Педсовет № 3
материал (младшая группа)

Караева Ирина Михайловна

Сообщение

«Методы и приемы развития активной речи в раннем возрасте»

На сегодняшний день дошкольные образовательные учреждения находятся на небывалом этапе развития. Принятые новые Федеральные государственные стандарты определяют приоритетные направления в педагогике, одним из которых является работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений. Многие психологи и педагоги в своих исследованиях убедительно доказали, что ранний возраст очень важен для физического и интеллектуального развития ребенка. При этом все исследователи отмечали роль эмоционального общения в воспитании детей раннего возраста, в формировании разнообразных предметных действий, создании условий для полноценного речевого развития детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение

«Методы и приемы развития активной речи в раннем возрасте»

На сегодняшний день дошкольные образовательные учреждения находятся на небывалом этапе развития. Принятые новые Федеральные государственные стандарты определяют приоритетные направления в педагогике, одним из которых является работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений. Многие психологи и педагоги в своих исследованиях убедительно доказали, что ранний возраст очень важен для физического и интеллектуального развития ребенка. При этом все исследователи отмечали роль эмоционального общения в воспитании детей раннего возраста, в формировании разнообразных предметных действий, создании условий для полноценного речевого развития детей раннего возраста.

Основной образовательной программой, по которой мы работаем, является Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Определяющими задачами первых лет жизни являются расширение и понимание речи взрослых и формирование активного словаря ребёнка. В своей педагогической практике мы активно используем три группы методов: наглядные, практические и словесные.

В наглядных методах мы учимся наблюдать за животными и птицами, погодой; учимся рассматривать различные картины, предметы, игрушки и всё то, что нас окружает и может быть интересным ребёнку раннего возраста.

В первой младшей группе активно используются практические методы. С ребятами мы учимся играть в дидактические игры, хороводные игры, игры - драматизации, инсценировки, игры - сюрпризы. В нашей работе невозможно обойтись без словесных методов развития речи у детей раннего возраста. Малышам особенно нравится, когда мы читаем сказки, потешки, прибаутки, заучиваем с ними небольшие стихотворения.

Основываясь на личном педагогическом опыте, следует отметить, что эффективным приёмом в работе с детьми раннего возраста является использование малых форм фольклора. Большой интерес у воспитанников вызывают песенки, потешки, народные игры. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению, его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постоянно проникать в их смысл. Фольклорные произведения удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном контакте со взрослыми.

В раннем возрасте ребёнок начинает знакомиться со сказками. Традиционным в нашей группе стало чтение перед сном и в вечернее время. Детям нравятся сказки «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок». Во время чтения книг, мы с ребятами внимательно рассматриваем иллюстрации, обсуждаем героев. Также у нас в книжном уголке есть книги с тактильными вставками, которые можно потрогать руками. Такие книги вызывают большой интерес у детей.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Самым эффективным методом развития речи у детей раннего возраста является игровой метод. Он позволяет нам применять различные компоненты игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. Это могут быть различные вопросы, указания, показ, объяснения. Дети раннего возраста с большим интересом знакомятся с различными сюжетно - ролевыми играми, учатся играть в паре. В работе мы активно используем настольно-печатные игры. Многие из них сделаны своими руками, с помощью родителей. Представленные игры сделаны из различных материалов, например:

  • из дерева («Чей домик?», «Лото», «Домино», «Кто что ест?»);
  • из фетра («Наряди солнышко», «Подбери по цвету и форме»);
  • из бумаги («Времена года», «Овощи и фрукты», «Ассоциации» и др.);
  • с использованием липучек («Кто что ест?», «Собери из частей целое», «Транспорт», «Сделай покупки в магазине» и др.). Данные игры активизируют мыслительную деятельность и речевую активность детей.

Игра и игровые приёмы обеспечивают динамичность обучения, а также дают возможность ребёнку быть самостоятельным. Например, игра в «Телефон», где водящий загадывает слово или короткую фразу, после чего шёпотом говорит его ближайшему игроку и так по цепочке, услышанное слово предаётся от соседа к соседу. В конце последний игрок произносит слово громко и чётко, чтобы услышали все участники.

