Знакомство с нейропсихологией
презентация

Данная презентация знакомит с понятием "Нейропсихология", методами работы в этой области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_neyropsihologiey.pptx2.28 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое нейропсихология Нейропсихология - наука о взаимосвязи психических процессов (память, внимание, речь, с работой головного мозга, правого и левого полушария.

Слайд 2

Основоположник отечественной нейропсихологии – Александр Романович Лурия . Головной мозг человека состоит из трех основных блоков, каждый из которых формируется на разных возрастных этапах развития. I. Энергетический – формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет, отвечает за регуляцию тонуса и бодрствования. Ребенок рождается с уже почти готовым 1-м блоком мозга на 75%. II . Блок получения, переработки и хранения информации – формируется от 3 до 7-8 лет, отвечает за обеспечение операционально-технической стороны психической деятельности. III . Блок программирования, регуляции и контроля – формируется от 7-8 до 12-15 лет, включает в себя лобные доли головного мозга, отвечает за целесообразность поведения в целом. Полное созревание лобных долей происходит до 20-21 лет.

Слайд 3

Формирование мозга можно сравнить со стороительством дома Формирование мозга похоже на строительство дома. Мозг, как и любая система, состоит из частей, которые взаимодействуют друг с другом. Т.е. если части нормально развиты и связи между этими частями правильно организованы, то система будет работать нормально. Если какая-либо часть недостаточно развита или между частями не налажены связи, то соответственно похоже на дом в котором есть комнаты, но забыли сделать двери между ними, комнат много, а зайти в них не получается, или нет окон и свет не провели...

Слайд 4

Первый ФБМ Первый блок обеспечивает регуляцию тонуса и бодрствования. Формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет, отвечает за регуляцию тонуса и бодрствования. Ребенок рождается с уже почти готовым 1-м блоком мозга на 75%. Метафорический девиз этого уровня «Я Хочу»

Слайд 5

Первый ФБМ – фундамент дома Признаки нарушений в развитии 1-го блока мозга: - истощаемость, утомляемость, вялость; - эмоциональная неуравновешенность; - это дети невротики, т.к. реагируют на любой стимул окружающего мира , - аллергии в самых разнообразных проявлениях; - повышенная частота заболеваний, - гипо - или гипертонус ; - Дети пишут «как курица лапой», - долго не могут научиться завязывать шнурки. - двигательная неловкость; - синкинезии (движения, присоединяющиеся к основным – движения языком во время письма); - вычурные позы; - дизартрии, дисграфии ; - сужение полей зрения; - слабая (или полное отсутствие) конвергенция глаз.

Слайд 6

Второй ФБМ Блок получения, переработки и хранения информации. Формируется от 3 до 7-8 лет, отвечает за обеспечение операционально-технической стороны психической деятельности. Метафорический девиз этого уровня «Я Могу»

Слайд 7

Второй ФБМ – это стены дома Признаки нарушений : Трудности в переработке тактильной и кинестетической информации; Трудности в переработке зрительной информации и трудности зрительно-пространственной ориентации; Трудности в переработке слуховой информации;

Слайд 8

Третий ФМБ Блок программирования, регуляции и контроля. Формируется от 7-8 до 12-15 лет, включает в себя лобные доли головного мозга, отвечает за целесообразность поведения в целом. Полное созревание лобных долей происходит до 20-21 лет. Метафорический девиз этого уровня «Я Должен»

Слайд 9

Признаки недостаточной сформированности 3 блока мозга - Это дети с повышенной отвлекаемостью на любой стимул, который появляется в поле их зрения. - У этих детей наблюдается тенденция к упрощению любой программы. - Они не могут решать смысловых задач. - В письме - это пропуски букв и недописывание слов, недоделывание упражнений. - У этих детей крайне бедная речь.

Слайд 10

Нейропсихологическая диагностика Задачи нейропсихологической диагностики: - провести системный анализ нарушений психических функций у детей; - определение дефицитарного (несформированного) блока мозга, первичного дефекта и его влияния на другие психические функции; (память страдает то ли от утомляемости: (1ФБМ) или невнимательности (3 ФБМ), либо это мозговые структуры 2 ФБМ (ассоциативные зоны). - определение причин и профилактика различных форм аномального психического функционирования; оценка динамики состояния и эффективности методов восстановительного и коррекционно-развивающего обучения. И на основе анализа разработка и применение систем дифференцированных и индивидуализированных методов восстановительного и коррекционно-развивающего обучения, адекватных структуре психического дефекта.

Слайд 11

Области диагностики Социальное развитие: 1. коммуникативное развитие; 2. эмоциональная реакция на новую обстановку и окружающих; 3. навыки и умения 0из беседы с мамой) 4.сфера общих знаний. Нейродинамическое и регуляторное развитие: 1. нейродинамическая регуляция; 2. произвольная регуляция поведения; Когнитивное развитие: 1.зрительное и пространственное восприятие; 2. тактильное восприятие; 3. слуховое восприятие; 4.экспрессивная речь; 5.память; 6. интеллект. Двигательное развитие: 1.крупная моторика; 2.мелкая моторика и графическая деятельность; 3.конструктивная деятельность; 4.суксессивная организация движений.

Слайд 12

СТАБИЛИЗАЦИЯ И АКТИВАЦИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗМА. ПОВЫШЕНИЕ ПЛАСТИЧНОСТИ СЕНСОМОТОРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ - Дыхательные упражнения. - Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела. Растяжки (выполняются лежа-сидя-стоя). Релаксация. - Глазодвигательный репертуар. - Формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий (выполняются лежа-сидя-стоя). - Базовые сенсомоторные взаимодействия с опорой на графическую деятельность.

Слайд 13

ФОРМИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ - Соматогностические , тактильные и кинестетические процессы. - Зрительный гнозис . - Пространственные и « квазипространственные » представления. - Пространственные схемы и диктанты. - Конструирование и копирование. - « Квазипространственные » (логико-грамматические) речевые конструкции (словесно-логическое мышление). - Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы. - Мнестические процессы (в том числе - межмодальный перенос). Номинативные процессы.

Слайд 14

ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОООБРАЗУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПРОИЗВОЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ Формирование навыков внимания и преодоления стереотипов. Коммуникативные навыки. - Обобщающая функция слова. Многозначность и иерархия понятий. Интеллектуальные процессы (словесно-логическое мышление)

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы и методы коррекции речи детей по нейропсихологии.

Тип: подгрупповая логопедическая непосредственно образовательная деятельность в старшей группе Тема: « Прогулка по осеннему лесу » Обучающие задачи НОД: • Систематизировать знания детей об осенн...

Нейропсихология в логопедии

Зачем логопеду знания по нейропсихологии....

Из опыта работы. Программа "Нейропсихология для дошколят"

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. Причем характерно, что эта тенденция наблюдается среди детей «массовых» учреждений. Объективные клинические ...

Как развивать саморегуляцию у детей старшего дошкольного возраста: советы нейропсихолога

Информация предназначена для воспитателй подготовительной и старшей групп детского сада. Некоторые из приведенных игр можно использовать на занятиях воспитаталей с группой с целью развития умения регу...

презентация " Использование элементов нейропсихологии в логопедии"

Представлен материал  по использованию элементов нейропсихологии  при работе логопеда с детьми, имеющими ТНР....