КОНСПЕКТ по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в Наурандии» «Кислотность»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Цель:  совершенствовать умения детей в проведении лабораторных опытов и исследований

Задачи: 

Образовательные: 

- познакомить с понятием «кислотность»;

- научить измерять кислотность разных продуктов;

- познакомить детей с полезными и вредными свойствами продуктов, содержащих кислоты;

- закрепить знания детей об органах чувств;

- расширять кругозор детей;

- закреплять умение работать парами.

Развивающие:

 - совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, восприятия;

- расширять словарный запас детей;

- развивать вкусовое восприятие;

- развивать навыки исследовательской деятельности и познавательной активности.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

 

Словарная работа: яблоко, письмо

 

Предварительная работа: получение и прочтение письма-приглашения.

 

Методы и приемы:
- словесные: беседа
- практические: работа в цифровой лаборатории «Наураша», опыты.

 

Материал и оборудование:  иллюстрации, ноутбук, интерактивная доска, лоток с набором для эксперимента «Кислотность», коробка «Посылка», диплом-карточка «Лаборатория Наураша» на каждого ребёнка, зубочистки или шпажки, тарелки с нарезанными яблоком, лимоном и апельсином, влажные салфетки, сок яблочный, сок лимонный, сок апельсиновый для опытов; апельсины, яблоки, лимоны в «Волшебном мешочке»; бутылка сладкой газированной воды, пищевая сода, тряпочка сухая протирать датчик кислотности.

 

 

 

Ход занятия ОД:

I. Организационный момент.

Накануне в группу приходит письмо-приглашение от исследователя Наураша с приглашением посетить его лабораторию 7 мая в среду.

В назначенный день дети приходят в Лабораторию. В лаборатории на столе лежит посылка.

Дети с воспитателем открывают её. В ней лежит письмо от Наураша и атрибуты к заданиям.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что нам прислал Наураша.

Достаёт письмо и читает.

Дорогие ребята!

Я рад приветствовать Вас в своей Лаборатории!

Но, прежде, чем приступить к исследованиям, вы должны выполнить несколько заданий.

  

Задание 1

Вы должны отгадать, что лежит в мешочке.

(Воспитатель достаёт из посылки красивый мешок, наполненный фруктами и читает ЗАГАДКИ:

 

1. Жёлтый, цитрусовый плод,

В странах солнечных растёт,

Но на вкус кислейший он,

А зовут его………(дети отгадывают) 

Дети: ЛИМОН.

Воспитатель вызывает одного ребёнка, который на ощупь ищет в мешочке ЛИМОН.

 

2. Само с кулачок,

Наливной бочок,

Потрогаешь – гладкое,

Откусишь – сладкое!

Дети: ЯБЛОКО.

Воспитатель вызывает одного ребёнка, который на ощупь ищет в мешочке ЯБЛОКО.

 

3.  Я оранжевый и круглый, 

— Прямо с солнечного юга!

Можешь съесть меня, но только,

Раздели, сперва на дольки.

Сам на солнышко похож.

Как меня ты назовёшь?

Дети: АПЕЛЬСИН.

Воспитатель вызывает одного ребёнка, который на ощупь ищет в мешочке АПЕЛЬСИН.

Воспитатель: Молодцы, первое задание мы выполнили.

 

Задание №2

Определите на вкус, какой фрукт самый кислый. 

(Фрукты заранее разрезаны на тарелочки, на маленькие кусочки, дети берут по кусочку яблоко, лимон, апельсин и пробуют на вкус, и отмечают, какой фрукт самый кислый.) 

(Самый кислый лимон)

 

 

Задание №3

Ответь на вопросы:

- Что такое ОРГАНЫ ЧУВСТВ?

(Органы, с помощью которых человек воспринимает или чувствует окружающий мир)

- Какие органы чувств вы знаете?

( Уши, глаза, нос, язык) 

- Какой орган чувств отвечает за распознавание вкуса?

( Язык).

Воспитатель: Посмотрите, что прислал нам Наураша (достаёт картинку языка) показывает детям.

 

Загадка:

Всегда во рту, а не проглотишь.

Воспитатель: Что изображено на картинке? (Язык)

- Повернитесь друг к другу, и покажите свой язычок, рассмотрите внимательно…

Воспитатель - Что вы сможете рассказать про язык?

Дети: Язык расположен в ротовой полости. Язык это мышца, которая способна различать вкус. На языке есть вкусовые сосочки, которые помогают различить вкус.

Вопрос: Какой вкус может различать язычок?

(Горький, кислый, сладкий и солёный, и ещё вкус испорченной пищи)

Рецепторы вкуса располагаются в разных местах на языке. Кончик языка – чувствует сладкое и солёное. Боковые стороны языка – чувствует кислое. Корень языка - чувствует горькое.

