картотека кинезиологических упражнений
картотека (старшая группа)

Харисова Елена Николаевна

Составлена по методическим разработкам А. Л. Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников» и рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologiya_metodicheskoe_posobie.docx394.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Комплекс кинезиологических игр и упражнений

для детей дошкольного возраста»

Пояснительнаязаписка

Актуальность

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольногообразовательного учреждения.

Формами такой работы могут стать комплексы кинезиологической и дыхательной гимнастик, точечного массажа, растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж. Они помогут предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизиологическое здоровье детей 4—7 лет и, в целом, обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.

Понятие «кинезиология»имеет не одно значение. Хотя общий смысл един: наука о движении, а точнее Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет и используется во всем мире.

Кинезиология– это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педагогика, логопедия и многие другие. Истоки кинезиологии следует искать почти вовсехизвестных философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так древнекитайская философская система Конфуция (около 2700 года до н. э.) демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Сходные элементы содержала древнеиндийскаяйога, основной целью которой было обретение высших психофизических способностей.

Методологическаяоснова

Методологическую основу данного пособия составляют научно - практические исследования ученых:

  • Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) о связи интеллектуального развития и пальцевой моторики;
  • Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова о влиянии манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Пособие «Комплекс кинезиологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста» было разработано на основе следующего программно- методического обеспечения:
  • Развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика мозга» Пола Деннисона;
  • Учебно-методическое пособие «Кинезиологическая гимнастика против стрессов» В.Ф. Сазонов, Л.П. Кириллова, О.П. Мосунов;
  • Практическое пособие «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» А.Л. Сиротюк. Применение пособия в работе с детьми способствует достижению следующей цели и задач: Цель: Развитие умственных способностей и физического здоровья ребенка, через определённую систему двигательных упражнений. Задачи:
  • Развиватьмежполушарноевзаимодействиемозга;
  • Синхронизироватьработуполушариймозга;
  • Развиватьмелкуюмоторику;
  • Развиватькомпонентыречи;
  • Развиватьвсепсихическиепроцессы.

Системаработы

Данную методическую разработку могут использовать воспитатели, учителя- логопеды, педагоги-психологи, а также родители в работе с детьми.

Оптимальнопроводитьзанятияснебольшойподгруппойдетейилииндивидуально. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Занятия проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку. Занятия, проходящие в ситуациистресса, не имеют своего воздействия. Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы. С каждым днём задания усложняются, объём заданий увеличиваться, наращивается темп выполнения заданий. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 10-15 до 20-35 минут в день.

Заниматься необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексу упражнений – 45-60 дней. Упражнения проводятся согласно перспективного плана. Все движения комплексов гимнастики мозга воздействуют на различные системы управления организмом.

Комплексы упражненийделятсянатриблока:

Первый блок включает упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга (дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек.) Цель: повышение энергетики коры головного мозга. Второй блок включает упражнения, улучшающие возможности приёма и переработки информации движения конечностями перекрёстно- латерального характера. Цель: восстановление нарушенных межполушарных связей и функциональной асимметрии мозга. Третий блок содержит упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности (движения и позы перекрёстного характера). Цель:восстановлениесвязимеждулобнымизатылочнымотделамимозга, установлениебаланса между правым и левым полем человека, снятие эмоционального стресса.

Методыиприемы

  • Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно- двигательного аппарата;
  • Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность;
  • Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизациюорганизма;
  • Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы;
  • Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга;
  • Массаж–воздействуетнабиологическиактивныеточки;
  • Упражнениянарелаксацию –способствуютрасслаблению,снятиюнапряжения.

Кинезиологические упражнения использую как в развивающей деятельности, в качестве динамических пауз (отдыхалочек), так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу.

Присозданиикомплексовсовмещеныдваобучающихпринципа:

-воздействиенасохранныезвеньярегуляциипсихофизиологическихфункций;

-воздействиенанарушенныезвеньярегуляциипсихофизиологическихфункций;

Ожидаемыйрезультат

Данная методическая разработка позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей деятельности его мозга, развить мелкую моторику и психические процессы. Оценка психомоторного развития проводится по шкале Н.И. Озерецкого для детей 4- 6 лет. (Приложение №1)

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Планированиекомплексовкинезиологическихупражнений

    месяцы

Младшая группа \ Средняя группа

Старшая группа \ Подготовительная

Группа

     сентябрь

-Фонарики

-Дом–ежик–замок;

Колечко; -Локотьк колену

     октябрь

  • Солнышко–заборчик–камешки;
  • Фонарики;

-Кулак–ребро–ладонь;

Зайчик–коза– вилка;

     ноябрь

  • Колечко;-Солнышко–заборчик– камешки;
  • Упражнениявперекладывании предмета

-Ухо-нос;

-Упражненияв подбрасывании предмета

Однойрукой;-Зайчик– колечко - цепочка

     декабрь

  • Зайчик–коза–вилки;
  • Ладошка

Солнышко–заборчик– камешки;

  • Колечко

      январь

  • Дом–ежик–замок;
  • Фонарики;
  • Лезгинка;-Зеркальное рисование;
  • Локотькколену

    февраль

-Зайчик–колечко-цепочка;

  • Упражнениявподбрасывании предметов двумя руками;
  • Ладошка
  • Гусь–курица–петух;
  • Ухо-нос;-Дом–ежик– замок;
  • Велосипед

   март

-Солнышко-заборчик–камешки;

-Колечко

Сарай-домструбой– пароход;

  • Флажок–рыбка–лодочка;
  • Зайчик–коза–вилки;

      апрель

Локотьк колену;

-Зайчик–коза-вилка;

Ножницы–собака– лошадка;

  • Зайчик–колечко-цепочка;
  • ладошка;

Май

  • Фонарики;
  • Дом–ежик-замок;

-Зайчик–колечко-цепочка

  • Замок;
  • Кулак–ребро–ладонь;
  • Ухо–нос;
  • Лезгинка

Картотекакинезиологическихупражнений

Составлена по методическим разработкам А. Л. Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников» и рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста (но возможно использование отдельных упражнений и в более младшемвозрасте, а также всей картотеки для детей младшего школьного возраста). Картотека представляет собой карточки с комплексами.

