«Приобщение дошкольников к культурному наследию мордовского народа»
проект (подготовительная группа)

Бардина Анастасия Сергеевна

Реализация проекта позволит объединить усилия ДОО и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народному искусству и культуре мордовского народа, ее материальным и духовным ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx993.77 КБ

Предварительный просмотр:

Моё исследование (проект)

«Приобщение дошкольников к  культурному наследию мордовского народа»

Соприкосновение с народным искусством и традициями мордовского народа духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Приобщение детей к участию в праздниках и обрядах мордовского народа дает им возможность на практике познать его культурно–исторический опыт и культурное наследие, формирует чувство благородства и ответственности за личную деятельность, творческое созидание и достойное поведение.

    Реализация проекта позволит объединить усилия ДОО и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народному искусству и культуре мордовского народа, ее материальным и духовным ценностям.

Ничто не скрепляет народ, как традиции.

Именно на них опирается культуросообразность.

Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ

и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство.

Г. Н.  Волков

Тип проекта: долгосрочный

Вид проекта: информационно – творческий.

Участники проекта: подгруппа детей подготовительной группы, педагог, родители.

Цель проекта:  создание условий для воспитание творчески развитой личности детей старшего дошкольного возраста  средствами приобщения к истокам мордовского искусства и культурного наследия мордовского народа.

Задачи:

Образовательные:

1. Дать  представление детям об искусстве, культуре и традициях мордовского народа.

2. Познакомить дошкольников с народным искусством Мордовии и обрядами мордовского народа.

3. Обогащать словарный запас детей в процессе духовно – нравственного воспитания и диалогического общения.

Развивающие:

1. Развивать интерес и уважение к мордовскому искусству, культуре и традициям мордовского народа.

2. Развивать познавательную активность, любознательность дошкольников.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство собственного достоинства у ребенка, как представителя мордовского народа.

2. Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей.

Актуальность.

      Без знания своих корней, искусства и традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с искусством, культурой, традициями и обычаями мордовского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре мордовского народа, помогает сохранить культурное наследие мордовского народа. Поэтому познание детьми народного искусства, народной культуры и традиций мордовского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

   С первых лет жизни ребенка приобщение его к искусству и культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

   Большое место в приобщении детей к народному искусству и культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

    Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

   Проблема.

   Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно–исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо уже с раннего дошкольного возраста, знакомя ребенка с мордовским искусством и его видами, приобщая его к национальным традициям и общечеловеческим ценностям. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего.

    Новизна проекта заключается в формировании у детей старшего  дошкольного возраста основ патриотического сознания посредством ознакомления с историей и культурой мордовского народа 

    Гипотеза.

   Знакомство дошкольников с искусством, культурой, обычаями и традициями мордовского народа будет способствовать творческому развитию личности ребенка и воспитанию у детей чувства патриотизма и толерантного отношения к людям другой национальности.

Механизм реализации проекта.

Активное взаимодействие участников воспитательно–образовательного процесса.

Методы реализации проекта.

1.Наглядно–действенный метод:

– демонстрация произведений национального (мордовского) искусства, а также изделий декоративно–прикладного творчества;

– показ сказок мордовского народа (педагогом, детьми);

– рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

– проведение дидактических и подвижных игр национальной тематики и направленности;

– чтение педагогом мордовской художественной литературы;

– виртуальные экскурсии в национальные музеи.

2. Словесно–образный метод: 

– чтение и обыгрывание мордовских литературных произведений педагогом;

– рассматривание наглядного и иллюстративного материала, способствующего максимальному восприятию объектов мордовского искусства;

– рассказы детей о своих впечатлениях от увиденного и узнанного;

– беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

– ответы на вопросы педагога, детей;

– сообщения дополнительного материала воспитателем;

3. Практический метод:

– организация продуктивной деятельности с детьми в рамках организованной образовательной деятельности;

– проведение экскурсий в уголок национальной культуры;

– организация развлечений и культурно–досуговых мероприятий национальной тематики.

Формы организации проекта:

- Беседа, общение;

- Игры: дидактические, подвижные;

- Драматизация сказки;

 - Экскурсии с родителями;

 - Культурно–досуговая деятельность развлечения.

Обеспечение проекта:

  1. Научно–методическое: подбор необходимой литературы, сценариев, конспектов;
  2. Материально–техническое: аудиосистема, мультимедийное оборудование;
  3. Наглядно–дидактическое: предметы и изделия народного творчества и мордовского быта, фотографии, иллюстрации, мультимедийные презентации.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
  • пробуждение интереса к народному искусству, истории, культуре и традициям мордовского народа, любви к родному краю;
  • формирование чувств национального достоинства;
  • развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
  • реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
  • создание системы социального партнёрства ДОО и семьи в вопросах духовно–нравственного воспитания детей.

