Консультация для педагогов комбинированных и компенсирующих групп для детей с задержкой психического развития
консультация

Григорьева Екатерина Викторовна

Консультация для педагогов комбинированных и компенсирующих групп для детей с задержкой психического развития по теме: «Особенности развития детей с ЗПР различного генеза, и специфика коррекционно – развивающей работы с ними»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Красноярский край

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад №1 «Садко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей»

662610, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Комарова, 17. тел. (8 39132) 2 66 77. Email: ds1@uo-minusinsk.ru

 

Консультация для педагогов комбинированных и компенсирующих групп для детей с задержкой психического развития по теме: «Особенности развития детей с ЗПР различного генеза, и специфика коррекционно – развивающей работы с ними»

Разработал учитель-дефектолог:

                                 Григорьева Екатерина

Минусинск, 2023

Под термином «задержка развития» понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма.

Задержка темпа может иметь обратимый характер. М.С.Певзнер и Т.А.Власова выделили две основные формы задержки психического развития:

  • ЗПР, обусловленную психическим и психофизическим инфантилизмом (не осложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы);
  • ЗПР, возникшую на ранних этапах жизни ребенка, обусловленную длительными астеническими и церебрастеническими состояниями.

У.В.Ульенкова выделяет следующие основные группы причин, которые могут обусловить неполноценное психическое развитие ребенка:

  • Органические причины, задерживающие нормальное функционирование мозга, а, следовательно, препятствующие его своевременному развитию.
  • Дефицит общения с окружающими, вызывающий общую задержку в усвоении ребенком общественного опыта.
  • Дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности, не дающий ребенку возможности посильного «присвоения» общественного опыта, затрудняющий своевременную реализацию возрастных возможностей его психического развития.
  • Общая бедность микросреды, препятствующая своевременному функциональному развитию мозга.
  • Травмирующее действие микросреды на формирующийся мозг ребенка, нарушающее его функции, а, следовательно, и созревание.

Неполноценное психическое развитие ребенка может быть обусловлено как действием одного неблагоприятного фактора, так и их сочетанием. В последнем случае отклонения становятся наиболее тяжелыми.

Исходя из этиологического принципа, было выделено четыре основных варианта ЗПР (Лебединская К.С.):

  • ЗПР конституционального происхождения (гармонический психофизический инфантилизм, психический инфантилизм),
  • ЗПР соматогенного происхождения,
  • ЗПР психогенного происхождения,
  • ЗПР церебрально-органического происхождения.

При ЗПР конституционального происхождения инфантильности часто соответствует инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики. Эмоциональная сфера этих детей находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более раннего возраста. При полноценном интеллекте могут наблюдаться снижение внимания и низкая работоспособность, а также недостаточность произвольности всех видов деятельности и слабость волевых усилий.

         ЗПР соматогенного генеза характеризуется эмоционально-волевой незрелостью, обусловленной длительными хроническими заболеваниями, эндокринными расстройствами. Дети с ЗПР соматогенного происхождения астеничны, утомляемы, у них часты нарушения внимания и памяти при сохранном интеллекте. Такие дети могут лучше чувствовать себя в обществе взрослых, чем со своими сверстниками.

Психогенно обусловленный инфантилизм чаще всего связан с неправильным воспитанием (гиперопека в семьях с одним ребенком, микросоциальная запущенность и психотравмирующие ситуации).

В случае гиперопеки ребенок растет несамостоятельным, способность к применению волевых усилий и преодолению трудностей не развивается. Формируются эгоцентрические установки.

В условиях безнадзорности и дефицита интеллектуальной и эмоциональной информации замедляется формирование коммуникативно-познавательной активности детей. При сохранном интеллекте такие дети затрудняются в планировании и организации деятельности. Выражено нарушение внимания, импульсивность. Формируется психически неустойчивая личность.

В психотравмирующих условиях – жестокость, грубая авторитарность - возможно невротическое развитие личности.

Во всех трех случаях затруднена адаптация детей в коллективе сверстников. Наблюдается повышенная утомляемость и раздражительность.

При ЗПР церебрально-органического генеза замедление смены возрастных фаз психического развития связано с нейродинамическими расстройствами (повышенная утомляемость, низкая работоспособность, недостаточность зрительного, слухового и тактильного восприятия, пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи).

Причины этой формы задержки развития:

  • Патология беременности и родов,
  • Инфекции,
  • Интоксикации,
  • Травмы нервной системы в первые годы жизни ребенка.

Запаздывание формирования двигательной сферы, речи, игровой деятельности заметно в младшем дошкольном возрасте. К старшему дошкольному и младшему школьному возрасту выявляется общая задержка, включающая как нарушение эмоционально-волевой сферы по типу органического инфантилизма, так и недостаточность познавательной деятельности.

При стойких формах ЗПР церебрально-органического генеза часты нарушения различных видов восприятия, долговременной и кратковременной памяти. Недостаточность речевой и тонкой моторики, снижение фонематического восприятия, нарушения зрительно-моторной координации затрудняют формирование навыков чтения и письма. Работоспособность низкая. Произвольность и темп деятельности недостаточны.

Данная форма задержки является наиболее сложной в плане коррекции и нуждается в срочных психолого-педагогических мероприятиях в сочетании с медицинским лечением.

Независимо от нозологии нарушения и  его степени, если мы имеем дело с детьми с нарушенным развитием, нашей первоочередной задачей является максимально возможная адаптация их в окружающем мире.

Прежде всего, это преодоление различных проявлений задержки развития с опорой на сохранные функции. Для этого должна быть проведена всесторонняя диагностика как психолого-педагогическая, так и полное медицинское исследование различными специалистами: педиатром, неврологом, офтальмологом, отоларингологом, а также, по возможности, должны быть использованы и различные дополнительные методы исследования (нейросонография, эхоэнцефалография, компьютерная томография и т. д.).

Основной нашей задачей является наиболее полная психолого-педагогическая коррекция и социальная адаптация детей с проблемами в развитии, подготовка к школьному обучению дошкольников, преодоление школьной дезадаптации у учащихся на любом этапе обучения.

         Определив основные направления коррекционно-развивающей работы, специалистам необходимо также выделить элементы для включения в домашнюю работу с детьми (после предварительной консультации и обучения у психологов, кинезотерапевтов, логопедов, дефектологов).

Работа с детьми с задержкой психического развития имеет ряд характерных черт, обусловленных спецификой дефекта, связанных с особенностями формирования психических процессов, развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы независимо от вида задержки.

Изучение  работ Т.А.Власовой, М.С.Певзнер, У.В.Ульенковой,  О.Н.Усановой и собственные наблюдения позволяют утверждать, что независимо от вида задержки, типа нарушения можно выделить ряд наиболее характерных черт нарушений развития познавательной, эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста, требующих коррекции на всех этапах обучения.

Прежде всего, это снижение познавательных интересов и, как следствие, познавательной активности.  

Не соответствует возрасту уровень сформированности пространственных и временных представлений в сочетании с оптико-пространственными нарушениями.

Представления об окружающем мире бессистемны, отрывочны, кругозор сужен.

Работоспособность и темп всех видов деятельности снижены значительно при высокой степени утомляемости и истощаемости.

Координация движений нарушена. Кинестетические ощущения недостаточны (дети не только с трудом и в ограниченном объеме выполняют те или иные движения, но и слабо ощущают положение и движение своих конечностей и органов артикуляции). Отсюда затруднения в формировании графомоторных навыков.

Способность к целенаправленной деятельности минимальна.

Уровень произвольности всех видов деятельности, как правило, снижен.

Способность к сотрудничеству недостаточна, действия индивидуальны.

Уровень сформированности умения к работе по показу, по образцу, по инструкции низкий, принятие самостоятельного решения затруднено.

В старшем дошкольном возрасте такие дети сохраняют черты младших дошкольников: предпочитают игру другим видам деятельности.  Игра носит кратковременный, ситуативный и манипулятивный характер. Сюжет часто не выдерживается, способность к сотрудничеству практически отсутствует.

Часто наблюдаются нарушения поведения и трудности в         контактировании как со взрослыми, так и со сверстниками.

Особое своеобразие наблюдается в развитии эмоционально-волевой сферы.

Проявление эмоций часто неадекватно (от повышенной      эмоциональной возбудимости, раздражительности до заторможенности, застенчивости, робости и выраженного негативизма).  

Нарушение внимания является характерным признаком ЗПР, а именно:

слабая концентрация; имеет место непроизвольное переключение и отключение внимания; объем ограничен; внимание носит колебательный характер.