Объём дидактического материала включает различные наборы карточек с изображением животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, транспорта, одежды, профессий и др. Также для работы на занятиях имеются сюжетные картины большого формата для бесед и обсуждения с детьми.

Развитие артикуляционного аппарата детей происходит с использованием специально подобранных упражнений и игровых приёмов. В проведении артикуляционной гимнастики нам помогает сказочный персонаж - клоун Пуговка. Она имеет подвижный язык, с помощью которого выполняет показ артикуляционных упражнений. Сказочным персонажем управляет взрослый. Дети намного активнее включаются в работу, правильно выполняют упражнения вместе с Пуговкой. Также эффективным приёмом активизации речи детей раннего возраста служит звукоподражание. В работе мы используем картинки с изображением предметов, животных. Дети помогают нам «озвучивать» как едет поезд, как кудахчет курочка, как пищат цыплята, как тикают часы и т.д.

Правильное дыхание очень важно для развития речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Для развития физиологического и речевого дыхания у детей мы используем в работе игровые упражнения. Например, «Остуди горячий чай», «Сдуй листочек», «Медуза», «Снег», «Подуй на пёрышко», «Футбол» и другие. Также для развития речевого дыхания мы создали подвижный мобиль с наполнением по временам года (весной - цветочки, осенью - осенние листочки и т.д.). Дети могут самостоятельно подходить к данному устройству и с помощью воздушной струи приводить мобиль в движение. Все приспособления для развития речевого дыхания сделаны своими руками и с любовью.

Эффективным приёмом развития речи детей раннего возраста является развитие мелкой моторики. В работе мы активно используем игры и упражнения с движениями кистей рук, которые стимулируют процесс речевого развития ребёнка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе, и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений выполняет ребёнок руками, тем больше участков мозга включается в работу. Эффективным приёмом развития мелкой моторики рук являются пальчиковые игры. Например, «Кисонька - Мурысонька», «Пирог», «Апельсин», «Снеговик», «Ладушки», «Капустка». Ребята в процессе выполнения движений кистями рук, проговаривают то, что делают. Пальчиковая гимнастика часто проводится под музыкальное сопровождение и доставляет детям большое удовольствие.

В центре развития сенсорики воспитанники знакомятся с различными играми, развивающими мелкую моторику рук. Например, игрушки - крупянки, наполненные разнообразными крупами и мелкими бусинами. Различные игры - сортёры, помогающие закреплять названия цветов и форм предметов. Имеются игры - вкладыши по лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Домашние животные», «Дикие животные» и др. В центре развития сенсорики детям нравится играть с сенсорными коробочками. Они имеют различное наполнение. Например, коробочки с морскими камнями различного размера и формы; ракушками; морским песком и манкой (для рисования); коробочка – террарариум, заселенная насекомыми и наполненная приятными на ощупь материалами. Для детей представлены яркие и красочные игры – шнуровки, игры с прищепками, а также игры на застёгивание и расстёгивание. Совместно с родителями, был создан настенный бизиборд с интересным наполнением для детей. Также в центре развития сенсорики имеются небольшие бизиборды, с которыми можно играть за столом. Всё наполнение в центре развития сенсорики даёт возможность познавательно и активно развивать мелкую моторику рук и, как следствие, развивать речь детей раннего возраста.

Детям раннего возраста нравится играть с конструктором «Лего» крупного размера, который служит отличным материалом для творчества. Ребята строят из «Лего» различные по форме и размеру изделия (фигуры). В группе имеются и другие конструкторы, изготовленные из дерева, мягкого вспененного материала, пластика. Мы часто проговариваем с детьми какого цвета деталь они используют в строительстве, какой она формы и размера. Это помогает активизировать имеющийся словарный запас детей и обогащать речь новыми словами.

Большое значение по развитию речи детей раннего возраста играет использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация). Эта деятельность позволяет обогатить знание детей о форме, цвете, размере; начинают формироваться чёткие образы и понятия; развивается мелкая моторика и активизируется речь детей. В раннем возрасте наш первый опыт рисования был пальчиком и ладошкой, также в работе были использованы поролоновые тычки, печати для рисования. Сейчас мы уже учимся правильно держать кисть для рисования и владеть ею. Лепим мы с ребятами из воскового и воздушного пластилина, теста. Делаем интересные аппликации по возрасту детей. Каждому своему достижению, удачному опыту дети радуются, активно делятся впечатлениями со сверстниками и взрослыми.

