Проект "Творчество С. Я. Маршака"
проект (подготовительная группа)

Панова Анастасия Минрашитовна

Проект "Творчество С. Я. Маршака" в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_marshaka.docx343.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 86» муниципального образования города Братска

ПРОЕКТ

«Творчество Самуила Яковлевича Маршака»

в подготовительной группе

                       Автор проекта: 

Панова Анастасия Минрашитовна

Братск, 202

Паспорт проекта

Название проекта: «Творчество С.Я. Маршака»

Срок реализации проекта: 6.11.2023 – 10.11.2023

Тип проекта: познавательно – творческий.

Возраст детей: 6 - 7 лет.

Участники проекта: дети подготовительной группы с ТНР, воспитатели, родители.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: краткосрочный.

Актуальность.

Дошкольное детство – важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.  

Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.

Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание.

Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака.

Цель:создание условий для расширения и закрепления знаний детей с творчеством С. Я. Маршака. 

Задачи.

Образовательные:

-познакомить детей с биографией и творчеством писателя Самуила Яковлевича Маршака;                                                                                                     -прививать интерес к чтению, к творчеству С. Я. Маршаку;                                                       -познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака;                         -привлечь родителей к активному участию в проектной деятельности;                                 -вызвать у детей желание отражать полученные знания (впечатления) в различных видах деятельности.

Воспитательные:

-воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений;                   -способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы;                                                                                                     -продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.

Развивающие:

-развивать артистические способности детей;                                                       -развивать эмоционально-выразительную речь;                                                                     -формировать навык организации совместной деятельности и общения в ходе неё.

Методы и приемы:

наглядные:

-рассматривание иллюстраций,  просмотр мультфильмов.

игровые:

-дидактические игры; игра – драматизация.

словесные: 

-беседы, чтение произведений, заучивание.

практические: 

-продуктивная деятельность.

Задачи по работе с родителями:

-повысить компетентность родителей по теме проектной недели;

-создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и

поддержки.

Предполагаемый результат:

1. Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.

2.  Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.

3. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.

4. Активное участие родителей в реализации проекта.

5. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценироватьпроизведение или отрывок из него.

6. Развитие интереса к литературе, творчеству с. Я. Маршака.

7. Популяризация семейного чтения.

Этапы реализации проекта:

  1. этап - подготовительный 

-беседа – опрос детей, родителей по теме проекта;

-определение цели и задач проекта;

-подбор и изучение методической, художественной  литературы;

-ознакомление  и привлечение родителейк совместному сотрудничествув проектной деятельности;

-оформление информационного блока в родительском уголке;

-подбор иллюстративного, информационно - дидактического материала;

-создание предметно - развивающей среды.

2 этап – основной (организационно-практический)

План реализации проекта.

Дни недели

Цель

Формы организации образовательной деятельности по областям и  в режимных моментах

Понедельник

Расширение  знаний о жизни и творчестве С. Я. Маршака; развитие интереса к художественной литературе.

1. Беседа «С. Я. Маршак - детям».

2.Оформление книжного центра с произведениями и иллюстрациями Маршака.

3.Рисование «Портрет писателя».

4.Домашнее задание для родителей:чтение перед сном «Сказка о глупом мышонке».

Вторник

Ознакомление с основными произведениями С. Я. Маршака; формирование умения передавать в художественной деятельности прочитанное.

1.Чтение и заучивание понравившегося стихотворения «Детки в клетке».

2.Лепка по прочитанному произведению «Детки в клетке».

3.Лабиринт «Побег из зоопарка».

4.Домашнее задание для родителей: нарисовать с детьми героев произведения «Детки в клетке» для создания книги иллюстраций к произведению.

Среда

Воспитание у детей способности сопереживать героям произведения; создание условий для художественно – эстетического развития.

1.Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев».

2.Рассматривание иллюстраций с пересказом по произведению «Двенадцать месяцев».

3.Аппликация «Подснежники».

3.Загадки Маршака.

4.Домашнее задание для родителей: чтение перед сном «Кошкин дом».

Четверг

Воспитание у детей добрых чувств; формирование нравственных качеств.

1.Чтение «Вот, какой рассеянный».

2.Д/игра «Человек рассеянный».

3.Лабиринт «Кошки – мышки».

4.Речь с движением «Кошкин дом».

5.Конструирование из строительного материала «Новый дом для кошки».

6.Домашнее задание для родителей: подготовить иллюстрации для создания книги по произведениям С. Я. Маршака

Пятница

Развитие коммуникативных способностей детей; развитиеартистических способностей и выразительности речи детей.

1.Чтение произведения «Багаж».

2. Инсценировка произведения «Багаж»

3. Рисование иллюстраций по произведениям

4. Создание книги иллюстраций по произведениям С. Я. Маршака.

  1. этап – заключительный (итоговый):

- оформлениекнижного центрапроизведений С. Я. Маршака;

- выставка портретов «Маршак глазами детей»;

- выставка лепных поделок «Зоопарк»;

- изготовление книги иллюстраций по произведению С. Я. Маршака.

Список литературы:

  1. Маршак С.Я., Собрание сочинений: В 8 т. Т. 1. – М.: удожественная литература, 1968. – С. 5-15.
  2. Владимирова Л.А. «Поэзию я полюбил очень рано…» : [сценарий путешествия по Стране Маршака для детей ] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2007 . – № 9. – С. 4 – 8.
  3. Зархи С. Б. «Я думал, чувствовал, я жил…» : [сценарий литературного вечера о Маршаке для детей ] // Читаем, учимся, играем. – 2007. – № 8. – С. 11 – 21.
  4. Подумай-разгадай : [загадки в стихах к произведениям Маршака] // Отчего и почему. – 2000. – № 3. – С. 18 – 19.
  5. Светикова П. Литературный утренник, посвящённый творчеству С. Я. Маршака / Книги-детям. – М.: Детгиз, 1957. – С. 95 – 129.

C:\Users\UserFix\Desktop\p9p7nvhr0MU.jpg

Приложение№ 1

Развитие общей моторики.

С треском, щелканьем и громом!

Встал огонь над новым домом,

Дети образуют круг, хлопают в ладоши над головой.

Озираются кругом,

Машут красным рукавом.

Ритмично машут руками над головой.

Как увидели грачи

Это пламя с каланчи

Встают на цыпочки, прикладываю правую руку козырьком к глазам.

Затрубили, зазвонили:

-Тили-тили, тили-тили,

Бегут по кругу друг за другом.

Тили-тили, тили-бом!

Загорелся Кошкин дом!

Машут руками, как крыльями.

 

Развитие мелкой моторики.

Где обедал воробей?

Сгибание и разгибание пальцев рук

В зоопарке у зверей.

Ладошки изображают раскрывающуюся пасть.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва, Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена. Погостил у носорога, Отрубей поел немного. Побывал я на пиру У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде У мохнатого медведя.

На каждое название животного загибают по одному пальчику поочередно на левой, затем на правой руке, начиная с большого пальца.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил. {С. Маршак)

Опять изображают раскрывающуюся пасть животного.

 

Дидактические игры

«Волшебный кубик»

Задачи:

  1. Учить детей узнавать изученные ранее произведения С. Я. Маршака по картинке
  2. Развивать умение воспроизводить отрывки произведений по памяти.
  3. Воспитывать уважение к товарищам, умение слушать друг друга и соблюдать очередность.

Описание

Для игры используется кубик, на сторонах которого размещены иллюстрации из произведений С. Я. Маршака. Ребенок бросает кубик, рассматривает картинку, выпавшую на верхней стороне кубика, и выполняет задание воспитателя

-называет произведение, иллюстрация к которому выпала на кубике;

-называет героев произведения, иллюстрация к которому выпала на кубике;

-читает наизусть пару строк из произведения, иллюстрация к которому выпала на кубике.

«Продолжи ряд»

Задачи:

  1. Учить детей последовательно располагать карточки с иллюстрациями к произведению' С Я. Маршака в соответствии с сюжетом.
  2. Развивать умение определять по иллюстрациям, какая часть произведения используется (начато, середина конец).
  3. Воспитывать внимательность, аккуратность, положительное отношение к стихотворным произведениям.

