Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса
материал

Аксёнова Людмила Викторовна

Материалы

из опыта работы по планированию, проектированию

образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_aksenova.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы

из опыта работы по планированию, проектированию

образовательного процесса

С 2016 года планирование образовательной деятельности осуществляю вместе с детьми в виде разработки и

реализации тематических проектов (по методике Л.В. Свирской (кандидата педагогических наук, доцента кафедры

педагогики и психологии Новгородского центра развития).

Логика планирования образовательной деятельности:

1. Выявление интересов и потребностей детей (наблюдение за играми, общением; элементарные

социологические опросы; инициирование разговора во время детского совета; опрос родителей и пр. формы;

«вбрасывание» педагогически обусловленной темы).

2. Обсуждение и принятие решения о теме и форме образовательного события (детский совет - дети

принимают участие в обсуждении интересующих их вопросов с воспитателем).

3. Совместное планирование (модель трех вопросов, детский совет с обязательным ведением записей идей

детей).

4. Обсуждение взрослыми ситуации (тема, форма, ресурсы в группе, ДОУ, местном сообществе с

дополнением детских идей идеями взрослых).

5. Ежедневное версионное возвращение к совместно выработанному плану (напоминание темы; анализ

сделанного; презентация новых материалов; индивидуальное планирование – выбор дел и действий).

6. Ежедневное версионное подведение итогов (предъявление детьми и взрослыми результатов своей

деятельности; анализ действий, определение перспектив).

Совместное планирование начинаю с группового сбора. Дети располагаются по кругу на ковре или на стульчиках.

Все равны – каждый часть целого. Утренний круг способствует концентрации сил и внимания у детей перед работой в

центре активности, побуждает детей организовывать собственную деятельность и осознавать свой выбор. Общение в

круге способствует становлению чувства команды и единства в детском сообществе.

На утреннем сборе:

  • дети собираются все вместе, радуются встрече, началу нового дня;
  • играют в разнообразные игры, не требующие крупных движений;
  • обмениваются новостями, задают вопросы;
  • определяют тему работы на неделю;
  • планируют содержание и формы работы по теме, планируют свою работу в центрах активности.

Темы проектов на неделю определяю исходя из интересов и потребностей детей, по их инициативе (что они хотят

узнать, что их интересует). Сначала я веду опрос: «Какую тему вы предлагаете? Кого интересует тема, предложенная

каким - либо ребёнком? Сколько детей из всей группы выбирают данную тему? Сколько детей интересуется этой темой (кто сосчитает)? Какую тему выбрали больше детей? Что мы сможем узнать? Таким образом, дошколята самостоятельно принимают осмысленные решения.

Например, выясняется, что детям очень интересна тема про домашних животных. Спрашиваю у детей, что они знают про куриц, гусей, коров, что хотели бы узнать о них и что нужно сделать, чтобы узнать. (Использую метод трех вопросов). Ответы детей фиксирую в таблице.

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

Корова мычит. (Катя)

У курочки есть цыпленок (Данил)

Кошка любит молоко (Лиза)

У коровы кто малыш? (Егор)

Почему петушок рано встает? (Кирилл)

Зачем козлику рожки? (Вика)

Посмотреть мультфильм

Спросить у мамы

План работы на неделю с 05.02.2024г. по 09.02.2024г. (с детьми раннего возраста)

Объединяющая (рамочная) тема: «Наши маленькие друзья»

Тема недели: «Домашние животные»

Цель: создать условия для ознакомления детей с видами домашних животных, их характерными особенностями; воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

  1. знакомить детей с домашними животными и их детёнышами; развивать интерес к домашним животным; учить отличать животных и их детёнышей друг от друга, по внешним признакам;
  2. обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия животных; учить называть их;
  3. воспитывать бережное отношение к животным.
  4. познакомить детей с характерными особенностями домашних животных и их детёнышей (кот-кошка-котёнок, пёс-собака-щенок, бык-корова-телёнок, козёл-коза-козлёнок, конь-лошадь-жеребёнок и т. д.), чем они питаются, где живут, какую пользу приносят людям;
  5. приобщать родителей и детей к совместному творчеству.

Итоговое событие: Выставка детско- родительских работ «Наши маленькие друзья»

Количество инициатив

Центр игры

Центр книги

Центр творчества

Центр музыки и театра

Содержательная направленность инициатив, имена инициаторов

С/р «Семья»: сюжет: «У нас появился котёнок»» (Л.В.)

Загадывание загадок о домашних животных. (Е.В.)