  1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

  1. Кулак - ребро - ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательносменяютдругдруга.Ладоньнаплоскости,сжатаявкулакладонь,ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь).

  1. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитеськмизинцулевой.Послеэтогоодновременносменитеположение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

  1. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

  1. Ухо - нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопнитев ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».

  1. Расправьте пальцы левой руки, слегка нажав точку концентрации внимания, расположеннуювсерединеладони,большим пальцемправойруки.Повторитеэто5раз.

При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении вдох. Потом сделайте тоже самое для правой руки.

1. «Снеговик»


  1. Растяжки

Представьте,чтокаждыйизвастолькочтослепленныйснеговик.Телотвердое,как замерзшийснег.Пришлавесна,пригрелосолнце,иснеговикначалтаять.Сначала“тает”и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. Вконце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

  1. «Дерево»

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните рукивверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

  1. «Тряпичнаякуклаи солдат»

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь сновапокажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор,пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

  1. «Сорвияблоки»

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь нацыпочки, вдохнитеи сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

2.Дыхательныеупражнения

  1. «Свеча»

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

  1. «Дышимносом»

Подыши одной ноздрей, И придет к тебе покой. Исходное положение – о. с. 1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительныйвдох;2-кактольковдохокончен,открытьправуюноздрюделать

тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

  1. «Ныряльщик»

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

  1. «Надуй шарик»

Исходное положение - лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

  1. «Дыхание»

Тихо-тихо мы подышим, Сердце мы свое услышим.

И. п.-о.с.1-медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться

—прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с;                         2 — плавный выдох через нос.

  1. «Губы трубкой»

Чтобы правильно дышать, Нужно воздух нам глотать. И. п. - о. с.

  1. —полный вдох через нос, втягивая  живот;
  2. — губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа;
  3. —сделать глотательное движение, как бы глотая воздух;
  4. — пауза в течение 2-3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно

3.Телесныеупражнения

  1. «Перекрестное марширование»

Любиммымаршировать, Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левойрукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

  1. «Мельница»

Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

  1. «Паровозик»

Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

  1. «Робот»

Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

  1. «Маршировка»

Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.

  1. «Колено– локоть»

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

  1. «Яйцо»

Спрячемся от всех забот, только мама нас найдет. Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.

  1. « Дерево»

Мы растем, растем, растем и до неба достаем. Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево. (10 раз)

  1. «Крюки».

Можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

  1. «Повороты шеи».

Поворачивайте голову медленно из стороны в бок, дышите медленно. Подбородок должен быть опущен как можно ниже. Расслабьте плечи. Поворачивайте головой сначала с открыли глазами, потом с закрытыми.

4.Упражнениянарелаксацию

  1. «Дирижер»

Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка).

Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

  1. «Путешествиенаоблаке»

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохнитеивыдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

  1. Релаксация«Ковер-самолет»

Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет. Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают…Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдохи выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

5.Упражнениядляразвитиямелкоймоторики

  1. «Домик»

Мы построим крепкий дом, Житьвсевместебудемвнем.

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев. (10 раз)

  1. «Ладошка»

Ссилойналадошкудавим, Сильнойстать ее заставим.

Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки. (10 раз)

  1. «Лезгинка»

Любимручкамииграть И лезгинку танцевать.

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.

  1. «Ухо-нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять их положение.

  1. «Симметричныерисунки»

Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучшескруглогопредмета:яблоко,арбузит.д.Главное,чтобыребеноксмотрелвовремя "рисования" на свою руку).

  1. «Зеркальное рисование»

Рисовать на листе бумаги одновременно обеими руками зеркально- симметричные рисунки, буквы.

  1. «Кулак-ребро-ладонь»

Ладонь,сжатаявкулак,ладоньребромнастоле,распрямленнаяладоньнастоле.

Выполняетсясначалаправойрукой,затем -левой,потом–двумярукамивместе.

  1. «Ожерелье»

Ожерельемысоставим,

Маме мы его подарим.

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

6.Глазодвигательныеупражнения

  1. «Взглядвлевовверх»

Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

  1. «Горизонтальная восьмерка»

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

  1. «Слон»

Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

  1. «Глаз– путешественник»

Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.

  1. «Глазки»

Чтобы зоркость не терять, Нужно глазками вращать.

Вращать глазами по кругу по2-3секунды.(6раз)

  1. «Глазки»

Зорче глазки чтоб глядели, разотрем их поскорее.

Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.(1 мин.)

  1. «Глазки»

Нарисуем большой круг И осмотрим все вокруг.

Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу(из стороны в сторону).

  1. «Глазки»

Чтобы зоркими нам стать, Нужно на глаза нажать.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.

