Программа по развитию интеллектуальных способностей дошкольников «Королевство шашек»
материал (подготовительная группа)

Алексеева Ольга Валерьевна

Замечательное средство формирования гармоничной личности дошкольника — это настольные игры. Однако сегодня они уступили место компьютерным: современные дети готовы проводить за монитором целые часы. Но это занятие несёт сомнительную пользу для интеллекта и никогда не заменит живого общения со сверстниками. Поэтому сегодня во многих дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) педагоги активно приобщают ребят к игре в шашки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Снежинка»

Программа

по развитию интеллектуальных способностей дошкольников

«Королевство шашек»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\kukly-izobrazhayushchie-shahmatnogo-korolya-i-korolevu-600x450.jpg

Разработчик: Алексеева О.В.,

педагог-психолог

г. Гагарин

Оглавление

1.Целевой раздел

1.1. Актуальность Программы

3

1.2.Педагогическая целесообразность

4

1.3. Отличительные особенности Программы

4

1.4. Цели и задачи Программы

4

1.5. Сроки реализации программы.

5

1.6. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий.

5

1.7. Планируемые результаты освоения программы

6

2. Содержательный раздел

6

2.1. Методика проведения занятий по игре в шашки в детском саду

6

2.2. Тематический план Программы «Королевство шашек»

на 2023 -2024 г. г.

8

3. Организационный раздел

10

3.1. Методическое и информационное обеспечение Программы

1. Целевой раздел.

1.1. Актуальность программы

Замечательное средство формирования гармоничной личности дошкольника — это настольные игры. Однако сегодня они уступили место компьютерным: современные дети готовы проводить за монитором целые часы. Но это занятие несёт сомнительную пользу для интеллекта и никогда не заменит живого общения со сверстниками. Поэтому сегодня во многих дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) педагоги активно приобщают ребят к игре в шашки.

Необходимость разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс связана с тем, что в нашей стране шашечная игра пользуется большой популярностью, правила просты и общедоступны. Игра в шашки – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Процесс обучения азам игр в шашки способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений. Учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формирует волю к победе в напряжённой борьбе.

Ребенок может сам организовать партнеров по деятельности, усваивает основы культуры поведения в игре, использует деловую, познавательную и личностную формы общения. Игра позволяет ребенку осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать. Немаловажным является то, что в игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи. Можно смело сказать о плодотворном сотрудничестве: ребенок-сверстник – родитель – педагог. Необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. Все чаще воспитатели детских садов задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шашки или это доступно только одаренным детям? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» доктор психологических наук, профессор А.В. Запорожец (хотя непосредственно о шашках речь в ней не шла):

«В настоящее время внимание ученых всего мира приковано к громадным потенциальным возможностям развития, таящимся в дошкольном детстве…Педагогические, психологические и физиологические исследования, проводившиеся в Институте дошкольного воспитания АПН СССР… а также за рубежом, свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5–6 лет, но и более раннего возраста, то он уже давно получил в советской педагогике положительное решение» (Советская педагогика. – 1973. – № 1).

1.2.Педагогическая целесообразность.

Программа «Королевство шашек» предполагает применение методики обучения игре в шашки на основе игровой мотивации дошкольников, разработанной в процессе авторского педагогического опыта.

Во-первых, на занятие всегда приходит один и тот же герой – Королева шашек, которая готовит им сюрпризы, рассказывает сказки, загадывает загадки, обучает ребят игре.

Во-вторых, несколько занятий посвящается знакомству с шашечной доской (показ, рассматривание, рисование доски, составление доски из карточек-линий, изучение горизонтальных и вертикальных полей шашечной доски).

В-третьих, обучение начинается с игры с использованием одной шашки (как можно пройти на дамочное поле и не встретиться с шашкой соперника?). Постепенно добавляется 1-2 шашки и предлагаются различные задания, знакомство с диаграммами.

Таким образом, у детей развивается познавательная активность, образное и аналитическое мышление, пространственное воображение, расширяется кругозор. Играя, дети и взрослые познают окружающий мир, тренируют в нужном направлении детские эмоции и ряд других душевных качеств (умение сдерживаться, рассуждать при выборе нужного хода в сложившейся игровой ситуации).

1.3.  Отличительные особенности Программы.

Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».

Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

1.4. Цель и задачи программы

Настоящая программа предназначена для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях и муниципальном Шашечном турнире.

Наряду с этим ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

Цели программы:

– раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки;

– организация досуга и развитие творческого потенциала через игру в шашки.