Рассматривание иллюстраций к сказке «Курочка Ряба» (Лена)

Рассматривание иллюстраций, наборов открыток к темам: «Домашние животные» (Л.В.) Чтение художественной литературы «Ты, собачка, не лай.», молд., пер. И. Токмаковой. (Е.В.)

Предложить раскраски на тему «Птичий двор». (Л.В.)

Д/и «Чья мама?» (Роберт)

Рассматривание картины «Лошадь с жеребенком» (Л.В.)

Рисование «Травка для коровы» (Е.В.)

Музыкальная игра «Вот сидит наш пес Барбос…»

Настольный театр «Репка» (Е.В.)

Центр спорта и здоровья

Центр природы и экспериментирования

Центр Конструирования

Центр речевого развития

Содержательная направленность инициатив, имена инициаторов

Подвижная игра «Лошадки»

Подвижные игры «Воробушки и кот» (Е.В.)

Игровые упражнения (практические действия детей): «Покажи, кто, как ходит» (Л.В.)

Экспериментальная деятельность «У кого какая шубка»

«Уточки плавают»

Полить цветы в группе (Рома)

 «Угадай, какого животного опишу» (Вика)

«Загон для детенышей домашних животных» (Витя)

«Домик для щенка» (Сережа)

Д/и «Чей хвост?» (Ксюша)

Д/и «Назови животное» (Е.В.)

 Д/и «Назови детёныша» (Л.В.)

 Д/и «Кто лишний?» (Л.В.)

Д/и «Кто чем питается?» (Максим)

Комплекс утренней гимнастики на неделю

«Петя-петушок»

Вводная часть

Ходьба стайкой за воспитателем (20 сек)

Бег врассыпную (20 сек)

Ходьба врассыпную (20 сек)

Построение врассыпную

Основная часть

   1.Упражнение «Петушок машет крыльями»

И.П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки за спину.

Руки в стороны, помахать всей рукой и кистью.

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 5 раз. Темп умеренный.

Указания: «Держите спину ровно»

   2.Упражнение «Петушок пьет водичку»

И.П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе.

Наклониться. Вернуться в исходную позицию. Высоко поднять голову.

Повторить 4 раза. Темп умеренный.

Указание: «Хорошо выпрямить спину после наклона».

   3.Упражнение «Петушок клюет зернышки»

И.П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу.

Присесть, постучать пальчиками по полу.

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 4 раза. Темп умеренный.

   4.Упражнение «Петушок радуется»

И.П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе.

2-3 пружинки и 5-6 подпрыгиваний. Дыхание произвольное.

Повторить 2 раза, чередуя с ходьбой на месте.

Заключительная часть

Ходьба в колонне за воспитателем (30 сек).

День

недели

Дата

Непосредственно образовательная

деятельность

Образовательная

деятельность

в режимных моментах

Создание/организация предметно-

пространственной

развивающей

образовательной

среды

Самостоятельная

деятельность детей и

поддержка детской

инициативы

Вовлечение семей в

образовательную

деятельность

Понедельник

Познавательное развитие

Тема: «Зимние забавы»

Музыкальная деятельность

По плану музыкального руководителя

Утро.

Утренняя гимнастика «Петя-петушок»

Беседа «Домашние животные»

Пальчиковая игра «Котята»

Чтение потешек «Петушок», «Серенький козлик»

Прогулка

Наблюдение за кошкой.

Трудовая деятельность: сбор палочек на участке.

П/и «Котята».

Цель: развитие двигательных навыков.

Вечер 

Гимнастика после пробуждения. Закаливающие процедуры.

Инд. работа с Савелием: учить перепрыгивать через предмет.

Чтение В. Сутеев «Кто сказал мяу?»

В центре творчества:

Цветные карандаши, альбомы, пластилин.

В центре игры:  

атрибуты для с/р игры «Семья»: сюжет: «У нас появился котёнок»

В центре книги:

Детская литература по теме.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности, общение и деятельность по интересам.

Предложить карандаши  

для рисования.

Игры с крупным строительным материалом.

Сюжетно ролевые игры: «Семья. Накормим животных»

Консультация для родителей «Дети и домашние животные»

 

Вторник

Речевое развитие

Тема: разучивание стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку»

Физическая культура в помещении:

по плану инструктора по физической культуре

Утро.

Утренняя гимнастика «Петя-петушок»

Беседа: «Домашние питомцы»

П/и: «Кот Васька и мыши»

Физ. минутка «Игра с зайкой».

Просмотр презентации «Как звери готовятся к зиме».

Прогулка 
Наблюдение за собакой.

