Подземное царство
план-конспект занятия (средняя группа)

Полтева Татьяна Сергеевна

Цель. Сформировать у детей представления о жизни обитателей Подземного царства (почвы), об их роли в сохранении экологического равновесия в природе. Показать, что в почве есть воздух; что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Подвести детей к пониманию основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде. Предварительная работа. Чтение литературных произведений о животных; проведение опытов по выявлению свойств воздуха. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podzemntsarstvo.docx7.97 КБ

Предварительный просмотр:

Подземное царство

Цель.

Сформировать у детей представления о жизни обитателей Подземного царства (почвы), об их роли в сохранении экологического равновесия в природе. Показать, что в почве есть воздух; что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше.

 Подвести детей к пониманию основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Предварительная работа.

Чтение литературных произведений о животных; проведение опытов по выявлению свойств воздуха.

 Ход занятия

 Воспитатель.

Ребята, вас сейчас ждёт интересное занятие. (На доске крепится кроссворд). Вы любите решать кроссворды? (Ответы детей). Вот и замечательно! 1-й вопрос. Шишка. Гриб. Лесной орех. Кто запасливее всех? Из окна летят скорлупки, А в окне – хозяйка в шубке. (Белка)

2-й вопрос. Это животное приходится родственником белки, собирает орехи в защечные мешки. (Бурундук)

 3-й вопрос. Лишь вечер на лес напускает дремоту Выходит из логова он на охоту. Опаснее нету врага у зверей, Увидев его, все бегут поскорей. (Волк)

 4-й вопрос. Зверь такой на свете есть: Он немытого не ест, Всё в реке ополоснёт, А зовётся он … (Енот)

Ребята, вы заметили про кого были все эти вопросы-загадки? (Про диких животных). Ну что же, если вы правильно ответили, то по вертикали получите слово – название ещё одного животного, самого знаменитого землероя. (Крот).

 Используя карточки-подсказки, расскажите, что вы знаете о нем.

 2 Составление описательного рассказа о кроте с использованием опорных картинок («домик» – где животное живёт; «тарелка» - чем питается; «шуба» - какой у него мех и т. д.).

Воспитатель.

 Ребята, вы хорошо описали крота, я лишь немного добавлю к вашему рассказу. Кроты встречаются практически везде: в саду и огороде, в парке и на футбольном поле. Им нужны лишь насекомые – их любимое лакомство и рыхлая земля. Кроты предпочитают одиночество и большую часть времени находятся под землёй. На поверхность земли они выходят лишь в период брачных игр, да ещё изредка тёмными ночами в поисках пищи. Верным признаком того, что поблизости живёт крот, служат кротовины (горки земли). Это он выталкивает лишнюю землю из своих ходов. Кроме крота в Подземном царстве (так можно назвать почву как среду обитания) живут и другие его обитатели. В сырой земле прячутся жабы и ящерицы; они обитают в верхнем слое почвы. (Предложить для рассматривания плоскостную модель Подземного царства).

 Некоторые насекомые, например майский жук, начинают свою жизнь в почве, поскольку откладывают в ней свои яйца. Гусеницы некоторых видов бабочек (бабочки-совки) образуют куколку в почве. Роют ходы, продвигаясь в почве в поисках пищи, землеройка и крот. Огромное количество червей живёт в земле. Некоторые из них уже оказались в специальных подземных кладовках у кротов и землероек. Многие из обитателей Подземного царства столь малы, что плохо видны невооружённым глазом. Это микроорганизмы – самые маленькие живые организмы. Они состоят только из одной клетки.

 Животные и насекомые, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они улучшают плодородие почвы. Почва не может обходиться без живых существ, а живые существа не могут обходиться без почвы. Она необходима для них, как среда существования. Вот замечательное подтверждение того, что всё в природе взаимосвязано. Говоря о взаимосвязях в природе надо сказать, что крота по традиции ошибочно считают «вредителем». «Роет землю старый крот, разоряет огород», - так о нем говорят в народе. Но, во-первых, крот не вредит растениям, это насекомоядное животное. Во-вторых, (и это главное), с позиций экологии (науки о защите природы) в природе нет «вредных» и «полезных». Каждый живой организм выполняет свою роль, в том числе и крот: питаясь насекомыми, живущими в почве, он не позволяет им размножиться сверх меры и уничтожить растения. Если ваши родители считают, что кроту не место на вашем огороде, то надо постараться его поймать и выпустить где-нибудь в стороне от огорода.

 Ребята, теперь вы знаете о существовании Подземного царства с его многочисленными обитателями. Скажите, а чем дышат жильцы этого царства? Как и все животные – воздухом. А как вы думаете, есть ли в почве воздух? А давайте мы с вами сейчас это проверим.

