сигнальная карта

Заключительная часть

Ребята, вам понравилось работать в нашей лаборатории?

Что вы узнали нового?

Что понравилось больше всего?

Давай те еще раз назовем свойства бумаги. (показ сигнальных карт)

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глазки и пошелестите листом. (дети шелестят)

Поблагодарим друг друга за чудесное путешествие. Спасибо всем.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе с элементами экспериментирования.

Тема: «Воздух — невидимка».

Интеграция образовательных областей: "Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Речевая"

Цели: научить детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас и показать способ его обнаружения.

Задачи по образовательным областям:

Познание.

  • Учить детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас, выявить способность воздуха перемещаться, двигать предмет,
  • Устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
  • Способствовать развитию органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей.

Речевая.

  • Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
  • Активизировать речевую деятельность детей.
  • Социально-коммуникативная
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Развивать навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.

Методы и приемы:

  1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)
  2. Наглядные (Рассматривание результатов опытов)
  3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)

Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда».

Формы и методы организации совместной деятельности:

Двигательная: дыхательная гимнастика, физминутка

Игровая: игровые упражнения

Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций, экспериментирование

Коммуникативная: вопросы, беседа, обсуждение, выводы

Материал: веер, пакеты на каждого ребенка, стаканы с водой по количеству детей с трубочкой, стеклянная банка, свеча, пластиковые стаканы, трубочки для коктейлей, маленькие бутылочки по количеству детей, весы, воздушный шары, записи на СD-диски, магнитофон.

Ход образовательной деятельности:

(сидят на стульчиках полукругом или за столами)

Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем проводить с ним опыты. Что мы будем проводить…? (Индивидуальные ответы 2-3 детей). Давайте хором ответим на вопрос. Что мы будем проводить? (Хоровой ответ)

  • Ребята, усаживайтесь удобно, сегодня у нас будет очень необычное занятие, которое, я надеюсь, вам понравится и запомнится; Но для этого нужно быть очень внимательными. Чтобы начать занятие, мне нужно выяснить, знаете ли вы, кто такие ученые и что они делают? (Ответы детей.)

— Правильно, ученые — люди, которые изучают все на свете: животных, птиц, звездное небо, землю, воду — все, что окружает нас. Для этого у них есть помещения — лаборатории и много-много лабораторного оборудования, которое им помогает проводить эксперименты.

Показывается лабораторное оборудование.

— Сейчас мы с вами побудем учеными.

Восп: Дети, я никогда не видала воздух, а вы видали воздух, когда-нибудь?

Дети: Нет.

Восп: Как вы думаете, почему? (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель продолжает) Воздух прозрачный, он невидим. (Хоровые и индивидуальные ответы детей)

А как можно поймать воздух и увидеть, что он действительно есть?

Дети: Можно его поймать с помощью пакета.

1эксперимент: (с пакетом)

Восп: Раздает каждому по пакету. Что в пакете? (Он пустой). А сейчас поймайте воздух (наполняют пакет воздухом, смотрят у кого, сколько в пакете воздуха, у кого больше всех)

Восп: Ребята, как вы думаете, воздух есть везде вокруг нас или нет?

Дети: Варианты ответов.

Восп: Да воздух есть везде. Наша группа сегодня не обычная. Она – лаборатория. Лаборатория – это место, где проводят (ставят, опыты (подходят к воспитателю и встают полукругом около стола)

Восп: (показывает детям стаканчик и спрашивает) Как вы думаете, стакан пустой или в нем что-нибудь есть?

Дети: Он пустой.

2 эксперимент: (опускание перевернутого стакана в воду)

Восп: Я уверена, что в этом стакане есть воздух. И сейчас вам это докажу. (Показывает опыт. Опуская перевернутый стакан в емкость с водой, держа его прямо. Стакан с силой можно опустить до дна, если его отпустить, то стакан быстро и самостоятельно поднимается вверх. Дает попробовать отпустить стаканчик в воду 1-2 детям)

Восп: Легко опускается стаканчик? (Нет) Вы чувствуете, что что-то не дает опустить стаканчик до дна? (Да) Как вы думаете, что не дает опуститься стакану на дно?

Дети: (если дети затрудняются ответить, то воспитатель говорит, что это воздух, который есть в стакане не пускает воду в стакан и стакан трудно опускается до дна. Предлагает снова доказать свои слова опытом. Опускает осторожно перевернутый стакан не прямо, а наклонно)

Восп: Что вы видите? (Пузырь) Откуда он взялся? (Из стакана) Что это? (Воздух) Вода вытесняет (выталкивает) из стакана воздух, занимая его место.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, он есть везде. [2стр. 9]

Восп: спрашивает вывод у детей (Индивидуальные ответы детей)

Дети: (встают и проходят за столы) Повторяют опыт сами и повторяют вывод.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что мы вдыхаем через нос?

