Познавательно-творческий проект "Детская студия мультипликации "Солнышко"
проект (старшая группа)

Серегина Ольга Валерьевна

Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего и коррекционного обучения детей. Кроме того, мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс коррекции и обучения удовольствием для дошкольников.

Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и режиссером этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 51_multiplikatsiya.doc198 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 51

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад № 9 г. Амурска

Амурского муниципального района

Хабаровского края

 Познавательно-творческий проект

«Детская студия мультипликации «Солнышко»

Серегина Ольга Валерьевна,

учитель-логопед

2024

        Паспорт проекта

По характеру:

- познавательно-творческий;

- межпредметный: речевое, художественно-эстетическое, познавательное,

социально - коммуникативное развитие;

- с открытой координацией со стороны логопеда.

По количеству участников:

- групповой.

По продолжительности:

- долгосрочный (1 год).

Участники проекта:

проект ориентирован на детей старшего дошкольного возраста и их родителей.

Актуальность

        В последнее время с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения. Речевые нарушения часто сочетаются с низким уровнем мотивации, нарушением познавательных психических процессов, трудностями с межличностным взаимодействием.

        Важной неотъемлемой частью коррекционно-развивающей  работы учителя-логопеда является поиск эффективных методов и технологий, способных заинтересовать каждого ребенка, вовлечь его в деятельность, вызвать эмоциональный отклик и создать ситуацию успеха. Только при позитивной мотивации мы сможем обеспечить динамику как в речевом развитии и формировании коммуникативных навыков,  так и в развитии познавательной сферы у ребенка.

        Меня заинтересовала совместная деятельность  с детьми по созданию мультипликационных фильмов.

Данная технология позволяет не только осуществить необходимую коррекцию недостатков в речевом развитии у детей с речевыми нарушениями, но и даёт возможность выявления и применения своих потенциальных способностей любому ребёнку, с любым уровнем развития, любым состоянием здоровья; способствует установлению позитивного межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего и коррекционного обучения детей. Кроме того, мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс коррекции и обучения удовольствием для дошкольников.

Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и режиссером этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта.

Всё зависит от включенности детей в процесс создания мультфильма. Так, дети могут с помощью взрослого создать декорации, нарисовать или слепить персонажей мультфильма; во время съемки – передвигать фигурки, могут озвучить его и даже самостоятельно придумать сюжет-историю для мультфильма.

Создание мультфильма – это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, продуктивную и др. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками.

         Цель проекта:

создание условий для познавательного и речевого развития детей путем вовлечения в занимательную деятельность по созданию мультфильма.

    Задачи проекта:

        1. Познакомить детей с технологией создания мультипликационного фильма.

        2.  Развивать познавательный, художественно-эстетический интерес к созданию мультфильмов.

        3. Развивать произвольное внимание, слуховую и зрительную память, воображение и мышление дошкольников.

        4. Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

        5. Развивать общение и взаимодействие дошкольника со взрослым и сверстниками, способствовать становлению самостоятельности и саморегуляции в процессе работы над созданием общего продукта — мультфильма.

        6. Воспитывать интерес, готовность к совместной деятельности со сверстниками.

        Ожидаемые результаты:

        - Освоение детьми технологией создания мультипликационного фильма; развитие интереса детей к мультипликации;

        -Творческая самореализация детей и родителей через создание коллективного творческого продукта - мультфильма;

        Социальная значимость проекта:

        - Процесс создания мультфильма интересен и увлекателен для любого ребенка, так как он участвует в выборе темы, сценария, названия мультфильма, становится и художником этого произведения, и сам производит его озвучивание.

        Продукт проекта: мультфильм, созданный совместными усилиями детей и взрослых.

        Гипотеза: вовлечение детей в процесс создания мультфильмов будет способствовать речевому и познавательному развитию дошкольников.

Этапы организации проекта

1 этап - подготовительный

Задачи:

- познакомить детей с разными видами анимации мультфильмов (пластилиновая анимация, перекладывание, объемная анимация, песочная анимация, предметная анимация);

- сформировать представления у детей о технологическом процессе создания мультфильма;

- познакомиться с профессиями, связанными с анимацией (продюсер, режиссер-мультипликатор, сценарист, аниматор, художник, оператор, актер, композитор);

- познакомиться с необходимым оборудованием для мультипликации;

- вызвать у детей мотивацию к созданию собственного мультфильма.

Методы:

- просмотр любимых мультфильмов дома вместе с родителями, а также мультфильмов, которые созданы руками детей из других детских садов;

- беседа о любимых мультфильмах детей и родителей из своего детства;

- анкетирование родителей «Мультфильмы в жизни ребенка»;

- консультация для родителей «Выбираем мультфильмы для детей»;

- создание коллажа о любимых мультипликационных героях;

- рисунки детей о любимых мультфильмах;

- викторина «Знаток мультфильмов»;

- виртуальная экскурсия на студию мультипликации;

- просмотр познавательного мультфильма «Мультик» из мультсериала «Фиксики»;

- рассматривание иллюстраций профессий, оборудования;

- дидактические игры «Найди тень героя мультфильма», «Угадай героя», «Из какого мультфильма предмет?», «Что перепутано?», «Собери мультфильм» и др.

- игры с лэпбуком «Мир мультипликации»;

- создание интеллект-карты «Мультстудия»;

- рассматривание серии сюжетных картинок, раскладывание их в логической последовательности;

- составление рассказов по сериям сюжетных картинок;

- разработка алгоритма создания мультфильма.

Алгоритм создания мультфильма

1. Придумывание сюжета (или взять готовый из художественной литературы)

2. Выбор героев, декорации

3. Изготовление героев и декораций

4. Уточнение (проигрывание) действий каждого персонажа, последовательность действий

5. Размещение героев на фоне декораций

6. Установка камеры, освещения

7. Процесс съемки

8. Процесс монтажа и озвучивания

9. Первый просмотр

Результаты 1 этапа

        Беседы о любимых мультфильмах, рисунки детей,  изготовление с детьми коллажа «Наши любимые мультфильмы», анкетирование родителей «Мультфильмы в жизни ребенка» показали, что дети в большей степени любят современные российские мультфильмы («Фиксики», «Маша и медведь», «Барбоскины», «Ми-ми-мишки»), также смотрят зарубежные мультфильмы и в меньшей степени - старые советские. Дети смотрят мультфильмы утром или после обеда от 2 до 5 раз в день, в общей сложности более 30 минут в день или пока не закончится мультфильм. Некоторые родители считают, что не нужно включать мультфильмы перед сном, это ведет к перевозбуждению ребенка. Родители замечают стремление детей подражать героям мультфильмов, как правило их положительным поступкам. На консультации для родителей я рекомендовала чаще смотреть с детьми современные мультфильмы, которые способствуют познавательному и речевому развитию детей.

         Далее я спросила у детей, знают ли они, как и кем создаются мультфильмы, и хотят ли дети узнать об этом, а потом самим снять небольшой мультфильм.  Дети с интересом включились в работу.

        В процессе разнообразной деятельности (познавательно-исследовательской, игровой, коммуникативной, изобразительной) ребята получили представление о том, что мультфильмы создаются на мультипликационных студиях людьми разных профессий, каждый из которых выполняет свою работу, использует нужное ему оборудование. Создание мультфильма - это очень интересное и увлекательное занятие, но в то же время и очень кропотливая работа, так как покадровое создание мультфильма требует много времени и терпения. Дети с удовольствием откликнулись на предложение снять собственный мультфильм, а потом показать его другим детям и родителям. Разрабатывая алгоритм создания мультфильма, дети пришли к пониманию, что это доступно и выполнимо в детском саду под руководством взрослого. Дети были уверены, что у нас всё получится, а если кому-то будет трудно, то мы обязательно поможем друг другу.

2 этап - основной

Задачи:

-    привлечь детей к совместному выбору сценария для съемки мультфильма;

- выбрать героев, декорации, изготовить их совместно с детьми, воспитателями и родителями;

- уточнить действия и перемещения каждого героя;

- провести работу по съемке, монтажу и озвучиванию мультфильма.