Вечер.

Гимнастика после пробуждения. Закаливающие процедуры.

Чтение сказки:

«Котенок, который забыл, как надо просить есть» А. Прейсен

Инд. работа с Полиной: учить обводить по шаблону.

В центре творчества: 

Цветные карандаши, альбомы, пластилин

В Центре

театра и музыки:

маски собаки для игры «Вот сидит наш пес Барбос…»

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности, общение и деятельность по интересам.

Самостоятельные игры: «Пирамидка».

Дидактические и настольно – печатные игры.

Папка-передвижка «Дети и домашние животные»

Среда

Художественно-эстетическое развитие (Лепка)

Тема: «Пятнышки для Буренки»

Физическая культура на прогулке: по плану инструктора по физической культуре

Утро.

Утренняя гимнастика «Петя-петушок»

Беседа «Чем питаются домашние животные»

Игра-драматизация: «Репка»

Пальчиковая гимнастика «2 котёнка»

Прогулка 
Наблюдение за облаками

Трудовое поручение собрать игрушки в корзину

Вечер:

Гимнастика после пробуждения. Закаливающие процедуры.

Настольный театр - «Кто сказал мяу»

Инд. работа с Верой: д/и «Найди пару»

В центре творчества: книжки-раскраски, карандаши, пластилин.

В центре конструирования: деревянные кубики

В Центре

театра и музыки:

атрибуты для игры-драматизации

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности, общение и деятельность по интересам.

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

В центре книги: рассматривание иллюстраций «Что любят животные» - художник М. Бондаренко.

Дидактические и настольные игры: «Кто где живёт», «Помоги животным найти свой завтрак»

Игры со строительным материалом: строим «Будку для собачки».

Консультация «Животные у вас дома»

Предложить нарисовать домашнее животное вместе с ребенком.

Четверг

Речевое развитие:

Тема: «Животные и их детеныши».

Двигательная деятельность (в помещении)

по плану инструктора по физической культуре

Утро

Утренняя гимнастика «Петя-петушок»

Беседа: «Какую пользу приносят домашние животные».

Дидактическая игра «Кто что ест?», «Волшебный мешочек».

Инд. работа   с Таисией «Ты покажи, а я угадаю»

Прогулка:  

Наблюдение за вороной.

Трудовая деятельность: почистить дорожку от собрать камешки в ведерко.

П/и «Поросенок»

Игровое упражнение «Кто быстрее добежит до дерева?»

Вечер:

Гимнастика после пробуждения. Закаливающие процедуры.

Чтение Л. Пантелеев. «Как поросенок говорить научился»

Инд. работа с Василисой: д/и «Кто как говорит»

В центре творчества трафареты, раскраски, пластилин, карандаши.

В центре книги 

Дидактические карточки «Птичий двор»

В центре «Спорта и здоровья»  

массажная дорожка, мяч.

 Самостоятельная деятельность детей в центрах активности, общение и деятельность по интересам.

Предложить детям раскраски по теме.

Игры со строительным материалом.

Буклет «Домашние животные – вред или польза?»

Предложить понаблюдать за повадками домашних животных дома.

Пятница

Художественно- эстетическое развитие (рисование)

Тема: «Усы и полоски для котенка».

Музыкальная деятельность: по плану музыкального руководителя

Утро

Утренняя гимнастика «Петя-петушок»

Беседа на тему: «Кто главный во дворе?»

Чтение «Курочка» - Е.Чарушин

Совместная с педагогом деятельность в уголке природы.  

Прогулка 
Наблюдение за деревьями. П/и: по желанию детей.

Вечер:

Д/и «Угадай кто говорит»

Инд. работа с Юрой, пальчиковая игра «Козочка»

В центре книги 

Книги с иллюстрациями про животных

В центре   творчества пластилин, трафареты, карандаши, альбомы.

В центре музыки и театра:

Аудиозаписи голосов животных.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности, общение и деятельность по интересам.

Рассматривание сюжетных картинок в центре книги.

Фотовыставка «Наши маленькие друзья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса.

1. Презентация «Планирование образовательной деятельности в первой младшей группе». 2. Организация тематических недель в первой младшей группе. 3. Особенности проектной деятельности в перв...

Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса.

1. Презентация "Планирование образовательной деятельности в первой младшей группе". 2. Организация тематических недель в первой младшей группе. 3. Особенности проектной деятельности в первой...

Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса

Материалы  из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса.  План работы на неделю с 06.02.2017 по 11.02.2017 (с детьми средней группы)...

Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса

Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса...