Конспект занятия по познавательному развитию «Измерение длины» Раздел «Формирование элементарных математических представлений»
план-конспект занятия

Лаптева Ирина Анатольевна

Пояснительная записка

 

Согласно ФГОС ДО где основных задач образовательной области «Познавательное развитие» является развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации детей; формирование средств и способов познавательных действий, способность видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем; развитие воображения, образного мышления и творческой активности.                            Формирование элементарных математических представлений – это мощное средство интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению – уровень развития математических и коммуникативных способностей.                                                                                 В современное время, в эпоху «компьютеров», – математика в той или иной мере нужна большому числу людей различных профессий.                                      Особая роль математики в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.                                     Благодаря наглядности и интерактивности, ребята охотнее вовлекаются в активную работу. У дошкольников повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, обостряется восприятие.                  Тема данного занятия определена в соответствии с программными требованиями к проведению непосредственно образовательной деятельности, с санитарно–гигиеническими требованиями к организации и проведения непосредственно образовательной деятельности, учетом лексико –тематического планирования темы недели «Рыбы, морские обитатели».                             

Цель: Сформировать представления об измерении длины предметов с помощью мерки, познакомить детей с морским обитателем «Морской Конек»     Задачи: Образовательные: Закрепить счет, способствовать умению сравнивать предметы по длине используя мерку, сформировать представление об упорядочивании по длине нескольких предметов. Познакомить детей с морским обитателем «Конек». Развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику, развивать глазомер. Развивать пространственные отношения. Воспитательные: стремиться к проявлению у детей навыков сотрудничества, воспитывать чувства сопереживания сказочным героям и стремление оказывать помощь.                                                     

 

Предмет: интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие».                 Группа: старшая группа (5-6 лет). НОД проводиться по подгруппам. Количество детей 15 человек.                                                                    Время реализации занятия: – При подготовке к занятиям учитывались санитарно-эпидемиологические нормы и правила, по которым общая продолжительность занятий составляет 20 минут с детьми старшего дошкольного возраста.                                                                                                   Методические приёмы: словесные: вопросы, объяснения, пояснения, инструкция, рассказ. Наглядные: показ слайдов. Практические: моделирование, самостоятельная работа; взаимоконтроль, самоконтроль. Игровые – игровая мотивация, контроль - анализ выполненных заданий, оценка  результатов деятельности словом.                                                                                           Формы: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, коллективная, фронтальная, индивидуальная, проблемный диалог.                                                                                  Материалы и оборудование: 2 полотна разной длины, картонные полоски одинаковые по цвету и  ширине, разные по длине, карточки с цифрами, раздаточный материал.                                                                           Медиасреда: Notebook 10.                                                                                Вид медиапродукта: Мультимедиа продукт был выполнен в программе Notebook 10. Детям предлагается раскрасить морское дно. Этот технический прием выполнен в программе Рaint.net интерактивные задания.    Предварительная работа: проведение игр и игровых упражнений на развитие познавательной сферы детей, дидактические игры на развитие эмоциональной сферы, игры на развитие умения определять признаки объекта, сравнивать предметы по размеру. Беседа о морских обитателях, изготовление макета морского дна, чтение художественной литературы о морских обитателях, рассматривание иллюстраций по теме. «Путешествие по океану».         Планируемые результаты (целевые ориентиры): ребенок понимает, как сравнить предметы по длине, принцип измерения объекта по длине с помощью мерки, может узнать и дать характеристику «Морскому Коньку», может использовать слова для выражения своих мыслей и активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста

«Измерение длины»

№ п/п

Структурные элементы занятия и временная реализация

Деятельность педагога

Деятельность детей

Введение в игровую ситуацию

Задачи: способствовать созданию мотивации на включение в игровую деятельность, развивать знания детей об окружающем мире.

1

 

Организационный момент.

1,5 минуты

 

Игра «Когда это бывает?»

image

-Ребята сегодня мы с вами отправимся в удивительное место, а попадет туда тот,  кто ответит на вопрос.

-Дует холодный зимний ветер.

Текут ручьи. Люди надевают осеннюю одежду, головные уборы. Вьюга. Прилетают перелетные птицы и вьют гнезда. Пробуждаются от зимней спячки медведи, барсуки и ежи. На деревьях появляются почки и первые листья. В садах поспевают ягоды и фрукты. Дует теплый летний ветер Снегопад. Солнце светит ярко, припекает.

-Когда люди отправляются в отпуск

-Мы с вами не будем ждать, когда наступит лето и отправимся на море прямо сейчас.

Но путь на море не простой

Сначала надо пробежать по горячему песку, затем перепрыгнуть ручей, пройти через высокую траву, закрыть глаза, повернутся вокруг себя.

Вот мы с вами и на море Шум море

Дети подходят к воспитателю, встают по кругу

Дети отвечают на вопрос воспитателя. Например, Холодный зимний ветер дует зимой

 

 

 

 

- Чаще всего люди отправляются в отпуск летом.

 

-Дети выполняют показ словесных инструкций воспитателя, чтобы попасть к морю.

Актуализация знаний

Задачи : Актуализировать способ непосредственного сравнения предметов по длине наложением и приложением. Тренировать мыслительные операции.

2

Мотивация

0,5 минуты

(Показ слайдов «Морское дно»)

image

-Кто живет в море?

 

Дети отвечают на вопросы, опираясь на ранее полученные знания

Например:

- В море живут медузы.

- В море живет кит и т.д

 

 

3

Интерактивное задание.

1 минута

imageнеожиданно для детей появляется черно белое изображение морского дна и обращение от морского злодея)

 

 

 -Воспитатель сообщает детям послание от морского злодея

-Ребята морской злодей украл все цвета подводного мира, для того что бы вернуть цвета, морским обитателям необходимо выполнить задания, которые приготовил для них морской злодей.  Что мы можем сделать?

 

 

 

Дети предлагают пути решения возникшей проблемы.

Выполнить морским обитателям задания морского злодея

Дети предлагают свою помощь для решения проблемы.

 

4

1 задание Игра «Подбери волну»

2,5 минуты

image

После выполнения задания на экране появляется раскраска с закрашенными водорослями

 

image

 

 

 

-Сколько на столе волн

-Рыбы очень любят плавать на волнах, как вы думаете, всем рыбам хватит волн?     

 

-По каким признакам отличаются рыбы, волны

-Что бы помочь морским обитателям нужно для каждой рыбы подобрать волну по размеру, давайте подумаем, как это можно сделать.

Подбираем рыб, для волн тем же способом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Проговариваем какая самая длинная, самая короткая.

-Давайте посмотрим,  смогли ли мы помочь морским обитателям выполнить задание 

 

-Где еще могут жить рыбы

Дети подходят к столу, на котором произвольно лежат макеты рыб и волн.

-На столе 4 волны

- Да, хватит, так как количество волн и рыб одинаковое (4)

 

-По размеру, рыбы еще по форме частей и цвету.

- Для того, что бы найти подходящую по длине волну для рыбы необходимо определить  длину  всех волн.

 Дети проговаривают алгоритм сравнения по длине, одновременно выполняя действия: выбираем самую длинную волну

Из оставшихся волн выбираем самую длинную и прикладываем к первой снизу, совмещая один край.

Дети выполняют сообща, для самой длинной волны подбирают самую длинную рыбу,  называют ее. (Все действия проговариваются)

- Самая длинная рыба –меч, самая короткая –это рыба клоун

- Да, мы выполнили задание правильно, так как водоросли стали зеленного цвета.

-В озере, реке, океане, аквариуме.

Открытие нового знания

Задача: Сформировать представления о новом способе измерения длин отрезков с помощью естественной мерки- шага.

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 задание  «Измерь речку»

3,5 минуты

Воспитатель подводит детей к двум «рекам», которые располагаются в разном направлении (Полотно голубого и синего цвета разные по длине)

После выполнения задания на доске появляется раскраска

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд с изображение старинных способов измерения  (сажень, пядь, футами).

imageimageimage

  -Какая «река» длиннее

-Как это проверить? С помощью наложения будет сложно.

 

 

-Можем мы с вами точно сказать какая река длиннее

-Почему?

-Надо придумать еще способ сравнения по длине.

-Подсказка. Когда вы устанете больше, когда пройдете длинный или короткий путь?

Почему?

-Верно, чем длиннее дорога, тем больше шагов мы сделаем.

 В ходе обсуждения он подводит детей к выводу, что можно пройти по одной и другой длине реки и посчитать количество шагов.

 

 

Предлагаю измерить одну и вторую «речку» шагами (все считаем) выбираем из предложенных цифр подходящую по количеству шагов.

 

-Какая речка длиннее?

 

 

 

-Вывод: для того чтобы измерить длину реки, дороги или полоски, надо выбрать мерку и узнать, сколько раз она укладывается в объекте, который мы измеряем.

-Какую мерку мы использовали

 

-Как вы думаете, мы справились с эти заданием, давайте посмотрим

 Воспитатель говорит детям, что мерками могут быть не только шаги, измерять длину можно различными мерками. Предлагает детям попробовать измерить «реки» с помощью новых мерок.

Дети испытывают затруднение, так как на глаз сложно определить какое полотно длиннее

 

-Нет, так как определить это трудно.