Задачи программы:

Образовательные:

– обучение технике игры в шашки;

– ознакомление детей с теорией шашечной игры.

Развивающие:

– активизация мыслительной деятельности дошкольников: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;

– развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;

– обучение умению ориентироваться на плоскости.

Воспитательные:

– воспитание отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

– воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе;

– выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.

1.5. Сроки реализации программы.

Срок реализации программы: 1 год

Возраст детей: 6-7 лет

1.6. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий.

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

- игра и игровое общение (способствуют возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность);

- проблемно-поисковый метод (способствует достижению высоких результатов);

- игры-конкурсы;

- игры-путешествия;

- игры - соревнования;

- интеллектуальные (викторины) игры.

Организация занятий:

Занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий) и проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.

Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.

По особенностям коммуникативного взаимодействия – игра, соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.

Режим занятий

      Количество часов в неделю – 1

    Количество занятий в неделю – 1

    Периодичность занятий – еженедельно.

1.7. Планируемые результаты освоения программы:

1. овладение навыками игры в шашки

2. развитость умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;

3. повышение уровня интеллектуального развития: развиваются пространственное воображение и мышление;

4. сформированный интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу.

2. Содержательный раздел

2.1. Методика проведения занятий по игре в шашки в детском саду

Игра в шашки только на первый взгляд кажется не столь сложной, как шахматы. Здесь также есть свои тонкости, их освоение требует систематических занятий, где присутствует и теория, и практика.

Приёмы обучения дошкольников игре в шашки

Обучение дошкольников игре в шашки также проводится по принципу от простого к сложному. Вначале ребятам демонстрируется доска и фишки двух цветов. Затем они учатся правильно расставлять фигуры только на чёрных клеточках. Самое же основное для педагога — чётко сформулировать саму суть игры: она в том, чтобы, продвигая свои шашки, перекрыть противнику все ходы и уничтожить его фигуры. Усвоить эти правила поможет такое стихотворение:

  • Начинать бой можешь смело —
    Первый ход всегда за белой!
    Шашки медленно, но метко
    Шагают лишь по чёрным клеткам!
    Наверно, шашкам не везёт,
    Что ходят шашки лишь вперёд!
    Знают все: и стар, и млад,
    Шашкой бьём вперёд-назад!
    Шашка соперника сразу погибнет,
    Если твоя её перепрыгнет!
    Поля вдруг конец настанет,
    Сразу шашка «дамкой» станет!
    Чтоб твою «дамку» не поймали,
    Ход её по всей диагонали!
    Цель игры — побить «врагов»
    И чтоб им не было ходов!

Ключевая цель обучения заключается в том, чтобы дошкольники научились видеть из множества ходов наиболее целесообразный в данной ситуации, а также предвидеть ходы противника. Чтобы воспитанники поняли суть игры, вначале они могут тренировать ходы на поле с меньшим числом клеточек и, соответственно, с меньшим числом шашек. А уже потом можно приступать к игре на стандартной доске.

Объясняя правила шашечной игры, педагог также может использовать образность. Например, он сообщает ребятам, что среди фигур бывают герои, настоящие бойцы — простые шашки, которые добравшись до противоположного края поля, превращаются в дамки (перевёрнутые фишки). Эта самая сильная фигура, которая может ходить по всей диагонали, побеждая шашки противника.

Усилить интерес к игре также поможет необычное оборудование. Это могут быть большие напольные шашки с надувным полем (прекрасный вариант для летнего времяпрепровождения на улице), а также различные креативные наборы с необычными фигурами и доской.

На занятиях воспитатель обязательно расширяет кругозор дошкольников — сообщает им занимательные сведения из истории шашек, к примеру, такие:

  • Точно неизвестно, где придумали шашки. По одной из версий, это было в Древнем Египте. Игру любили фараоны, и считалось, что её придумал Тот — бог мудрости.
  • Древние греки верили, что игру придумал бог Гермес, который покровительствовал торговле, ловкости, красноречию. Он предложил богине Луне сыграть с ним с условием, что в случае победы получит от неё 5 дней. Гермес одержал победу и прибавил эти 5 дней к году: с тех пор он стал составлять 365 дней.
  • В древности вместо шашек использовались круглые камешки двух оттенков.
  • Фишки символизируют собой 2 армии, которые сражаются. Отступление невозможно: поэтому шашки идут только вперёд. Когда одна фигура бьёт другую, она перескакивает через неё — точно так же в битве победивший воин перешагивает через поверженного, чтобы продолжать сражаться дальше.
  • В средние века обучение шашечной игре входило в обязательную программу подготовки рыцарей. Таким способом им прививали навыки ведения рыцарских поединков, необходимые будущему воину.
  • На Руси шашки стали популярны с X века. Первоначально они изготавливались из глины и камня, в том числе янтаря.
  • В отличие от шахмат, у каждой нации была своя разновидность шашечной игры (например, разное число клеток на поле и немного разные правила). Но это имело недостаток — игроки из разных стран не могли участвовать в международном состязании. И поэтому около столетия назад в Голландии создали международный вариант игры под названием «Стоклеточные шашки».

