Дополнительная Общеобразовательная Общеразвивающая Программа "Грамотейка"
рабочая программа

Кузнецова Ирина Борисовна

Математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности. Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познан с использованиеия окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_gramoteyka_3.docx75.9 КБ

Предварительный просмотр:

                   МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

АШИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №4» города Аши Челябинской области

Рассмотрена и одобрена

 Педагогическим советом №1

МКДОУ № 4 г. Аши

Протокол №1 от «31» августа 2023 года

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МКДОУ № 4 г. Аши

________________Ергунова О.Ю.

Приказ №    от «31» августа   2023 года  

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ГРАМОТЕЙКА»

Направленность: социально-гуманитарная

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год (72 часов)

                                                           

 Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

                  Кузнецова Ирина Борисовна        

Аша                                                                                                  

   2023

Содержание программы:

  1. Пояснительная записка……………………………………………  3

  1. Учебный план……………………………………………………….  5

  1. Содержание учебного плана………………………………………  10

  1. Планируемые результаты…………………………………………  18

  1. Условия реализации программы………………………………… 18

  1. Формы аттестации…………………………………………………  19

  1. Календарный учебный график…………………………………..   20

  1. Оценочные материалы……………………………………………   26  

  1. Методические материалы…………………………………………  27

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности. Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познан с использованиеия окружающего мира.

Математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу (на уровне предположения) и т.д.

В деле развития математических представлений центральное место занимает начальное математическое развитие, включающее в себя умение наблюдать и сравнивать, сопоставлять, анализировать, выполнять простейшие арифметические действия.

Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, количество, величина, пространственное расположение, временные отношения, дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в других видах деятельности

Актуальность. Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни.

Восприятие и переработка идущей из внешнего мира информации, формирование представлений и приобретение конкретных и обобщенных знаний, овладение умственной деятельностью с практикой применения умственных процедур в различных условиях, умственный труд - сложный процесс, предъявляющий высокие требования к высшей нервной деятельности ребенка.

Отличие мышления от других психических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить.

В большей мере развитию мышления у детей дошкольного возраста  способствует развитие элементарных математических представлений,  логических операций (сравнение, обобщение, классификация),  познавательных интересов и любознательности.

Математика является одной из сложных, но нужных дисциплин дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве.  Многие родители считают, что главной целью обучения детей математике является обучение детей считать, а также накопление минимальных знаний. Например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами.

.

Новизна: Программа реализуется с использованием интерактивного электронного содержания, обеспечивая эффективную предшкольную подготовку.        

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Грамотейка» (далее – Программа) составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

 

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013г. №273;

 

  • Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р);
  • Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
  • Национальным проектом Российской Федерации «Образование» 2019-2024 гг;

профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области";

  • Приказ Министерства образования России от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
  • Письмами Министерства образования России от 09.08.2000 г. №237-23-16 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»;
  • Уставом МКДОУ № 4 г. Аши.

Цель: Повысить социальный статус дошкольного образования, обеспечить равенство возможностей для каждого ребёнка 5-7лет, гарантировать качество дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам освоения.

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности.

Задачи:  

1.      Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, способности планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.

2.      Увеличение объема внимания и памяти.

3.      Формирование мыслительных операций, развитие сенсорных и интеллектуальных процессов, приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение).

4.      Развитие образного и вариативного мышления, творческих способностей, инициативы, фантазии.

5.      Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания

6.      Формирование умения целенаправленно владеть своим поведением, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми

7.      Целенаправленное формирование интересов и мотивации учения (умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результаты своих действий и т.д.).

2.Учебный   план для детей 6-7 лет  

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

 «Диагностика уровня развития математических способностей детей на начало го да.

 4

2

2

Беседа, диагностика, опрос, анкетирование.

2.

День рождения Кронтика.  Друзья решили подарить Кронтику свои рисунки

30мин

18мин

12мин

Наблюдение, выполнение творческих заданий

3.

Друзья делают подарки Кронтику

30мин

18мин

12мин

Наблюдение, практические задания.

4.

  Найдет ли Кронтик свой мобильный телефон? Кронтик приглашает друзей в гости

30мин

18мин

12мин

Опрос, практические задания

5.

Киссия успокаивает огорченного Кронтика

30мин

18мин

12мин

Опрос, практические задания

6.

Болид и игра в прятки

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

7.

Никто не может найти Кота

  

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

8.

Загадки

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

9.

Загадки про пуговицы.

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

 

10.

Киссия спешит на помощь 

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания   

11.

Миша измеряет длину ленточки Кота длиной своей скакалки

 

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

12.

Сколько у Миши ног? 

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

13.

Миша учит Кота действию сложения чисел

30мин 

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

14

Три никому не нужных хвоста.

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

15

Чаепитие

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

16

Зачем же тогда указательный палец?

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

17

А сколько когтей на лапе у Кота?

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

18

Кронтик прыгает с кубика на кубик

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

19

Единороги

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

20

Пешеходная дорожка

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

21

Рыбалка

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

22

На кого обиделся Кот?

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

23

Без Кота играть скучно.

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

24

Игра в классики

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

25

Новые друзья

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

26

Катюшины бусы

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

27

Катюша учится считать до десяти

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

28

На двух руках десять пальцев

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

29

Миша тоже показывает фокус

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

30

Числа от 1 до 10. Обведи и напиши цифры от 1 до 10.

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

31

Знаки >,  <, =. Обведи и напиши знаки.

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

32

«Про все вокруг»

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

33

Листья, похожие на следы животного

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

34

Букет из листьев клена

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

35

Букет из листьев

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

36

Букет из листьев разной формы

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

37

Деревья иголками

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

38

Такие разные фигуры

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

39

Коробочки для коллекции

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

40

Следы на песке

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

41

Следы одинаковой формы

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

42

Выбираем выкройки для фигурок

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

43

Такие красивые клумбы

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

44

Кустарники и клумбы

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

45

Клумбы и изгороди

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

46

Пшеничный и ржаной хлеб Прямые и кривые линии

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

47

Сад трав

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

48

Линейка

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

49

Крапива

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

50

Подорожник

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

51

Треугольная изгородь

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

52

Границы из отрезков и дуг

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

53

Лист подорожника для гербария

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

54

Равные фигуры

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

55

Не все листики равны

30мин

18мин

12мин

  Опрос, практические задания

                            3.Содержание учебного плана

Месяц

/

неделя

№ занятия/тема

Сентябрь  

1 неделя 

Занятие 1,2 

Вводное: Диагностика развития математических представлений.    

Опрос,  наблюдение, решение логических задач и творческих заданий

2 неделя 

Занятие 3,4.

Диагностика развития математических представлений.    

Опрос,  наблюдение, решение логических задач и творческих заданий

Тема: День рождения Кронтика.  Друзья решили подарить Кронтику свои рисунки.

Друзья делают подарки Кронтику.

3 неделя 

Занятие 5. 

 Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (над, в, под, выше чем, внутри замкнутой линии). Порядок расположения предметов (следующий, последний, между). Порядковое числительное (первый). Направление движения (снизу вверх). Временные интервалы (сегодня, т.е. текущий день). Выделение предметов по цвету. Выделение из множества одного предмета. Количественное отношение множеств (сколько-столько). Сравнение предметов без измерения. Игра «Выставка рисунков Кронтику».

Занятие6. Выделение предмета по цвету. Выделение из множества отдельного, одного предмета, пустого множества. Порядок расположения предметов. Сравнение предметов по величине и без измерения (одно вмещает другое) Временные отношения (раньше, позже, последнее событие). Игра с матрёшками «Поставь матрёшки по росту».

Тема: Найдет ли Кронтик свой мобильный телефон? Кронтик приглашает друзей в гости.

Киссия успокаивает огорченного Кронтика.

4 неделя

Занятие7

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (на, под, между). Направление движения (вперед, направо, налево). Ориентирование на плоскости (левая и правая сторона). Выделение предметов по цвету.  Порядковый счет. Пара предметов как количественная характеристика множества из двух предметов. Числа два как количественная характеристика парных предметов. Цифра как обозначение числа. Порядковое числительное (второй). Направление движения (слева направо). Порядок расположения предметов (следующая страница; чередование предметов). Пропедевтика числа три.

 Занятие8

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (на, под, между). Направление движения (вперед, направо, налево). Ориентирование на плоскости (левая и правая сторона). Выделение предметов по цвету.  Порядковый счет. Пара предметов как количественная характеристика множества из двух предметов. Числа два как количественная характеристика парных предметов. Цифра как обозначение числа. Порядковое числительное (второй).

 Тема:   Болид и игра в прятки. Никто не может найти Кота

5

неделя

Занятие9.

Число четыре как количественная характеристика двух пар предметов. Число пять как количественная характеристика определенного множества предметов. Порядковые числительные (четвертый, пятый). Счет до пяти. Направление движения (справа налево, слева направо).

Октябрь

Тема: Загадки. Загадки про пуговицы.

1 неделя

Занятие10

Счет до пяти. Цифра как обозначение числа – сопоставление чисел с цифрами, их обозначающими. Порядок расположения предметов (предыдущая и следующая бусинки). Игра «Считаем ладошками».

