Педсовет № 2
материал (подготовительная группа)

Караева Ирина Михайловна

ДОКЛАД

На тему: «Русская народная игра как средство к здоровому образу жизни дошкольников»

 

Актуальность

Актуальность темы заключается в том, что проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все более серьезный характер. По данным Министерства здравоохранения всего 13% детей 6-7 летнего возраста могут считаться здоровыми, и одна из существующих причин сложившейся ситуации – отсутствие у детей ценностного отношения к своему здоровью.

Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые годы жизни ребенка, в годы дошкольного детства. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать развитие ребенка с самого раннего возраста.

Сохранение и укрепление здоровья детей в нашей стране закреплены в следующих законодательных и нормативных документах:

закон Российской Федерации

·        «Об образовании» от 29.12.2012 № 273 - ФЗ;

·        «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52 – ФЗ;

Указ Президента Российской Федерации

·        «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации" от»20.04.1993г. № 468 (ред. от 07.11.1997);

·        «Конвенция о правах ребенка»

Что касается детской игровой культуры, то она во многом утрачена. Игры детей зачастую однообразны, а иногда это просто копирование мультфильмов, различных программ. Сокращается двигательная активность детей в семье (дети привязаны к телевизору и компьютерным играм). А это значит, что теряется творческая природа игры, обедняются содержание и сюжеты, а значит и внутренний мир ребенка. Ограничиваются возможности его самовыражения и развития. Как изменить положение? Как сделать игру увлекательной, разнообразной и востребованной? И как нужно воспитывать ребенка, что бы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? В этой ситуации обращение к русским народным играм – основе игровой культуры в целом – это не только духовное обогащение ребенка, но и огромный потенциал для его физического развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ДОКЛАД

На тему: «Русская народная игра как средство к здоровому образу жизни дошкольников»

 

Актуальность

Актуальность темы заключается в том, что проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все более серьезный характер. По данным Министерства здравоохранения всего 13% детей 6-7 летнего возраста могут считаться здоровыми, и одна из существующих причин сложившейся ситуации – отсутствие у детей ценностного отношения к своему здоровью.

Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые годы жизни ребенка, в годы дошкольного детства. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать развитие ребенка с самого раннего возраста.

Сохранение и укрепление здоровья детей в нашей стране закреплены в следующих законодательных и нормативных документах:

закон Российской Федерации

·        «Об образовании» от 29.12.2012 № 273 - ФЗ;

·        «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52 – ФЗ;

Указ Президента Российской Федерации

·        «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации" от»20.04.1993г. № 468 (ред. от 07.11.1997);

·        «Конвенция о правах ребенка»

Что касается детской игровой культуры, то она во многом утрачена. Игры детей зачастую однообразны, а иногда это просто копирование мультфильмов, различных программ. Сокращается двигательная активность детей в семье (дети привязаны к телевизору и компьютерным играм). А это значит, что теряется творческая природа игры, обедняются содержание и сюжеты, а значит и внутренний мир ребенка. Ограничиваются возможности его самовыражения и развития. Как изменить положение? Как сделать игру увлекательной, разнообразной и востребованной? И как нужно воспитывать ребенка, что бы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? В этой ситуации обращение к русским народным играм – основе игровой культуры в целом – это не только духовное обогащение ребенка, но и огромный потенциал для его физического развития.

Я считаю, что, решая эту проблему, необходимо сконцентрировать внимание на дошкольном периоде жизни, так как именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека.

В связи с этим я определила цель, задачи и содержание деятельности.

Цель: приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные подвижные игры.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

1.     Формирование основ здорового образа жизни, развитие двигательных способностей, умений и навыков при помощи русской народной игры.

2.     Развивать интерес и расширять кругозор представлений о разнообразии русских народных игр.

3.     Познакомить детей с правилами русской народной игры, формированием умения четко выполнять их, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.

4.     Формировать у детей чувство причастности к истории, культуре, традициях русского народа. Используя русскую народную игру.

5.     Создавать условия для формирования взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми, проявлять сопереживание, взаимопомощь

И мы как музыкальные руководители должны этому поспособствовать.

Одной из форм организации оздоровительной работы, приобщения к здоровому образу жизни являются русские народные подвижные игры. Подвижные игры – естественная форма физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психическим особенностям.

Радость движения сочетается в русских народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.

Русская народная игра – это школа воспитания, где удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Русские народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития. Игра развивает у детей ловкость, меткость, быстроту и силу, моторику, воображение, функции зрения, тренирует реакцию и координацию движений, активизирует словарный запас, воспитывает навыки общения. Игра формирует высокую нравственность.

Русские народные игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Она учит премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Русские народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны. Они доступны для детей, начиная с дошкольного возраста, но не менее интересны для взрослых. Раньше после тяжелого трудового дня, взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.

Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Характерная особенность народных подвижных игр – движение в содержании игры (бег, прыжки, метание, броски, передача и ловля мяча и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется. Они просты и общедоступны. В них каждый может найти себе активную роль по силам и способностям. Атрибуты для этих игр могут быть изготовлены самими игроками или сделаны из природного материала, большинство игр не требует специального оборудованного для этого места. Даже для подвижных игр достаточно обычной лужайки или «пяточка» во дворе. В нее можно играть на прогулках в детском саду, на прогулке во дворе, на семейных праздниках. Игры на свежем воздухе, особенно в весенне-осенние периоды, повышают устойчивость к простудным и инфекционным заболеваниям, а также к вредным влияниям неблагоприятной внешней среды.

Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном и музыкальном аспекте деятельности.

Русские народные игры с другими воспитательными средствами, представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

В русских народных играх радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируется уважительное отношение к культуре родной страны и создается эмоционально – положительная основа для физического развития и ценностного отношения к физической культуре через музыкальные занятия в детском саду.

Игры можно разделить на группы, сходные по определенным признакам:

1. По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт, игры русского народа, вечная борьба добра и зла).

2. По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности)

3. По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками, с метанием, с бросками и ловлей мяча и т. д.)

4. По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные)

5. По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные)

6. По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости)

7. По отношению к структуре занятия (подготовительной, основной, заключительной частей занятия по физической культуре)

8. По сезону.

В своей работе мы руководствуемся следующими методами и приемами обучения русской народной игры.

1. Наглядные:

- наблюдение

- демонстрации (показ способа действий, картин, иллюстраций)

2. Словесные:

- объяснение

- рассказ

3. Игровые

4. Соревновательные

Русская народная подвижная игра как средство приобщения к здоровому образу жизни

 

 

Основные правила русской народной игры:

1. Игра должна быть понятна, доступна по выполнению, интересна детям.

2. При ознакомлении с игрой на роль водящего выбирается шустрый, смышленый ребенок.

3. Ведущего может назначать:

- воспитатель. При этом он должен кратко обосновать свой выбор и подробно объяснить водящему его задачу.

- участники игры. Этот способ нужно чаще применять, так как он основан на инициативе ребят, и, кроме того, водящий, выдвинутый коллективом, всегда старается как можно лучше справится с задачей игры.

- персонаж.

4. Действия водящего заключаются в легком касании рукой убегающего, нельзя хватать за одежду, толкать, захватывать в объятия.

5. В процессе игры убегающим детям следует смотреть не только на того, кто их ловит, но так же обращать внимание на других участников во избежание столкновения.

6. Во время игры произносить рифмовки вместе с детьми (ребенком, задавая необходимый ритм тех движений, которые включены в игру.

7. В конце игры дать положительную (для малышей) оценку игры, похвалить ведущего, активных детей, а так же робких, застенчивых малышей, обратить внимание на выполнение правил.

8. Игру проводить не более 2-3 раз. Для того чтобы сохранить интерес к игре.

 

 

 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Баба сеяла горох (игра для девочек)

Девочки образуют круг, в центре которого одна из них. Все вместе поют и делают то, что и «баба» в песне:

Баба сеяла горох.

Прыг – скок,

Прыг – скок,

Обвалила потолок.

Прыг – скок,

Прыг – скок.

Баба шла, шла, шла,

Пирожок нашла,

Села,

Поела,

Опять пошла.

Баба стала на носок,

А потом на пятку,

Стала русского плясать,

А потом в присядку.

 

Матушка – весна

Эта старинная игра немного похожа на танец. Начинается она со считалки:

Далеко у реки

Живут гномы – старики.

У них колокол весит,

Позолоченный звонит:

Дон – дон – дон – дон, дон –

Выходи скорее вон!

Двое играющих, выбранные по считалочке, берутся за руки и поднимают их. В «ворота» проходят ребята и приговаривают:

Здравствуй, матушка – весна,

Отворяй – ка ворота.

Первым март пришел –

И детей привел;

А за мартом и апрель –

Он открыл окно и дверь;

На дворе уж месяц май –

Сколько хочешь гуляй!

Дети проходят через «ворота», и ребята, выбранные по считалочке, опускают руки и разъединяют цепочку. Один участник игры поворачивается налево, следующий – направо. Она обходят «ворота» и составляют новые пары, которые становятся друг за другом позади «ворот». Один из играющих остается без пары. Он входит в «ворота» и начинает приговаривать:

Ходит матушка – весна –

По полям, лесам одна.

Первый раз прощается,

Другой раз – запрещается,

А на третий раз разведу я вас!

Ладонью играющий разъединяет руки ребятам. Образуются два ряда. Дети медленно уходят. Игра заканчивается (начинается сначала).

Баба – яга

По считалке выбирается Баба – яга:

В нашей маленькой компанье

Кто –то палочку украл.

Раз, два, три –

Это, верно, ты.

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь –

Это, верно, ты совсем.

Затем рисуется круг. Баба – яга берет в руки ветку – помело и становится в центр круга. Ребята бегают вокруг круга и дразнят:

Баба –яга,

Костяная нога,

Печку топила,

Кашу варила.

С печки упала,

Ножку сломала.

Пошла на базар –

Раздавила самовар.

Пошла на улицу –

Раздавила курицу.

Пошла на лужайку –

Испугала зайку.

Пошла гулять в сад –

Рассмешила всех ребят.

Пошла в огород –

Рассмешила весь народ!

Баба – яга скачет по кругу на одной ноге и старается коснуться ребят «помелом». Кого она запятнает, тот замирает на месте. Игра продолжается до тех пор, пока все участники игры не будут запятнаны.

Игра в «Перстни»

Дети садятся в ряд и складывают ладони «лодочкой». Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого участника игры. Одному из них он должен незаметно оставить «перстень» - колечко, камушек, орех, который зажат у него между ладонями. При этом он приговаривает:

Я по лавочке иду,

Золот перстень хороню –

В матушкин теремок,

Под батюшкин замок.

Вам не отгадать, не отгадать!

Мне вам не сказать, не сказать!

Сидящие отвечают:

Мы давно уже гадали,

Мы давно перстень искали

Все за крепкими замками,

За дубовыми дверями.

Затем поочередно игроки пытаются отгадать, у кого кольцо. Отгадывающему приговаривают: «Покатилось колечко с красного крылечка – по овинам, по клетям, по амбарам, по сеням. Найди золотое колечко!»

Если он найдет, у кого из играющих спрятано кольцо, они одновременно с ним бегут в разные стороны, обегая лавку. Кто первым сядет на свободное место, тот водящий. Он и прячет снова кольцо.

Если очередь дошла до того, у кого спрятано кольцо, то после приговорки тот сам бежит с водящим, кто в перед.

Пахари и Жнецы

По краям игровой площадки чертят два круга: один обозначает «ниву», другой «пашню». Между кругами на равном расстоянии проводят черту.

Все участники игры делятся на две команды.

Одна команда – Пахари, она становится по одну стороны черты – где «пашня»; другая команда – Жнецы – становится по другую сторону черты – где «нива». В стороне стоит водящий. Пахари, обращаясь к Жнецам, поют:

Мы пашенку пахали,

Глубокие борозды махали.

Борозды – глубокие,

Полосы – широкие.

А вы жнецы худые –

У вас серпы тупые!

Жнецы отвечают:

У вас пахарь Сысой,

У него плуг тупой.

Он пашню не пахал,

На меже не лежал,

Ворон считал.

А мы жнецы молодые,

У нас серпы золотые.

Мы жито жали,

Во снопочки вязали,

На ток вывозили,

Цепом молотили,

Зерно выбивали –

Стали с пирогами!

Тут же водящий подбрасывает брусок дерева (с одной стороны с корой, с другой – гладко выструганный). Упадёт брусок вниз корой, а вверх гладкой стороной, водящий кричит: «Раз, два, три – на ниву беги!»

По этой команде Жнецы бегут на «ниву», а Пахари, перебежав черту, догоняют их стараясь их поймать.

Пойманные Жнецы переходят в команду Пахарей. Затем все возвращаются на свои места к черте. Водящий опять подбрасывает брусок.

Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не переловит всех участников другой команды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Игра как приоритетное развитие дошкольников" (фрагмент педсовета - игра "Что? Где? Когда?"

Педсовет "Игра как приоритетное развитие дошкольников" (фрагмент педсовета - игра "Что? Где? Когда?"...

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")...

Выступление на педсовете. Тема педсовета: «Современный подход к обучению детей математике»

Тема выступления: «Формирование элементарных математических представлений у детей первой младшей группы.  Представление своего опыта»...

Педсовет "Экологическое воспитание дошкольников" Сценарий педсовета

Педсовет №2"Экологическое воспитание дошкольников"Сценарий педсовета...

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ» Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ»Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»...

Доклад на педсовет Тема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников" Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудования"

Доклад на педсоветТема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудо...

Выступление на педсовете МБДОУ Доклад. Педсовет №3 от 19.01.2023 года

Развитие познавательно-речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у дете...