Технологическая карта совместной деятельности "Путешествие льда" по РПИД с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ
план-конспект занятия (старшая группа)

Власенко Светлана Вячеславовна

Технологическая карта

Совместной деятельности

Образовательная область «Познавательное развитие"

Раздел

«РПИД»

Старшая группа№2

Тема: «Знакомство с «маленькими твердыми человечками»

Название:«Путешествие льда».

 

 

 

 

 

 

Цель–Формирование представления о строении твердого вещества (лед), заменив слово «молекула» словосочетанием «маленькие человечки»

Образовательные:

-Закрепить представления детей о свойствах льда.

-Учить проводить лабораторные опыты, соблюдать правила техники безопасности.

Развивающие:

-формировать познавательные процессы  и  способы  умственной  деятельности.

-развивать  эмоциональную отзывчивость, внимание, память, образное мышление.

-развивать устную и связную речь детей - диалогической  формы.

Воспитательные:

- развивать коммуникативные компетенции воспитанников.

 -воспитывать  интерес и способность работать в группе.

Материалы и оборудование: Признаки, придуманные воспитателем перед проведением опытов для знакомства со льдом. Лист бумаги, маркер для составления морфотаблицы, карточки  с изображением МЧ наборы для проведения исследовательской деятельности (приложение № 1).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vlasenko_rpid.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальноеавтономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающеговида с приоритетным  осуществлениемдеятельности по физическому развитию детей«Снегурочка», корпус 2

Технологическая карта

Совместной деятельности

Образовательная область «Познавательное развитие"

Раздел

«РПИД»

Старшая группа№2

Тема: «Знакомство с «маленькими твердыми человечками»

Название:«Путешествие льда».

Составила: воспитатель Власенко С.В.

г. Югорск, 2022.

ЦельФормирование представления о строении твердого вещества (лед), заменив слово «молекула» словосочетанием «маленькие человечки»

Образовательные:

-Закрепить представления детей о свойствах льда.

-Учить проводить лабораторные опыты, соблюдать правила техники безопасности.

Развивающие:

-формировать познавательные процессы  и  способы  умственной  деятельности.

-развивать  эмоциональную отзывчивость, внимание, память, образное мышление.

-развивать устную и связную речь детей - диалогической  формы.

Воспитательные:

- развивать коммуникативные компетенции воспитанников.

 -воспитывать  интерес и способность работать в группе.

Материалы и оборудование: Признаки, придуманные воспитателем перед проведением опытов для знакомства со льдом. Лист бумаги, маркер для составления морфотаблицы, карточки  с изображением МЧ наборы для проведения исследовательской деятельности (приложение № 1).

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации.

Деятельность педагога, месторасположение

Предполагаемая деятельность воспитанников, месторасположение

Организационный этап

(5мин)

Формировать познавательные процессы  и  способы  умственной  деятельности.

Развивать устную и связную речь детей - диалогической  формы.

Беседа-диалог «Состояние веществ, МЧ»

Воспитатель сидит на стульчике и ведет диалоговую беседу с детьми.  

Ребята вы знаете о том, что в природе бывают три состояния веществ. Какие это вещества?

- Ребята как вы думаете, что в вашем окружении бывает жидким?

Ребята ка вы думаете, что в вашем окружении бывает газообразным?

Ребята ка вы думаете, что в вашем окружении бывает твердым?

-Я хочу вам назвать одно из веществ, которое может находиться во всех трех состояниях. Это – вода.

В газообразном состоянии – пар, в жидком - вода,  твердом – лед.

- Все вещества в природе состоят из маленьких частиц, которые называются «молекулы». Повторите новое слово.

Можно сказать, что лед состоит из молекул льда, вода состоит из молекул воды, пар состоит из молекул пара.

- О молекулах вы подробно узнаете, когда будете учиться в школе. А пока вы маленькие, вместо слова «молекулы» мы будем говорить «маленькие человечки». Согласны?

- Лед- это твердое вещество, в нем «человечки» крепко держатся за руки. Вот так…

-Воспитатель показывает карточку с «маленьким человечками» в твердых веществах

- Давайте и мы с вами попробуем встать и превратиться в лед или таких же «человечков».

- а какие человечки живут в жидких и газообразных веществах, мы с вами познакомимся в следующий раз.

Дети сидят полукругом на ковре возле воспитателя.

Дети слушают  воспитателя в беседе,  вступают в продуктивный диалог с воспитателем.

жидкие, твердые, газообразные

Примеры детей

Примеры детей

Примеры детей

Повторяют слово молекула

Ответы детей

Дети встают и превращаются в «твердых человечков».

Расширение имеющихся представлений

10 мин

Формировать познавательные процессы  и  способы  умственной  деятельности.

Учить проводить лабораторные опыты, соблюдать правила техники безопасности.

Развивать устную и связную речь детей - диалогической  формы.

