"Организация ранней профориентационной деятельности в ДОУ"
презентация

«Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».

К.Д. Ушинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение ХМАО-Югра

«Детский сад «Березка» п. Горноправдинск

Организация ранней профориентационной деятельности в ДОУ

96f8db87-4c54-51f2-8a5b-10d48aceaee7.jpg

Подготовила воспитатель

Якунина Эльмира Фардатовна

2025 год

«Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».

К.Д. Ушинский

Современные формы работы с дошкольниками по ранней профориентации.

В современном обществе важнейшим направлением социокультурного направления является внимание к личностным и профессиональным качествам человека. Гармонично развитым человек может считать себя при условии, что он нашёл своё место в жизни, правильно сделал свой выбор и получает удовлетворение от своей профессии, пользуется авторитетом в обществе, и его труд служит на благо народа и обеспечивает личное благополучие.

Человек счастлив, если он умеет и любит трудиться. С этой точки зрения чрезвычайно значимым является дошкольный период детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, его личной культуры, отношения к самому себе и к окружающему миру, в частности к своей будущей профессиональной деятельности.

Приобщение дошкольников к профориентированной направленности позволяет актуализировать знания и представления ребёнка в собственном реальном мире.

Для того чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессией родителей и людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

В процессе своего развития ребёнок наполняет своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он пытается проиграть действия воспитателя, библиотекаря, продавца, врача и других, основываясь на наблюдении за взрослыми.

Некоторые элементы профессиональной деятельности им ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На данном этапе создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Следовательно, очень важно, как можно раньше создать максимально разнообразную мозаику впечатлений о мире профессий, чтобы затем, ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно

Слайд 2

Целью ранней (детской) профориентации в дошкольном учреждении является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.

Слайд 3

Выделяют следующие задачи профориентации детей дошкольного возраста:

  • ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями;
  • привить любовь к трудовым усилиям;
  •  сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности.

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остается за пределами понимания ребенка.

Поэтому деятельность педагогических работников по реализации задач ранней профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраивается системно.

Слайд 4

Для ознакомления детей с трудом взрослых применяю традиционные методы обучения и воспитания:

словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трем основным линиям:

Слайд 5-11

- приближение детей к труду взрослых(рассказывание детям о профессии, рассматривание иллюстраций и изображение инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий, чтение художественных произведений);

- приближение работы взрослых к детям(наблюдение и экскурсии);

- совместная деятельность детей и взрослых(сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и др.).

Слайд 12-16

Чтобы знакомство детей с профессиями проходило интереснее, я ознакомилась с учебно-методическим комплексом «Профессиум», который предоставляет возможность участникам образовательных отношений развивать и реализовать креативные, творческие и познавательные способности.

УМК «Профессиум» - современная образовательная программа дополнительного образования по ранней профориентации дошкольников, которая обеспечивает устойчивый интерес детей к изучению различных профессий. Модульная система УМК рассчитана на четыре года обучения: с младшего дошкольного возраста до подготовительной к школе группе.

С миром профессий детей знакомят персонажи Оля и Коля. На протяжении всего времени они будут примерять на себя различные профессии и вместе с детьми моделировать интересные игровые ситуации.
На каждый год обучения есть отдельное методическое пособие, в котором прописаны методические рекомендации к проведению занятий, физминутки, тематический фольклор, дидактические материалы и инструкции к интерактивным играм.

В учебно-методический комплекс «Профессиум» входит:

  • Интерактивная программа «Профессиум»: 44 интерактивные игры и инструкции к ним
  • Методика к каждому занятию (92 занятия на 4 года обучения)
  • Дидактические материалы (карточки профессий, сортеры, веселые липучки, раскраски, марки, конверты, макеты, лекала, рецепты, шарики)
  • Паспорт профессий на каждого ребенка (в комплект входит 35 паспортов)

В комплект УМК также входят раскраски и карточки профессий, которые можно использовать во всех возрастных группах. Остальные материалы (конверты, марки, воздушные шары) понадобятся непосредственно для проведения занятий по изучению профессий.

С помощью интерактивных игр дети знакомятся с профессиями, их орудиями труда и трудовыми действиями, а также могут сдать экзамен по каждой изученной профессии. Главным средством диагностики и мониторинга является заполнение Паспорта профессий. Паспорт является средством обобщения личных достижений и продуктов творческой деятельности ребенка.

После изучения профессии напротив ее названия в паспорте ставиться печать, которая обозначает, что ребенок прошел обучение и сдал экзамен по данной профессии. Особый интерес к определенным профессиям каждого ребенка учитывается на последней странице паспорта, также там прописана информация о паспорте и личностные качества, которые проявил ребенок во время обучения. Паспорт заполняется на протяжении всего периода обучения.

В заключении хочется сказать, что с самого детства нас спрашивают - кем мы хотим стать? Можно сказать, что наша профориентация начинается с детского сада.Поэтому, желая добра своим детям, мы пытаемся их всесторонне развивать, видим в них будущих гениев. Нам хочется, чтобы они стали великими учёными и изобретателями, известными актёрами, певцами, политиками, архитекторами, юристами, банкирами и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Ранняя профориентационная работа"

Подготовка ребенка к выбору будущей профессии заключается не навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, облегчить ему самостоятельный ...

Ранняя профориентационная работа с дошкольниками

Семинар - практикум для педагогов по ранней профориентационной работе с дошкольниками....

План работы творческой рабочей группы по реализации ранней профориентационной работы МКДОУ № 4 г. Аши на 2021-2022 учебный год

План работы творческой рабочей группыпо реализации ранней профориентационной работы МКДОУ № 4 г. Аши на 2021-2022 учебный год...

«Профориентационная деятельность в детском саду"

Данный материал будет полезен воспитателям детских садов....

Семинар-практикум «Организация работы учителя-логопеда по ранней профориентационной направленности детей с нарушение речи»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №6 города Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан"Семинар-практикум «Организация работы у...