Дети: Воздух.

Восп: Докажите это с помощью коктейльных палочек.

3 эксперимент: (подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой).

Воспитатель: Сделайте вдох, наберите воздух. Выпустите воздух в трубочку, опущенную одним концом в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите!

Вывод: значит, человек дышит воздухом. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и снова получаются пузырьки.

Физкультминутка: Подвижная игра «Раздувайся пузырь»

Дети становятся в тесный круг, взявшись за руки. Произносят хором «Раздувайся пузырь, раздувайся, большой», они отступают назад, образуя в центре большое пространство. При словах «Оставайся такой, и не лопайся» — останавливаются, поднимают соединенные вместе руки вверх. Затем, произносит воспитатель «Хлоп», делают еще шаг назад, разнимая руки и изображая, как лопнул пузырь. [2стр. 13]

Восп: Дидактическая игра: «Где спрятался воздух»(встали полукругом у стола) На столе лежат предметы надо разложить их на 2 подноса; 1- предметы, внутри которых есть воздух; 2- предметы, внутри которых нет воздуха. Или можно называть эти предметы, а воспитатель выставляет картинки с изображением этих предметов. (В надувном мяче, в воздушном шаре, в надувном матраце, в камере колеса, деревянный кирпичик, металлический шпатель, глиняная игрушка и т. д.) Молодцы вы справились с этим заданием (проходят и садятся за столы)

Восп: Дети, а можно ли почувствовать воздух?

4 эксперимент: (с веером)

Восп: Если поработать веером, то, что вы чувствуете?

Дети: (ветерок).

Восп: А ветер – это и есть перемещение воздуха. [4 стр. 167]

Восп: Как вы думаете ветер – это хорошо или плохо? (ответы детей)

Восп: Ветер может быть другом и помощником, но бывает врагом и разрушителем.

Как вы думаете, в этом случае ветер – это хорошо или плохо?

Дети: В этом случае ветер – хорошо, так как он помогает плыть паруснику по воде.

«Сильный ветер» или «Ураган»

Восп: А в этом случае ветер – это хорошо или плохо?

Дети: В этом случае ветер – плохо, так как он разрушает: ломает гаражи, разносит по улице коробки.

5 эксперимент:

— Если добавить в воздух немножечко другого вещества, его можно будет понюхать. (Брызгает дезодорантом.) Чем пахнет?(Ответы детей.)

— Воздух есть везде и нужен всему. Воздухом дышат человек, животные, растения, насекомые, рыбы. Что произошло, если б вдруг исчез воздух?

6 эксперимент: «Без дыхания»: дети закрывают ладошкой нос и рот. Не более 30 секунд.

— Нельзя жить без воздуха. Человеку и всему живому очень полезен чистый, хороший воздух, даже для огня он нужен, но только очень чистый.

7 эксперимент: свеча горит внутри закрытой колбы.

— Огонь будет гореть до тех пор, пока будет воздух. Как только он исчезнет, свеча погаснет. Мы поставим колбу со свечой и будем смотреть, когда она погаснет. А пока она горит, я покажу вам еще один опыт.

8 эксперимент: взвешиваются воздушные шарики.

Сначала нужно взвесить два не надутых шара. Они уравновешивают друг друга. Затем взвесить один шар не надутый, а другой надутый. Надутый шар перетянет.

— Почему одна чаша весов опустилась? Какой шарик тяжелее? Почему? Обратить внимание на колбу, в которой горела свеча. Она погасла, потому что воздух кончился.

– А теперь, ребята, вспомните, что вы сегодня узнали?

  • Воздух невидимый.
  • Он есть всюду.
  • Воздух нужен для дыхания людей, животных. Даже огню нужен чистый воздух.
  • Воздух движется и заставляет двигаться другие предметы. Его называют ветром.
  • Воздух можно взвесить.)

— Вот какими интересные открытия делают ученые в лабораториях. Скоро вы пойдете в школу и узнаете много нового о воздухе и о многом другом. Возможно, кто-то из вас станет ученым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".

Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

открытое занятие для родителейКонспект открытого занятия во второй младшей группе. Сенсорика, Логоритмика, Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну Вообразилию»

Цель: развитие актерских способностей детей.Задачи:- побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, интонации, движений);- развивать память, во...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...