Использование игр с песком в работе с детьми с ОВЗ.
статья
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игр с песком в работе с детьми с ОВЗ.
Песочная терапия – даёт возможность выразить ребёнку то, для чего трудно подобрать слова, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Игры с песком очень интересны детям, они успокаивают и расслабляют ребёнка и, значит, обеспечивают наиболее успешное выполнение задания.
Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от глубоких эмоциональных переживаний и негативных эмоций.
Песок, вода и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь ребёнку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние, благодаря этим играм развивается связная, образная речь, пополняется словарь эмоций.
Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных проблем психологии и педагогики.
Используя в работе песочную терапию, необходимо соблюдать основные принципы игр на песке:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.
2. “Оживление” абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
3. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он “на деле” убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути. [2. c. 3]
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Перенос традиционных занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, ваши нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу.
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
В настоящее время песочная терапия является перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ. Игры и упражнения с песком можно использовать в работе с детьми, начиная с 3х летнего возраста. Метод песочной терапии позволяет решать ряд проблем у детей с ОВЗ. Игры на песке открывают возможности ребенка, развивая его фантазию и творческий потенциал.
Для детей песок — это, прежде всего материал, который также интересен, как и все вокруг. Окружающее пространство тянет ребенка к себе как магнит. Взаимодействуя с предметами, ребенок пытается ими овладеть, и пока он не изобретет некий способ использования предмета, он не успокоится. Для самых маленьких важно почувствовать форму предмета руками, извлечь звуки и т. д. Интерес к песку удерживается тем, что он не поддается «овладению». Малыш его берет, а он утекает. Малыш лепит форму, а она легко разрушается. Детей привлекают тайны, которые хранит песок. Они могут его перебирать до бесконечности, выискивая там более крупные зерна, камушки и т. д.
Есть множество игр, упражнений и игровых программ с использованием песочницы, облегчающих процессы обучения, коррекции и развития детей. Очень важно использовать гибкие формы коррекционно-развивающей работы, потому что дети с ОВЗ отличаются повышенной нервной возбудимостью, закрытостью, неразвитостью эмоциональной сферы. У детей встречается нарушение речи, в некоторых случаях ее отсутствие, не развито на достаточном уровне координации движений, мелкой моторики рук, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д. Поэтому эти дети нуждаются в особых методах коррекции здоровья.
Задачи, которые можно решить при использовании игр с песком для детей с ОВЗ:
- Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику.
- Стимулирование мыслительных процессов.
- Формирование умения сосредотачиваться в процессе деятельности.
- Формировать коммуникативную компетентность детей.
- Совершенствовать предметно-игровую деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры.
Можно выделить группы методов и приемов песочной терапии, используемых в работе [3.с.9] :
- Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения.
- Игровая деятельность:
- сюжетные игры – «Построим дом (заборчик)», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, камушки, травка, дощечки и т.д.);
- игры-забавы – «Что спряталось», «Сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы»;
- дидактические игры-упражнения - «Повтори узор», «Мы создаем мир».
- Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки).
- Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).
- Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.
- Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).
Таким образом, игры с песком считаются эффективными и современными в коррекционно-образовательной работе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Игры на песке вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально.
Список литературы:
1. Гарнова Е.В., Сапожникова О.Б. Песочная терапия в развитии дошкольников/ Е.В. Гарнова, О.Б. Сапожникова. – М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2014
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии».- М.: Издательство « Речь», 2007
3. Ратникова Е.В. Игры на песке. Работа с семьей и детьми/ Е.В.Ратникова. – СПб.: Речь, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Такая разная игра" использование игр с песком в работе с детьми дошкольного возраста
материал для консультаций и выступления на педагогическом совете...

Описание опыта работы "Использование игр с песком в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
Доказано, что игры с песком имеют большое значение для физического и психического здоровья, поэтому я решила использовать песок и в совместной деятельности с детьми в группе.В данном материале предста...

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей) к использованию игр с песком в работе с детьми.
Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда...

Опыт работы "Использование игр с песком в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста
Модернизация содержания образовательного процесса, введение инноваций в технологии воспитания и обучения предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимоде...

Педагогический опыт по использованию игр с песком в работе с детьми раннего дошкольного возраста.
Песочная терапия – научно обоснованный метод креативной терапии, проверенный многолетней практикой квалифицированных специалистов в области психологии....

Использование игр с песком в работе с детьми с ОВЗ.
Большинство детей с ОВЗ имеют недостаточно развитую эмоционально-волевую сферу, повышенную тревожность, нарушения мелкой моторики, внимания, памяти, мышления. Поэтому игры с песком необход...

Использование игр с песком в работе с детьми в условиях инклюзивного образования
В данной статье рассмотрен вопрос получения успешного инклюзивного дошкольного образования с помощью использования метода игры с песком....
