доклад
учебно-методический материал

Пешкова Мария николаевна

доклад музыкального рководителя нравственно-патриотическое воспитание детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад33.22 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет

октябрь 2023г.

Доклад музыкального руководителя МБДОУ № 104 «Зорька»

Пешковой Марии Николаевны

Нравственно-патриотическое воспитание детей на музыкальных занятиях.

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности…

Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка. Его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки...»

В.А. Сухомлинский 

 

Уважаемые коллеги, мы с вами знаем, что одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей родине. А что такое родина? Такое знакомое слово, но возникает пауза после этого вопроса…

 Я вам предлагаю закрыть глаза и представить тот образ, который вызывает у вас слово «родина».

У каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то они похожи, у кого-то нет.  Даже взрослому человеку нелегко сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы тема патриотизма стала для ребенка личностно значимой.

 

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

     В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическое воспитание является приоритетным направлением в воспитании детей.

      Музыкальное искусство в дошкольной педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача!

Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. 

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

·         нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

·         нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

·         нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

·         нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

     Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.  Все виды музыкальной деятельности служат средствами нравственно-патриотического развития.

     Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

Музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

   Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе любовь к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны и родного края, созданной трудами родных и близких людей.Хочу такой сайт

 

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, в игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

    

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, то же касается игры на детских музыкальных инструментах. На музыкальных занятиях ребята слушают музыкальные произведения выдающихся русских композиторов, которые использовали народные мелодии в своём творчестве.

 

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Работу по нравственно-патриотическому воспитанию я осуществляю при подготовке и проведении народных праздников, где мы разучиваем и распеваем народные песни и частушки, разучиваем танцевальные движения, хороводы, пляски и т.д.

Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение- словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Праздники способствуют созданию духовной сплочённости детей и взрослых, формируют и совершенствуют общечеловеческие чувства: любовь, доброту, взаимопомощь.

В процессе подготовки и проведении таких праздников, как развлечение «От Рождества до Крещения», «Масленица», и др., происходит перевоплощение робких и застенчивых детей в энергичных и инициативных. 

Формирование творческих способностей происходит в интересной, увлекательной игровой форме. Втягиваясь в процесс игры, дети совершенствуют фантазию, обретают новые навыки и умения. В сценарий каждого фольклорного праздника обязательно включаю традиции и обычаи народа.

 

Кроме народных и православных праздников проводятся  другие, способствующие развитию нравственно-патриотических качеств -  «День защитника Отечества»,  праздник «День Победы», праздник «День России» «День народного единства».

 

Праздники, как «День матери», «8 марта», проводятся с целью воспитания у детей любви и уважения к маме и бабушке, к женщине в целом.

 Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств.

   Такие праздники надолго остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.

В заключение хочу сказать, что необходимо приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. И тогда будет развиваться личностная культура ребенка как основа его любви к Родине.

 

Спасибо за внимание.

И предлагаю провести

Тематическое музыкальное занятие «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА» 

Занятие подчинено теме Родины и дружбы.

Задачи: Учить детей высказывать свои познания по истории России и народных

праздников.

Показывать русскими народными танцевальными движениями веселый характер народных плясовых мелодий, умение двигаться в соответствии с характером музыкального произведения в ритмическом упражнении «Мы шагаем, прыгаем».

Учить передавать праздничный характер любимых песен.

Развивать чувство причастности к народному празднику.

Предварительная работа: Разучивание стихов о России, песен о Родине, движений русского народного танца («ковырялочка», «присядка»«веселые ножки».

Игра на бубне, деревянных ложках, бубенцах, трещотке, глиняных свистульках.

Интеграционные области«Художественно – эстетическая», «Социализация».

Ход занятия:

Дети заходят в зал под «Марш», идут друг за другом, образуя колонну. По окончании музыки останавливаются. Звучит «Этюд» Л. Шитте. Дети подпрыгивают на месте. Далее дети вновь идут маршевым шагом под музыку марша. Сделав круг по музыкальному залу, направляются на стульчики и усаживаются.

Муз. рук. Ребята, вспомните какие праздники вы отмечаете дома в кругу своей семьи с родителями?

Дети отвечают: «День рождение»«Новый Год»«Сагаалган» и т.д.

Муз. рук. Это очень здорово, когда вся семья собирается вместе. Особенно если еще приходят в гости бабушки и дедушки. Но сегодня я хочу поговорить с вами о празднике, который отмечает вся наша страна.

На экране слайд№1

4 ноября огромное наше государство празднует «День народного единства».

На экране слайд №2

Видео-ролик о России.

Муз. рук. Когда –то на нашей русской земле целые города поссорились между собой и не стали помогать друг другу защищаться от врагов. Пришли на нашу землю враги, принесли много бед и горя. В Москве в Кремле враги уже праздновали победу. Поняли тогда русские люди, что надо всем вместе объединится и дружно сразиться с врагом, победить их и навсегда прогнать с русской земли. Встали на -защиту Руси и богатые и бедные люди, и молодые и старые – и победили! Прогнали врагов из русских городов, со всей русской земли! В честь той победы, того объединения против завоевателей и отмечается в России праздник «День народного единства». А в Москве, на Красной площади, поставили памятник двум героям, объединившим русские народы в борьбе за свою свободу и независимость, - Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

На доске слайд №3.

Муз. рук. Ребята! Как называется наш народ, как называемся мы с вами?

Дети. Мы - русский народ. Мы - россияне. Страна, в которой мы живем - Россия.

Муз. рук. Правильно ребята, вот уже 4 года мы живем в составе России – большой, необъятной, красивой, многонациональной. Россияне – гостеприимные, трудолюбивые, веселые, дружные, смелые, отважные, бесстрашные люди. Наш красивейший и многонациональный полуостров Крым вошел в состав России. Мы - россияне!

Давайте вспомним символы нашей страны?

Дети. Символы нашей страны: флаг и герб. Герб – двуглавый орел.

Муз. рук. Ребята, может кто- то помнит стихи о гербе и флаге?

Дети читают стихи о гербе и флаге.

Ребенок 1. У России великой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он России дух свободный.

Ребенок 2. Белый цвет – березка.

Синий – неба цвет.

Красная полоска-

Солнечный рассвет!

Флаг - трех цветов (белый, синий, красный)

Муз. рук. Ребята давайте послушаем главную песню нашей страны – Гимн России. Вспомните, как надо слушать Гимн.

Дети. Гимн слушают стоя, не разговаривая и не двигаясь – очень торжественно.

Звучит в записи «Государственный Гимн России (муз. А. Аленсандрова, сл. С. Михалкова) в исполнении хора. 

Муз. рук. А вы ребята знаете поговорки и пословицы о родине?

Дети. – Нет в мире краше Родины нашей.

- Человек без родины, что соловей без песни.

- Народы нашей страны дружбой сильны.

- Если народ един, он не победим.

Если дети затрудняются в ответах, можно предложить свой вариант.

Муз. рук. А что вы знаете о дружбе, о помощи друг другу в трудный час?

Дети. Мы дружим в группе, у нас есть друзья во дворе, в других городах. У некоторых есть младшие братья и сестра. Мы помогаем во всем младшим братьям и сестрам. Стараемся и в группе приходить на помощь слабым или обиженным.

Муз. рук. Предлагаю заглянуть в наш музыкальный сундучок и выбрать себе по желанию русские народные инструменты. Выступит оркестр русских народных инструментов подготовительной группы.

Дети исполняют в оркестре «Ах, вы, сени, мои сени» и «Калинка» русские нар. мелодии. Дети по желанию читают стихи о Родине, о природе.

Муз. рук. Какой прекрасный праздничный концерт у нас получился. Вы умеете дружить, ведь только друзья могут такт т весело петь и танцевать друг с другом. Я поздравляю всех вас с Днем Народного Единства и хочу, чтобы вы рассказали своим родным и знакомым о том, как вы замечательно отметили этот праздник в детском саду.

Дети уходят из зала плод русскую народную мелодию.

Музыкальное занятие для старшей группы с применением ИКТ

«День народного единства».

Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи:

- закреплять представление о том, что наша страна огромная, многонациональная, называется РФ, Россия;

- закреплять знания о географическом положении страны на карте;

- расширять представление о государственных праздниках, о празднике «День народного единства», значении и истории его возникновения;

- сообщить элементарные сведения об истории России;

- формировать знания о многонациональности нашей страны;

- закреплять знания о флаге, гербе и гимне России;

- воспитывать уважение к другим народам и культурам;

- развивать слуховое внимание и память.

Оборудование и материалы: листы бумаги по количеству детей, проектор, ноутбук, магнитная доска, презентация «День народного единства», аудиозапись гимна России муз. А. В. Александрова, видеоролик песни «У моей России длинные сережки» муз. Георгия Струве, «Большой хоровод» муз. А. Хайта. Флешмоб «Вперед Россия» муз. О. Газманова. Флаг и герб России.

Ход занятия

В зал под музыку входят дети «Родина Моя». Далее под песню «Мы дети твои Россия», выполняют музыкально ритмические движений с флажками в руках. После рассаживаются на стульчики.

Муз. рук: Здравствуйте, дети! 4 ноября вся наша страна будет отмечать День народного единства. И на сегодняшнем занятии мы с вами узнаем, что это за праздник. И почему он празднуется именно 4 ноября? Хотите узнать? (Слайд 1)

Наслаждаться не устану

Песней жавороночка,

Ни на что не променяю

Милую стороночку!

Теплый ветер принесет

Аромат смородины,

Так чего дороже нет? —

Нет дороже… (Родины)

Одна у человека родная мать, одна у него и родина. Крепко любит народ ее. Что же такое Родина (Ответы детей – Отечество, родная страна, место рождения)

Во все времена русские люди любили свою родину. Во имя родной стороны совершали подвиги, слагали о ней песни, пословицы и стихи. Но не всегда народы России жили в единстве. К сожалению, Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось ее единство, когда в стране царили вражда и голод.

Ребята, а как называется наша Родина? (Россия)

Муз. рук: Много разных прекрасных стран есть в мире и каждый народ больше всего любит свою Родину. Мы с вами родились в России, мы россияне.

А вы любите свою страну? (ответы детей) А за что? (дети дают свои варианты ответов).

Муз. рук: Кто может ответить на этот вопрос? Любовь к родине граждане страны испытывают просто потому, что живут в ней. Ведь родина у нас всех одна.

Просмотр видео ролика песня «У моей России длинные сережки»

Наша Родина очень большая, красивая и богатая. Россия занимает самую большую и обширную территорию от Европы до Азии. Только в нашей стране есть и полярный пояс, и тундра, и тайга, и степь, и тропики. (Рассматривают карту (слайд 2)

Муз. рук: Только ли русские живут в России? (нет)

Какие народы населяют нашу страну? (ответы детей)

Муз. рук: Да, нашу страну населяют люди разных национальностей - украинцы, белорусы, татары, карелы, чуваши, башкиры, якуты, дагестанцы, адыгейцы, мордва, коми, удмурты, ханты, манси, немцы, таджики, армяне, азербайджанцы, грузины, шорцы и многие – многие другие - всего более ста национальностей. (Слайд 3)

Как вы думаете, какая национальность лучше? (ответы детей)

Муз. рук: Разные народы населяют Россию, но всех их связывает в единую семью общая Родина, взаимное уважение и дружба. Поэтому невозможно сказать какая из народностей лучше - мы все равны, все особенные.

4 ноября вся Россия будет отмечать праздник «День народного единства». Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов. (слайд 4)

Ребята, как вы понимаете, что такое – единение? (Единение – это когда все люди вместе)

Экспериментирование: предлагается одному ребенку разорвать стопку бумаги напополам (у ребенка не получается разорвать бумагу, затем предлагается каждому ребенку по одному листу бумаги порвать на две части. Воспитатель проводит аналогию: когда мы все вместе, дружны и едины, нас нельзя победить, если же мы будем одни, как один листок бумаги, то победить нас будет легко.

Муз. рук: Крепко мы руки друг другу пожмём. Песенку нашу о дружбе споём.