-Нельзя наложить как с волнами

 

-Длинный

 

-Сделаем больше шагов

 

 

 

 

 

Дети сами выбирают (например, по считалочки) одного ребенка, который меряет шагами одну и вторую речку, остальные дети считают и выбирают нужную цифру.

-Речка, в которой поместилось 5 шагов длиннее, чем та, в которой поместилась 4 шага. Так как цифра 5 больше цифра 4.

 

 

-Мы измерили длину реки с помощью шагов

- да, с этим заданием мы тоже справились, так как появились новые цвета.

 

Дети выбирают способ, например измерения с помощью пядей, считают, сколько мерок поместилось.

 

Включение нового знания в систему знаний ребенка

Задачи: расширить представления о способе измерения длин отрезков с помощью мерок, тренировать счетные умения, соотносить цифру с количеством.

6

3 задание «Построй мост»

4 минуты

После того как дети построили мосты на экране появляется раскраска

 

Копия (6) рыб(1).jpg

- Ребята скажите, как можно попасть на другой берег

Подвести к тому, что нужно построить мост

 

-Как вы будете выбирать доску для строительства моста?

Воспитатель соглашается с данным способом, но говорит, что это неудобно так как «доски» тяжелые, и если не подойдет, то нужно будет нести обратно.

-Что нужно сделать, чтобы мост сразу подошел по ширине

Воспитатель контролирует ответы детей, добивается ответов полными предложениями, следит, чтобы каждый ребенок принял участие в выполнении задания, хвалит детей и благодарит за выполненное задание.

Каждому ребенку предлагается взять доску (картонная полоска) и построить мост.

-нужно взять одну доску и примерить ее к ширине реки.

 

Дети вместе с воспитателем подходят к выводу, что сначала выбрать мерку и измерить ширину речки, потом длину доски. Должно быть одинаковое количество мерок. Дети меряют выбранной меркой ширину реки, и чтобы не забыть результат, выбирают карточку с соответствующей цифрой, и измеряют длину «доски».

7

4 задание. Игра «Поймай рыбку»

2,5  минуты

 
 image

 

После выполнения задания на экране появляется очередная раскраска

image

Следующее задание, которое приготовил морской злодей, называется, поймай рыбку. На ведерках цифры, которые обозначают целое, нужно подобрать рыбку, где две части будут соответствовать целому, которое обозначено на ведерке.

 

 

 

 

 

-Как вы думаете мы справились с этим заданием? Почему?

-Ребята, кто знает морского обитателя, которому мы помогли вернуть цвет?

Интересный факт. Морские коньки- единственные рыбы, имеющие шею. Ученые доказали, что морские коньки - родственники рыбы-иглы. Плавает конек в вертикальном положении и так грациозно наклоняет голову, что, глядя на него, невозможно не сравнить его с какой-то маленькой волшебной лошадкой. Покрыт он не чешуей, а костными пластинами. Однако в своем панцире он так легок и быстро. А назвали его так потому что он напоминает шахматного коня.

-Давайте, посмотрим, смогли ли мы помочь морским обитателям?

-Как вы думаете будут ли еще задания?

- Дети сообща выполняют задания, раскладывая рыб, считая пример  в  ведра с соответствующими числами. После того как все рыбы разложены дети объясняют свой выбор

-Например: - в ведерко с числом 5 (это целое) мы поместили рыб с примерами (части) 1+4; 3+2 и т.д

-Да, мы правильно выполнили задания, потому что раскрасились все рыбы

-  Морской обитатель, которому мы помогли вернуть цвет называется «Морской Конек».

 

 

 

 

 

 

 

-Морским обитателям мы пока еще не смогли помочь.

-Будет еще задание, так как у моря тоже есть цвет. А наша картинка пока бесцветная.

8

5 задание «Соедини по точкам»

2  минуты

 image

Воспитатель даёт возможность выполнить задание у доски ребёнку, который на протяжении всего занятия не смог себя проявить.

 

Один ребёнок у доски, остальные на местах.

Дети садятся за столы и самостоятельно, последовательно соединяют цифры. Затем меняются друг с другом и проверяют.

9

0,5 минут

После выполнения заданий появляется полностью готовая раскраска

image

Воспитатель просит назвать все цвета, которые изображены

Воспитатель хвалит детей за проделанную работу и говорит, что справится с заданием, детям помогли полученные знания.

.

Например: На картинке зеленые водоросли и серые камни.  

Дети радуются, что смогли помочь морским обитателям и справились со всеми заданиями.

Рефлексия

Задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха. Провести рефлексию деятельности на занятии.

10

Рефлексия

2 минуты

 

 

Воспитатель предлагает  детям выбрать рыбку соответствующего цвета, оценить занятие. (Зеленая рыбка - понравилось, желтая –  были трудности, красная не понравилось)

 

 

-Какое полезное дело мы с вами сегодня сделали

 

-Как мы им помогали?

