Проект "Узоры и орнаменты России"
проект (подготовительная группа)

Тюкпиекова Тарина Владиславовна

Проект "Узоры и орнаменты России" разработан для детей подготовительной группы, в целях знакомства с различными видами народных промыслов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uzory_.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Территориальный отдел главного управления образования

администрации города по Октябрьскому району города

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

        ________________«Детский сад № 322 «Морозко»________________________

660130, г. Красноярск, ул. Гусарова, 31, тел. 246-47-79, dou322@mailkrsk.ru

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«УЗОРЫ И ОРНАМЕНТЫ РОССИИ»

Воспитатель: Тюкпиекова Т.В

Красноярск 2023

Вид проекта: творческий

Продолжительность проекта: долгосрочный

Возраст детей: 6-7лет.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Формы работы: групповая, фронтальная.

Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Цель: организация образовательно-развивающей среды с целью расширения кругозора детей и приобщение к традиционной русской народной культуре. Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с народными промыслами. Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской, хохломской, городецкой росписью, с гжелью, филимоновской игрушкой, жостовской росписью. Вызвать интерес у детей к народному творчеству. Учить видеть красоту и своеобразие дымковской, хохломской, городецкой, гжельской, филимоновской, жостовской росписи. Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей. Учить использовать растительные элементы. Научить детей ориентироваться в различных видах росписи. Учить наблюдать за живой природой.

Развивающие: Развитие познавательной активности детей. Развивать чувство цвета, композиционные умения. Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству. Воспитывать любовь к народному творчеству. Воспитывать уважение к работе народных мастеров. Воспитывать эстетические и этические чувства.

Предварительная работа:

1. Подбор литературы, иллюстраций;

2. Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц; «Узоры России»;

3. Чтение художественной литературы: Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома», М. Г. Смирнова «Дымка»

4. Беседа с родителями о содействии в пополнении уголка «Узоры России»;

5. Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен, загадывание загадок, чтение стихов;

6. Подбор подвижных народных игр, хороводов, дидактических игр;

7. Проведение развлечений, фольклорных праздников, посиделок;

8. Подбор материалов для родителей.

9. Сбор и оформление наглядного материала.

Этапы работы:

1. Подготовительный этап.

• Изучение методической литературы, интернет – ресурсов.

• Разработка конспектов.

• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические

картинки, плакаты с элементами росписи);

• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с декоративно –

прикладным искусством;

• Подготовка материалов для организации творческой деятельности

детей.

2. Основной этап (практический)

Содержание работы в процессе реализации проекта

Беседы:

«Что такое народное декоративно-прикладное искусство», «О труде взрослых,

создающих предметы декоративно-прикладного искусства»,

«Золотая Хохлома», «Гжель», «Городец», «Дымка» (расширить представления

о росписях, развивать умение выделять элементы узора, понимать

закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения

росписи.)

Презентации: «Народные промыслы» (дать представление детям о

народном искусстве, его видах.) «Золотая хохлома», «Сказочная гжель»,

«Весёлый Городец» (продолжать знакомить с росписями, показать их

разнообразие и применение.)

Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала.

Д/и: «Узнай узор», «Продолжи роспись», «Русские узоры», «Назови

правильно», «Чей сувенир?», «Составь узор». (Развивать мыслительную

активность и индивидуальные способности детей. Закреплять умение

составлять узоры по мотивам народных росписей.)

Изготовление ходилки – бродилки по мотивам декоративно-прикладного искусства.

Познавательное развитие:

НОД по познавательному развитию на тему: Гжель, Дымковская роспись, Хохлома, Городецкая роспись, Жостовская роспись, Филимоновская игрушка, Полховско-Майданской росписи.

• Опыты-сравнения деревянных, фарфоровых изделий.

Творческая деятельность:

• Рисование элементов гжельской, хохломской, городецкой, дымковской, филимоновской, жостовской, полховско-майданской росписи.

• Раскраски: городецкой, хохломской, гжельской росписи.

• Расписывание плоскостных силуэтов элементами городецкой,

хохломской, гжельской росписи (Доска- гжель, подносы-Жостово, доски –

 Городецкая роспись «Доски не простые – веселые расписные», Дымковский индюк - пластилин.)

• Конструирование из бумаги «Гжель».

• Аппликация «Кокошник. Гжель».

Работа с родителями:

• Подготовка информационного стенда для родителей «Народные

промыслы России».

• Привлечение родителей к организации выставки детских работ.

Совместная работа родителей с детьми:

• Рассматривание иллюстраций, презентаций по интернет – ресурсам на

тему «Народные росписи: гжель, хохлома, дымка, городецкая»».

3. Заключительный этап.

  • Организация выставки творческих работ детей и родителей по теме

проекта.

  • Наполнение уголка творчества необходимыми материалами для

самостоятельной творческой деятельности детей в соответствии с темой проекта.

  • Изготовление тематического альбома с детскими работами и фотографиями детей.

Результаты реализации проекта:

1. Дети знают историю возникновения росписей. Знают, различают и

называют росписи: гжель, дымка, хохлома, городецкую.

2. Лепят, рисуют по мотивам народных росписей.

3. У детей появилось желание в самостоятельной творческой

деятельности использовать элементы росписей.

4. Улучшилась предметно-развивающая среда: литературой,

демонстрационными материалами.

5. Воспитанники и их родители приняли активное участие в создании

папок на тему «Народные росписи: гжель, хохлома, городецкая»».

6. Организована серия выставок творческих работ детей и родителей по

теме проекта.

7. Наполнение уголка творчества необходимыми материалами для

творческой деятельности детей

Список литературы

Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с

русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.:

Скрипторий, 2006.

Комарова Т. С. Детское художественное творчество. – М., 2008.

Косарева, В. Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3–7

лет. – Волгоград: Учитель, 2012.

Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. –

М.: Просвещение, 2006.

Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. –

М.: Педагогическое общество России, 2005.

Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской

народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.

Соломенникова О. А. Радость творчества. – М., 2008.

Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративноприкладного искусства в процессе дидактических игр // Дошкольное воспитание. 2004. – №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на ткани. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на т ни. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

Презентация "Орнамент в народном костюме"

В данной презентации собран и обобщен материал из истории народного костюма.Ткани, цвет, значение орнамента в народном костюме....

Методические рекомендации по ознакомлению с хакасским орнаментом.

Как знакомить детей дошкольного возраста с хакасским орнаментом? На этой страничке вы найдете методические рекомендации по данному разделу....

Конспект НОД по изобразительной деятельности Тема: «Коми - пермяцкий орнамент. Элементы орнамента»

Ознакомление детей с основными элементами коми - пермяцкого орнамента и принципами его композиционного построения....