Конспект занятия "Дорога к письменности" (познание)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Котельникова Юлия Викторовна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznanie_doroga_k_pismennosti.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности «Непоседы»

Познавательное развитие 10.02.2025

Воспитатель: Котельникова Ю.В.

Тема: «Дорога к письменности»

Задачи:

Создать условия для: выражения детьми своего мнения;

- самостоятельного выбора партнёров;

- взаимодействия друг с другом в паре;

- развития речевой активности

Задачи:

- расширять самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательно - исследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов;

 - развивать умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания;

- формировать представления детей о многообразии стран и народов мира;

- воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны

Материалы и оборудование:  азбука, пословица на картинке, картинки берестяной грамоты, рисунки мальчика на листе бумаги, старославянский алфавит, цветные карандаши, иллюстрации букв

Ход образовательной деятельности:

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность

детей

Условия

Вводная часть

Ребята, подскажите мне, пожалуйста, какой праздник скоро мы все будем

отмечать? (ответы детей) Верно, Новый год.

В каждой семье к встрече Нового года готовятся и ждут этот праздник. А

как вы готовитесь к этому празднику? (ответы детей).

Перед  наступлением Нового  года  у   Деда  Мороза  повсюду  открываются

Новогодние  мастерские  -  где  и  взрослые,  и  ребята,  могут  своими  руками,

сделать подарок, открытку, волшебную шкатулочку и многое-многое другое

красивое и интересное.

А вы хотите попасть со мной в Мастерскую Деда Мороза? (ответы детей).

Тогда давайте закроем глаза и посчитаем все вместе «Раз, два, три, вокруг

себя повернись, в мастерской Деда Мороза окажись!»

Ребята, подскажите мне, пожалуйста, какой праздник скоро мы все будем

отмечать? (ответы детей) Верно, Новый год.

В каждой семье к встрече Нового года готовятся и ждут этот праздник. А

как вы готовитесь к этому празднику? (ответы детей).

Перед  наступлением Нового  года  у   Деда  Мороза  повсюду  открываются

Новогодние  мастерские  -  где  и  взрослые,  и  ребята,  могут  своими  руками,

сделать подарок, открытку, волшебную шкатулочку и многое-многое другое

красивое и интересное.

А вы хотите попасть со мной в Мастерскую Деда Мороза? (ответы детей).

Тогда давайте закроем глаза и посчитаем все вместе «Раз, два, три, вокруг

себя повернись, в мастерской Деда Мороза окажись!»

Ребята, подскажите мне, пожалуйста, какой праздник скоро мы все будем

отмечать? (ответы детей) Верно, Новый год.

В каждой семье к встрече Нового года готовятся и ждут этот праздник. А

как вы готовитесь к этому празднику? (ответы детей).

Перед  наступлением Нового  года  у   Деда  Мороза  повсюду  открываются

Новогодние  мастерские  -  где  и  взрослые,  и  ребята,  могут  своими  руками,

сделать подарок, открытку, волшебную шкатулочку и многое-многое другое

красивое и интересное.

А вы хотите попасть со мной в Мастерскую Деда Мороза? (ответы детей).

Тогда давайте закроем глаза и посчитаем все вместе «Раз, два, три, вокруг

себя повернись, в мастерской Деда Мороза окажись!»

Ребята, подскажите мне, пожалуйста, какой праздник скоро мы все будем

отмечать? (ответы детей) Верно, Новый год.

В каждой семье к встрече Нового года готовятся и ждут этот праздник. А

как вы готовитесь к этому празднику? (ответы детей).

Перед  наступлением Нового  года  у   Деда  Мороза  повсюду  открываются

Новогодние  мастерские  -  где  и  взрослые,  и  ребята,  могут  своими  руками,

сделать подарок, открытку, волшебную шкатулочку и многое-многое другое

красивое и интересное.

А вы хотите попасть со мной в Мастерскую Деда Мороза? (ответы детей).

Тогда давайте закроем глаза и посчитаем все вместе «Раз, два, три, вокруг

себя повернись, в мастерской Деда Мороза окажись!»

Ребята, подскажите мне, пожалуйста, какой праздник скоро мы все будем

отмечать? (ответы детей) Верно, Новый год.

В каждой семье к встрече Нового года готовятся и ждут этот праздник. А

как вы готовитесь к этому празднику? (ответы детей)

- Отгадайте, ребята, мою загадку:

«На странице букваря тридцать три богатыря.

