Методическая разработка «Формирование у дошкольников элементарных математических представлений средствами дидактических игр»
методическая разработка (младшая группа)

Лебедева Елена Сергеевна

Систематическое использование дидактических игр с математическим содержанием благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 133»

Методическая разработка

«Формирование у дошкольников элементарных математических представлений средствами дидактических игр»

                                                            Составила:

                                                              Воспитатель Лебедева Елена Сергеевна

Рязань

«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». 

В.А. Сухомлинский.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста-одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка играет математика.

 Математика обладает уникальным развивающим эффектом.  Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.  Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и поэтому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Она интересна для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, формой, величиной.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направленны на развитие речи и правильной ориентировки в пространстве.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида – учить детей логическому  мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходство и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.

Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание.  Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.

В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры оправдывают решение задач индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр на занятиях и в режиме дня.

Цель: 

Создать условия для развития наглядно-образного мышления и предпосылки для развития словестно-логического мышления.

Задачи:

  1. Формировать у дошкольников элементарные представления о геометрических фигурах и телах;
  2. Развивать умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать по свойствам.
  3. Развивать у воспитанников интерес к математическим знаниям,
  4. Формировать умение осуществлять действия в соответствии с воспринятой последовательностью.
  5. Создать условия для развития у детей памяти, внимания, воображения, средствами дидактических игр математического содержания.

Дидактические игры по ФЭМП условно делятся на следующие группы:

  1. Игры на ориентирование в пространстве
  2. Игры с геометрическими фигурами

В первую группу входят игры на ориентирование в пространстве. Задача игр данной группы - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того чтобы заинтересовать детей, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра "Найди игрушку.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели. Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях.

Опыт по этому направлению я обобщила и описала в методической разработке «Формирование у дошкольников элементарных математических представлений средствами дидактических игр»

 Мной разработано перспективное планирование дидактической игры по формированию у дошкольников элементарных математических представлений, разработаны методические пособия по развитию элементарных математических представлений средствами дидактических игр

  • картотека игр на развитие количественных представлений;
  • картотека игр на развитие представлений о величине;
  • картотека игр на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур;
  • картотека игр на ориентировку в пространстве;
  • картотека игр на ориентировку во времени;
  • картотека подвижно-дидактических игр.

Дидактические игры я использую на фронтальных, групповых, комплексных, интегрированных, индивидуальных занятиях. Я включаю дидактические игры в развлечения, праздники, учитываю при разработке дидактического материала, конспектов.

Внедрение методической разработки «Формирование у дошкольников элементарных математических представлений средствами дидактических игр» имело свои результаты. В ноябре, после адаптации детей, был проведён мониторинг. Были выявлены следующие результаты: низкий уровень составил -40%, средний –60%, на высоком уровне не было никого. После проведённой мною работы по развитию элементарных математических представлений через дидактические игры было проведено исследование  знаний малышей, результаты показали следующее: низкий уровень составил-7%, средний –80%, высокий –13%. Как мы видим из данных мониторинга дидактические игры помогли лучше усвоить и развить элементарные математические представления у детей.

Систематическое использование дидактических игр с математическим содержанием благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Формирование у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры»

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Только в игре ребенок радостно и легко, раскрывает свои способности, осваивает новые навыки и знания, р...

Формирование у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры.

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников — особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое м...

Проект «Формирование у дошкольников элементарных математических представлений посредством дидактических игр»

Автор проекта:Воспитатель средней группы "Лягушата"Эргарт Людмила ФедоровнаРодителиИнтеграция образовательных областей:Познавательное развитиеРечевое развитиеСоциально-коммуникатив...

Формирование у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры

Большое значение в развитии мышления ребенка, чувства коллективизма, соперничества, развитии мелкой моторики, а отсюда и речи, играют дидактические игры с математическим содержанием. Игры, содержание ...

Проект «Формирование у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры»

АктуальностьРазвитие математических способностей, это довольно сложное, комплексное понятие. Состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о величине, которые формируют у ребенка &laq...

Проект «Формирование у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры»

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Только в игре ребенок радостно и легко, раскрывает свои способности, осваивает новые навыки и знания, р...

Проект по формированию у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры «Первые шаги в математику» для первой младшей группы.

СП ГБОУ СОШ №1 д\с «Теремок» с. Приволжье       Проект по формированию у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры...