ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
статья (подготовительная группа)

Романова Виолетта Сергеевна

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы.

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в ДОУ должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл romanova_statya.docx45.57 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 621.81

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ В  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

В. С. Романова

Борисоглебский филиал ФГБОУ ВО «ВГУ», ФГБОУ ВО «ВГУ»

 e-mail: romanowa.vaiolet@yandex.ru

Аннотация: Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы.

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в ДОУ должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь дошкольника.

Ключевые слова: духовность, нравственность, образование, православие, воспитание, предметно-развивающая среда.

Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. В. А. Сухомлинский [5].

Я соглашусь, с В.А Сухомлинским, дети – это наше отражение. Мы должны стать примером для детей, стремится прививать духовно – нравственную культуры детям. Для развития данной культуры,  родителям и педагогам, необходимо создать такие условия, в которых бы у ребенка с самого девства  формировалось  стремление к  доброму. Ведь, сначала младенец, это белый лист, он светлый и чистый, поэтому первым предстоит родителям открыть в нем самое доброе и прекрасное. Так как ценности, заложенные в детстве,  станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.

В настоящее время в педагогики знакомство с традициями и бытом своего народа начинается  с раннего детства. Моральный облик человека, очень важен, и его становление происходит  в дошкольном возрасте. У детей формируются такие  понятия, как  «нравственность» и «мораль», появляется интерес к явлениям общественной жизни. Дошкольники задают вопросы  о своей Родине, крае, месте, где они живут.  Чтобы интерес этот  сохранялся с раннего детства нужно создать  условия  для духовного воспитания детей.

Перед нами стоят  следующие задачи:

1.Организовать  предметно-развивающую среду;

2. Обеспечить образовательный процесс необходимой программно-методической  и художественной литературой.  

3. Познакомить родителей с основами православной педагогики и психологии.

Предметно-развивающая  среда в группе  соответствует  возрастным особенностям воспитанников. В группе есть книжный  уголок  с добрыми и поучительными сказками, читаю детям такие сказки как: «Зимовье зверей» , «Лисичка со скалочкой», «Кот, петух и лиса»,  «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», где затрагивается тема справедливость, дружба, взаимопомощь, отзывчивость.

Создан уголок ряженья . Организовываю театральную деятельность, где показывается зло, а где добро. Театрализованная деятельность действительно формирует опыт навыков нравственного поведения. Она приносит неоценимую пользу для воспитания духовной нравственности, являясь едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольника, позволяющей ребёнку отразить свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним, имеющей неоценимое значение для духовно-нравственного воспитания.

В уголке ряженья предметы и костюмы национальные, я использую  все виды фольклора:  сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы.  Проводиться народные праздники  такие как: «Масленица», «Пасха», «Медовый спас» так как это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они являются частью великого русского народа. На занятиях в режимных моментах читаю стихи,  загадываю загадки, пою  песни.

Праздник «Рождество»  мы проводим очень весело и интересно. В эти две недели мы с  детьми на музыкальных занятиях поем рождественские песни, слушаем  истории про традиции Рождества, играем  в рождественские игры. Разыгрываем маленькие рождественские спектакли, в которых знакомимся с историей появление елки на Рождество.  Разыгрываем народные гуляния, одеваемся  в русские народные костюмы, и водим хороводы.  Праздник  «Масленицы» мы проводим на воздухе, играем в различные игры и забавы.  На Пасху  изготавливаем с   ребятами пасхальные яйца, открытки, цветы для украшения куличей и пасхи, в процессе создания пасхальных украшений   поем пасхальные песни.

Народные праздники   формируют  волевые качества, ребенок становиться честен, доброжелателен, открыт и чувствителен. Важность национальных игр подчеркивается их всесторонним воздействием на личность ребенка. Таким образом, это важнейший факт социализации ребенка.

В работе с семьями по духовно-нравственному воспитанию проводим различные акции: гражданско-патриотические, экологические, здоровье-ориентированные и социальные акции.

Проводя гражданско-патриотические акции: «Свеча памяти», «Мы рисуем мир», «День России»  и  «Буду в армии служить», данные акции прививают  детям чувство патриотизма, любовь к Отечеству, к родной культуре. В детском саду мы разучили песни и стихи военной направленности, где дети представляли их на мероприятие «Час о войне.

В целях пропаганды ЗОЖ в нашем детском саду были проведены здоровье-ориентированные акции. Самой запоминающейся стала акция «За здоровьем всей семьёй!». Семейные команды проходили различные испытания,  проявляя  при этом смекалку, скорость, ловкость, поддержку друг от друга. В процессе организации и проведении спортивных акций и досугов - «Весёлые старты», «Играем во дворе»,  «Папа, мама, я спортивная семья».

К социальным акциям относиться «День Пожилого человека» «Доброе сердечко», «Добрые дела к Новому году», «Вылечим книги» «Открытка ветеранам», «Будем помнить».

Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.

Таким образом, воспитание духовно-нравственных ценностей - дело не одного дня и даже не месяца. Это повседневная, систематическая работа родителей и педагогов.

Список литературы

 1. Русакова Т. Г. К проблеме духовно-нравственного воспитания младшего школьника: теоретические аспекты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 13.  С. 80–87.

2.Воронина Е. А. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи : межрегиональная науч.-практ. конф./ Е. А. Воронина. – Вологда : ИЦ ВИРО, 2012. С.333 .

3.Казаченок, Н. В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. Методические рекомендации / Н.В. Казаченок, Н.В. Шмелева. - М.: Просвещение, 2014. С. 240.

4.Кузьмичев, И. Литература и нравственное воспитание личности. Пособие для учителей / И. Кузьмичев. М.: Просвещение, 2014. С.176.

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –– Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.

Романова Виолетта Сергеевна воспитатель МКДОУ БГО детский сад № 20 комбинированного вида, Борисоглебск.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредствам создания мини-музея «Русская изба»

В материале представнен опыт работы по созданию мини-музея "Русская изба", определены цели, задачи мини-музея, работа, проводимая с детьми....

«Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в современном ДОУ»

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения  России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовател...

Доклад из опыта работы «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников»

Вашему вниманию представляю доклад по духовно-нравственному развитию личности докольников, в котором вы можете ознакомиться с перспективным планом по этой теме....

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в современной дошкольной образовательной организации

Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.В данном направлении невозможно увидеть моментальных резул...

Публикация "Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников: из опыта работы "

В статье описывается опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей на этапе дошкольного обучения в условиях детского сада. Раскрываются основные направления, содержание и формы работы с воспит...

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста в рамках кружковой работы

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста в рамках кружковой работы...