Начиная с раннего возраста, дети стремятся познавать всё вокруг, исследовать мир с помощью органов чувств. Предметно – пространственная среда в группе способствует развитию речевой деятельности. В группе для детей раннего развития имеются различные центры: центр дидактических игр, театрализованной деятельности, центр чтения книг, центр развития сенсорики и другие. Весь иллюстрированный материал, пособия, оборудование, позволяют ребёнку самостоятельно находить интересный для него вид деятельности, что способствует развитию его речевого потенциала.

В своей работе по развитию речи детей мы активно сотрудничаем с родителями воспитанников. Проводим с ними консультации, беседы, мастер- классы. Так, например, на очередном родительском собрании мной был проведён мастер - класс «Чем занять непоседу?». В ходе мастер - класса родители познакомились с интересными приёмами арттерапии. А также получили практический опыт работы с нетрадиционными техниками рисования, создания кинетического песка. Эти приёмы помогли развить творческие способности детей, их мелкую моторику, дали возможность сформировать лучшее восприятие цветовой гаммы; способствовали эмоциональному сближению родителя и ребёнка в ходе совместной деятельности.

В рамках нашей группы мы провели конкурс среди родителей «Игра по развитию сенсорики своими руками». Многие мамы захотели принять участие в данном конкурсе. Сделанные игры были подарены родителями в фонд первой младшей группы. Дети с большим интересом играют в них, бережно относятся.

Взрослым приходится постоянно трудиться на работе, решать множество поступающих проблем, им гораздо труднее достойно воспитывать своих детей. Мне очень приятно слышать от мам, которые забирают вечером детей из детского сада: «Я скучала. Как прошёл твой день? Как настроение»? При этом ведется активная беседа с малышом, родитель с интересом слушает, смотрит ребёнку в глаза. Однако не все родители ведут себя таким образом. Эти наблюдения подтолкнули меня на написание статьи на тему: «Современные родители. Какие они?». Данная статья была опубликована в информационном сборнике Всероссийской конференции по дошкольному образованию «Современный педагог дошкольного образования: составляющие успеха» в рамках научно - практической конференции по теме: «Развитие кадрового потенциала дошкольного образования Российской Федерации» проходящей на базе 12 Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России».

В данной статье раскрываются современные тенденции общения и взаимодействия родителей и детей. Основная идея состоит в том, что родителям нужно общаться с детьми, передавая только самое лучшее. Все мы знаем, что возраст 2-3года - это сенситивный период для развития речи, поэтому такое общение в кругу семьи очень важно и полезно в это время.

Темы развития речевых способностей детей в раннем возрасте поднимаются на родительских собраниях, индивидуальных беседах с родителями.

Подводя итоги, следует отметить, что формирование речи на протяжении первых трёх лет жизни ребёнка - это не просто качественное накопление словаря. Это сложный процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослыми. В результате целенаправленного использования эффективных методов и приёмов в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной игровой деятельности, дети приобретают речевые навыки, на основе которых становится возможным построение связных высказываний, развитие мышления, памяти, воображения.

В дальнейшем в своей работе мы будем стараться усовершенствовать и находить новые формы работы с детьми по развитию речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Игра как приоритетное развитие дошкольников" (фрагмент педсовета - игра "Что? Где? Когда?"

Педсовет "Игра как приоритетное развитие дошкольников" (фрагмент педсовета - игра "Что? Где? Когда?"...

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")...

Выступление на педсовете. Тема педсовета: «Современный подход к обучению детей математике»

Тема выступления: «Формирование элементарных математических представлений у детей первой младшей группы.  Представление своего опыта»...

Педсовет "Экологическое воспитание дошкольников" Сценарий педсовета

Педсовет №2"Экологическое воспитание дошкольников"Сценарий педсовета...

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ» Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ»Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»...

Доклад на педсовет Тема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников" Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудования"

Доклад на педсоветТема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудо...

Выступление на педсовете МБДОУ Доклад. Педсовет №3 от 19.01.2023 года

Развитие познавательно-речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у дете...