Комплексупражнений,пальчиковыхгимнастик с элементами кинезиологии

ЗаданияподбираютсявзависимостиотцелиитемыНОД

  1. «Ласковое солнышко»

Набежалинанеботемныетучкиизакрылисолнышко. Сразу стало холодно.

Замерзаютпальчики,руки,ноги. Мы стали как льдинки.

Новотиз-затучкипоказалсясолнечныйлуч.

Онпогладилнаспоносику, пощечкам.

И они согрелись. И вдруг выглянуло все солнце. Онобылобольшое,желтоеиочень-оченьтеплое. Солнышко растопило все льдинки.

Онообогрелонас,каждыйнашпальчиксталтеплым. Согрелись и стали теплыми руки.

Согрелисьисталитеплыминоги. Потеплели плечи, грудка, живот.

Мысталиспокойными,добрыми,ласковыми,каксолнышко. Мы успокаиваемся, дышим ровно, глубоко. Вдох — выдох. Мы теперь спокойные. Руки и ноги нас слушаются.

Мыможемуправлятьсобой.

Солнышкопощекоталонас,имыулыбнулись,открылиглаза,потянулись. Повернулись на бок. Встали.

  1. «Осень»

Осень,осень,(тремладошкидругодруга) Приходи! (зажимаем кулаки по очереди) Осень,осень,(тремладошкидругодруга) Погляди! (ладони на щеки)

Листьяжелтыекружатся,(плавноедвижениеладонями) Тихо на землю ложатся. (ладони гладят по коленям)

Солнце нас уже не греет, (сжимаем и разжимаем кулаки по очереди) Ветердуетвсесильнее,(синхроннонаклоняемрукивразныестороны) К югу полетели птицы, («птица» из двух скрещенных рук)

Дождик к нам в окно стучится.(барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони)

Шапки,курткинадеваем(имитируем) И ботинки обуваем (топаем ногами)

Знаеммесяцы:(ладонистучатпоколеням)

Сентябрь,иОктябрь,иНоябрь.(кулак,ребро,ладонь)

  1. «Грибы да ягоды»

Явлесунашелгрибок.

Ясорватьегонесмог:(ладоньоднойрукилежитнакулакедругой(меняем) Дождь грибочек поливал, (пальцы ласково глядят по щекам)

Игрибочекподрастал,(рукисцепляемпальцами,постепенноувеличиваякругназываем грибы)

Ягодкарославлесу.

Ядомойеенесу.(кулакоднойрукилежитналадонидругой(меняем) Солнце ягодку согрело, (пальцы ласково гладят по щекам)

Нашаягодкапоспела.(делаемкруги,соединяяпоочередивсепальцысбольшим, одновременно на двух руках) - называем ягоды

  1. «Урожай»

Овощирастутнагрядке.(скреститьпальцынаруках,поочередиподнимать пальцы)

Картофель,помидор,морковь,(кулак,ребро,ладонь) Мы себя похвалим вновь. (гладим себя по груди)

  1. «Зима»

Пришлазима,(тремладошкидругодруга)

Принесламороз.(пальцамимассажируемплечи,предплечья) Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)

Замерзаетнос.(ладошкоймассажируемкончикноса) Снег, (плавные движения ладонями)

Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно) Гололед.(ладонишоркаютпоколенямразнонаправлено)

Всенаулицу—вперед!(однаруканаколениладонью,втораярукасогнутав локте, кулак (меняем)

Теплыештанынаденем,(ладонямипроводимпоногам)

Шапку,шубу, валенки.(ладонямипроводимпоголове,порукам,топаем ногами)

Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями одной руки вокруг другойладони)

Изавяжемшарфики.(ладониприкладываемдругнадругакоснованиюшеи) Зимний месяц называй! (ладони стучат по коленям)

Декабрь,Январь,Февраль. (кулак,ребро, ладонь)

  1. Пальчиковаягимнастика«Новыйгод»

НаступаетНовыйгод!(хлопаемвладоши)

Детиводятхоровод.(кистисцепленыпальцами,рукивытянуты,кистивнутрь- наружу)

Висятнаелкешарики,(поочередносоединяемпальцынадвухруках,образуяшар) Светятся фонарики. (фонарики)

Вотсверкаютльдинки,(сжиматьирезкоразжиматькулакипоочереди) Кружатся снежинки. (легко и плавно двигать кистями)

ВгостидедМорозидет,(пальцышагаютпоколенямилипополу) Всем подарки он несет. (трем друг об друга ладони)

Чтоб подарки посчитать, Будем пальцы загибать: (хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем)

1,2,3, 4,5, б,7, 8,9,1О. (поочереди массажируемкаждый палец)

  1. «Найдиживотных»

Мытихоньковлесзайдем.(пальцышагаютпостолу (коленям)

Чтожемыувидимвнем?(одналадоньзакрываетглаз,вторая— ухо (меняем)

Тамдеревьяподрастают,

К солнцу ветки направляют. (одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот)

Тики-ти,тики-ти,(дваразаударяемребромладонейпоколеням,двараза— кулаками)

Животных мыхотимнайти.(одна рука— ребро,втораярука— кулак(инаоборот)

-детипоочерединазываютдикихживотных

Подеревнемышагаем, (пальцышагаютпостолу (коленям)

Видимбудкиисараи.(одналадоньзакрываетглаз,вторая—ухо(меняем)

Тики-ти,тики-ти,(дваразаударяемребромладонейпоколеням,двараза— кулаками)

Животных мыхотим найти. (однарука—ребро, втораярука—кулак(инаоборот)

-детипоочерединазываютдомашнихживотных

Вжарких странахоказались,(пальцышагаютпостолу (коленям)

Оченьдолгоудивлялись(одналадоньзакрываетглаз,вторая—ухо(меняем)

Тики-ти,тики-ти,(дваразаударяемребромладонейпоколеням,двараза— кулаками)

Животных мыхотим найти. (однарука—ребро, втораярука—кулак(инаоборот)

-детипоочерединазываютживотныхжаркихстран.