Закрепить представления детей о свойствах льда.

Развивать коммуникативные компетенции воспитанников. Воспитывать  интерес и способность работать в группе.

Проведения лабораторных опытов, исследовательской деятельности.

- А сегодня мы с вами рассмотрим в опытной деятельности воздействие на твердое вещество лед веществ и объектов. В этом нам помогут опыты.

Воспитательпредлагает разделиться на подгруппы детям и пройти за столы для проведения лабораторныхопытов. На каждом столе стоит набор для определенной исследовательской деятельности.

Дети проходят за столы с наборами для проведения определенной исследовательской деятельности. Ребята подгруппами проводят исследовательскую деятельность и видят результат.

Заключительный этап. Рефлексия

(5мин)

Подведение итогов совместной деятельности.

Формировать познавательные процессы  и  способы  умственной  деятельности.

Развивать  эмоциональную отзывчивость, внимание, память, образное мышление.

Заполнение морфотаблицы. Заключительная беседа по этапам совместной деятельности.

Воспитатель сидит на стуле возле доски с установленным плакатом для морфотаблицы, предлагая детям на основе проведенной исследовательской деятельности заполнить ее. Вместе с детьми проводит заключительный диалог и фиксирует вместе с детьми вывод в морфотаблице.

Дети садятся на ковер и по очереди подходят к доске для заполнения морфотаблицы на основе проведенной исследовательской деятельности.

Вместе с воспитателем ведут заключительную беседу о свойствах  воды и делают выводы.

        Приложение № 1.

Опыт 1. Холодная вода

Возьмем стакан с холодной водой и опустим в него кусочек льда, затем будем помешивать палочкой.Что мы обнаружили?

        

        Вывод: в холодной воде лед практически не растворяется и не тонет. Значит лед легче воды. Лед не принимает форму стакана, он имеет свою форму. Итак, делаем вывод, что лед долго растворяется в холодной воде и имеет свою форму. (Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды). И вывешиваем его на доску.

  Опыт 2. Горячая вода. 

               Возьмем стакан с горячей водой и опустим в него кусочек льда, затем будем помешивать палочкой. Что мы обнаружили?

 Вывод: в горячей воде лед не тонет, но  растворяется практически моментально. Значит лед легче воды. Лед не принимает форму стакана, он имеет свою форму, под воздействием высокой температуры превращается в воду. Итак, делаем вывод, что лед быстро растворяется в горячей воде и имеет свою форму. (Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды).И вывешиваем его на доску.

  Опыт 3. Ломаем лед

        Предложить детям попробовать сломать лед руками, потом молотком. Что обнаружили?

        Вывод: лед очень трудно сломать руками, надо применить силу, молотком легче ломается лед, но тоже надо применить силу.

Опыт 4. Лед над свечой.

        Предложить детям попробовать подержать кусок льда в специальной подставке над свечой. Что обнаружили?

        Вывод: лед при нагревании плавится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта НОД "Социально-коммуникативное развитие" с использованием технологий ОТСМ-ТРИЗ.

Технологическая картанепосредственно образовательнойдеятельностиОбразовательная область"Социально-коммуникативное развитие"реализация программы духовно-нравственного воспитания «Социок...

Технологическая карта НОД с использованием технологий ОТСМ-ТРИЗ «Безопасность детей при использовании ИТ».

Цель: формирование у детей осознанное отношение к своему здоровью.Задачи:Формировать представление детей осознанного отношения к своему здоровью, при использовании ИТ.Закреплять умение детей создавать...

Технологическая карта НОД с использованием технологий ОТСМ-ТРИЗ ««Информационная безопасность для детей среднего дошкольного возраста». Название: «Какие мультфильмы полезны для нас».».

Цель – Формировать у детей дошкольного возраста интерес к просмотру полезных мультфильмов. Образовательные: - Систематизировать  знания о полезных  мультфильмах, развитие логическ...

Технологическая карта НОД "Однажды в лесу" по развитию речи с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ

Технологическая картанепосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Речевое развитие».Раздел «Развитие речи»в группе раннего возрастаНазвание «Од...

Технологическая карта НОД "Волшебники - наши друзья" по развитию речи с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ

Технологическая картанепосредственно образовательнойдеятельностиОбразовательная область"Речевое развитие"Раздел «Развитие речи»младшая группаТема «Использование ТПФ в разви...

Технологическая карта занятия "Волшебники - наши друзья" по ознакомлению с окружающим миром с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ

Технологическая картанепосредственно образовательной деятельностиОбразовательная область "Познавательное развитие"Раздел «Ознакомление с окружающим миром»средняя группаТема: &laq...

Технологическая карта занятия "Сочиним сказку" по развитию речи с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ

Технологическая карта занятияПо образовательной области «Речевое развитие»Раздел «Развитие речи»старшая группаТема: «Формирование у детей 5-6- лет умения пользоваться алг...