Описание

Воспитатель последовательно выкладывает перед ребенком три иллюстрации к произведению С. Я. Маршака и просит ребенка назвать произведение, к которому они относятся, затем предлагает из оставшихся картинок выбрать в соответствии с сюжетом наиболее подходящую для продолжения ряда. Таким же образом ребенок располагает остальные картинки, пока они не закончатся. Положив последнюю картинку ребенок при желании декламирует фрагмент произведения и определяет, какое место в произведении он занимает (начало, конец, середина).

 «Что лишнее?»

Задачи:

  1. Учить детей выделять нужные строки из произведения
  2. Развивать умение исключать «лишний» предмет.
  3. Воспитывать внимательность, усидчивость, наблюдательность

Описание

Ребенку предлагаются шесть картинок с изображениями предметов (героев) из произведений С. Я. Маршака, пять из которых относятся к одному произведению, а шестая — к другому. Воспитатель просит ребенка найти «лишний» предмет и сказать из какого он произведения. Затем просит назвать произведение, к которому относятся остальные предметы и вспомнить строчки, в которых эти предметы встречаются.

Загадки

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седёлка на носу? (Очки)

Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб (Пила)

Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч)

Держусь я только на ходу,

А если стану, упаду. (Велосипед.)

Угадай произведение по отрывку.

Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки....
Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду (“Вот какой рассеянный”)

Люди спрашивают:
Кто это у вас?
А девочка говорит:
- Это моя дочка.
Люди спрашивают:
- Почему у вашей дочки серые щёчки?
А девочка говорит:
- Она давно не мылась (“Усатый полосатый”)

Дама сдавала в багаж:
Диван,
Саквояж,
Чемодан,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку (“Багаж”)

Под праздник новогодний
Издали мы приказ:
Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас!
В лесу цветёт подснежник,
А не метель метёт,
И тот из вас мятежник,
Кто скажет: не метёт! (“Двенадцать месяцев”)

Бим – бом! Тили – бом!
На дворе - высокий дом.
Ставенки резные,
Окна расписные.
А на лестнице ковер –
Шитый золотом узор.
По узорному ковру
Сходит кошка по утру... (“Кошкин дом”)

Из какого произведения предметы?

Конверт (“Почта”)

Кольцо (“Двенадцать месяцев”)

Собачонка (“Багаж”)

Котёнок (“Усатый полосатый”)

Сковорода (“Вот какой рассеянный”)

Исправь ошибки в названиях произведений

“Детки в зоопарке” - “Детки в клетке”

“Семнадцать месяцев” - “Двенадцать месяцев”

“Откуда стул пришёл?” - “Откуда стол пришёл?”

“Урок грубости” - “Урок вежливости”

“Рассказ об известном герое” - “Рассказ о неизвестном герое”

“Мышкин дом” - “Кошкин дом”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по произведениям С. Я. Маршака для средней группы.

Викторина для совместного досуга с родителями. Можно использовать как закрепление знаний произведений С. Я. Маршака....

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по пожарной тематике: "Чтение стихотворения С.Я.Маршака "Пожар" и беседа по его содержанию"

Конспект занятия содержит  хороший программный материал по ознакомлению с  художественной литературой, а также много занимательного материала....

Конспект НОД "Литературная гостиная по произведениям С. Я. Маршака"

Непосредственная образовательная деятельность с использованием ИКТ. Обобщает знания детей о творчестве С. Я. Маршака...

Презентация к нод "Литературная гостиная по произведениям С.Я. Маршака"

Презентация исползуется в ходе нод по ознакомлению с художественной литературой  "Дитературная гостинная по произвдениям С.Я Маршака....

Физкультурный досуг для детей среднего возраста с элементами театрализации по мотивам сказки С. Я. Маршака "Сказка о том, как тушили Кошкин дом"

Физкультурный досуг для детей среднего возраста   с элементами театрализации  по мотивам сказки С. Я. Маршака....

Конспект литературного досуга, посвящённого творчеству С.Я. Маршака «Маршак для детей»

Конспект литературного досуга, посвящённого творчеству С.Я. Маршака  «Маршак для детей»...