    Теоретическая значимость проекта – знакомство с новыми понятиями и их значением.

   Практическая значимость проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми способствуют расширению и обогащению знаний детей о народном искусстве, культуре и традициях мордовского народа, любви и бережного отношения к культуре и традициям родного края. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, толерантность и уважение к людям

   Познавательная значимость проекта состоит в том, что при организации и проведение организованной  образовательной деятельности применяется личностно – ориентированный подход. При работе с детьми используются методы и приемы развивающего характера.

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный этап

  • Определение цели и задач проекта;
  • Изучение педагогической и искусствоведческой литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом;
  • Составление плана основного этапа проектирования;
  • Подбор и изготовление наглядно–дидактического материала;
  • Создание предметно–развивающей среды в групповой комнате.

2. Основной этап

  • Знакомство с искусством, культурой и традициями, одежной мордовского народа;
  • Совместная продуктивная деятельность с детьми;
  • Работа с родителя;
  • Прослушивание и обсуждение художественных и музыкальных произведений;
  • Организация и проведение ООД.

3. Завершающий этап

  • Оформление материалов проекта;

   Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияет на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Работа педагога с родителями подразумевает:

  1. Выпуск памяток, буклетов;
  2. Разработка методических рекомендаций, консультаций;
  3. Семейные экскурсии в музеи
  4. Организация фотовыставок;

План-график мероприятий

по реализации образовательного проекта

«Народное искусство и культурное наследие мордовского народа»

№ п/п

Календарные сроки

Тематика организованной образовательной деятельности

Программное содержание занятия

1.

1 неделя

Беседа + презентация «Моя малая Родина»

Формировать у детей представление о своей малой Родине – Мордовии. Воспитывать чувство любви и гордости за свой родной край.

Беседа + презентация «Саранск-столица республики Мордовия»

Познакомить детей с городом Саранском как с самым главным городом республики. Вызывать чувство уважения и восхищения к столице республики.

2.

2 неделя

Мордовские народные игры «Верьгизнэсэ», «Пацинесэ», «Варакасо»

Познакомить дошкольников с отдельными мордовскими народными играми. Воспитывать интерес к обычаям и традициям мордовского народа

Чтение мордовских  народных сказок «Диль, диль дедынька», «В лесной избушке»

Продолжать знакомить дошкольников с устным народным творчеством мордовского народа. Прививать любовь к устному народному творчеству мордвы

3.

3 неделя

Слушание и разучивание прибауток и колыбельной песни мордовского народа «Баляля, а баля».

Виртуальная экскурсия в мордовский  национальный музей

Знакомить детей с историческим прошлым своего народа; воспитание интереса к региональной культуре.

4.

4 неделя

Ознакомительная беседа с детьми об искусстве родного края

Познакомить детей с мордовской национальной культурой, видами декоративно–прикладного искусства Республики Мордовия.

Создание аппликации по мотивам мордовской вышивки «Укрась полотенце мордовским орнаментом»

Познакомить с характерными особенностями мордовского декоративно-прикладного искусства, цветовой гаммой и элементами мордовского узора.

«В гости к Татуне и Алдуне»

Продолжать знакомить с бытом, культурой и традициями мордовского народа.

wVGFa480pvw.jpg

C:\Users\1\Desktop\РАБОТА\мордва\20210326_095002.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по внедрению инновационной работы по теме: "Культурное наследие мордовского народа "

В презентации представлен собранный материал по культуре мордовского народа: пословицы, поговорки, картины мордовских художников....

Консультация для родителей на тему: «Приобщение детей к традициям мордовского народа»

Консультация для родителей на тему:«Приобщение детей к  традициям мордовского народа»...

Духовно - нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культурному наследию своего народа. День матери.

quot;Традиции и новации: культура, общество, личность." Российский праздник "День матери" Консультация для родителей и сценарий развлечения ....

Доклад на тему: "Духовно- нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа".

Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций и культуры русского народа....

Опыт работы «Пример взрослых при формировании нравственного чувства к культурному наследию мордовского народа»

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину- задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа. Все мы зна...

«Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к нравственному наследию русского народа»

Народные игры,традиционные  и обрядовые народные праздники в патриотическом воспитании дошкольников...

"Приобщение дошкольников к культуре мордовского народа" (сообщение)

Сообщение на тему: "Приобщение дошкольников к культуре мордовского народа"...