Воспитатель: При помощи языка пища передвигается в ротовой полости при пережёвывании. Язык является органом речи.

Воспитатель: Кто знает поговорки про язык?

1. - Язык не лопатка, знает, что горько, что сладко.

2. - Кто хорошо жуёт, тот долго живёт.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

 

Мы сегодня в сад пойдем,

Фрукты разные найдем.

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем фрукты собирать.

Груши, яблоки и сливы,

Виноград и апельсины.

Будем с дерева срывать,

 Всех знакомых угощать.

 

Шагать на месте

Прыжки на месте

Хлопают в ладоши в правую и левую стороны

Поднимать по очереди то правую, то левую руку, как бы срывая плоды.

Протянуть руки вперед ладонями кверху.

 

 

 

3-я часть эксперимент

Воспитатель: А сейчас мы вместе с Наурашей будем измерять кислотность различных фруктов, газированной воды и воды обыкновенной. Для измерения кислотности существует ШКАЛА измерения кислотности. (Показать изображение шкалы). Значение кислотности измеряется по шкале от 1 до 14.Чем ниже значение, тем выше показатель кислотности. Середина шкалы (7) нейтральное значение.

Прежде чем приступить к эксперименту, выполним упражнение для глаз.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

- В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

 

1. АПЕЛЬСИНОВЫЙ СОК - налить апельсиновый сок в стакан с оранжевой наклейкой .

- Произвести измерением датчиком. (Вызывается один ребёнок)

ВЫВОД: Чем выше цифра кислотности, тем меньше в продукте кислоты, все кислые продукты имеют цифру кислотности меньше 7.

Фрукты содержат аскорбиновую кислоту, которая в умеренных количествах необходима нашему организму.

2. ЯБЛОЧНЫЙ СОК - Налить яблочный сок в стакан с зелёной наклейкой.

- Произвести измерение. (Вызывается один ребёнок)

Воспитатель: - Кислота есть и в нашем желудке (соляная кислота), если её в желудке очень много, то человек испытывает дискомфорт, неприятные ощущения и даже боль.

3. ЛИМОННЫЙ СОК - Налить лимонный сок в стакан с жёлтой наклейкой.

- Произвести измерения. (Вызывается один ребёнок)

Воспитатель: Дети, какой сок самый кислый, сок самый кислый, согласно проведённым измерениям? (Лимонный)

4. ЧИСТАЯ ВОДА - Налить воду в стакан с белой наклейкой.

- Произвести измерения. (Вызывается один ребёнок).

ВЫВОД: Вода не содержит кислоты, показатель кислотности воды 7 – это соответствует нейтральной (не кислой) среде.

5. ГАЗИРОВКА - Налить газировку в стакан с коричневой наклейкой.

- Произвести измерение. (Вызывается один ребёнок)

ВЫВОД: Газированная вода содержит много кислоты. Частое употребление газированных напитков вредно для здоровья человека, особенно детей, т.к. они содержат много кислоты.

6. ВОДА + СОДА - Налить воду в стакан с белой наклейкой.

- Произвести измерения. (Вызывается один ребёнок)

- Добавить соду.

- Произвести повторное измерение.

ВЫВОД: при добавлении соды показатель воды стал выше 7, такая среда называется ЩЕЛОЧНОЙ. Минеральная вода Ессентуки, Боржоми, имеют щелочную среду, и полезна при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

7. ЛИМОННЫЙ СОК + СОДА - Добавить в стаканчик с лимонной кислотой соду.

- Провести измерение. (Вызывается один ребёнок)

ВЫВОД: Показатель кислотности увеличился, значит, кислотность снизилась.

СВОЙСТВО СОДЫ: при добавлении её в любую жидкость кислотность жидкости снижается (т.е. увеличивается её показатель).

 

Рефлексия.

Воспитатель: - Дети, что нового вы узнали сегодня?

- Что вам понравилось?

 

ВЫВОД: аскорбиновая кислота полезна для нашего организма, но в умеренных количествах. Самое большое кол-во аскорбиновой кислоты в лимоне. Газировка вредна, т.к. содержит много кислоты, увеличивает кислотность в желудке, что приводит к дискомфорту, плохому самочувствию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_zan_naurasha.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 83 комбинированного вида»

КОНСПЕКТ

по экспериментально-исследовательской деятельности с

использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в Наурандии»

 «Кислотность»

 в подготовительной группе № 4

Автор-составитель:

Юнаева Татьяна Александровна,

воспитатель, в соответствии с занимаемой должностью

07.05.2024г.

Саранск, 2024 год

Цель:  совершенствовать умения детей в проведении лабораторных опытов и исследований

Задачи: 

Образовательные: 

- познакомить с понятием «кислотность»;

- научить измерять кислотность разных продуктов;

- познакомить детей с полезными и вредными свойствами продуктов, содержащих кислоты;

- закрепить знания детей об органах чувств;

- расширять кругозор детей;

- закреплять умение работать парами.