  1. Пальчиковаягимнастика «Путешествие»

Тук-тук-тук,Тук-тук-тук.

Нашиушкислышатстук.(возлеухакаждыйпалецстучитобольшой3раза) Вот ладошечки шуршат, (потирание ладоней друг о друга)

Нашипальчикитрещат.(потираниекулачковдругодруга) Теперь в ладоши громко бей, (хлопки)

Атеперьтыихсогрей.(ладонина щеки)

Кпутешествиюготовы?(кулакинаколенях) Да! (руки вверх, ладони раскрыть)

Впутьотправимсямыснова:(вращательныедвижениякистями) Сядем мы на самолет

Иотправимсявполет.(рукивстороны,ладонинапряжены) Мы теперь на корабле,

Наскачаетнаволне.(ладонилодочкой,однавверх,втораявниз) Едет поезд, (ребром ладони двигаем по коленям или по столу) Колеса стучат. (кулачки стучат по коленям или по столу)

Споездамноговеселыхребят(зверят).(подушечкамипальцевпоочередно нажимаем на колени или на стол)

Перечислитьименадетей(зверей).(Детиповторяютихлопаютладонямипоколеням или по столу).

  1. «Гдевы, рыбки?»

Рыбки,рыбки,гдевы,где? Рыбки плавают в воде.

Выплывете,рыбки,сами? Машете вы плавниками.

Чтоблестит,какжаргоря? На вашем теле чешуя.

Рыбки,рыбки,вынеспите. Вы плывите! Вы плывите!

Дети договаривают последние слова двустишья. Потом изображают плавающих рыб. По сигналy взрослого замирают, приняв определенную позу, которая заранее оговаривается.

Рыбка— присесть.

Ночь—закрываютглаза,двесложенныерукивперед. Червячок — руки, сложенные вместе, вверх.

  1. «Букетцветов»

Посадили зернышко, (ведущий кладет в ладони всем детям «зернышко») Выглянуло солнышко.

Солнышко,свети—свети!(кистисжимаемиразжимаемпоочереди) Зернышко, расти — расти! (ладони вместе, руки двигаются вверх)

Появляютсялисточки,(ладонисоединить,пальцыпоочередисоединяютсяс большим пальцем на двух руках одновременно)

Распускаютсяцветочки.(кистисжимаемиразжимаемпоочереди)

  1. «Массажладоней»

Ежик колет нам ладошки, Поиграемснимнемножко.

Если будем с ним играть — Ручки будем развивать. Ловкимистанутпальчики,Умными—девочки,мальчики. Ежик нам ладошки колет, Руки нам готовит к школе.

  1. «Гусеница»

Шлагусеницаподорожке. У нее в ботинках ножки.

Ротик,нос,аглаза—два,

 И большая голова.

Желтый,зеленый,красный,синий,

Сулыбкойтывсегдакрасивый!(походутекстапальцемобводитьконтур гусеницы)

  1. «Чики-чи,чики-чи»

Ктожеэтотакстучит?(леваяладоньнакрываетправыйкулакинаоборот)

Крепкоглазкизакрываем,(детизакрываютглазаладонями)

Ктоэтостучит—узнаем.(ведущийкладетпередкем-тобубен(барабан,молоточек)

Ведущийотстукиваетритм,ребенок повторяет.

  1. «Магазинодежд»

Открываеммагазин,(соединитьладони,круговыедвижениявпротивоположные стороны)

Протираем пыль с витрин. ( ладонь 1 руки массажирует тыльную сторону другойи наоборот)

В магазин заходят люди, (подушечки 4 пальцев одной руки двигаются по тыльной стороне другой)

Продавать одежду будем (костяшки сжатых в кулак пальцев двигать вверх- вниз по ладони другой руки) - дети называют различную одежду

Магазинтеперьзакроем,(фалангисжатыхвкулакпальцеввращатьпоцентру другой ладони)

Каждыйпальчикмыпомоем(массажкаждогопальцамеждуфалангами указательного и среднего пальцев другой руки)

Потрудились мы на «пять» — (потираем ладони) Пальцымогутотдыхать(поглаживаемкаждыйпалец)

  1. «Нашипальчики»

Понемножкуполадошке

Нашипальчикиидут,(пальцыоднойрукилегкостучатполадонидругой) Серединку на ладошке

Нашипальчикинайдут(тожедругойрукой) Чтоб внимательнее стать,

Нужноточкунажимать(нажиматьнацентрладонипальцемдругойруки (поменять руки)

Помассировать по кругу,(круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой (поменять руки)

Атеперьрасслабитьруку(легкопошевелитьпальцами) Давим, (крепко сжать кулаки)

Тянем,(напряженновытянутьпальцы) Отдыхаем (расслабить кисть)

Мывнимательнымистанем(скреститьрукинагруди)

  1. «Внимательныймишка»

Пополянкемишкашел(пальцыоднойрукишагаютполадонидругой)

Ивбочонкемеднашел(царапающиедвиженияпальцеводнойрукиполадони другой)

Лапкоймедондоставал,(надавливаниенацентрладониуказательнымпальцем другой)

Язычкомеголизал(круговыедвиженияуказательнымпальцемпоцентруладони

др.)