Характерно нарушение как механической, так и логической памяти. Страдает прочность и длительность удержания. Отмечается своеобразие памяти: снижение объема и скорости запоминания, медленное нарастание продуктивности, нарушение порядка воспроизведения рядов.

Затруднено формирование предпосылок абстрактного мышления, обобщения, классификации. Процесс мышления характеризуется импульсивностью, хаотичностью, застреванием, бессмысленными повторениями, замедленностью. Все это не может не сказаться на психическом развитии и, в частности, развитии речи.

У детей с задержкой психического развития органического генеза отмечается замедленный темп речевого развития. Часто нарушения звукопроизношения сочетаются с количественным и качественным нарушением словаря (малым объемом словарного запаса, несформированностью обобщающих, абстрактных понятий, неточностью употребления лексических значений слов и т. д.). Усвоение грамматического строя находится в зачаточном состоянии (затруднено овладение предлогами, словообразованием, сложными грамматическими конструкциями и т. д.).

Связная речь схематична, с аграмматизмом, бедна интонационно, эмоционально не окрашена.

Грубо нарушено фонематическое восприятие и слоговая структура слов. Часто отсутствуют не только первоначальные элементы звукового анализа, но и их предпосылки, готовность к усвоению.

Преобладающая форма речевой патологии - общее недоразвитие речи (ОНР), которому часто   сопутствует стертая дизартрия.

Физиологическая основа дизартрии – различные очаговые поражения двигательных отделов центральной или периферической нервной системы, которые проявляются в недостаточности иннервации речевого аппарата и следствием которой являются выраженные нарушения артикуляционной моторики (подвижности артикуляционного аппарата, координации артикуляционных движений, способности к удержанию позы), осложненные наличием асимметрии, парезов, гиперкинезов, синкинезий и т. д..

При правильном комплексном педагогическом подходе трудности в обучении детей с ЗПР могут быть преодолены. В своем развитии эти дети нуждаются в индивидуальном подходе с самого начала, как только обнаруживаются трудности в их обучении и поведении.

Учитывая их особенности, полезно вводить игровые элементы в процесс обучения, пользоваться красочно оформленным наглядным материалом. Занятия должны быть разнообразными, эмоционально насыщенными. Так как дети с ЗПР очень утомляемы, истощаемы, они не в состоянии выполнять однообразную работу в течение продолжительного времени, занятия должны быть динамичными, но не перенасыщенными информационно и не перегруженными демонстрационным материалом, инструкции - немногословными, четкими, доступными для понимания детей.

Исходя из всего вышесказанного следует, что необходима планомерная каждодневная работа всех, кто имеет дело с детьми с различными видами задержки развития (членов семьи, специалистов). Коррекция нарушений является необходимым условием реабилитации ребенка и максимально возможной адаптации его в окружающем мире.

СТРУКТУРИРОВАНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ РЕБЕНКА

Как всем нам, взрослым, хочется, чтобы наши дети все, как один, были «отличниками» или, в крайнем случае, «хорошистами». Но, к сожалению, это не так легко, а иногда и практически невозможно. Неуспеваемость детей может иметь различные вполне объективные причины. Поэтому необходимо в процессе обучения учитывать индивидуально-типологические особенности нервной системы ребенка и соразмерять с ними свои претензии к начинающему школьнику.

        Рассмотрим коротко основные свойства центральной нервной системы (ЦНС) - СИЛУ и ПОДВИЖНОСТЬ.

                СИЛА ЦНС характеризуется

  • Выносливостью ЦНС;
  • Работоспособностью;
  • Устойчивостью к раздражителям и помехам

ПОДВИЖНОСТЬ и ИНЕРТНОСТЬ нервной системы определяются скоростными характеристиками основных нервных процессов (возбуждением и торможением) и являются полярными.

Слабые и инертные дети чаще всего в последствии относятся к категории неуспевающих или слабоуспевающих. Однако это не означает, что непременно все дети со слабой и инертной ЦНС станут двоечниками и неудачниками. Это лишь говорит о необходимости дифференцированного подхода при решении учебных задач с учетом типологических особенностей.

Виды учебных ситуаций, вызывающие затруднения у детей со слабой ЦНС

  • Длительная и напряженная работа приводит к снижению усвояемости материала, увеличению количества ошибок
  • Ответственная работа (при достаточно высоком уровне критичности ребенка)
  • Высокий темп («вопрос – ответ»)
  • Неожиданная необходимость публичного выступления (боязнь публичного неодобрения)
  • Работа после признанного неуспеха
  • Работа, требующая быстрого переключения и отвлечения
  • Задания, требующие распределения внимания и произвольного переключения с одного вида деятельности на другой
  • Неспокойная обстановка
  • Перегруженность материала
  • Оценка продуктивности на начальном этапе усвоения

Таким образом, можно говорить о том, что дети со слабой и инертной ЦНС чаще могут оказываться в неблагоприятных условиях. Однако есть учебные ситуации, в которых слабые дети оказываются сильнее. В каких же видах деятельности проявляются их преимущества?

  • Монотонная работа по шаблону, однотипные задания
  • Последовательная планомерная работа
  • Контроль и способность к самостоятельному обнаружению и исправлению собственных ошибок

При работе с такими детьми необходимо использовать как можно больше внешних опор. Нельзя требовать немедленного включения в работу, так как активность таких детей нарастает крайне медленно постепенно.

Изменение формулировок не может быть сделано быстро.

Нельзя требовать импровизации, нельзя таких детей настойчиво публично опрашивать, так как им необходимо время не подготовку.

Не стоит опрашивать инертных детей по только что пройденному материалу.

Низкая работоспособность, малая выносливость к высоким нагрузкам, неустойчивость к помехам, возбудимость, слабая переключаемость - характерные черты   для старших дошкольников и младших школьников. Крайняя степень медлительности (часто осознаваемая) приводит к тому, что ребенок часто вообще отказывается от участия в учебной деятельности в условиях дефицита времени, замыкается, боясь показаться смешнее, глупее своих сверстников, а главное, страшно боится не оправдать Ваших ожиданий.

Дети со слабой нервной системой нуждаются в специальном режиме труда и отдыха. Чтобы сделать их учебную деятельность максимально продуктивной необходимо:

Во-первых, не допускать длительной напряженной работы, обязательны частые небольшие перерывы.

Во-вторых, необходим особый подход к оценке достижений (не только результат, но и участие в процессе).

В-третьих, особый подход к опросу таких детей и оценке их знаний.

В-четвертых, во время отдыха исключить просмотр телевизионных передач, компьютерные игры.

В-пятых, перед сном желательны спокойные игры или прогулка.

Для детей, отличающихся медлительностью, необходимо ввести в учебный процесс игры, задания и упражнения, увеличивающие скорость мыслительных операций, развивающие скоростные двигательные и речевые навыки.

Недостаточная двигательная активность, вынужденная неправильная поза способствуют нарушению осанки. Неправильное или недостаточное освещение плюс довольно длительные нагрузки на глаза при не физиологичной посадке приводят к нарушению зрения.

Каковы же должны быть наши действия для предупреждения и преодоления этих проблем.

Прежде всего, РЕЖИМ!

Теоретически все знают, что режим важен и необходим. Но на практике очень трудно его придерживаться. Дело в том, что, как правило, мы подходим к составлению режимного распорядка формально без учета индивидуальных особенностей, биологических закономерностей существования человеческого организма. Безусловно, нельзя полностью подчинить свою жизнь биологическому ритму, так как существуют какие-то привязки к обществу, производству и т. д. Однако, учитывать их в индивидуальном планировании можно.

Функциональное состояние организма отражает такой показатель как работоспособность. Что это такое?  

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ – это наличные или потенциальные возможности выполнять работу на заданном уровне эффективности в течение какого-либо определенного времени.

По отношению к решаемой задаче выделяют МАКСИМАЛЬНУЮ, ОПТИМАЛЬНУЮ и СНИЖЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ.

По показателям результативности могут быть выделены следующие стадии работоспособности: врабатывание, оптимальная работоспособность, утомление, конечный порыв.

      Надо ли говорить о том, что РАБОТОСПОСОБНОСТЬ сильно зависит от внешних условий и функционального состояния организма. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте резкое снижение работоспособности наступает через 15 – 20 минут. Двигательное беспокойство выступает в качестве защитного механизма и является сигналом для обязательного переключения с одного вида деятельности на другой, что позволяет отодвинуть утомление.

        Как же изменяется по периодам работоспособность в течение занятия?

        3 – 5 минут – врабатывание,

        10 – 15 минут – максимальная работоспособность,

        20 и далее минут – резкое снижение внимания, увеличение числа ошибок, нарастание двигательного беспокойства.

