Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ, через музыкально - дидактические игры
материал

Ереванцян Арусяк Арутюновна

Материал разработан для проведения занятий с детьми ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_muzykalno_tvorcheskih_sposobnostey.docx23.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                                «Детский сад № 21 «Аленка»

                                  Методическая разработка

   «Развитие музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ, через музыкально – дидактические игры»

         

                                                                                                                           

         

                                                                                                         

                                                                                       

                                                                                         Составила:

                                                                                        Музыкальный руководитель Ереванцян А.А.      

 

                                        Гурьевск, 2023

«Развитие музыкально – творческих способностей детей  дошкольного возраста с ОВЗ, через музыкально – дидактические игры»

Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактические игры. В игровой форме музыкальные способности у детей развиваются намного интереснее и эффективнее.

 Музыкально-дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной грамоты. Музыкально-дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческих способностей, а также является хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей.

Музыкально-дидактические игры играют огромную роль, так как включают в себя все разделы музыкального образования: слушание, пение и музыкально-ритмические движения. Они развивают не только музыкальные способности детей, но и влияют на речевое, физическое, психическое развитие в целом.

 Используя музыкально-дидактические игры, педагог без напряжения сможет поддержать положительную детскую мотивацию, что положительно сыграет на развитие ребенка.

 Данная методическая разработка содержит методические рекомендации по проведению музыкально-дидактических игр с детьми с ОВЗ. Раскрывает содержание практической деятельности, будет полезна и легка в применении музыкальным руководителям в качестве эффективной формы организации совместной деятельности с детьми.

 Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка, тем более с ограниченными возможностями здоровья, уже в дошкольном возрасте.

 Важность музыкально-дидактических пособий и игр в том, что они помогают ознакомить детей в доступной форме с такими относительно сложными понятиями в музыке, как музыкальный жанр, форма музыкального произведения, а также с отдельными средствами музыкальной выразительности и основными свойствами музыкального звука.

Целью музыкально-дидактических игр является формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме, из которой вытекают следующие задачи:

– развитие звуковысотного слуха;

– развитие чувства ритма;

– развитие тембрового и динамического слухов;

– развитие творческой активности;

– обогащение новыми впечатлениями.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

Подходящий образ для ведущего данных игр – образ сказочного персонажа. Детям он будет казаться знакомым и будет проще наладить общение. При обучении дети сами в дальнейшем будут участвовать в театрализованном действии. Благодаря этому все занятия проходят в игровой форме. Главная задача педагога – чтобы дети проявили интерес, эмоции, активность, откликались на музыкальные задания с большим желанием.

Предлагаемые музыкально-дидактические игры, способствуют развитию не только музыкально-сенсорных способностей, но и творческих.

При проведении данных игр необходим наглядный вспомогательный музыкальный материал, который позволит в простой доступной игровой форме дать детям представление о свойствах музыкального звука, о выразительных возможностях музыки, научить различать характер музыки, настроение, предаваемое ею.

   Включая в музыкальные индивидуальные занятия музыкально-дидактические игры, надо учитывать физические особенности каждого ребёнка

Для проведения занятий провожу следующие музыкально-дидактические игры, которые адаптированы под возраст и возможности детей, имеющих нарушение в развитии.

В качестве примера рассмотрим следующие музыкально-дидактические игры:

1. Игра на развитие звуковысотного слуха «Птица и птенчики». Целью игры является различение низких и высоких звуков. Давая понятия детям о высоких и низких звуках, связанные с образами птицы-мамы и птенчика, и заостряя внимание на том, что птица-мама поёт низким голосом, ребёнок сажает птицу-маму на нижнюю ветку. Для правильного выполнения и заинтересованности ребёнка читаю стихотворение:

Птички весело летают,

Крошки с травки собирают,

Мама деток позвала:

«Чик-чирик! Клевать пора!

Птенчики откликаются птице-маме высоким голосом, ребёнок сажает птенчика на верхнюю ветку.

 2. Игра «Палочки - игралочки». Целью данной игры является развитие чувства ритма. Дети отстукивают ритмический рисунок в соответствии с быстрой и медленной музыкой. В гости к детям приходит Петрушка: под медленную музыку он гуляет, а под быструю пляшет. Детям с тяжёлыми нарушениями помогает выполнять задание воспитатель.

 3. Игра «Бабочки на лугу». Целью данной игры является развитие динамического слуха и творческой активности. Нескольким детям выдаются бабочки на ленточке. На громкую и весёлую музыку бабочки летают над лугом, а на тихую и спокойную садятся отдыхать на цветы. Когда дети усвоили это задание, мы предлагаем всем детям «превратиться» в бабочек и «летать» по всему залу, при этом каждый ребёнок проявляет творческую активность: кто-то имитирует полёт, а кто-то просто кружится. Когда меняется музыка и начинает звучать тихо, то все «дети-бабочки» присаживаются на цветы и отдыхают.

 4. Игра «Угадай, на чём играю». Целью данной игры является умение различать тембр звучания различных детских музыкальных инструментов и научить детей слаженно играть в оркестре. В гости к детям приходит Петрушка и прячется за ширмой. Из-за ширмы звучат звуки знакомых детских музыкальных инструментов: бубен, погремушка, колокольчик, трещотки. Дети отгадывают звучание каждого из них. Петрушка раздаёт музыкальные инструменты каждому ребёнку и предлагает сыграть вместе в оркестре.

 5. Игра «Кто по лесу идёт?». Целью данной игры является развитие звуковысотного слуха, учить детей различать низкие, средние и высокие звуки, развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки. Перед детьми лежат фигурки медведя, лисы и зайца. После того, как дети достаточно хорошо усвоили звучание низких звуков медведя, средних звуков лисы и высоких звуков зайца, предлагаю угадать, кто по лесу идёт. Для этого исполняю мелодию мишки в низком регистре, ребёнок выбирает соответствующую фигурку и устанавливает её на стенде с изображением леса (аналогично для других зверей). В дальнейшем предлагаем всем детям имитировать движения медведя, лисы и зайца в соответствии с их музыкой. Для закрепления занятия проигрываются низкие, средние и высокие звуки на металлофоне, при этом на молоточке которого прикрепляются фигурки зверей.

 6. Игра «Мишка спит и пляшет». Целью данной игры является развитие динамического и звуковысотного слухов у детей. К детям в гости приходят мишки, они шли долгой дорогой из леса, устали и захотели спать. Я предлагаю покачать мишек и спеть им колыбельную песенку. Когда мишки отдохнули, начинает звучать весёлая и высокая музыка, мишки проснулись и заплясали у детей на коленях.

 7. Игра «Весёлый кубик». Целью данной игры является развитие творческих проявлений в посильной эмоционально-выразительной передаче образов. Дети стоят в кругу, звучит любая весёлая мелодия, и они передают друг другу кубик, на гранях которого есть картинки с изображением животных: кошки, зайца, медведя, мыши, лисы и лошадки. Передавая кубик, я произношу слова:

Нужно взять весёлый кубик

И по кругу передать.

Что покажет этот кубик,

Нужно детям показать.

 Ребёнок, у которого оказался с окончанием музыки кубик, бросает его на пол.

Я спрашиваю: «Кто изображён на верхней грани кубика?»

Дети отвечают: «Кошка».

Я предлагаю показать под музыку, как движется это животное.

Дети выполняют характерные движение этого животного под музыку, и игра повторяется снова.

Музыкальные занятия в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы как способ эмоционального воздействия на ребёнка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также один из способов познания мира. Используя педагогические технологии в музыкально-дидактических играх, дети обогащаются новыми впечатлениями, у них развиваются самостоятельность, инициативность, способность к восприятию, различению основных свойств музыки. В процессе игры дети не только приобретают специальные знания, у них формируются необходимые черты личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах на занятиях кружка «Веселый оркестр

Цель : Помочь детям активно войти в мир музыки, под воздействием которой дети способны раскрыть свои музыкально - творческие способности....

Статья «Развитие музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально – дидактических игр»

Статья "Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально - дидактических игр"....

«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через музыкально- дидактические игры»

Хочу поделиться опытом работы по развитию у детей с ОВЗ музыкальных способностей  через музыкально- дидактические игры....

«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через музыкально- дидактические игры»

Основным назначением музыкально-дидактических игр является формирование у детей с ОВЗ музыкальных способностей. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них иниц...

Развитие музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста через игру

Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры, которые развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, помогают в игровой форме усваивать элементы н...