Патриотическое воспитание дошкольников и оснащение центра в группах
консультация

Ираклионова Лариса Александровна

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - необходимый педагогический процесс. В основе его лежит развитие чувства патриотизма. Оно начинается у детей с отношения к своим близким, детскому саду, малой и большой Родине и т.д. Чувство Родины начинается с изумления и восхищения тем, что видит перед собой ребенок и что вызывает отклик в его душе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание дошкольников

и оснащение центра в группах

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — необходимый педагогический процесс. В основе его лежит развитие чувства патриотизма. Оно начинается у детей с отношения к своим близким, детскому саду, малой и большой Родине, государственным праздникам и явлениям общественной жизни. Чувство Родины начинается с изумления и восхищения тем, что видит перед собой ребенок и что вызывает отклик в его душе. Пропущенные через детское восприятие многие впечатления еще не осознаны им глубоко. Немаловажную роль здесь играет развивающая предметно-пространственная среда и правильно организованный центр, который расположен в группе зоне свободного доступа, где ребенок закрепляет информацию и ежедневно пополняет свои знания о семье, детском садике, родной улице, городе, стране, ее столице, символике, праздниках государства, российской Армии. 

Целью воспитания является формирование гармоничной, всесторонне развитой личности. Очень важным моментом в реализации воспитательных задач является формирование у ребенка позиции юного гражданина и патриота. Патриотическое отношение к своему городу, краю, стране создает у ребенка чувство социальной ответственности и бережного отношения к труду, мотивирует на личностный и интеллектуальный рост. С этой точки зрения целесообразным представляется оформить небольшой центр в группе, наполненный необходимым дидактическим материалом.

Центр патриотического воспитания должен быть постоянно «работающим». Для этого воспитателям следует продумать, как сделать так, чтобы он всегда был интересен и полезен воспитанникам. Чтобы ребятишки ежедневно к нему обращались и черпали для себя необходимую полезную информацию.

В центре должен быть тот материал, который будет подводить итоги работы, закреплять результаты, а также побуждать юных граждан узнавать новое.

Патриотический центр содержит материал по следующим разделам:

  1. Мой дом, моя семья.
  2. Малая родина (город), родной край.
  3. Народные традиции и культура.
  4. Знания о государстве.

Патриотический центр в младшей группе

Воспитанники младшей группы (дети 3-х лет) находятся в периоде активного формирования речи, поэтому текстовым материалам должно быть уделено особое внимание. Так, стоит разместить папку с потешками, сказками (например, сказками В. Бианки) и небольшими стихотворными произведениями из русского фольклора.

В этом возрасте у ребенка внимание и запоминание носит произвольный характер, он запоминает то, что ему больше всего понравилось, какие-то яркие и впечатляющие моменты. Поэтому правильно будет разместить в уголке кукол в ярких русских сарафанах и кокошниках, дымковские раскрашенные игрушки – то, что привлечет внимание малыша и заставит его взять игрушку в руки.

В три года ребенок воспринимает только ближайшее окружение, поэтому картинки в центр стоит выбирать с изображениями природы родного края – например, с заснеженной елью, ежиком, спешащим домой с яблоком, осенним пейзажем.

Хорошим наглядным и игровым пособием для самых маленьких станут куклы-матрешки или тряпичные куклы в русских народных костюмах.

Патриотический центр в средней и старшей группе

 Центр патриотического воспитания в средней и старшей группах стоит укомплектовать более глубокими дидактическими материалами.

В этом возрасте начинает формироваться наглядно-образное мышление, ребенок способен усвоить информацию об отвлеченных предметах.

В центре можно разместить фотографии родного города со значимыми достопримечательностями – памятниками архитектуры, особо живописными и известными местами города, мемориалами. Также стоит поместить изображения с гербом родного города, гербом российской федерации и флагами. Можно поставить настольные флажки.

Хорошей идеей будет представить творчество самих воспитанников, например, поделки, выполненные для пап к 23 февраля, ко Дню Победы, Дню матери и т.д. В папке с творческими заданиями можно поместить карточки со словами на тему «Россия - наша Родина» и попросить воспитанников составить несложные предложения с этими словами.