Нетумеда!(крепкозажатькулаки)

Гдежемед?(выпрямитьнапряженныепальцы)

Ищетмишка—ненайдет (ладонинащеках,качаем головой)

HyжнoобязательноМишкебытьвнимательным(указательнымипальцами обеих рук стучим по коленям в ритме фразы)

  1. «Пальчики»

Еслипальчикигрустят –

Добротыонихотят.(пальцыплотноприжимаемк ладони)

Еслипальчикизаплачут–

Ихобиделкто-тозначит.(трясем кистями)

Нашипальцыпожалеем–

Добротойсвоейсогреем. («моем»руки,дышимнаних)

Ксебеладошкимыприжмем,(поочередно,1вверху,1внизу.) Гладить ласково начнем. (гладим ладонь другой ладонью) Пусть обнимутся ладошки,

Поиграютпустьнемножко.(скреститьпальцы,ладони прижать)

Пальцыдвухрукбыстролегкостучат Каждый пальчик нужно взять

Ипокрепчеобнимать.(каждыйпалецзажимаемв кулачке)

  1. Упражнениедляразвитияпамяти

Открывайся,третий глаз,

Научискореенас. (массажируемточкунапереносице)

Лучшестанетнаша память.

Выпроверьтеэтосами.(массажируемточкина висках)

Предлагаетсянесколькословилицифр,детиповторяют.

  1. Точечныймассаж

Наполянкестоит дом.

Вэтомдоме умныйгном.(массажируемточкумеждубровей)

Онвокошечкиглядит,

Чтоувидит—говорит.(массажируемточкина висках)

Упражнениепередпсихомышечнымрасслаблением

  1. «Транспорт»

Ужекруг,ширекруг.Видимруки.Нетурук. Упражненье начинаем,

Рукивышеподнимаем.

Кулачкизажали.Тихопосчитали:1,2,3,4,5. Ручки могут отдыхать.

Улыбнулись,рассердились,Оченьсильноудивились. Оказались за рулем —Мы машину вдаль ведем.

Крепкорульдержали. Ехали—устали.

Улыбнулись,рассердились,Оченьсильноудивились. На корабль мы попали,Волны сильно нас качали.

Чтобслучайнонеупасть,Ногинужнонапрягать.1,2,3,4,5. Ноги могут отдыхать.

Улыбнулись,рассердились,Оченьсильноудивились. Вот мы на велосипеде Едем, едем, едем, едем.

Всепроехали дороги,

Отдыхаютнашиноги.Улыбнулись,рассердились, Очень сильно удивились.

Набежала черная туча —Мы глаза зажмурим лучше. Все лицо мы напрягаем, Теперь спокойно отдыхаем. Улыбнулись, рассердились, Очень сильно удивились. Дождьпошелисильныйветер—Задрожалинашидети. Все наше тело в напряженье,

Оченьтруднобездвиженья.1,2,3,4,5.Теперьмыможемотдыхать. Всем, конечно, очень нравится, лечь, глаза закрыть, расслабиться.

  1. «Цветныекраски»

ВотсейчасзакроемглазкиИокажемсямыв сказке.

Воднойкрасивойяркойкоробочкежили-былиразноцветныекрасочки.

Надоелоимвтеснойкоробке,ирешилионимирпосмотретьираскраситьего вразныецвета.Ивоткоробочкаоткрылась,икрасочкивзялисьзадело,стали рисовать: Желтое солнце, Синий мячик, Красный помидор, Зеленый лист.

Краскистарались,рисовали,чтобыпорадоватьвсехвокруг.Так здорово

делать что-то приятное для других: дарить улыбки, тепло, делать подарки, помогатькому-то.Дажемаленькиекрасочкизналиэто,аужедети,конечно, помнят,чтооченьважнобытьдобрым,ласковым,щедрым.Нашидетисами добрые и ласковые. Они помнят об этом и обязательно расскажут другим.

Приложение1

Шкалаоценкипсихомоторногоразвития Н. И. Озерецкого [3, С.140]

Тестдлядетейввозрасте4года

Задание №1. Стояние в течение 15 секунд с закрытыми глазами; руки вытянутыпошвам,ногипоставленытакимобразом,чтобыносоклевойноги тесно примыкал к пятке правой ноги; стопы должны быть расположены по прямой линии.

Задание№2.Касаниесзакрытымигазамикончиканосауказательным пальцем правой и левой рукой (по очереди).

Задание№3.Подпрыгивание.Одновременноотделяютсяотземлиобе ноги, слегка согнутые в коленных суставах. Высота, на которую подпрыгивает ребенок, не учитывается.

Тестсчитаетсяневыполненным,еслиребенокнеумеетсразуотделить

Отземлиобеноги,становятсяприподпрыгиваниинапятки,аненаноскиив течение 5 секунд делает меньше 7 подпрыгиваний. При неудаче допускается повторение теста.

Задание№4.укладываниемонетвкоробку.Небольшуюкартонную коробку ставят перед ребенком на таком расстоянии, чтобы он, сидя, свободно мог дотянуться до нее полусогнутой в локте правой рукой.

Параллельно ближайшей к ребенку стенке коробки (передняя стенка), отступаяотнеена5см,раскладываютвряд20монет(диаметрмонеты2см). По звуковому сигналу ребенок максимально быстро должен укладывать в коробкупо одной монете. Выбор, с какого конца начать укладывание монет, предоставляется испытуемому. В коробке монеты могут быть сложены в

беспорядке, одна на другой; следят лишь за тем, чтобы ребенок, подняв монету, клал, а не бросал ее в коробку. Тест ограничивается временем в 25 секундисчитаетсяневыполненным,еслипоистеченииуказанноговремени осталась неуложенной хотя бы одна монета. При неудаче допускается повторение теста, но не более двух раз. Левши выполняют этот тест левой рукой.

Задание №5. Ребенкупредлагается в течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги, размер которыхпредоставляетсянаегоусмотрение,нодолженбытьодинаковымдля обеих рук. Правой рукой круги описываются по направлению часовой стрелки, левой рукой –в обратном направлении.

Тест считается невыполненным, если ребенок вращал руки только в одномнаправлении,описывалкругинеправильнойформыилиодинкруг меньше другого. При неудаче тест повторяется, но не больше трех раз.

Задание№6.Экспериментаторподаетребенкурукуипроситкрепко пожать ее сначала правой, потом левой рукой, а затем обеими руками. Во

времярукопожатияследитзатем,чтобыребенокнепривлеккучастию

другиегруппымышц(сжалвкулакдругуюруку,перекосиллицо,наморщил лоб, раскрыл рот, плотно сжал губы и т. д.). При наличии излишних

движенийтестсчитается невыполненным.

Тестдля детейввозрасте5лет

Задание№1. Стояниевтечение10секунднапальцахног(на

цыпочках) с открытыми глазами. Ребенок приподнимается на пальцах ног (становятсянацыпочки),рукивытянутыпошвам.Ногиплотносжаты,пятки и носки сомкнуты.

Тестчитаетсяневыполненным,еслиребеноксошелспервоначальной позиции, прикоснулся пятками к полу. Шатание. Балансирование,

приподнимание и опускание на пальцах ног не считаются неудачей, но обязательнодолжныбытьотмеченывпротоколезнакомминус.Принеудаче допускается повторение теста, но не более трех раз.

Задание №2. Ребенку дают квадратный листок (размером 5х5 см) папиросной бумаги и предлагают максимально быстро при помощипальцев правойрукискататьеговшарик;помогатьвовремяработыдругойрукойне разрешается. Задание проделывается при положении руки на весу.

После 15-секундного перерыва предлагают скатать шарик другой рукой.Тестограниченповремени:неболее15секунддляправойруки,не более 20 секунд –для левой. (Для левшей цифры обратные.)

Тестсчитаетсяневыполненным,еслибудетпотраченоболееуказанного времени и если шарики будут недостаточно компактно свернуты. Тест оценивается баллом, если задание выполнено для обеих рук; при выполнении задания для одной руки ставиться  балла; в протоколе не указывается, какой рукой выполнено задание. При неудаче допускается повторение теста, но не

Болеедвухраздлякаждойруки.

Задание№3.прыжкисоткрытымиглазамипопеременнонаправойи левой ногах. Общее расстояние –5 м.

Ребеноксгибаетподпрямымугломногувколенномсуставе,рукина

бедрах. По звуковомусигналуон начинает прыгать. Допрыгав до заранее указанногоместа,опускаетподогнутуюногу;послеперерыва,равного30 секундам, прыгает на другой ноге. Скорость не учитывается.

Тестсчитаетсяневыполненным,еслииспытуемыйболеечемна50см отклонился от прямой линии, коснулся пола подогнутой ногой или размахивал руками. Тест оценивается баллом, если задание выполнено для обеих ног; при выполнении задания для одной ноги ставиться . балла; в протоколе указывается, какой ногой было выполнено задание. При неудаче допускается повторение теста, но не более двух раз для каждой ноги.

Задание№4.Наматываниениткинакатушку.Ребеноклевойрукой держит за один конец катушку, с которой отмотана нитка длиной 2 м; указательным и большим пальцами правой руки он берет нитку и по звуковому сигналу, делая правой рукой круговые движения, начинает с

максимальнойскоростью наматыватьниткунакатушку.Дляиспытаниялевой руки конец катушки удерживается правой рукой. Во время испытания следят за тем, чтобы рука, в которой зажата катушка, оставалась неподвижной и не

делалавращательныхдвижений.Приналичиитакихдвиженийпрерывают испытание, чтобы повторить снова, ноне более трех раз для каждой руки.

Тест ограничивается по времени и считается невыполненным, если ребенокпотратилнавыполнениезаданияболее15секунддляправойрукии

более20секунддлялевой.(Длялевшейцифрыобратные.)Тестоценивается балом, если задание выполнено для обеих рук; при выполнении задания для одной руки ставится . балла; в протоколе указывается, какой рукой было выполнено задание.

Задание №5. ребенка сажают за стол. Напротив него кладется раскрытая спичечная коробка (на расстоянии, удобном для того, чтобы ее можнобылолегкодостатьполусогнутойвлоктерукой).Справаислевапо бокамкоробки(нарасстоянии,равномдлинеспички)расположенотеснов ряд (вертикально) по 10 спичек с каждой стороны. Ребенкупредлагают по

звуковомусигналуначать укладываниеспичеквкоробку,длячегоондолжен большими указательнымипальцамиобеих рукодновременнобратьскаждой стороныпоспичкеиодновременножекластьихвкоробку.Первыми берутся спички, ближайшие к стенке коробки. Втечение 20 секунд с каждой стороны должно быть уложено не менее чем 5 спичек; если уложено меньшее, хотя и одинаковое с обеих сторон, количество спичек, рекомендуется повторить тест; вторичное аналогичное выполнение задания расценивается минусом.

Тест считается невыполненным, если ребенок производил движения Несинхронно(хотя бы и было уложено равное количество спичек с обеих сторон). В протоколе отмечается числителем количество спичек, оставшихся справа, знаменателем –количество спичек слева; при правильномвыполнениитестадробьравнаединице.Принеудачедопускаетсяповторение теста не более двух раз.

Задание №6. предлагают ребенкуоскалить зубы. Следят за тем, чтобы небылолишнихдвижений(наморщиваниякрыльевноса,наморщиваниялба, поднимания бровей кверху), при наличии которых тест считается невыполненным.

Тестдля детейввозрасте6лет

Задание №1. Стояние с открытыми глазами в течение 10 секунд (попеременнонаправойилевойногах).Поднятаяногадолжнабытьсогнута под прямым углом в коленном суставе; поднятое бедро –параллельно

другому.Слегкаотведено,рукивытянутыпошвам.Приопусканииподнятой ноги необходимо предложить ребенку немедленно выровнять ногу до прямого угла.

После30секундперерыватожесамоеиспытаниепроделываетсядля другой ноги.

Тест считается невыполненным, если ребенок после троекратного напоминаниявсежеопустилподнятуюногу;еслиребенокхотябыодинраз коснулся полаподнятой ногой, сошелсместа, подпрыгивал,поднимался на пальцахноги,балансировал.Полныйбаллставитьсязавыполнениезадания для обеих ног; при неустойчивости на одной ноге ставиться . балла; в протоколе отмечается, какая нога была более устойчивой. При неудаче

Допускаетсяповторениетеста,нонеболеедвухраздлякаждой ноги.

Задание №2. Попадание мячом в цель на расстоянии 1,5 м. На уровне груди ребенка подвешивают квадратную доску (25х25 см). Ребенку дают в правую руку мяч (диаметром 8 см) и предлагают, кинув его с развернутого плеча(а не броском снизу), попасть в цель. При бросании правой рукой испытуемыйдолженвыставитьвпередлевуюногуинаоборот;стойкапятки вместе, носки врозьпри выполнении этого теста не допускается.

Тестсчитаетсявыполненным,еслиприметанииправойрукойребенок попадает в цель два раза, и при метании левой рукой –1 раз (мальчики изтрех бросков, девочки –из 4-х), причем безразлично, будет это центр или карай доски. Тест оценивается баллом, если задание выполнено для обеих

рук;привыполнениизаданиядляоднойрукиставиться.балла;впротоколе указывается, какой рукой было выполнено задание. Тест при неудаче повторяется.

Задание№3.Прыганиесместачерезверевку,натянутуюнавысоте20 см от пола.

При прыжке необходимо сгибать обе ноги в коленных суставах и одновременноотделятьихотпола(перепрыгивание,анеперешагивание).Из трех попыток ребенок должен два раза перепрыгнуть, не задев веревки. Если он перепрыгнул, не задев веревки, но при этом упал или коснулся руками пола.

Тестсчитаетсяневыполненным.Впротоколеотмечается,встал испытуемый на носки или на пятки.

Воизбежаниеушибовфиксируетсятолькоодинконецверевки,другой конец прижимается нетяжелым предметом, чтобы при задевании веревка свободно падала.

Задание№4.Начертаниевертикальныхлиний.Ребенкасажаютзастол и кладут перед ним лист белой линованной по одной линейке бумаги. В правуюруку,лежащую совершенносвободно(опираетсяналокоть),ребенок берет карандаш. По звуковому сигналу он должен начать с наибольшей

быстротой чертить карандашом между двумя линейками вертикальные линии. Промежутки между двумя вертикальными линиями могут быть неодинаковыми, но они не должны выходить за пределы двух смежных горизонтальных линий.По истечении 10 секунд дается звуковой сигнал о прекращенииработы.После30-секундногоперерыватожесамоеребенок делает левой рукой.

Тестсчитаетсяневыполненным,еслииспытуемыйвтечение15 секунд

начертилменьше20линийправойрукойименьше12–левой.(Длялевшей–цифры обратные). Линии, выходящие за горизонтальные линейки или не

доходящиедонихбольшечемна3мм,неподсчитываются.Тестоценивается баллом, если задание выполнено для обеих конечностей; при выполнении

задания для одной руки ставится 0,5 балла. В протоколе указывается, для какой руки выполнено задание, а также отмечаются изменения скорости начертания.Принеудачедопускаетсяповторениетеста,нонеболее2раздля каждой руки.

Задание№5. Ребенокв удобном ему темпеходитпокомнате.

Одновременно с ходьбой он должен взяв катушку в левую руку, сматывать с нее ниткуи наматывать ее на указательный палец правой руки. По истечении 15 секунд дается сигнал о прекращении работы. После чего через 10-15 секунд ребенку предлагают снова начать маршировать, взяв катушку в правую руку и наматывая нитку на левый указательный палец. Через 15 секунд дается сигнало прекращении работы. Тест считается невыполненным, если испытуемый во время маршировки более трех раз менял темп или проделывал движения разновременно; останавливался и тогда сматывалнитку или маршировал, а нитку не сматывал. Если задание выполнено частично (для одной руки), то тест считается невыполненным и оценивается минусом;впротоколедолжнобытьуказанодлякакойрукисматываниенитки и маршировка были одновременными. При неудаче возможно повторение теста, но не более 2 раз.