Песня «Дружба крепкая» автор слов М. Пляцковский, композитор Б. Савельев.

Муз. рук: А кто такие патриоты? (Это люди, которые любят свою Родину и всегда готовы встать на её защиту).

У праздника День народного единства очень древняя история. Послушайте её. Всё началось 400 лет назад, в 17 веке. Тогда на Руси началось страшное время, которое называлось Смутой (все смешалось, ничего не понять). В стране не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались поляки. Они напали на нашу страну. Захватили Москву и главную крепость столицы – Кремль. (слайд 5)

Трудно было жителям Москвы, захватчики разрушили их дома, осквернили храмы. Но нашлись храбрые люди – Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский (слайд 6).

Собрали они войско, помолились Небесной Заступнице иконе Пресвятой Богородицы и пошли освобождать столицу России - Москву и главную крепость - Кремль.

Два месяца сражались русские воины и 4-го ноября разбили врага, выгнали его из Кремля. Русь снова стала самодержавной, то есть, независимой.

В Москве на Красной площади в честь победы над поляками установлен бронзовый памятник Минину и Пожарскому (слайд 7, чтобы люди не забывали и чтили героев своей страны. Вот в честь этого события и празднуется «День Народного Единства».

Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа.

Прошло 400 лет, за это время много раз разные страны пытались захватить Россию, но ничего у них не получилось, все люди вставали на защиту своей страны. (Рассказ сопровождается показом иллюстраций из презентации)

Муз. рук: Ребята давайте проверим, кто из вас является самым настоящим гражданином нашей страны? (Прослушивание аудиозаписи гимна РФ стоя)

Скажите, пожалуйста, как называется эта музыка? (Гимн) Правильно – это гимн - главное музыкальное произведение нашей страны. Он исполняется по самым торжественным случаям и все люди при этом встают в знак уважения и гордости за свою страну.

Каждый Россиянин знает и уважает основные символы своей страны – гимн, герб и флаг. Гимн мы уже слышали. Вот перед нами – герб России. Что изображено на нашем гербе? (ответы детей). (слайд 8).

Обратите внимание, что на нашем гербе у орла две головы, значит, он не пропустит ни одного врага. В лапах орла символы власти скипетр и держава, такие в старину были у русских царей.

А это – наш флаг. Ребята, перечислите из каких цветов он состоит (называют). Белая полоса – символ чистоты намерений и благородства – означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам. Синяя полоса – символ миролюбия - говорит о том, что Россия против войны. Красная полоса – символ отваги – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов. (Слайд 9)

Муз. рук: Ребята, как называется наша Республика, в котором мы родились и живём? (Дагестан).

Дагестан тоже имеет свой флаг, герб и гимн.

Звучит гимн, дети встают.

Муз. рук: Ребята, посмотрите на флаг Дагестана.

Какого он цвета? (красный, голубой, зелёный (Слайд 10)

Каждый цвет на полотнище флага Дагестана имеет свое геральдическое значение: зеленый символизирует природное изобилие и саму жизнь, также этот цвет традиционно означает ислам – основную религию населения Республики; голубой цвет олицетворяет красоту и величие региона, а также символизирует воды Каспийского моря, омывающего Дагестан с востока; красная полоса ассоциируется с мужеством, храбростью и демократией.

Флешмоб «Вперед Россия»

Итог:

Молодцы ребята, вы много знаете о нашей родине России. Сегодня вы больше узнали о празднике «Дне Народного Единства», о нашей Родине - России, о государственной символике Российского государства. Я надеюсь, что вы всегда будете любить, гордиться нашей Родиной и когда вырастете, прославите ее своими делами. Россия всегда будет гордиться вами.

Мы будем Родину любить,

Чтоб счастливо всем вместе жить,

Чтоб мир, как разноцветный луг

В круг собирал друзей, подруг!

Муз. Рук. Мы думаем, что все, о чем мы сегодня с вами говорили, вы запомните, и будете любить свою Родину, держаться всегда вместе, и помогать друг другу. Мы желаем вам мира, добра и благополучия.

Ребята, давайте возьмемся за руки и это будет символом нашего единства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...