Технологическая карта совместной деятельности "Путешествие льда" по РПИД с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ
план-конспект занятия (старшая группа)
Технологическая карта
Совместной деятельности
Образовательная область «Познавательное развитие"
Раздел
«РПИД»
Старшая группа№2
Тема: «Знакомство с «маленькими твердыми человечками»
Название:«Путешествие льда».
Цель–Формирование представления о строении твердого вещества (лед), заменив слово «молекула» словосочетанием «маленькие человечки»
Образовательные:
-Закрепить представления детей о свойствах льда.
-Учить проводить лабораторные опыты, соблюдать правила техники безопасности.
Развивающие:
-формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности.
-развивать эмоциональную отзывчивость, внимание, память, образное мышление.
-развивать устную и связную речь детей - диалогической формы.
Воспитательные:
- развивать коммуникативные компетенции воспитанников.
-воспитывать интерес и способность работать в группе.
Материалы и оборудование: Признаки, придуманные воспитателем перед проведением опытов для знакомства со льдом. Лист бумаги, маркер для составления морфотаблицы, карточки с изображением МЧ наборы для проведения исследовательской деятельности (приложение № 1).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vlasenko_rpid.docx | 31.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальноеавтономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающеговида с приоритетным осуществлениемдеятельности по физическому развитию детей«Снегурочка», корпус 2
Технологическая карта
Совместной деятельности
Образовательная область «Познавательное развитие"
Раздел
«РПИД»
Старшая группа№2
Тема: «Знакомство с «маленькими твердыми человечками»
Название:«Путешествие льда».
Составила: воспитатель Власенко С.В.
г. Югорск, 2022.
Цель–Формирование представления о строении твердого вещества (лед), заменив слово «молекула» словосочетанием «маленькие человечки»
Образовательные:
-Закрепить представления детей о свойствах льда.
-Учить проводить лабораторные опыты, соблюдать правила техники безопасности.
Развивающие:
-формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности.
-развивать эмоциональную отзывчивость, внимание, память, образное мышление.
-развивать устную и связную речь детей - диалогической формы.
Воспитательные:
- развивать коммуникативные компетенции воспитанников.
-воспитывать интерес и способность работать в группе.
Материалы и оборудование: Признаки, придуманные воспитателем перед проведением опытов для знакомства со льдом. Лист бумаги, маркер для составления морфотаблицы, карточки с изображением МЧ наборы для проведения исследовательской деятельности (приложение № 1).
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации. | Деятельность педагога, месторасположение | Предполагаемая деятельность воспитанников, месторасположение |
Организационный этап (5мин) | Формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности. Развивать устную и связную речь детей - диалогической формы. | Беседа-диалог «Состояние веществ, МЧ» | Воспитатель сидит на стульчике и ведет диалоговую беседу с детьми. Ребята вы знаете о том, что в природе бывают три состояния веществ. Какие это вещества? - Ребята как вы думаете, что в вашем окружении бывает жидким? Ребята ка вы думаете, что в вашем окружении бывает газообразным? Ребята ка вы думаете, что в вашем окружении бывает твердым? -Я хочу вам назвать одно из веществ, которое может находиться во всех трех состояниях. Это – вода. В газообразном состоянии – пар, в жидком - вода, твердом – лед. - Все вещества в природе состоят из маленьких частиц, которые называются «молекулы». Повторите новое слово. Можно сказать, что лед состоит из молекул льда, вода состоит из молекул воды, пар состоит из молекул пара. - О молекулах вы подробно узнаете, когда будете учиться в школе. А пока вы маленькие, вместо слова «молекулы» мы будем говорить «маленькие человечки». Согласны? - Лед- это твердое вещество, в нем «человечки» крепко держатся за руки. Вот так… -Воспитатель показывает карточку с «маленьким человечками» в твердых веществах - Давайте и мы с вами попробуем встать и превратиться в лед или таких же «человечков». - а какие человечки живут в жидких и газообразных веществах, мы с вами познакомимся в следующий раз. | Дети сидят полукругом на ковре возле воспитателя. Дети слушают воспитателя в беседе, вступают в продуктивный диалог с воспитателем. жидкие, твердые, газообразные Примеры детей Примеры детей Примеры детей Повторяют слово молекула Ответы детей Дети встают и превращаются в «твердых человечков». |
Расширение имеющихся представлений 10 мин | Формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности. Учить проводить лабораторные опыты, соблюдать правила техники безопасности. Развивать устную и связную речь детей - диалогической формы. Закрепить представления детей о свойствах льда. Развивать коммуникативные компетенции воспитанников. Воспитывать интерес и способность работать в группе. | Проведения лабораторных опытов, исследовательской деятельности. | - А сегодня мы с вами рассмотрим в опытной деятельности воздействие на твердое вещество лед веществ и объектов. В этом нам помогут опыты. Воспитательпредлагает разделиться на подгруппы детям и пройти за столы для проведения лабораторныхопытов. На каждом столе стоит набор для определенной исследовательской деятельности. | Дети проходят за столы с наборами для проведения определенной исследовательской деятельности. Ребята подгруппами проводят исследовательскую деятельность и видят результат. |
Заключительный этап. Рефлексия (5мин) | Подведение итогов совместной деятельности. Формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности. Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание, память, образное мышление. | Заполнение морфотаблицы. Заключительная беседа по этапам совместной деятельности. | Воспитатель сидит на стуле возле доски с установленным плакатом для морфотаблицы, предлагая детям на основе проведенной исследовательской деятельности заполнить ее. Вместе с детьми проводит заключительный диалог и фиксирует вместе с детьми вывод в морфотаблице. | Дети садятся на ковер и по очереди подходят к доске для заполнения морфотаблицы на основе проведенной исследовательской деятельности. Вместе с воспитателем ведут заключительную беседу о свойствах воды и делают выводы. |
Приложение № 1.