Занятие11

Независимость количества предметов от их расположения на плоскости. Определение количества предметов в одном из множеств на основе сравнения его с равно элементным множеством. Составление пар предметов как механизм определения равного (неравного) количественного отношения множеств. Игра «Колечко»

Тема: Киссия спешит на помощь. Миша измеряет длину ленточки Кота длиной своей скакалки.

2 неделя 

 Занятие12

Определение количества предметов в одном из множеств на основе его сравнения с другим равно элементным множеством. Порядковые числительные.

Зарятие13

Порядковое числительное третий. Мера. Сравнение длин с помощью меры. Направление движения. Порядок расположения предметов (предыдущий, следующийИгра со скакалками «Не задень веревочку».

 

Тема: Спор друзей. Сколько у Миши ног?

3 неделя 

Занятие13

Меры измерений (синяя скакалка, голубая ленточка; высота стула). Измерение длины разными мерами. Сравнение высоты чайного столика и рабочего стола с помощью мерки – высоты стула. Ориентирование на плоскости. Ориентирование относительно другого ( слева и справа от предмета). Игра «Поздоровайся с другом».

 

Занятие14

Пара предметов как количественная характеристика множества из двух предметов. Предшествование и следование (число два как число,

Тема: Миша учит Кота действию сложения чисел. Три никому не нужных хвоста

5

неделя

Занятие 15,16

Предшествование и следование. Алгоритм сложения чисел (1,2,3,4,) с числом 1 как переход к следующему числу(3,4,5Работа со словариком: число четыре и его обозначения.

Ноябрь  

Тема: Чаепитие. Зачем же тогда указательный палец?

1 неделя

Занятие 17

Предшествование и следование (число четыре как число, следующее за числом три). Обозначение числа четыре цифрой четыре или четырьмя точками. Направление движения. Порядковые числительные. Прописи: обведение цифр 3 и 4 простым карандашом.

Занятие 18

Название пальцев руки. Решение логической задачи. Установление отношения «всего». Счет от одного до пяти. Ориентирование относительно другого. Левая и правая рука. Прописи: обведение цифры 5 простым карандашом. Игра «Кто быстрее?»

Тема: А сколько когтей на лапе у Кота? Кронтик прыгает с кубика на кубик

2 неделя 

Занятие 19

Цифра 4 как обозначение числа четыре. Цифра 5 как обозначение числа пять. Число пять как результат действия сложения пяти единиц. Правая и левая рука. Установление взаимоотношений между окружающими. Прописи: обведение цифр 3,4,5 простым карандашом. Игра «Поздоровайся с другом».

Занятие 20

Цифра 5 как обозначение числа пять. Счет чисел в обратном порядке (от 5 до 1). Алгоритм вычитания числа один. Игра в классики.

Тема: Единороги. Пешеходная дорожка.

3 неделя 

Занятие21

Действие сложения числа один с числом два как последовательное двукратное прибавление числа один к этому числу. Ориентирование на плоскости. Цвета: красный, зеленый, коричневый.

Занятие22

Действие сложения числа два с числом два как последовательное двукратное прибавление числа один к этому числу. Дополнительные задания (пропедевтика решения задач)

Тема: Рыбалка. На кого обиделся Кот?

4 неделя 

Занятие 23.

Число три как сумма трех единиц. Цифра 5 как обозначение числа пять. Число пять как результат действия сложения числа четыре и числа один. Первое представление об условии и требовании задачи.

Занятие 24

Порядковый счет. Цифра 5 как обозначение числа пять. Действие сложения числа три с числом два как последовательное двукратное прибавление числа один к этому числу. Направление движения (слева направо). Игра с правилами «В чьей команде меньше мячей?»

Декабрь  

Тема: Без Кота играть скучно. Игра в классики

1 неделя 

Занятие25

Цифра 4 как обозначение числа четыре. Действие вычитания единицы из числа четыре как получение предыдущего числа – числа три. Действие вычитания единицы из числа четыре как получение предыдущего числа –числа четыре.

Занятие26

Счет через один (от1 до 5). Счет в обратном порядке через один. Вычитание единицы из числа четыре. Вычитание единицы из числа пять. Временные отношения. Направление движения. Игра в классики.

Тема: Новые друзья. Котюшины бусы

2 неделя 

Занятие27

Порядковый счет. Число шесть как результат сложения чисел пять и один. Прописи: написание цифр 6 и 7. Игра «Ручеек».

Занятие28

Число восемь как результат действия сложения числа семь и числа один. Число девять как результат сложения числа восемь и числа один. Число десять как результат сложения числа восе6мь и двух единиц. Порядковый счет. Счет до десяти в прямом и обратном порядке. Работа со словариком: число восемь и девять и их обозначения. Игра «Ищем десять пуговиц». Прописи: написание цифры 8.

Тема: Котюша учится считать до десяти. На двух руках десять пальцев

3 неделя 

Занятие 29.

Счет до десяти. Обозначение числа десять цифрами 1 и 0. Число десять как результат действия сложения чисел пять и еще пять. Счет в прямом и обратном порядке от одного до десяти через один. Игра «Ниточка и иголочка»

Занятие 30.

Счет до десяти. Число десять как результат сложения чисел пять и еще пять, Игра «Пятнашки».

Тема: Миша тоже показывает фокус.  Числа от 1 до 10. Обведи и напиши цифры от 1 до 10.

4 неделя

Занятие 31. 

Независимость количества предметов от их расположения на плоскости. Установление равенства количества предметов в первом и втором множестве посредством составления пар. Определение номера прикрытой страницы книги. Игра «А где матрёшек больше?»

Занятие 32. 

Прописывать числа от1 до 10

Тема:  Знаки >,  <, =. Обведи и напиши знаки.

5 неделя

Занятие 33. 

Обводить и проводить простейшие контуры (проводить замкнутые лини, обводить элементы цифр, знаков сравнения и знаков действия).

Январь  

Тема: «Про все вокруг».  Числа от 1 до 10. Обведи и напиши цифры от 1 до 10

1 неделя

Занятие 34. 

Выделение формы как характеристики объектов окружающего мира. Выделение предметов по цвету. Новые термины и понятия из программы «Окружающий мир». Повторение: сложение и вычитание чисел в пределах десяти.

Занятие 35. 

Обводить и проводить простейшие контуры (проводить замкнутые лини, обводить элементы цифр, знаков сравнения и знаков действия).

Тема: Листья, похожие на следы животного.  Букет из листьев клена

2 неделя 

Занятие 36. 

Выделение формы как характеристики объектов окружающего мира. Введение терминов «форма», «предметы разной формы». Различение объектов по их форме. Повторение: вычитание чисел в пределах десяти.

Занятие 37. 

Форма предмета. Описательное введение термина «одинаковая форма».

Тема: Букет из листьев разной формы. Деревья с иголками  

3 неделя 

 

Занятие 38. 

Форма предмета. Описательное введение термина «одинаковая форма».

Занятие 39.

Сравнение форм листьев разных деревьев. Предметы, различающиеся по цвету (темно-зеленый, ярко-зеленый).

Февраль

Тема: Такие разные фигуры. Коробочки для коллекции

1 неделя 

Занятие 40. 

Объемные фигуры. Введение терминов «объемная фигура», «крышка фигуры», «дно фигуры».

Занятие 41.

Объемные фигуры. Предмет и его форма.

Тема: Следы на песке. Следы одинаковой формы

2 неделя 

Занятие 42. 

Круг.

Занятие 43.

Изучение форм оснований треугольной и четырехугольной призм. Введение терминов «треугольник», «четырехугольник».

Тема: Выбираем выкройки для фигурок.  Такие красивые клумбы

3 неделя 

Занятие 44. 

  Знакомство с выкройками фигур. Введение терминов «фигура с треугольным дном и крышкой» (треугольная призма), «фигура с круглым дном и крышкой» (цилиндр). Различение объемных фигур по форме оснований.

Занятие 45. 

Различение объемных фигур по форме оснований. Использование терминов «треугольный», «четырехугольный», «круглый».

Тема: Кустарники и клумбы

4 неделя 

Занятие 46. 

Использование терминов «треугольный», «четырехугольный», «круглый».

Март    

Тема: Клумбы и изгороди. Прямые и кривые линии

1 неделя 

Занятие 47. 

Формирование понятия «линия», как граница фигуры.

Занятие 48. 

Линия. Первичные представления о бесконечности прямой линии.

Тема: Пшеничный и ржаной хлеб

2 неделя 

Занятие 49, 50. 

Окружающий мир. Травы, злаковые травы – пшеница, рожь; введение термина «колос»

Тема: Сад трав.

3 неделя 

Занятие 51, 52. 

  Дуга. Точка. Линия. Окружающий мир. Злаковые травы – пшеница, рожь; распознавание колосков пшеницы и колосков ржи.

Тема: Линейка. Крапива

4 неделя 

Занятие 53,54. 

  Дуга, отрезок.

Использование термина «треугольный», понятия «линия как граница фигуры». Окружающий мир. Крапива – травянистое и лекарственное растение

Тема: Подорожник.

5 неделя

Занятие 55,56.

Плоские геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник. Окружающий мир. Лекарственные травы (подорожник).

Апрель

 

Тема: Треугольная изгородь

1 неделя 

 Занятие 57,58.

Плоские геометрические фигуры (первичное распознавание треугольников по виду). Линия как граница фигуры.

Тема: Границы из отрезков и дуг

2 неделя 

Занятие 59, 60. 

Дуга. Точка. Отрезок.

Тема: Лист подорожника для гербария.

3 неделя 

Занятие 61,62. 

  Введение способа сравнения форм (наложение). Мерка. Фигуры, совпадающие при наложении.

Окружающий мир. Знакомство с технологией сушки растений под прессом

Тема: Равные фигуры.

4 неделя 

Занятие 63,64. 

  Преобразование фигур. Введение термина «равные фигуры» Преобразование фигур: подобие. Изменение фигур под действием преобразований. Первичное представление о преобразованиях, изменяющих фигуру

Май

Тема: Не все листики подорожника равны.

1 неделя 

Занятие 65, 66.

Преобразование фигур. Введение термина «равные фигуры» Преобразование фигур: подобие. Изменение фигур под действием преобразований. Первичное представление о преобразованиях, изменяющих фигуру

Тема:  Итоговое занятие

2 неделя 

  Занятие 67, 68.

Счет в прямом и обратном порядке от одного до десяти через один. Игра «Ниточка и иголочка»

3 неделя 

Занятие 69,70. 

  Диагностика развития математических представлений.    

Опрос,  наблюдение, решение логических задач и творческих заданий

4 неделя 

Занятие 71,72. 

«Диагностика уровня развития математических способностей детей на конец года».

Опрос,  наблюдение, решение логических задач и творческих заданий

Итого:

72 часа 

4.Планируемые результаты освоения Программы

В процессе реализации поставленных задач осуществляется отслеживание усвоение детьми обучающего и развивающего материала. Периодичность мониторинга -2 раза в год (октябрь-апрель). 

Формы отслеживания результатов за деятельностью детей:

- наблюдение за деятельностью детей;

- задания для самостоятельного выполнения;

- общение с ребенком.

Дети должны уметь:

- оценивать кол-во предметов числом и проверять сделанную оценку в пределах десяти;

- вести счёт как в прямом, так и в обратном порядке от1 до 10;

- показывать знание способов записи числа (точкой, точками, цифрой);;

- производить арифметические действия сложения и вычитания на множестве чисел, наибольшее из которых 10;

- осуществлять набор и размен монет;

- сравнивать предметы по форме разными способами;

- узнавать и называть объёмные, плоские, линейные геометрические фигуры.

                       

                            5.Условия реализации

Для создания единой ППРС используются: общая для всех пособий сказочная интрига, в которой действуют одни и те же герои., живописные произведения – во всех направлениях развития, поскольку каждое содержит, созданную художником целостную картину мира.

Демонстрационный материал:

- наглядные пособия;

- необходимая литература.

Техническая оснащенность:

- магнитофон;

- фотоаппарат;

- диски, (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);;

- ноутбук;

- планшет;

- демонстрационная магнитная доска.

 Взаимодействие с семьями воспитанников


Работа с семьей является одним из приоритетных направлений деятельности педагога.

 В основу совместной деятельности с семьями положены следующие принципы:
-родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
-единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
-помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
-максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
-постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
        Программа предусматривает реализацию различных форм взаимодействия с семьями воспитанников:

- совместные проекты, экскурсии,

-приглашение родителей на занятия с целью рассказа об их профессии,

-сотрудничество в рамках исследовательских проектов, где взрослые могут выступать в качестве консультантов и помощников дошкольников,

-активное участие родителей в разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута ребёнка и другие формы, которые могут найти своё отражение при разработке данного раздела программы.

Обучение начинается с 01 сентября и заканчивается 31 мая.

Занятия проводятся с детьми с 6-7 лет (группа). Длительность занятий определяется возрастом детей.

-в подготовительной к школе группе не более 30 мин (дети 6-7 лет)

В течение года на освоение программных задач отводится 36 часов (два раза в неделю).

Кадровое обеспечение

Направленность

Ф.И.О.

Стаж

Образование

Должность

п/п

дополнительного образования

работы

1.

Дополнительная

23 года

высшее

Воспитатель

общеразвивающая программа

Кузнецова Ирина Борисовна

МКДОУ №

для детей дошкольного возраста

4 г.Аши/

с 6 до 7 лет социально-гуманитарной

педагог

направленности «Грамотейка»

доп.образова

ния

         6.Форма представления результатов

 Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;

 Участие в математических олимпиадах.