Мудрецов богатырей знает каждый грамотей»

- Верно! Буквы, алфавит (показываю алфавит)

- У каждого народа своя азбука. Вот наша родная азбука, состоит из 33 букв, эти буквы нам знакомы. Подумайте и скажите, почему мы так говорим: «Азбука - к мудрости ступенька»

- Азбука - это начало, основа, когда знаешь буквы можно научиться читать. Умеешь читать – можно прочитать много книг и много узнать.

- Но было время, когда люди на земле не умели ни читать, ни писать. Еще не существовало букв. Сегодня я хочу вам рассказать вам историю их рождения. А вы мне в этом поможете.

Отвечают на вопросы

Предполагают, рассуждают

Условия для:

- привлечения внимания;

- мотивации на включение в образовательную деятельность;

- выражения детьми своих мыслей;

-стимулирования речевой активности

Основная часть

Картинки

- Послушайте стихотворение:

«О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами…»

- А сочинил это стихотворение мальчик Данилка. Жил он в деревне на берегу реки. Больше всего он любил слушать бродячих сказителей. Они рассказывали о подвигах героев, о приключениях отважных мореплавателей, о красоте родной земли. Очень хотелось запомнить слово в слово эти рассказы, но их так много и такие длинные!

- Как вы думаете, как Данилка мог всё запомнить?

- Что помогло ему запоминать истории? Какая мысль могла прийти ему в голову?

- Верно, он мог изобразить истории, нарисовать.

- На чем мог рисовать Данилка в те давние времена? (на камне, песке, глине, бересте)

- Молодцы! все это можно использовать для рисования. Но подумайте – если  рисовать на мокром песке, на берегу речки – такой рисунок сохранится? 

- А дождь размыл глину, лучи солнца стерли рисунок даже с камня.

- Но земля матушка сохранила свернутый трубочкой кусок березовой коры - бересты. Развернули и вот что увидели это чудом сохранившееся Данилкино послание. Что вы здесь увидели? (люди, по реке плывет лодка, красивый город)

- Постепенно рисунки превратились в значки, каждый значок обозначал какое-нибудь слово (сова, лист, нога…)

- Как вы думаете, все ли слова можно было записать таким образом?

- Верно, нет, слов очень много.

- И вот первыми были братья Кирилл и Мефодий, которые придумали славянскую азбуку, которую мы изучаем. Конечно, написанные буквы сильно изменились, некоторые даже исчезли, но основа осталась. Что в этом открытии хорошего?

- Теперь можно все увиденное не зарисовать, а записать.

- А теперь я предлагаю побывать в школе своих прапрабабушек и прапрадедушек (закройте глаза и представьте короткие зимние дни, дети учились зимой.)

- Открываем глаза: в классе горит лучина (электрического света тогда не было), раздается колокольный звон – это сигнал для начала урока. Когда входит учитель в класс, дети должны были отвесить ему три земных поклона. Тетрадей у детей не было, учебников так же. Учитель показывал буквы, называл их, и дети повторяли за ним.

А-Аз, Б-Буки, В - Веди, Г-Глаголь, Д-Добро

- Русские люди любили книги дорожили ими. Первые книги напоминали ларцы. В них было много картинок, буквы ровные, заглавные буквы украшали узорами, различными фигурками 

- Чем украшены буквы? На кого похожи буквы? А сейчас предлагаю вам нарисовать и украсить первую букву своего имени. (Дети садятся за столы рисуют карандашами)

Предполагают, рассуждают

Слушают

Предполагают, рассуждают

Условия для:

- выражения детьми своих мыслей;

- стимулирования речевой активности

- развития умения рассказывать о своей работе;

- восстановления в памяти детей того, что они делали;

Заключительная часть

- Ребята, что нового вы сегодня узнали о азбуке и алфавите?

- Вспомните пословицу, которую мы узнали («Азбука - к мудрости ступенька»)

- Сколько букв в русском алфавите?

- На чём писали люди в давние времена?

- Кто придумал славянскую азбуку?

- Молодцы, узнали много нового

Отвечают на вопросы

Рассказывают о своей деятельности

Условия для:

- стимулирования речевой активности;

- выражения детьми своих мыслей;

- для развития умений рефлексировать свою деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

1. Конспект по рисованию 2. Конспект по конструированию 3. Конспект по математике. 4. Конспект по окружающему миру.

Тема1. Рисование "Осенний пейзаж. Дождь" (05.10.2021)2. Окружающий мир «Такие разные, такие важные ». бытовые предметы и техника. Их значение в жизни человека. (11...