Опыт 1. Холодная вода
Возьмем стакан с холодной водой и опустим в него кусочек льда, затем будем помешивать палочкой.Что мы обнаружили?
Вывод: в холодной воде лед практически не растворяется и не тонет. Значит лед легче воды. Лед не принимает форму стакана, он имеет свою форму. Итак, делаем вывод, что лед долго растворяется в холодной воде и имеет свою форму. (Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды). И вывешиваем его на доску.
Опыт 2. Горячая вода.
Возьмем стакан с горячей водой и опустим в него кусочек льда, затем будем помешивать палочкой. Что мы обнаружили?
Вывод: в горячей воде лед не тонет, но растворяется практически моментально. Значит лед легче воды. Лед не принимает форму стакана, он имеет свою форму, под воздействием высокой температуры превращается в воду. Итак, делаем вывод, что лед быстро растворяется в горячей воде и имеет свою форму. (Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды).И вывешиваем его на доску.
Опыт 3. Ломаем лед
Предложить детям попробовать сломать лед руками, потом молотком. Что обнаружили?
Вывод: лед очень трудно сломать руками, надо применить силу, молотком легче ломается лед, но тоже надо применить силу.
Опыт 4. Лед над свечой.
Предложить детям попробовать подержать кусок льда в специальной подставке над свечой. Что обнаружили?
Вывод: лед при нагревании плавится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта НОД "Социально-коммуникативное развитие" с использованием технологий ОТСМ-ТРИЗ.
Технологическая картанепосредственно образовательнойдеятельностиОбразовательная область"Социально-коммуникативное развитие"реализация программы духовно-нравственного воспитания «Социок...
Технологическая карта НОД с использованием технологий ОТСМ-ТРИЗ «Безопасность детей при использовании ИТ».
Цель: формирование у детей осознанное отношение к своему здоровью.Задачи:Формировать представление детей осознанного отношения к своему здоровью, при использовании ИТ.Закреплять умение детей создавать...
Технологическая карта НОД с использованием технологий ОТСМ-ТРИЗ ««Информационная безопасность для детей среднего дошкольного возраста». Название: «Какие мультфильмы полезны для нас».».
Цель – Формировать у детей дошкольного возраста интерес к просмотру полезных мультфильмов. Образовательные: - Систематизировать знания о полезных мультфильмах, развитие логическ...
Технологическая карта НОД "Однажды в лесу" по развитию речи с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ
Технологическая картанепосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Речевое развитие».Раздел «Развитие речи»в группе раннего возрастаНазвание «Од...
Технологическая карта НОД "Волшебники - наши друзья" по развитию речи с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ
Технологическая картанепосредственно образовательнойдеятельностиОбразовательная область"Речевое развитие"Раздел «Развитие речи»младшая группаТема «Использование ТПФ в разви...
Технологическая карта занятия "Волшебники - наши друзья" по ознакомлению с окружающим миром с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ
Технологическая картанепосредственно образовательной деятельностиОбразовательная область "Познавательное развитие"Раздел «Ознакомление с окружающим миром»средняя группаТема: &laq...
Технологическая карта занятия "Сочиним сказку" по развитию речи с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ
Технологическая карта занятияПо образовательной области «Речевое развитие»Раздел «Развитие речи»старшая группаТема: «Формирование у детей 5-6- лет умения пользоваться алг...