- Карта усвоения программы

               

       7.Календарно-учебный план

Дополнительная общеразвивающая программа «Грамотейка»

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол- во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

5

17:00-17:30

Групповая

1

«Диагностика уровня развития математических способностей детей на начало года».

группа

Опрос,  наблюдение, решение логических задач и творческих заданий

2

Сентябрь

7

17:00-17:30

Групповая

1

«Диагностика уровня развития математических способностей детей на начало года».

группа

Опрос,  наблюдение, решение логических задач и творческих заданий

3

Сентябрь

12

17:00-17:30

Групповая

1

«Диагностика уровня развития математических способностей детей на начало года».

группа

Опрос,  наблюдение,

4

Сентябрь

14

17:00-17:30

Групповая

1

«Диагностика уровня развития математических способностей детей на начало года».

группа

Опрос.

Диагностика

5

Сентябрь

19

17:00-17:30

Групповая

1

Вводное. Знакомство с героями

группа

Беседа

6

Сентябрь

21

17:00-17:30

Групповая

1

День рождения Кронтика.  Друзья решили подарить Кронтику свои рисунки.

группа

Опрос, наблюдение

7

Сентябрь

26

17:00-17:30

Групповая

1

Друзья делают подарки Кронтику.

группа

Опрос, беседа,игра

8

Сентябрь

28

17:00-17:30

Групповая

1

Найдет ли Кронтик свой мобильный телефон?

группа

Беседа.

9

Октябрь

3

17:00-17:30

Групповая

1

Кронтик приглашает друзей в гости.

Киссия успокаивает огорченного Кронтика.

группа

Наблюдение, беседа, выполнение творческих заданий

10

Октябрь

5

17:00-17:30

Групповая

1

Болид и игра в прятки.

группа

Наблюдение, выполнение творческих заданий

11

Октябрь

10

17:00-17:30

Групповая

1

Никто не может найти Кота.

группа

Наблюдение, беседа, выполнение творческих заданий

12

Октябрь

12

17:00-17:30

Групповая

1

Загадки. Загадки про пуговицы.

группа

Беседа, выполнение творческих заданий

13

Октябрь

17

17:00-17:30

Групповая

1

Киссия спешит на помощь

группа

Наблюдение, беседа, выполнение творческих заданий

14

Октябрь

24

17:00-17:30

Групповая

1

Миша измеряет длину ленточки Кота длиной своей скакалки.

группа

Наблюдение, выполнение творческих заданий

15

Октябрь

26

17:00-17:30

Групповая

1

Спор друзей. Сколько у Миши ног?

группа

Наблюдение, выполнение творческих заданий

16

Октябрь

31

17:00-17:30

Групповая

1

Миша учит Кота действию сложения чисел

группа

Работа в тетрадях, выполнение творческих заданий

17

Ноябрь

2

17:00-17:30

Групповая

1

Три никому не нужных хвоста.

группа

Наблюдение, работа в тетрадях, выполнение творческих заданий

18

Ноябрь

7

17:00-17:30

Групповая

1

Чаепитие.

группа

Наблюдение, практические задания, открытые занятия

19

Ноябрь

9

17:00-17:30

Групповая

1

Зачем же тогда указательный палец?

группа

Беседа, опрос

20

Ноябрь

14

17:00-17:30

Групповая

1

А сколько когтей на лапе у Кота?

группа

Наблюдение, практические задания

21

Ноябрь

16

17:00-17:30

Групповая

1

Кронтик прыгает с кубика на кубик.

группа

Наблюдение, ияпрактические задания, беседа

22

Ноябрь

21

17:00-17:30

Групповая

1

Единороги

группа

Беседа, практические задания

23

Ноябрь

23

17:00-17:30

Групповая

1

Пешеходная дорожка.

группа

Наблюдение, практические задания, открытые занятия

24

Ноябрь

28

17:00-17:30

Групповая

1

Рыбалка.

группа

Наблюдение, практические задания, открытые занятия ,беседа

25

Ноябрь

30

17:00-17:30

Групповая

1

На кого обиделся Кот?

группа

Наблюдение, практические задания, открытые занятия ,беседа

26

Декабрь

5

17:00-17:30

Групповая

1

Без Кота играть скучно.

группа

Выполнение творческих заданий

27

Декабрь

7

17:00-17:30

Групповая

1

Игра в классики

группа

Выполнение творческих заданий

28

Декабрь

12

17:00-17:30

Групповая

1

Новые друзья.