Развивающие:

 - совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, восприятия;

- расширять словарный запас детей;

- развивать вкусовое восприятие;

- развивать навыки исследовательской деятельности и познавательной активности.

Воспитательные: 

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Словарная работа: яблоко, письмо

Предварительная работа: получение и прочтение письма-приглашения.

Методы и приемы:
- словесные: беседа
- практические: работа в цифровой лаборатории «Наураша», опыты.

Материал и оборудование:  иллюстрации, ноутбук, интерактивная доска, лоток с набором для эксперимента «Кислотность», коробка «Посылка», диплом-карточка «Лаборатория Наураша» на каждого ребёнка, зубочистки или шпажки, тарелки с нарезанными яблоком, лимоном и апельсином, влажные салфетки, сок яблочный, сок лимонный, сок апельсиновый для опытов; апельсины, яблоки, лимоны в «Волшебном мешочке»; бутылка сладкой газированной воды, пищевая сода, тряпочка сухая протирать датчик кислотности.

Ход занятия ОД:

I. Организационный момент.

Накануне в группу приходит письмо-приглашение от исследователя Наураша с приглашением посетить его лабораторию 7 мая в среду.

В назначенный день дети приходят в Лабораторию. В лаборатории на столе лежит посылка.

Дети с воспитателем открывают её. В ней лежит письмо от Наураша и атрибуты к заданиям.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что нам прислал Наураша.

Достаёт письмо и читает.

Дорогие ребята!

Я рад приветствовать Вас в своей Лаборатории!

Но, прежде, чем приступить к исследованиям, вы должны выполнить несколько заданий.

  

Задание 1

Вы должны отгадать, что лежит в мешочке.

(Воспитатель достаёт из посылки красивый мешок, наполненный фруктами и читает ЗАГАДКИ:

 

1. Жёлтый, цитрусовый плод,

В странах солнечных растёт,

Но на вкус кислейший он,

А зовут его………(дети отгадывают) 

Дети: ЛИМОН.

Воспитатель вызывает одного ребёнка, который на ощупь ищет в мешочке ЛИМОН.

2. Само с кулачок,

Наливной бочок,

Потрогаешь – гладкое,

Откусишь – сладкое!

Дети: ЯБЛОКО.

Воспитатель вызывает одного ребёнка, который на ощупь ищет в мешочке ЯБЛОКО.

3.  Я оранжевый и круглый, 

— Прямо с солнечного юга!

Можешь съесть меня, но только,

Раздели, сперва на дольки.

Сам на солнышко похож.

Как меня ты назовёшь?

Дети: АПЕЛЬСИН.

Воспитатель вызывает одного ребёнка, который на ощупь ищет в мешочке АПЕЛЬСИН.

Воспитатель: Молодцы, первое задание мы выполнили.

Задание №2

Определите на вкус, какой фрукт самый кислый. 

(Фрукты заранее разрезаны на тарелочки, на маленькие кусочки, дети берут по кусочку яблоко, лимон, апельсин и пробуют на вкус, и отмечают, какой фрукт самый кислый.) 

(Самый кислый лимон)

 

Задание №3

Ответь на вопросы:

- Что такое ОРГАНЫ ЧУВСТВ?

(Органы, с помощью которых человек воспринимает или чувствует окружающий мир)

- Какие органы чувств вы знаете?

( Уши, глаза, нос, язык) 

- Какой орган чувств отвечает за распознавание вкуса?

( Язык).

Воспитатель: Посмотрите, что прислал нам Наураша (достаёт картинку языка) показывает детям.

 

Загадка:

Всегда во рту, а не проглотишь.

Воспитатель: Что изображено на картинке? (Язык)

- Повернитесь друг к другу, и покажите свой язычок, рассмотрите внимательно…

Воспитатель - Что вы сможете рассказать про язык?

Дети: Язык расположен в ротовой полости. Язык это мышца, которая способна различать вкус. На языке есть вкусовые сосочки, которые помогают различить вкус.

Вопрос: Какой вкус может различать язычок?

(Горький, кислый, сладкий и солёный, и ещё вкус испорченной пищи)

Рецепторы вкуса располагаются в разных местах на языке. Кончик языка – чувствует сладкое и солёное. Боковые стороны языка – чувствует кислое. Корень языка - чувствует горькое.

Воспитатель: При помощи языка пища передвигается в ротовой полости при пережёвывании. Язык является органом речи.

Воспитатель: Кто знает поговорки про язык?

1. - Язык не лопатка, знает, что горько, что сладко.

2. - Кто хорошо жуёт, тот долго живёт.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Мы сегодня в сад пойдем,

Фрукты разные найдем.

