Познавательное развитие детей дошкольного возраста
статья

Андрусенко Светлана Сергеевна

Познавательное развитие детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коровина Е.В., Андрусенко С.С.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Познавательное развитие детей дошкольного возраста, можно рассматривать в совокупности несколько терминов: «познавательные интересы», «познавательные действия» и «познавательное развитие». 

Познавательные интересы, прежде всего, нужно рассматривать как стремление ребёнка познавать новое, выяснять качества и свойства предметов или явлений действительности, а также желание вникнуть в их сущность, найти между ними связь и отношения. В каждой возрастной группе, свои познавательные интересы, которые можно вычислить по количеству задаваемых вопросов взрослому, по обсуждению детей со сверстниками конкретного предмета или явления, а также по желанию познать конкретную тему.

Познавательные действия, это прежде всего активность ребенка, с помощью которой, он хочет получить знания, умения и навыки. При этом у ребенка развивается целеустремленность, а также формируется потребность в использовании разных способов действий для накопления, обновления и расширения кругозора. Кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, это все исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире.

Под познавательным развитием стоит рассматривать совокупность количественных и качественных изменений, которые происходят в психических процессах, в зависимости от возраста ребенка, от влияния окружающей среды и собственного опыта. Главным аспектом, в познавательном развитии является развитие умственных способностей, которые рассматриваются, как условия успешного овладения деятельностью и выполнения ею. Наглядное моделирование считается, наиболее эффективной формой развития умственных способностей детей дошкольного возраста. В сюжетно-ролевых играх, в продуктивных видах деятельности, в конструировании, а также чтение художественной литературы дети смогут увидеть и смоделировать жизнь окружающих людей, увидеть и показать взаимоотношения между предметами, понятиями и действиями.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности выделяется как принцип дошкольного образования (1;9).  А так же выделяется содержание познавательного развития детей: развитие интересов детей, их любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания детей; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира; формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях); формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира (2;36).

        В дошкольном возрасте ведущим видом деятельность является игра, в познавательном развитии можно использовать следующие виды игры: дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные и т.д. При использовании данных игр, у детей дошкольного возраста удовлетворяется стремление быть самостоятельным, активным. Игра помогает детям дошкольного возраста осознать происходящие вокруг, удовлетворять потребность в познании окружающего мнения, задавать вопросы взрослому и сверстнику, обсуждать серьёзные вопросы, отстаивать свое мнение. Педагог, включая разнообразные игры и игровые приемы в педагогический процесс, должен отбирать игры, которые будут доступны для детей его возрастной группы, детально продумывая содержания игры: вначале дня игра может проводится для помощи в организации детей и настроя на предстоящие действия; в середине дня – игра может подводить к усвоению темы или проблемы, и в конце дня игра может включать поисковый характер. Таким образом любая игра детей дошкольного возраста должна быть интересна для детей, доступна их возрасту, включать различные виды и формы (5; 56).

В познавательном развитие можно использовать не только игру, как вид деятельности, но и экспериментирование, опыты, проектную деятельность и образовательную деятельность. Выбор деятельность всегда зависит от возраста детей, от их умений, навыков, знаний, интересов и т.д. Педагог может предлагать вид деятельность и тему на выбор детей, тем самым дети проявляют инициативу.

Познавательное развитие, всегда должно предполагать для детей дошкольного возраста какое-то «открытие» или решение какой-то значимой проблемы или вопроса, а если ребенок не только посмотрел или послушал, а потрогал, зарисовал, ощутил на вкус или запах, то это ему запомниться и захочется поделиться.

В познавательном развитие, можно использовать различные ситуации, которые требуют от детей дошкольного возраста развития памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия. Чаще всего эти ситуации возникают в течении всего дня, например, на прогулке, во время еды, когда ложиться спать, одевания, раздевания и т. д.

Стимулировать детскую познавательную активность педагог может: регулярно задавать детям вопросы, требующие размышления; организовывать беседы, в ходе которых дети могут высказывать свою точку зрения; предлагать дополнительные средства (двигательные, образные, в том числе наглядные модели и символы), в тех случаях, когда детям трудно решить задачу.

Предметно-пространственная среда для развития познавательной деятельности должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы.

Таким образом, познавательное развитие детей дошкольного возраста, подразумевает включает в себя познавательные интересы, познавательные действия и само познавательное развитие. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в целом, определяет знания, умения и навыки, которые дети приобрели в игровой, проектной, образовательной деятельности, а именно: дети проявляют инициативу и самостоятельность, любознательность, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, дети проявляют склонность к экспериментированию. Можно сделать вывод, что познавательное развитие предполагает развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, интереса к учебной деятельности и желания учиться; формирование познавательных действий, развитие воображения, внимания, памяти, наблюдательности, умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы; формирование первичных представлений об окружающем мире, формирование элементарных естественно-научных представлений.

Список литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от17 октября 2013г. №1155.

2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы /К. Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С. 96.

3. Вербицкая И.Б. Методическое сопровождение педагогов дошкольных образовательных учреждений / И.Б. Вербицкая. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2018 - № 21 (207). - С. 467- 469.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие/ Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, – 2010. – С. 162.

5. Поляков С. В. Педагогическая инноватика: от идеи до практики / Поляков С. В. –М, –2010. – С. 116.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все позн...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством модели

Накопление у детей собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей модели) и включение их в мыслительные, моделирующие и пре...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы

Цель моей работы: развивать познавательную активность детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами неживой природы. Задачи моей работы Формировать элементарные естест...

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста. Тесты для детей.

laquo;Познавательное развитие»Схема развития любого вида деятельности:сначала она осуществляется в совместной деятельности с взрослыми,затем в совместной деятельности со сверстникамии, наконец,...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: "Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности на прогулке" (практическая часть).

На сегодняшний день ФГОС требует от нас, педагогов, искать наиболее эффективные способы для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.Уважа...

«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»

Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и  познавательного развития...