Доклад
учебно-методический материал

Хараева Альмина Арслановна

Доклад на тему: "ИДЕИ К.Д.УШИНСКОГО В ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Баир»

Доклад на тему:

«ИДЕИ К.Д.УШИНСКОГО В ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Воспитатель: Хараева А.А.

п.Комсомольский 2023г.

Константин Дмитриевич Ушинский известен во всем мире в первую очередь ,как российский педагог- практик, основоположник педагогики.

Ушинский дал ценные указания по улучшению воспитательной работы детских садов, во время пребывания детей в детском саду не надо переутомлять их "сидячими занятиями" и формально систематизированными дидактическими играми, надо давать им больше свободного времени для самостоятельной деятельности.

Следует предоставлять ребенку в детском саду возможность временно уединиться, чтобы он мог проявить свою самостоятельность в том или ином виде деятельности.

 С первого дня работы я столкнулась с такой проблемой - есть дети, которые не хотят делать зарядку, не хотят рисовать, лепить или составлять рассказ, когда это делают все остальные. Поэтому одним из важных направлений моей профессиональной деятельности я выбрала использование игр и игровых приемов в воспитательно-образовательном процессе. Потому, что игра – ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, посредством которой он органично развивается.

Актуальность выбранной темы:

  • Игра – ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, посредством которой он органично развивается.
  • По ФГОС во главу воспитательно-образовательного процесса ставится индивидуальный подход к ребенку через игру.

Игровые моменты проходят очень живо, в эмоциональной обстановке, в атмосфере доброжелательности, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности. 

Цели и задачи:
• Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в данной области.
• Изучение литературы по данной теме.
• Активно воздействовать на развитие психических процессов: восприятие, внимание, память, воображение, мышление.
• Разработать картотеки игр.
• Вести работу по преобразованию предметно-развивающей среды..

  • Согласно ФГОС ДО, содержание образовательной программы в ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
    • социально-коммуникативное развитие;
    • познавательное развитие;
    • речевое развитие;
    • художественно-эстетическое развитие;
    • физическое развитие.
    Я рассмотрела применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ по каждому направлению отдельно. Ознакомилась с огромным количеством материала по данной теме. Узнала очень много разных игр, игровых тренингов.

Сущность игровых технологий заключается в совокупности огромного количества методов и приемов организации воспитательно-образовательного процесса в форме различных игр.
Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Применение игровых технологий:
• Способствует преодолению пассивности.
• Повышает познавательный интерес.
• Вызывает эмоциональный подъем.
• Тренирует память.
• Развивает внимание.
• Развивает мышление.
• Помогает выработать речевые умения и навыки.
• Способствует развитию творчества.

Константин Дмитревич отмечал, что в психической жизни ребенка дошкольного возраста большую роль играет воображение. Это объясняется тем, что у него недостаточны опыт и знания, не развито логическое мышление. Но Ушинский правильно указывал, что воображение ребенка и беднее и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека. Характерной чертой детства является разорванность верениц представлений, быстрота перехода от одного порядка мысли к другому. "Движение детского воображения напоминает прихотливое порхание бабочки, а уже никак не могучий полет орла".

Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов является психологической основой детской игры. "В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов... В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями".

К.Д. Ушинский подчеркивал влияние на содержание детской игры: она дает материал для игровой деятельности детей. Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых. Переживание детей в игре не пропадают бесследно, а находят свое проявление в будущем в общественном поведении человека.

Большое значение в формировании поведения детей имеют общественные игры и их направленность, указывал Ушинский: "В играх общественных, в которых принимают участие многие дети, завязываются первые ассоциации общественных отношений".

К.Д. Ушинский был против излишнего вмешательства воспитательницы в детскую игру. Он считал игру самостоятельной, свободной детской деятельностью, имеющей важное значение в развитии личности: "Игра есть свободная деятельность дитяти... В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля". Воспитательница должна доставлять материал для игры, заботиться о том, чтобы этот материал содействовал выполнению поставленных задач воспитания. Время для детских игр в детском саду должно отводиться сообразно возрасту: чем меньше ребенок, тем больше времени должен он проводить в игре. И в дошкольном возрасте надо стремиться к тому, чтобы ребенок никогда не пресыщался в игре и мог легко прервать ее для работы. Дошкольники тоже должны трудиться.

К.Д. Ушинский рекомендовал широко использовать в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста народные игры; "Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство - задача будущей педагогики", - писал он. Этот завет Ушинского стремились выполнить русские передовые деятели дошкольного воспитания.

Большое воспитательное значение, указывал Ушинский, имеют игрушки. "Дети не любят игрушек неподвижных... хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии...- писал он. - Лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом". "Дитя искренно привязывается к своим игрушкам, - замечал Ушинский, - любит их нежно и горячо, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало. Новая кукла, как бы она ни была хороша, никогда не сделается сразу любимицей девочки, и она будет продолжать любить старую, хотя у той давно нет носа и лицо все вытерлось".

Современная жизнь требует от взрослых и детей внимательного отношения к предлагаемым товарам. Массовое распространение агрессивных игрушек и одежды с изображениями героев современных мультфильмов осуществляется через средства рекламы, которая навязывается покупателям разными способами: с экранов телевидения и компьютеров, со страниц ярких и красочных журналов, каталогов и афиш, картинок. Специалисты по детской психологии предлагают вспомнить классические русские игрушки, которые полезны для развития и воспитания ребенка: машинки без пульта управления, куклы-пупсы с детскими лицами, добрые мягкие игрушки, с которыми сюжет для игры ребенок может придумать сам. Современная торговая сеть предлагает много развивающих игрушек и детских товаров: конструкторы «Лего», наборы для рукоделия, познавательные настольные игры, пластилин.

В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, он не должен останавливаться на достигнутом. Главной его особенность должно являться то, что совместно с детьми педагог должен собственным примером показывать стремление к получению новых знаний. Нестареющее детство души, это слова, которые должны напоминать учителям о том, что дети чистые и искренние, они всегда радуются новому. Наше собственное детство в душе и есть основа нашего самовоспитания, нашего саморазвития.

В заключении я бы хотела сказать только одно, и то, это будут слова самого К.Д. Ушинского: «Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам». 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...