Ребятам будет интересно послушать сказки про шашки. Можно предложить такие варианты:

«Иванушка-дурачок и Змей Горыныч».

В одной деревне жили братья Степан, Демьян и Иван-дурак. Весь день они работали, а вечером ходили на посиделки или же устраивали кулачные бои. Только Иван вечерами садился на расчерченную доску и играл сам с собой в шашки, передвигая белые и чёрные камушки. Как-то раз братья отправились за грибами и заблудились. К ночи вышли они к поляне, где стояли белокаменные хоромы с открытой дверью. Там оказалась старая прислужница. Она накормила молодцев и сказала, чтобы они скорее уходили: ведь это дворец Змея Горыныча, скоро он прилетит и заставит их играть в шашки, обыграет, а потом съест одного за другим. Тут с грохотом домой заявился страшный Змей и стал по очереди играть с братьями в шашки (старуха принесла богатую доску с золотыми и серебряными клеточками и чугунными фигурами). Старшие братья проиграли, сидят, заливаются горючими слезами. А вот Иван выиграл — сыграл так, что у Змея глаза на лоб вылезли от удивления. И пришлось ему отпускать молодцев домой.

«Королевство шашек».

В шашечном государстве правила королева Дамка. А жителями страны были чёрные и белые шашки. Они жили очень дружно и очень любили проводить шашечные турниры. Побеждали то чёрные, то белые, и все были счастливы. Но поблизости от этой замечательной страны жил злобный колдун Домино. Любил он играть в свою игру, причём всегда хотел лишь выигрывать, добивался победы любой ценой — волшебством и обманом. Никто поэтому не хотел с ним играть. Волшебник страшно завидовал Дамке и её подданным и однажды он заколдовал их королевство. Все жители разом забыли правила шашечной игры. Шашки стали спорить друг с другом, даже воевать — хотели силой добыть победу. Дамка хотела успокоить жителей, но она тоже забыла правила игры. И тогда правительница издала указ: кто напомнит правила игры и наведёт порядок в королевстве, то навеки будет его почётным гражданином и получит золотую медаль. Далее воспитатель предлагает дошкольникам напомнить королеве и её жителям важные правила игры в шашки.

Используя шашки, педагог может предложить воспитанникам эстафету. Это повысит интерес к изучению игры, внесёт оживление и создаст замечательный эмоциональный настрой. Ребята делятся на 2 команды, перед каждой лежит доска, а рядом — шашки. Каждый игрок берёт в руки шашки. По сигналу педагога каждая пара бежит к полю и ставит фигуру на клетку, которую называет воспитатель. Победителем становится команда, которая быстрее справилась с заданием и не сделала ошибок в расстановке фишек

2.2. Тематический план Программы «Королевство шашек»

на 2023-2024 г.г.

Месяц

Организация работы

Сентябрь 2023 г.

Наглядно-информационное обращение к родителям с сообщением о начале работы по программе «Королевство шашек» и с просьбой приобрести настольную игру для дома.

Занятие №1. «Волшебная доска».

Входящий мониторинг уровня умений детей играть в шашки.

Для родителей: наглядная информация с описанием истории шашечной и правил игры. Проведение анкетирования на тему «Шашки в Вашей семье».

Занятие№2.

История возникновения игры. Знакомство с игрой: простая шашка, доска, поля черные и белые.

Октябрь 2023 г.

Занятие №3.

Пригласить на занятие детей второго года обучения и устроить – показательную игру для ознакомления. Изучаем правила игры.

Игра детей с ограниченным количеством шашек.

Занятие №4.

Знакомство с понятиями: доска, фигуры, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, край, угол.

Дидактическое упражнение «Каждой фигуре – свой домик» (расставить шашки на доске).

Изучаем правила игры.

Занятие №5

Повторение названий: горизонталь, вертикаль, диагональ.

Дидактические упражнения:

«Гуляем по дорожкам…(а, в, с…),

«На лифте» (до нужной цифры - «этажа»),

«Быстрые ракеты» (диагонали – самая длинная, короткая и т. д.)

Изучаем правила игры.