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем фрукты собирать.

Груши, яблоки и сливы,

Виноград и апельсины.

Будем с дерева срывать,

 Всех знакомых угощать.

 

Шагать на месте

Прыжки на месте

Хлопают в ладоши в правую и левую стороны

Поднимать по очереди то правую, то левую руку, как бы срывая плоды.

Протянуть руки вперед ладонями кверху.

 

3-я часть эксперимент

Воспитатель: А сейчас мы вместе с Наурашей будем измерять кислотность различных фруктов, газированной воды и воды обыкновенной. Для измерения кислотности существует ШКАЛА измерения кислотности. (Показать изображение шкалы). Значение кислотности измеряется по шкале от 1 до 14.Чем ниже значение, тем выше показатель кислотности. Середина шкалы (7) нейтральное значение.

Прежде чем приступить к эксперименту, выполним упражнение для глаз.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

- В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

1. АПЕЛЬСИНОВЫЙ СОК - налить апельсиновый сок в стакан с оранжевой наклейкой .

- Произвести измерением датчиком. (Вызывается один ребёнок)

ВЫВОД: Чем выше цифра кислотности, тем меньше в продукте кислоты, все кислые продукты имеют цифру кислотности меньше 7.

Фрукты содержат аскорбиновую кислоту, которая в умеренных количествах необходима нашему организму.

2. ЯБЛОЧНЫЙ СОК - Налить яблочный сок в стакан с зелёной наклейкой.

- Произвести измерение. (Вызывается один ребёнок)

Воспитатель: - Кислота есть и в нашем желудке (соляная кислота), если её в желудке очень много, то человек испытывает дискомфорт, неприятные ощущения и даже боль.

3. ЛИМОННЫЙ СОК - Налить лимонный сок в стакан с жёлтой наклейкой.

- Произвести измерения. (Вызывается один ребёнок)

Воспитатель: Дети, какой сок самый кислый, сок самый кислый, согласно проведённым измерениям? (Лимонный)

4. ЧИСТАЯ ВОДА - Налить воду в стакан с белой наклейкой.

- Произвести измерения. (Вызывается один ребёнок).

ВЫВОД: Вода не содержит кислоты, показатель кислотности воды 7 – это соответствует нейтральной (не кислой) среде.

5. ГАЗИРОВКА - Налить газировку в стакан с коричневой наклейкой.

- Произвести измерение. (Вызывается один ребёнок)

ВЫВОД: Газированная вода содержит много кислоты. Частое употребление газированных напитков вредно для здоровья человека, особенно детей, т.к. они содержат много кислоты.

6. ВОДА + СОДА - Налить воду в стакан с белой наклейкой.

- Произвести измерения. (Вызывается один ребёнок)

- Добавить соду.

- Произвести повторное измерение.

ВЫВОД: при добавлении соды показатель воды стал выше 7, такая среда называется ЩЕЛОЧНОЙ. Минеральная вода Ессентуки, Боржоми, имеют щелочную среду, и полезна при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

7. ЛИМОННЫЙ СОК + СОДА - Добавить в стаканчик с лимонной кислотой соду.

- Провести измерение. (Вызывается один ребёнок)

ВЫВОД: Показатель кислотности увеличился, значит, кислотность снизилась.

СВОЙСТВО СОДЫ: при добавлении её в любую жидкость кислотность жидкости снижается (т.е. увеличивается её показатель).

Рефлексия.

Воспитатель: - Дети, что нового вы узнали сегодня?

- Что вам понравилось?

ВЫВОД: аскорбиновая кислота полезна для нашего организма, но в умеренных количествах. Самое большое кол-во аскорбиновой кислоты в лимоне. Газировка вредна, т.к. содержит много кислоты, увеличивает кислотность в желудке, что приводит к дискомфорту, плохому самочувствию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»: «Электричество».

laquo;Наураша в стране Наурандии»: «Электричество».- обобщить знания детей об электрических приборах, об их назначении в быту; - познакомить с понятиями «электричество&ra...

Конспект образовательной деятельности по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандия» в подготовительной группе «Васильки» (7 год жизни)

ООД: Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментированиеТема: «Температура»Вид деятельности: познавательно-исследовательскаяИнтеграция образовательных областей: «Речев...

Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»: «Электричество»

Организованная образовательная деятельностьв подготовительной группе поэкспериментально-исследовательской деятельностис использованием модульной цифровой лаборатории«Наураша в стране Наурандии&r...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экспериментальной деятельности с использованием модульной цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии": "Кислотность"

Каждого из нас не раз ставили в тупик непростые детские вопросы, а также возникали мысли, как правильно на них ответить, чтобы это было увлекательно, познавательно, грамотно с научной точки зрения. &l...