Патриотический центр в подготовительной к школе группе

Центр патриотического воспитания в подготовительной к школе группе следует наполнить материалами, формирующими гражданскую позицию ребенка.

У детей в возрасте 5-7 лет начинают формироваться элементы логического мышления, ребенок способен воспринять такие отвлеченные понятия, как страна, глава государства, край, национальность.

В центре можно разместить карту России, родного края, российский флаг и символику, портрет президента РФ, альбомы с фотографиями, иллюстрирующими изменения родного города, картинки на историческую тему – например, изображение русского богатыря или солдата-защитника Отечества 1812 года, фотографии памятников, посвященных памяти воинов Великой Отечественной Войны. 

Мальчикам, несомненно, будут очень интересны и полезны настольные игры военной тематики, где демонстрируются различия между солдатами разных войск. Поделки, рисунки и открытки, выполненные ко Дню Победы 1945 года, станут замечательным украшением такого центра. 

Текстовые материалы лучше разнообразить произведениями поэтов-классиков. Также стоит разместить альбом, демонстрирующий национальное разнообразие России.  

Символика России и города, карты и символы края, государства – все это тоже более чем уместно в патриотическом центре. Важно детям объяснить, как за много веков сравнительно небольшая Русь приросла такими огромными территориями, и сегодня это самое большое в мире государство.

В этой связи можно рекомендовать цикл мультфильмов «Гора самоцветов», в котором собраны интереснейшие сказки многих народов, населяющих Российскую Федерацию.

Важно донести до детей, что плохих народов не бывает, что свою культуру и культуру других народов надо уважать и беречь. И что только живя в мире и согласии, мы можем жить долго и сохранить нашу общую Родину.

Конечно, обо всем этом дети узнают в школе, но основы необходимо заложить сейчас, наполняя патриотическое воспитание в детском саду богатым содержанием. Материалов можно собрать предостаточное количество, главное, чтобы они вовремя заменялись, и чтобы детям постоянно было легко и интересно узнавать все больше нового о своей Родине. Очень много зависит от широты кругозора, заинтересованности темой самих педагогов, от тех возможностей, которые могут увидеть и воплотить в жизнь сами взрослые.

Оформление патриотического центра в младшей и средней группах

Мой дом, моя семья

Художественная литература нравственной тематики, дидактический материал содержания типа «Что такое хорошо», наборы фигурок «семья», картинок-липучек, дидактических картинок, картинки-пазлы. Альбомы с фотографиями семей воспитанников.

Малая родина (город), родной край

Фотографии, альбомы, открытки, тематические папки о городе, родном крае. Эти материалы несложно сделать самим или с помощью родителей. Наборы открыток часто продаются как сувенирная продукция. Если есть возможность, то можно сделать макет детского сада.

Народные традиции и культура

Куклы в национальных костюмах, игрушки по старинным макетам (например, куклы-крупеницы или травницы), изделия народных промыслов (гжель, хохлома и др.). Хорошо, если в доступе у детей будут предметы старины, макеты старинных предметов. Детям интересны матрешки, дидактические картинки, альбомы на старинную тематику, так как большинство атрибутики старинных изб детям знакомы из сказок.

Знания о государстве

Альбомы или дидактические материалы о столице нашей Родины Москве.

Оформление патриотического центра в старшей и подготовительной к школе группах

Мой дом, моя семья

Семейные альбомы, «генеалогическое древо», самодельные книги, а также другие дидактические игры на тему «Семья».

Малая родина.

Материалы об истории своей малой родины, науке и образовании, спортивных и культурных достижениях, известных людях, достопримечательностях, промышленности. Чтобы дети гордились своей малой родиной и знали ее символику.

Народные традиции и культура 

Игрушки, музейные экспонаты, книги, альбомы, народные костюмы. Полезно знакомить детей с народным календарем и праздниками, традициями.

