Доклад
методическая разработка

Рыцева Надежда Валерьевна

Доклад:

«Приобщение дошкольников к книжной культуре в условиях введения ФГОС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад32.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Балаганский детский сад №4

Доклад:

«Приобщение дошкольников к книжной культуре в условиях введения ФГОС»

Балаганск 2020

 Моя тема по самообразованию «Приобщение дошкольников к книжной культуре в условиях введения ФГОС». Над этой темой я работаю второй год. Слайд 1

        Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем. Последние десятилетия наблюдается снижение внимания к книжной культуре у детей, что является следствием снижения читательской активности детей дошкольного возраста.

В связи с чем, педагоги дошкольного образовательного учреждения озабочены тем, каким образом педагогически верно развивать интерес к книге, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников. В системе личностного становления подрастающего поколения вопрос о приобщении к книжной культуре детей дошкольного возраста считается один из актуальных в дошкольной педагогике.

Слайд 2 В Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включена задача знакомства дошкольников с книжной культурой в образовательную область «Речевое развитие», главной целью, которой является формирование у детей интереса и любви к книге, воспитание будущих читателей через решение следующих задач:

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлено развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Слайд 3 В «Законе об образовании РФ» говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста.

Ознакомление детей с основами книжной культуры выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно-речевого развития ребенка, помогает ему быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения окружающий, подражать, в том числе и героям книг. Задачи, решаемые организацией работы по приобщению к книжной культуре, требуют от педагога организации совместной деятельности с детьми художественно-речевой деятельности, ведь чтение для дошкольников – это, прежде всего общение с книгой и другими читателями.

Именно совместное решение задач художественно-эстетического воспитания и познавательно-речевого развития дошкольников в процессе чтения художественной литературы позволяет нам говорить о качестве работы по ознакомлению дошкольников с книжной культурой.

Слайд 4 Приобщение к книжной культуре в свете реализации ФГОС ДО необходимо осуществлять через разнообразные виды деятельности: игровая, театрализованная, изобразительная.

Слайд 5Выбрав тему по самообразованию, поставила перед собою цель: создать условия для обеспечения всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.

Слайд 6Перед собой поставила следующие задачи:

- проанализировать методическую литературу по данной теме;

- повысить своё профессиональное мастерство.

- составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.

- разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса.

- создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (уголок книги).

-способствовать формированию целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

-способствовать приобщению детей к словесному искусству;

-формировать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;

-приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой в семье;

- формировать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.

Слайд 7-15 Разработала индивидуальный план по теме самообразования, по которому в настоящее время работаю и планирую продолжать работать в дальнейшем.

Слайд16 Изучила по данной теме методическую и педагогическую литературу, использую Интернет ресурсы.

В своей работе использую литературу:

- Гербова. В.В. Приобщение детей к художественной литературе.  –  М.:

Мозаика-Синтез, 2008г.

-  Тимофеева И.Н., Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти лет.

Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением.  –  Москва.

2000г.

 -  Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.

Комаровой, М.А.Васильевой.

Работа по теме самообразования строится  по следующим направлениям: работа  с детьми,  работа с  родителями по формированию интереса к художественной литературе, работа с педагогами,  оснащение педагогического процесса.

Слайд 17С детьми посетили детскую библиотеку. Работник библиотеки познакомила детей с коллекцией книг, журналов, рассказала о правильном обращении с книгами, как выбирать книги и как вести себя на абонементе и в читальном зале. Ребята узнали, по какому принципу они располагаются в библиотеке.

Слайд 18 Разработала рабочую программу по речевому развитию «Приобщение детей к книге».

Слайд 19-21 Проектная деятельность, тесно связана с темой по самообразованию. В средней группе, подготовила и провела проект по сказке «Три поросенка».

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях. Итоговое мероприятие по проекту, театрализация сказки «Три поросенка», где дети выступали в роле персонажей. Родители были приглашены на мероприятия, с большим удовольствием смотрели показ сказки, и были рады, что дети очень хорошо, сыграли свои роли.

Слайд 22-25 В старшей группе подготовила и провела проект по сказке «Серебряное копытце», в преддверии Нового года. Дети познакомились с произведением уральского писателя, и принимали активное участие во всех мероприятиях. Итоговое мероприятие по проектной деятельности было, оформление в сказочном стиле «Серебряное копытце», группы и раздевалки. Родители приняли активное участие совместно с детьми.

Слайд 26-27 В группе создан «Книжный уголок», систематически обновляется и пополняется изданиями. В книжном уголке помещены портреты детских писателей. Пополнение «Мнемотаблицей» по сказкам, иллюстрации к сказкам.

Слайд 28 В группе имеется «Театральный уголок», дети с удовольствием в свободную деятельность обыгрывают знакомые сказки. Были сделаны совместно с родителями атрибуты по сказке «Три поросенка».

Слайд 29-30 Провела выставку книжек-малышек, рисунков по сказкам А.С.Пушкина. Была оказана помощь со стороны родителей,  в оформлении выставок.

Слайд 31-32 Составила картотеку театрализованных игр, картотеку рассказов для пересказов, картотеку мини рассказов для пересказов. По теме недели «Зима» составила картотеки: беседы, загадки, стихи, пословицы и поговорки, дидактические игры, дидактический материал по развитию речи, ФЭМП.

Провела квест игру в старшей группе «По дорогам сказок»

Слайд 33 Приняла участие в областном педагогическом конкурсе «Сказка по лесу», дистанционно.

Слайд 34 Ежедневное чтение книг с последующим обсуждением содержания.

Слайд 35 Плодотворное сотрудничество  с Домом Творчеством, Балаганской СОШ№1. Учащийся Дома Творчества и Балаганской СОШ№1, приходят в наш детский и показывают детям театрализованное представление, спектакли. Воспитанники детского сада с удовольствием смотрят представление.

Слайд 36 У родителей нет возможности вывезти своих детей в кукольный театр. Наш детский сад, по мере возможности приглашает артистов для показа сказок. Руководители кукольного театра, не только показывают представление, они за короткое время, с детьми обыгрывают сюжеты сказок. Детям очень нравится выступать в ролях, они ждут встречу с кукольным театром, с удовольствием.

Слайд 37Хочу заметить за определенное время, у детей повысился интерес к книжной культуре. На этом я не останавливаюсь, в дальнейшем планирую, проводить проекты по приобщению дошкольников к книжной культуре. Пополнять предметно развивающую среду. Организовать сотрудничество с другими  детскими садами по драматизации сказок. Заинтересовать родителей по оказанию помощи в изготовление ширмы для постановки сказок. Заострить внимание родителей на чтение книг дома, совместное чтение и сопереживание сближает родителей с детьми.

Слайд 38.

Список литературы и интернет источники:

- Гербова. В.В. Приобщение детей к художественной литературе.  –  М.: Мозаика-Синтез, 2008г.

-  Тимофеева И.Н., Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти лет. Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением.  –  Москва. 2000г.

 -  Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/11/08/plan-po-samoobrazovaniyu-na-temu-hudozhestvennaya-literatura-kak

https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2013/08/19/rabochaya-programma-priobshchenie-detey-k-knige

https://www.maam.ru/detskijsad/sistema-raboty-po-oznakomleniyu-detei-doshkolnogo-vozrasta-s-knizhnoi-kulturoi.htm 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...