Методы:

- обсуждение сценария, названия будущего мультфильма;

- слушание сказки или стихотворения (или сочинение сказки);

- распределение обязанностей между детьми (кто что будет делать);

- продуктивная деятельность по изготовлению атрибутов, декораций;

- заучивание реплик, выразительное проговаривание;

- речевые упражнения (контроль за звукопроизношением, работа над интонацией);

- моделирование сюжета.

Результаты 2 этапа

        К выбору сюжета будущего мультфильма подошли творчески. Были выслушаны все предложения детей, все мнения были записаны и запланированы для реализации в процессе работы над проектом. Работа над проектом началась весной 2024 года. В это время на логопедических занятиях дети проговаривали речевки, заклички, стихотворения о весне и ее приметах, о проводах зимы, встрече Масленицы; многие слова уже  запомнили наизусть. После обсуждения совместно с детьми было решено создать мультфильм по русской народной закличке «Гори, гори ясно». Закличка содержит всего 6 строк, в итоге на создание …минутного мультфильма понадобилось кадров.

        Вместе с детьми мы обсудили, какие картинки у нас будут в кадре, как они будут двигаться (Солнышко вращаться по кругу, ручеек двигаться по фону, птицы перемещаться слева направо, как будут уменьшаться в размерах сугробы, появляться первые цветы – подснежники, трава, листья).

        Затем распределили обязанности по изготовлению, вырезыванию и раскрашиванию картинок, созданию фона. Фоновая декорация была распечатана на принтере и дополнена детьми сугробами, деревьями, облаками, вырезанными из бумаги и ватных дисков. Дети совместно со взрослым изготовили солнышко, проталины, птиц по типу оригами, аппликацию «Подснежники», украсили сугроб снежинками.

        Когда все атрибуты и декорации были готовы, наметили день съемки. В этот день установили оборудование, освещение. Разложили фоновую декорацию, ее статичные элементы зафиксировали, чтобы в дальнейшем избежать смещения.  Выбрали аниматоров на каждую движущуюся картинку сюжета. Каждый ребенок отвечал за свою часть сюжета. Оператором был выбран ребенок, умеющий аккуратно обращаться со смартфоном, не передвигая его. Для этого лучше использовать штатив. Серийная съемка осуществлялась на горизонтальной поверхности, телефон устанавливался параллельно. На каждый кадр ребенок осуществлял перемещение картинки по фону на небольшое расстояние. Важно! При съемке необходимо следить за руками, различными проводами, тенями от операторов, чтобы они не попадали в кадр.

В результате получилась серия фотографий.

        На следующий раз было запланировано озвучивание нашего мультфильма. Дети были уже знакомы со стихотворением, мы потренировались над выразительностью речи и четкостью дикции. В записи речи участвовали 6 детей, по одному ребенку на каждую строку.

Таким образом, были подготовлены кадры и звуковые файлы для нашего фильма.

3 этап - заключительный

Задачи:

- редактировать фотографии;

- создать кадр с названием мультфильма и кадры с титрами;

- осуществить монтаж видео с помощью видеоредактора Sony Vegas Pro;

- вставить звуковые файлы в проект видео;

- настроить и сохранить видеофайл;

- совместно просмотреть полученный мультфильм, демонстрировать его детям и родителям.

        Редактирование и монтаж видеофильма осуществлялся взрослым на персональном компьютере.

Главное: при создании проекта необходимо настроить время смены кадров при воспроизведении. Чтобы наши кадры дали эффект движения, нужно менять кадры быстрее. Приблизительно - это от 0,5 до 0,1 сек.

        Финалом проделанной работы явился показ мультфильма, созданного и озвученного участниками нашего проекта, детям других групп, а также родителям. Результат (просмотр мультфильма) – очень важен, так как формирует мотивацию к дальнейшей деятельности путем ее одобрения, стимулирует к работе, развивается положительное отношение к себе, повышается самооценка и уверенность в себе у детей. Это очень значимо для наших детей.