-Что нам помогло сравнить по длине речку  и мост.

 

Воспитатель раздает  картинки с мерками (сажень, пядь, фут)  и просить измерить любой предмет в группе, с помощью мерки, которая изображена на картинке.

Выбирают рыбку соответствующего цвета, объясняют свой выбор.

Например: Я выбрал рыбку зеленого цвета потому что, мне понравилось помогать,

-Мы помогли морским жителям вернуть цвета.

-сравнивали по длине волны, рыб речку, строили мост…..)

-Сравнивать по длине нам помогли выбранные мерки .

Дети самостоятельно измеряют окружающие предметы используя сажень, пядь, локоть.

 

Самоанализ НОД

Непосредственно образовательная деятельность состояла из взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Содержание занятия соответствовало поставленным целям и задачам. Все элементы НОД логически объединены между собой общей темой «Рыбы. Морские обитатели» и общей целью – знакомство с действием измерения длины с помощью мерки.: Для включения детей в игровую деятельность были использованы: игра «Когда это бывает», фантастическое перемещение детей к морю, использовались звуковые эффекты. Для решения задачи актуализации в НОД была включена игра «Волны и рыбы». Задачами основной части являлись сформировать: представления о новом способе измерения длины отрезков с помощью естественной мерки – шагов, опыт самостоятельного преодоления трудностей и эмоционального переживания радости открытия. Для включения в дальнейшую деятельность (т.е. познавательную мотивацию) использовались герои морские обитатели и злодей, который похитил все цвета моря. Данный прием соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей. Задания простроены на ознакомление детей с понятиями «длиннее» и «мерка». Мультимедиа продукт был выполнен в программе Notebook 10. Детям предлагается раскрасить морское дно. Этот технический прием выполнен в программе Рaint.net, также использованы фрагменты шум моря, картинки с изображением морского дна и его обитателей. Использование ИКТ на протяжении занятия способствовало поддержанию интереса детей к каждому заданию. Основная часть НОД представляла собой самостоятельную и совместную деятельность детей и воспитателя. В основную часть НОД была включена поисковая деятельность – найти нужную по длине «доску» для постройки моста через «речку», а также, закрепление целого числа из частей, последовательность чисел. Поощрения воспитателем детей во время работы, способствуют развитию у детей уверенности в собственных силах. Непосредственно образовательная деятельность была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникационных технологий. При измерении «рек»-дети проявляют инициативу предлагая сделать выбор, используя, считалку. Индивидуализация обучения проявлялась в задании-игра «Соедини по точкам», для выполнения которого выбирался менее активный ребенок, а также в оказании затрудняющимся при выполнении заданий детям помощи, напоминания, дополнительного объяснения. В данном задание, также прослеживается само и взаимоконтроль. В течении занятия предусмотрена смена деятельности детей, что способствует предотвращению переутомления дошкольников. Заключительная беседа в рефлексивной части НОД способствует развитию у детей умения анализировать проделанную работу и умение выражать свое отношение к происходящему. Осмысление данного занятия осуществлялось помощи рефлексии деятельности, т.е. посредством вопросов воспитателя. Также детям предлагается психологический метод оценивания себя «Выбери цвет».

     
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

00199

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мы считаем, мы играем", образовательная область «Познавательное развитие дошкольников» по направлению формирование элементарных математических представлений (ФЭМП).

"Мы считаем, мы играем" . «Познавательное развитие дошкольников» по направлению  формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)....

Образовательная область "Познавательное развитие" непосредственно-образовательная деятельность «Формирование элементарных математических представлений» Тема: "Путешествие по стране Геометрия".

«Формирование элементарных математических представлений»Тема: "Путешествие по стране Геометрия".Цель: формировать навыки элементарных математических представлений на основе познавательной активности, ...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (название образовательной области) Формирование элементарных математических представлений (направление образовательной области) «Ложки» (тема) Блоки Дьенеша

Педагогический замысел: - Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. Формирование готовности детей к совместной деятельности. - Привлекать внимание детей к предметам контрас...

Конспект НОД по познавательному развитию детей младшей группы (формирование элементарных математических представлений)

Занятие по познавательному развитию детей младшей группы (формирование элементарных математических представлений). Решаемые задачи: Совершенствовать умение различать и называть геометри...

Конспект педагогической ситуации с детьми подготовительной группы по образовательной области «Познавательное развитие» «Ребята помогают Фиксикам». (формирование элементарных математических представлений)

Данное занятие является частью образовательной программы по развитию познавательно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Занятие проводится в игровой форме для обобщения знаний дет...