группа

Выполнение творческих заданий, наблюдение

29

Декабрь

14

17:00-17:30

Групповая

1

Катюшины бусы.

группа

Выполнение творческих заданий

30

Декабрь

19

17:00-17:30

Групповая

1

Котюша учится считать до десяти.

группа

Практические задания, просмотры работ

31

Декабрь

21

17:00-17:30

Групповая

1

На двух руках десять пальцев.

группа

Практические задания, просмотры работ

32

Декабрь

26

17:00-17:30

Групповая

1

Счет до десяти.

группа

Беседа, показ презентации

33

Декабрь

28

17:00-17:30

Групповая

1

Число десять как результат сложения чисел пять и еще пять.

группа

выполнение творческих заданий

34

Январь

9

17:00-17:30

Групповая

1

Миша тоже показывает фокус.

группа

выполнение творческих заданий

35

Январь

11

17:00-17:30

Групповая

1

Числа от 1 до 10. Обведи и напиши цифры от 1 до 10

группа

Беседа, практические задания, просмотры работ

36

Январь

16

17:00-17:30

Групповая

1

Знаки  >,  <, =. Обведи и напиши знаки.

группа

Практические задания, просмотры работ

37

Январь

18

17:00-17:30

Групповая

1

«Про все вокруг».  Числа от 1 до 10. Обведи и напиши цифры от 1 до 10

группа

Беседа, показ презентации

38

Январь

23

17:00-17:30

Групповая

1

Листья, похожие на следы животного.  Букет из листьев клена

группа

Выполнение практических заданий, просмотры работ

39

Январь

25

17:00-17:30

Групповая

1

Букет из листьев разной формы.

группа

Беседа, практические задания, просмотры работ

40

Январь

30

17:00-17:30

Групповая

1

Деревья с иголками .

группа

Практические задания, просмотры работ

41

Февраль

1

17:00-17:30

Групповая

1

Такие разные фигуры.

группа

Открытые занятия, опрос, беседа

42

Февраль

6

17:00-17:30

Групповая

1

Коробочки для коллекции.

группа

Практические задания, просмотры работ

43

Февраль

8

17:00-17:30

Групповая

1

Следы на песке.

группа

Беседа, показ презентации

44

Февраль

13

17:00-17:30

Групповая

1

Следы одинаковой формы.

группа

Практические задания, просмотры работ

45

Февраль

15

17:00-17:30

Групповая

1

Выбираем выкройки для фигурок.

группа

Участие в праздниках, открытые занятия, опрос

46

Февраль

20

17:00-17:30

Групповая

1

Такие красивые клумбы.

группа

Участие в математических олимпиадах открытые занятия.

47

Февраль

В Ы Х О Д Н О Й

48

Февраль

27

17:00-17:30

Групповая

1

Кустарники и клумбы.

группа

Практические задания, просмотры работ

49

Февраль

29

17:00-17:30

Групповая

1

Клумбы и изгороди.

группа

Практические задания

50

Март

5

17:00-17:30

Групповая

1

Прямые и кривые линии

группа

Участие на утренниках детского сада, практические задания, беседа

51

Март

7

17:00-17:30

Групповая

1

Пшеничный и ржаной хлеб

группа

Участие на утренниках детского сада, практические задания, беседа

52

Март

12

17:00-17:30

Групповая

1

Пшеничный и ржаной хлеб

группа

Практические задания, просмотры работ

53

Март

14

17:00-17:30

Групповая

1

Сад трав.

группа

Практические задания, просмотры работ

54

Март

19

17:00-17:30

Групповая

1

Сад трав.

группа

Практические задания, просмотры работ

55

Март

21

17:00-17:30

Групповая

1

Линейка.

группа

Наблюдение, практические задания, открытые занятия

56

Март

26

17:00-17:30

Групповая

1

Крапива.

группа

Наблюдение, практические задания, открытые занятия

57

Март

28

17:00-17:30

Групповая

1

Подорожник.

группа

Беседа, практические задания.

58

Апрель

2

17:00-17:30

Групповая

1

Подорожник.

группа

Беседа.

59

Апрель

4

17:00-17:30

Групповая

1

Треугольная изгородь.

группа

Наблюдение, практические задания, открытые занятия

60

Апрель

9

17:00-17:30

Групповая

1

Треугольная изгородь.

группа

Наблюдение, практические задания, открытые занятия

61

Апрель

11

17:00-17:30

Групповая

1

Границы из отрезков и дуг.

группа

Участие в муниципальных конкурсах и мероприятиях, беседа

62

Апрель

16

17:00-17:30

Групповая

1

Границы из отрезков и дуг.