Знание о государстве 

Этот раздел расширяется и является основным для старших дошкольников. Содержание его многообразно:

Флаг, герб и портрет президента, детская карта России, альбомы и дидактические материалы о столице нашей Родины Москве, о народах России. Здесь добавляются альбомы и наборы открыток о городах России. Этот материал могут пополнять сами дети после путешествий по стране.

Музейные экспонаты, альбомы с картинками и фотографиями о событиях Великой Отечественной войны. Этот материал не появляется перед 9 мая, а должен быть постоянно, просто перед праздником Победы ему уделяется особое внимание. Прошлое и современность объединяются в дидактических играх и викторинах о России, защитниках Отечества, государственных праздниках.

Выставки и альбомы с портретами известных соотечественников могут быть тематическими к праздникам, событиям, мероприятиям. Они касаются сразу двух разделов: «Малая родина» и «Знания о государстве».

Информация о государственных праздниках сохраняется от 7 до 10 дней, то есть 3-5 дней до праздника и 2-3 дня после. Далее ее можно обновить фотографиями мероприятий, в которых принимали участие сами дети, выставками рисунков или поделками.

В патриотическом центре для старших дошкольников обязательно должны быть книги: сказки, былины, загадки об исторических событиях и известных соотечественниках.

Содержание центра всегда зависит от возраста детей и их интересов. Пособия о семье, культуре, родном крае должны часто меняться, чтобы постоянно вызывать интерес у детей. Символика государства остается неизменной.

В центрах могут находиться:

  1. Наглядные материалы по темам: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой город», «Мой край», «Моя страна», «Народные обряды и промыслы», «Покорители космоса», «Знаменитые земляки», «Освобождение Краснодара», «День Победы» (фото, иллюстрации, открытки, тематические альбомы, календарь времени до Дня Победы). Памятные места города (фото, видео, презентации).
  2. Материалы для знакомства детей с народной культурой и традициями (картинки или предметы старины и народно-прикладного искусства, игрушки, матрешки, куклы в национальных костюмах, куклы из соломы, ткани и т.д.).
  3. Маркеры, лепбуки, макеты, карты, глобусы, схемы, генеалогическое древо и т.д. Тематические дидактические и настольно-печатные игры. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
  4. Произведения фольклора (сказки, былины, предания, пословицы, поговорки), детская литература.
  5. Материалы для работы с родителями (консультации, рекомендации, сценарии мастер-классов).

Рекомендации для педагогов:

Не перегружайте патриотический центр информацией, каждый экспонат (игра, альбом, дидактический материал) должен быть целесообразным и актуальным. Поэтому заранее позаботьтесь о наличии материала, чтобы постоянно обновлять центр.

Помните, что смысл центра не в его наличии, а в активной работе. Каждую новую игру нужно разучить с детьми, и только потом отдать для самостоятельной деятельности, а некоторые игры лучше проводить под руководством взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД «Наш любимый край -Россия"» по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной к школе группе

В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника - основы формирования будущего гражданина. Ведь в этом возрасте возникают большие возможнос...

Использование ИКТ на занятиях по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Конспект НОД в подготовительной группе «Неофициальные символы России».

Цель: познакомить детей с основными неофициальными символами России. Обучающие задачи: способствовать развитию грамматического строя речи, стимулировать их речевую активность, упражнять в умении ...

Представление опыта работы за 2016 – 2017 уч.год на педагогическом совете 31.05.2017 дошкольного отделения ГБОУ «Школа» № 2051 Тема: "Организация патриотического воспитания дошкольников в детском саду в группе №12 "Следопыты"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство Родины....Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов» в старшей группе

Дошкольный возраст - период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Сила Российского государства, процветание его граждан, стабильная экономическая ситуация прежде всего зависят от творч...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной к школе группе Тема: «Большая и малая Родина»

Программное содержание:Уточнить и расширить знания детей о Родине, о государственной символике России, достопримечательности Орехово - Борисово.Развивать память, сообразительность, находчивость, позна...

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду. Старшая группа Тема «День защитника Отечества»

: Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детст...

Проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Моя родина» в подготовительной группе

   Проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Моя родина» в подготовительной группе...