        Следовательно, используя приемы смены различных видов деятельности, можно уменьшить период врабатывания, увеличить период максимальной работоспособности, но необходимо помнить, что даже взрослые не могут работать в режиме интенсивной нагрузки более 25 минут без разгрузочного перерыва 3 – 5 минут. После работы в режиме «интенсив» просто необходима «смехо-пауза» или физкультминутка. Во время таких небольших перерывов можно выполнить несколько дыхательных упражнений, упражнения для профилактики нарушения зрения, релаксационные упражнения. Продолжительность дыхательной гимнастики не должна превышать 2 –3 минуты, а глазами можно работать не более 1 –2 минут, иначе можно вместо положительного профилактического эффекта получить головную боль и головокружение.

Любая работа с ребенком должна проводиться в благоприятных психоэмоциональных условиях.  Ни в коем случае нельзя ругать его за неумение, так как это может сформировать устойчивую ситуацию неуспешности и привести к снижению самооценки ребенка. При работе с неуверенными детьми в перерывах желательно регулярно использовать различные релаксационные и эмоциональные упражнения.

        При выполнении домашних заданий необходимо помнить об этих проблемах. Учтите, что ребенок попадает домой на спаде работоспособности, соответственно, ему сначала нужен отдых. Но телевизор и компьютер необходимо исключить. Лучше, если это будет та или иная форма активного отдыха. Приступая к выполнению домашних заданий, помните, что НЕПРЕРЫВНАЯ длительная однообразная деятельность не может быть продуктивной! (задания по чтению – не более 10 минут, письменные задания – не более 5 минут).

        Напоследок несколько слов об утомлении и переутомлении.

УТОМЛЕНИЕ - защитная охранительная функция, оберегающая организм от истощения, стимулирует восстановительные процессы в организме.

Однако накапливающееся утомление приводит к ПЕРЕУТОМЛЕНИЮ при неправильном структурировании рабочего и свободного времени ребенка, что в свою очередь может привести к функциональным изменениям в организме, которые не устраняются при кратковременном отдыхе.

Список литературы:

  1. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина, «Как преодолеть трудности в обучении детей».М., «Ось-89», 1998.
  2. В.М.Астапов. «Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии»- М.: Межд. педагогическая академия, 1994.Т.А.
  3. А.В. Венгер. Г.А. Цукерман, «Психологическое обследование младших школьников». М., «Владос - ПРЕСС», 2001.
  4. Т.А.Власова, М.С. Певзнер, «О детях с отклонениями в развитии», 2-е изд., испр. и доп. М., «Просвещение», 1973.
  5. М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Л.М.Орлова, «Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития».М., «Институт практической психологии», 1998.
  6. Л. Житникова, «Учите детей запоминать». М., «Просвещение», 1978.
  7. С.В. Коноваленко, «Коммуникативные способности и социализация детей 5 - 9 лет». М., «Издательство Гном и Д», 2001.
  8. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, «Хлоп-топ». Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми. М.: «Гном и Д», 2003.
  9. С.В.Коноваленко. «Чтобы думать быстрее…» Комплекс игр, упражнений, тренингов для детей 6-7 лет. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2003.
  10. Мэрилин Рой, «Тренинг для глаз. Реальная программа улучшения зрения». М., «ЭКСМО-Пресс», 2002.
  11. Отбор детей во вспомогательную школу. Сост.: Т.А.Власова, К.С.Лебединская, В.Ф.Мачихина. – М.: «Просвещение», 1983.
  12. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов. Под редакцией И.В.Дубровиной. - М.:Издательский Центр «Академия», 1998.
  13. Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта, «Психодиагностические методы изучения личности». М., «Флинта», 2000.
  14. У.В.Ульенкова. «Дети с задержкой психического развития». Изд. второе, испр. и доп. – Н.Новгород: НГПУ, 1994.
  15. О.Н.Усанова. «Дети с проблемами психического развития». – М.: НПЦ «Коррекция», 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации деятельности по развитию пространственной ориентации в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

В содержание работы по развитию сенсорно-перцептивной сферы входит формирование представлений о пространственных отношениях, существующих между объектами окружающей действительности. Без специал...

ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОТЕ КОМБИНИРОВАННОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1.1. Настоящее положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 комбинированного вида «Солнышко» (далее – Учреждение) в соответствии с...