Простые комбинации.

Занятие№6,7

Индивидуальные и подгрупповые занятия.

Изучаем правила игры. Простая шашка и дамка.

Дидактическая игра «Найди дом для зверушек» (мелкие игрушки)» (где буква – название улицы, цифра – номер дома);

Дидактическая игра « Посели матрешку в дом и назови её адрес».

Ноябрь 2023 г.

Занятие№8

Индивидуальные и подгрупповые занятия.

Изучаем правила игры. Простая шашка и дамка.

Дидактическая игра «Винни Пух идет в гости» - учить детей ориентироваться на доске и находить нужное поле.

Занятие№9

Дидактическая игра «Кто быстрее переведет шашки на сторону соперника» (соблюдаем очередность хода).

Игра с ограниченным количеством шашек.

Занятие№10

Дидактическая игра «Составь доску» (по вертикалям, по горизонталям).

Изучаем правила игры.

Игра с ограниченным количеством шашек.

Декабрь 2023 г.

Занятие№11,12

Индивидуальные и подгрупповые занятия.

Решение диаграмм. Изучаем правила игры.

Игра с ограниченным количеством шашек.

Занятие № 13,14

Дидактическая игра «Чего не стало».

Решение диаграмм. Двойная петля.

Январь 2024 г.

Занятие№15

Повторяем правила игры.

Викторина «Кто лучше знает правила» (побеждает получивший большее количество звездочек за правильные ответы – ему вручается медаль «Знаток шашек»).

Занятие№16,17

Решение задач – шашечных этюдов.

Изучаем правила игры: размены и их влияние на ход игры.

Февраль 2024 г.

Занятие№18

Решение задач – шашечных этюдов.

Изучаем правила игры – ничья в шашках.

Занятие №19

Парные игры детей. Решение диаграмм (подмечаем, сравниваем, анализируем).

Занятие №19,20

Решение простых задач.

Индивидуальные игры с отдельными детьми

Март

2024 г.

В течение месяца подготовка к муниципальному турниру по шашкам.

Участие в «Шашечном турнире» на уровне ДОУ и муниципальном уровне.

3. Организационный раздел

Методическое обеспечение Программы:

- карточки-дебюты

- опорные схемы

- набор шашек и шашечных досок

- простой карандаш

- линейка

- бумага для рисования.

Информационное обеспечение программы:

1. Барский Ю.П., Городецкий В.Б. Сеня, Храбрик и шашки. Правила шашек. Книга для детей младшего школьного возраста. – М.: Владос, 1998.

2. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. – М.: Просвещение, 2007

3. М. Бодров, В.М. Высоцкий. Центральная партия. - М.: Владос, 1999.

4. И.М. Бодров, В.М. Высоцкий. Курс шашечных окончаний. Часть 1. Две на две.- М.: Владос, 2001

5. А.А. Косенко. Избранные партии И. А. Тимковского и современная теория.- М.: Владос, 2001,

6. Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего воспитателя. № 8\август 2011

7. Интернет сайт для любителей шашек http://www.kombinashki.ru/roditelyam.php

8. Программа "Весёлые шашки" для детей дошкольного возраста. Маничкина Екатерина Васильевна https://multiurok.ru/files/programma-vesiolye-shashki-dlia-detei-doshkolnogo.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа педагогического развития на тему "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через художественное творчество (оригами)"

Цель программы –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бум...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ – СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА

Формы работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи по  развитию интеллектуальных способностей при помощи развития мелкой моторики рук ребенка...

ПРОГРАММА «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС)»

Программа «Развитие интеллектуальных способностей  детей старшего дошкольного возраста» на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития  способностей (СИРС...

Развитие интеллектуальных способностей воспитанников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений и упражнений направленных на развитие мелкой моторики

Краткая аннотация:  в статье раскрыта актуальность интеллектуального развития детей с ЗПР, рассматриваются определения кинезиологических упражнений, графомоторных навыков, дано понятие межполушар...

Развитие интеллектуальных способностей воспитанников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений и упражнений направленных на развитие мелкой моторики

в статье раскрыта актуальность интеллектуального развития детей с ЗПР, рассматриваются определения кинезиологических упражнений, графомоторных навыков, дано понятие межполушарного взаимодействия. Раск...

Открытая образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе с использованием палочек Кюизенера «Поможем Айболиту» в рамках педагогического совета №2 «Развитие интеллектуальных способностей ребёнка-дошкольника посредством авторских м

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с использованием палочек КюизенераТип занятия: занятие-путешествиеТема занятия: «Поможем Айболиту» Форма занятия:  интег...