 Опыт 1 

 Я опускаю в банку с водой комочек земли, а вы понаблюдайте и скажите, что появляется в воде. (Пузырьки воздуха). Откуда появился воздух в воде? (Из почвы). А теперь проведите опыт самостоятельно, чтобы вы смогли хорошо рассмотреть этот процесс.

 Опыт 2 

Ребята, а сейчас рассмотрите почву, которая у вас в розетках: как она выглядит (плотная или рыхлая). Обратите внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места» - там и «прячется» воздух. Это почва с участка, где редко ходят люди. А это земля с тропинки. Что вы можете о ней сказать? (Сравнить с первым образцом). Так вот, на тропинках, дорогах земля под тяжестью наших тел сжимается, «пустых мест» между комочками земли становится меньше, они прижимаются друг к другу, а воздух «уходит». Для него не остаётся места.

 Вопросы к детям.

1. Подумайте и скажите: где воздуха в почве больше – в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека?

 2. В лесах, парках много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают?

 3. Что произойдёт с подземными жителями, если люди в парке, в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?

Воспитатель. Чем больше мест будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут исчезнуть, что и происходит сейчас, особенно в местах массового отдыха людей.

 Физминутка. ЖУК

 1.К нам жук влетел,

 2. Вот он вправо полетел, Зажужжал и запел: Каждый вправо посмотрел. «Ж-ж-ж».

 3.Вот и влево полетел,

4. Жук на нас хочет сесть, каждый влево посмотрел. Не дадим ему присесть.

 5.Жук наш приземлился,

6.Жук, вот правая ладошка, Зажужжал и закружился. Посиди на ней немножко.

7.Жук, вот левая ладошка,

8.Жук вверх полетел Посиди и тут немножко. И на потолок присел.

 9.На носочки мы привстали,

10.Хлопнем дружно: хлоп-хлоп-хлоп Но жука мы не достали. Чтобы улететь он смог.

 Опыт 3

 Ребята, рассмотрите воду в обеих баночках. Чем она отличается? (Ответы детей). Да, действительно, в одной баночке чистая вода, а в другой – грязная, 4 которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, или просто выплёскиваем на землю. Ребята, полейте почву в одной ёмкости чистой водой, а в другой – грязной. Что произошло? (Ответы детей). В первой ёмкости почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри.

Вопросы к детям.

 1. Если бы вы были на месте дождевого червя или крота, то какую почву выбрали бы для своего дома?

2. Чтобы вы почувствовали, если бы вам пришлось жить в грязной земле?

 3. Чтобы вы подумали о людях, которые загрязнили почву? О чём попросили бы их?

 4. Видел ли кто-нибудь, как грязная вода попадает в почву?

Вывод: в жизни, как и в сказках, есть «живая вода» (она попадает в землю вместе с дождём, талым снегом; она поит растения, животных), но есть и «мёртвая вода» - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Откуда берётся «мёртвая вода»? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей и т.д. Во многих местах на нашей планете земля-почва загрязняется, «болеет» и уже не может кормить-поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нём всегда было чисто. Гуляя в парке желательно ходить по дорожкам, стараться не топтать всё вокруг: ведь мы там гости, а в гостях ведут себя, не разрушая дом хозяина. Ну а по большому счёту, нужно беречь всю окружающую нас природу. Посмотри, мой юный друг, Что находится вокруг! Всё, что нужно год от года Нам даёт сама природа. И поэтому все мы Жить не можем без воды, Без растений и животных, Без красивых гор высоких, Без лесов, полей и рек Жить не может человек! Так давайте сбережём Наш земной природный дом!

Итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по формированию целостной картины мира "Путешествие в Подземное царство"

Конспект знакомит с особенностями почвы и некоторыми обитателями почвы...

Интегрированное занятие с элементами исследовательской деятельности в старшей группе "Подземное царство"

В занятие включены беседа для детей старшего дошкольного возраста "Кто живёт в подземном царстве?" с использованием опорных картинок и исследовательская работа с почвой....

«Знакомство с подземным царством»

«Знакомство с подземным царством»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Область "Познание". Путешествие в Подземное царство.

Знакомство с подземным миром, его обитателями прходило на экологической трапе. Этим путешествие хотелось рассказать и показать детям красоту этого мира. Прививать детям любовь и ответственность за мир...

«Путешествие в подземное царство»

Конспект интегрированного занятия с детьми 6-7 лет. Познавательное, художественное-эстетическое, физическое развитие....

«В подземном царстве».

Экспериментирование и опыты для детей всегда интересно. А тут еще и необычно....

НОД по изодеятельгости: "Путешествие в подземное царство"(подготовительная группа)

Конспект НОД  по изобразительной деятельности  в подготовительной группе. Главный герой Лесной гном, который летом  ходит по лесу  и следит за порядком, а зимой в подземелье отдыха...