        Участие родителей прослеживалось на каждом этапе создания мультфильма. В начале работы над проектом родители привлекались к совместному с детьми просмотру мультфильмов, рекомендованных для данного возраста, обсуждению их с детьми, беседам о любимых мультфильмах детей и мультфильмах, которые смотрели родители в своем детстве. Дети дома зарисовывали сюжеты из любимых мультфильмов, в детском саду была организована выставка с рисунками детей. Проведено анкетирование родителей «Мультфильмы в жизни ребенка». Для родителей составлена памятка по просмотру мультфильмов дома, а также представлен небольшой список мультфильмов, которые не только могут развлекать, но и носят познавательный характер.

        На основном этапе родители по рекомендациям логопеда отрабатывали произношение, интонацию, четкость дикции при проговаривании ребенком текста.

        На заключительном этапе при просмотре полученного мультфильма, родители стали настоящими мультэкспертами, способными оценить нашу работу, похвалить своих детей, отметить их способности и достижения.

        Процесс создания мультипликации стал для детей очень захватывающим и увлекательным занятием. При этом моя задача заключалась в предоставлении им свободы творчества и избавлении от страха допустить ошибку. Итогом этого игрового процесса являлась радость воспитанников от собственных действий, ощущение того, что они смогли побывать в роли взрослых и обозначать свою принадлежность к действию и обществу в целом. Вовлечение детей в процесс создания мультфильмов способствовал речевому и познавательному развитию дошкольников. Дети узнали много нового о мультипликации, с интересом рассказывали об этом родителям.

        В процессе создания мультфильма у детей помимо развития познавательных качеств формируются чувство принадлежности к группе, собственной значимости, доброжелательного отношения к сверстникам, развиваются навыки эффективного взаимодействия, сотрудничества и сплоченности.

        Таким образом, мультипликационная студия и мультипликация – новое, современное начинание в нашем дошкольном образовательном учреждении, объединившее вокруг себя всех участников педагогического процесса: детей, родителей, воспитателей и специалистов ДОО. Благодаря новому образовательному пространству в нашем дошкольном учреждении появились более эффективные, современные способы логопедической работы с дошкольниками, связанные с использованием средств мультипликации.

Гуськова А. А. Мультфильмы в детском саду: логопедические занятия по лексическим темам для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

И. А. Рябкова, О. А. Дюрлюкова Художественно – творческая деятельность. Оригами. – Издательство «Учитель», 2010.

Вебинар «Обучение дошкольников мультипликации: создание мультфильма и озвучка». https://www.uchmet.ru

Интернет-ресурсы:

https://olodim.ru/sozdanie-multfilmov-v-dou.html

https://www.youtube.com/watch?v=xqK-w9MGhz8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект: Познавательное творческое развитие детей через игры с песком и водой

Развитие творческих способностей детей через игры с песком.Задачи:- развитие творческих способностей , самостоятельность , уверенность ,инициативность;-развитие творческого потенциала, фантазии;- закр...

«Книга своими руками» Творческая мастерская в рамках познавательно-творческий проекта для детей среднего дошкольного возраста «Наш город «ДА!»

   Верю, Знаю, Строю, Прыгаю, Лечу, Укушу, Не-Верю, Не-Пою, Не-сплю, Ругаюсь - это не просто бессмысленный набор слов, это персонажи волшебных городов "Да" и "Нет...

Познавательно-творческий проект «Что нам осень принесла» ОО «Познавательное развитие» (сентябрь - ноябрь, 2021)

Участие детей в проекте позволит обогатить знания о сезонных изменениях в природе, представления о том, что растет в огороде, саду, в лесу; развить связную речь, любознательность, творческие...

Познавательно-творческий проект «Творческое наследие династии Скифа в старшей группе».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2  (ДЕТСКИЙ САД)Р.П. КУЙТУН  Познавательно-творческий проект«Творческое наследие династии ...

Совместная познавательно-творческая, игровая деятельность образовательная область: познавательное развитие Тема: « Удивительное приключение Эльзы в современном мире красоты»

Совместная познавательно-творческая, игровая  деятельностьобразовательная область: познавательное  развитиеТема: « Удивительное приключение Эльзы в современном мире красоты»...