Задание №6. Ребенку предлагают, взяв в руки резиновый молоток, несколькоразсильноударитьимпостолу;заданиевыполняетсясначаладля правой руки, потом для левой. Следят за тем, чтобы не было излишних

движений(оскаливаниязубов,наморщиваниялба,сжиманиягубит.п.),при

наличии которых тест считается невыполненным. При частичном выполнении(дляоднойруки)тестоцениваетсяминусом.Принеудаче возможно повторение теста, но не более 2 раз.

Оценка результатов

Уточнив дату рождения ребенка, испытание начинают с тестов еговозраста,причемпервыемесяцыдошести,превышающиецелоеколичество

лет,всчетприопределенииколичествалетнеидут;начинаяспервых шести месяцев,прибавляютквозрастуиспытуемоголишнийгод.Например,8лет4 месяца считаются за 8 лет, 8 лет 6 месяцев –за 9 лет; испытание в первом случае начинают с тестов, предназначенных для детей восьмилетнего возраста, во втором –девятилетнего.

Испытуемыйдолженвыполнитьвсезадачисвоеговозраста;результат выполнения теста оценивается баллом (правильное исполнение) или

минусом(неправильное выполнение), за исключением тех тестов, в которыхзаданиекасаетсяверхнихилинижнихконечностей,гдеполныйбалл ставитсятольковтехслучаях,еслииспытуемыйвыполнилзаданиедляобеих конечностей. В случаях, когда задание выполнено частично (одна правая или одна левая конечность), ставится . балла.

Приневыполнениииспытуемымхотябыодноготестасвоеговозраста переходят к тестам более младшего возраста и так постепенно пускаются по шкале до тестов возраста, при решении которых испытуемый выполняет все задания. После этого переходят к тестам более старшего возраста,

поднимаясь вверх по шкале до тех пор,пока испытуемый на одной из возрастныхступенейшкалынедаствехминусов.Тест,оцениваемый.

балла,считаетсявыполненным,есливоднойвозрастнойступениоценка. балла встречается два раза, то, несмотря на выполнение всех тестов для

даннойвозрастнойступени,следуетпереходитьктестамнижеследующей возрастной ступени, предлагая в таких случаях тесты лишь на невыполненные компоненты движения.

При подсчете результатов за основу берется тот год по шкале, на котором испытуемый выполняет все задания. К этому году прибавляется суммабаллов,полученныхпривыполнениитестовдлядругихвозрастных ступеней. Каждый балл равен двум месяцам, 0,5 балла –одному месяцу.

Регистрациярезультатовобследованияосуществляетсяпосхеме:

Фамилияиимяиспытуемого Возраст

Датаисследования Диагноз

Ф.И.О. исследователя

Тестыдлявозраста

Номертеста

Отметки

исследователя

Результат

Выполнениятеста

Пробанапальцевыйгнозисипраксис

Ребенкупредлагается,неглядянасвоюруку,вследзаэкспериментатором, воспроизводить различные позы пальцев:

всепальцывыпрямленыисомкнуты,ладоньповернутавперед.

1-йпалецподнятвверх,остальныесобраныв кулак.

указательныйпалецвыпрямлен,остальныесобранывкулак.

2-й,3-йпальцырасположеныввидебуквы Х

2-й,5-йпальцывыпрямлены,остальныесобраныв кулак

2-й,3-йпальцыскрещены,остальныесобраныв кулак.

2-й,3-йпальцывыпрямленыирасположеныввидебуквыV,а1-й,4-й,5-й собраны в кулак («зайчик»).

1-й,2-йпальцысоединеныкольцом,остальныевыпрямлены.

Оцениваетсяположениекаждойпозывштрафныхбаллах:

  • Позаневыполнена–1балл;
  • Позавоспроизведенанеточно–0,5балла
  • Замедленноевоспроизведениепозы(поискнужныхдвижений)–1балл;
  • Поискнужныхдвиженийпродолжаетсяот10до30секунд–2балла;
  • Поискнужныхдвиженийпродолжаетсяболее30секунд–3балла.

Выполнениеэтоготеставзначительнойстепенизависитоткинестетическогоанализатора и «схемы тела».

Приложение2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры и упражнения»УПРАЖНЕНИЯ—РАЗМИНКИ

«Зоопарк» (5 мин.)Каждый из членов группы должен представить себя каким-либо животным, а затем гулять в воображаемом вольере, стараясь подражать повадкам данного зверя.«Бабушка из Бразилии» (5 мин.)Вс...

Система рекомендаций по проведению мимических упражнений, комплекс упражнений

Первичным в онтогенезе является язык эмоции. С разви­тием речи ведущую роль в передаче информации начинают играть слова, однако язык эмоций сохраняется, являясь спе­цифическим компонентом коммун...

Упражнения для глаз. Примерное планирование разучивания упражнений для глаз для детей старшего дошкольного возраста.

     Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение с его круглосуточными детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные те...

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепка Тема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепкаТема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций у детей с выраженной интелектуальной недостаточностьюПодготовила: Воспитатель Детского дома ...

Понятие «Физическое упражнение». Значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников. Влияние физических упражнений на укрепление детского организма.

Понятие «Физическое упражнение».Значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников.Влияние физических упражнений на укрепление детского организма....

Страничка для родителей «Опять расклеился» Игры и игровые упражнения - с родителями Дыхательная гимнастика - тренировка носового дыхания Релаксационные упражнения - упражнения для непосед

Страничка для родителей   «Опять расклеился» Игры и игровые упражнения - с родителями  Дыхательная гимнастика - тренировка носового дыхания Релаксационные упражнения - упражнения...