группа

Участие в муниципальных конкурсах и мероприятиях, беседа

63

Апрель

18

17:00-17:30

Групповая

1

Лист подорожника для гербария.

группа

Участие в муниципальных конкурсах и мероприятиях, беседа

64

Апрель

23

17:00-17:30

Групповая

1

Лист подорожника для гербария.

группа

Наблюдение, практические задания

65

Апрель

25

17:00-17:30

Групповая

1

Равные фигуры.

группа

Показ презентации, беседа

66

Апрель

30

17:00-17:30

Групповая

1

Равные фигуры.

группа

Наблюдение, практические задания

67

Май

7

17:00-17:30

Групповая

1

Не все листики подорожника равны.

группа

Наблюдение, практические задания, открытые занятия

68

Май

14

17:00-17:30

Групповая

1

Не все листики подорожника равны.

группа

69

Май

16

17:00-17:30

Групповая

1

Итоговое занятие

группа

Беседа, диагностика, опрос

70

Май

21

17:00-17:30

Групповая

1

Диагностика развития математических представлений.

группа

Беседа, диагностика, опрос

71

Май

23

17:00-17:25

Групповая

1

Диагностика развития математических представлений

группа

Беседа, диагностика, опрос

73

Май

28

17:00-17:30

Групповая

1

Диагностика развития математических представлений

группа

Диагностика, анкетирование

74

Май

30

17:00-17:30

Групповая

1

Диагностика развития математических представлений

группа

Диагностика, анкетирование, опрос

8.Оценочные материалы достижения детьми планируемых результатов освоения  общеобразовательной программы – дополнительной  программы «Грамотейка»

КАРТА освоения программы «Грамотейка»

Ф.И. ребёнка_________________________

Возраст_____________________________________

Дата заполнения______________________________________________ * Оценка уровня:

«высокий» уровень - все показатели отмечены знаком «+»;

«средний» уровень - большинство показателей отмечены знаком «+»;   «низкий» уровень - большинство показателей отмечены знаком « - ». Отметка о развитии («+»/ «-» )

Показатели /Фамилии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивает кол-во предметов числом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведёт счёт как в прямом, так и в обратном порядке в пределах10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показывает знание разных способов записи числа(точками, цифрами)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раскладывает числа от 2х до 5 на сумму единиц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производит арифметические действия сложения и вычитания на множестве чисел в пределах 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществлять набор и размен монет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнивает предметы по форме разными способами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Узнаёт и называет объёмные, плоские и линейные геометрические фигуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Методическое обеспечение Программы

Для успешного  выполнения поставленных задач необходимы следующие условия:

Предметно-развивающая среда:

 Строительные  наборы и конструкторы

Основные пособия:

Чуракова Р.Г. Кронтик учится считать

Чуракова Р.Г.,Захарова О. А. Электронное мультимедийное учебное издание Кронтик учится считать

Чуракова Р.Г.тетрадь Кронтик учится считать.

Захарова О.А. Учимся записывать числа:тетрадь

Захарова О.А. Мультимедийное учебное издание «Учимся записывать числа»

Захарова О.А., Чуракова Р.Г.Кронтик учится рисовать фигур:.книга

Захарова О.А., ЧураковаР.Г.:тетрадь

Захарова О.А., Чуракова Р.Г. Электронное мультимедийное учебное издание «Кронтик учится рисовать фигуры».

Используемая литература.

1.              «Школа 2000…», Математика для каждого: концепция, программы, опыт     работы (под ред. Дорофеева Г.В.. – М., УМЦ «Школа 2000…», 2000

2.              Амонашвили Ш.А. «В школу - с шести лет». - М., 2002.

3.      Выготский Л.С. «Педагогическая психология». - М., 1991

4.      Волина В.В. «Учимся играя». - М., 1994.

5.      Коваленко В.Г. «Дидактические игры на уроках математики». - М., 2000

6.      Семёшина М. А. «Развитие математических представлений у дошкольников с использованием педагогической технологии   «Школы – 2000…» - Интернет-ресурс

7.      Тихомирова Л.Ф «Развитие логического мышления детей». – СП., 2000

Программа развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений:

  • Авторы:
  • Р.Г.Чуракова, О.А.Захарова, Л.Г.Кудрова.
  • Книга «Кронтик учится рисовать фигуры»
  • Тетрадь «Кронтик учится рисовать фигуры»
  • Книга «Кронтик учится считать»
  • Тетрадь «Кронтик учится считать»
  • Тетрадь «Кронтик учится записывать числа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ ЛОЖКАРИ»

Актуальность программы и её новизна определяются её направленностью на способность импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть. Реализация данной программы поможет развить у детей па...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....