Использование игр с песком в работе с детьми с ОВЗ.
статья

Алексеева Ольга Александровна
Песочная терапия – даёт возможность выразить ребёнку то, для чего трудно подобрать слова, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Игры с песком очень интересны детям, они успокаивают и расслабляют ребёнка и, значит, обеспечивают наиболее успешное выполнение задания.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alekseeva.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игр с песком в работе с детьми с ОВЗ.

Песочная терапия – даёт возможность выразить ребёнку то, для чего трудно подобрать слова, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Игры с песком очень интересны детям, они успокаивают и расслабляют ребёнка и, значит, обеспечивают наиболее успешное выполнение задания.

Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от глубоких эмоциональных переживаний и негативных эмоций.

Песок, вода и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь ребёнку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние, благодаря этим играм развивается связная, образная речь, пополняется словарь эмоций.

Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных  проблем психологии и педагогики. 

Используя в работе песочную терапию, необходимо соблюдать основные принципы игр на песке:

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

2. “Оживление” абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он “на деле” убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути. [2. c. 3]

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Перенос традиционных занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, ваши нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу.

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

В настоящее время песочная терапия является перспективным средством  коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ. Игры и упражнения с песком можно использовать в работе с детьми, начиная с 3х летнего возраста. Метод песочной терапии позволяет решать ряд проблем у детей с ОВЗ. Игры на песке открывают возможности ребенка, развивая его фантазию и творческий потенциал.

Для детей песок — это, прежде всего материал, который также интересен, как и все вокруг. Окружающее пространство тянет ребенка к себе как магнит. Взаимодействуя с предметами, ребенок пытается ими овладеть, и пока он не изобретет некий способ использования предмета, он не успокоится. Для самых маленьких важно почувствовать форму предмета руками, извлечь звуки и т. д. Интерес к песку удерживается тем, что он не поддается «овладению». Малыш его берет, а он утекает. Малыш лепит форму, а она легко разрушается. Детей привлекают тайны, которые хранит песок. Они могут его перебирать до бесконечности, выискивая там более крупные зерна, камушки и т. д.

Есть  множество игр, упражнений и игровых программ с использованием песочницы, облегчающих процессы обучения, коррекции и развития детей. Очень важно использовать гибкие формы коррекционно-развивающей работы, потому что дети  с ОВЗ отличаются повышенной нервной возбудимостью, закрытостью, неразвитостью  эмоциональной сферы.  У  детей  встречается нарушение речи, в некоторых случаях ее отсутствие, не развито на достаточном уровне  координации движений, мелкой моторики рук, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д. Поэтому эти дети нуждаются в особых методах коррекции здоровья. 

Задачи, которые можно решить при использовании игр с песком для детей с ОВЗ:

  1. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику.
  2. Стимулирование мыслительных процессов.
  3. Формирование умения сосредотачиваться в процессе деятельности.
  4. Формировать коммуникативную компетентность детей.
  5. Совершенствовать предметно-игровую деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры.

Можно выделить группы методов и приемов песочной терапии, используемых в работе   [3.с.9] :

  1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения.
  2. Игровая деятельность:
  1. сюжетные игры – «Построим дом (заборчик)», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, камушки,  травка, дощечки и т.д.);
  2. игры-забавы – «Что спряталось», «Сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать»,  «Необыкновенные следы»;
  3. дидактические игры-упражнения - «Повтори узор», «Мы создаем мир».
  1. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки,  прибаутки).
  2. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).
  3.  Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.
  4. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).

Таким образом, игры с песком считаются эффективными и современными в коррекционно-образовательной работе для детей  с ограниченными возможностями здоровья. Игры на песке  вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально.

Список литературы:

1.  Гарнова Е.В., Сапожникова О.Б. Песочная терапия в развитии дошкольников/ Е.В. Гарнова, О.Б. Сапожникова. – М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2014

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии».- М.: Издательство « Речь», 2007

3. Ратникова Е.В. Игры на песке. Работа с семьей и детьми/ Е.В.Ратникова. – СПб.: Речь, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Такая разная игра" использование игр с песком в работе с детьми дошкольного возраста

материал для консультаций и выступления на педагогическом совете...

Описание опыта работы "Использование игр с песком в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Доказано, что игры с песком имеют большое значение для физического и психического здоровья, поэтому я решила использовать песок и в совместной деятельности с детьми в группе.В данном материале предста...

Опыт работы "Использование игр с песком в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста

Модернизация содержания образовательного процесса, введение инноваций в технологии воспитания и обучения предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимоде...

Педагогический опыт по использованию игр с песком в работе с детьми раннего дошкольного возраста.

Песочная терапия – научно обоснованный метод креативной терапии, проверенный многолетней практикой квалифицированных специалистов в области психологии....

Использование игр с песком в работе с детьми с ОВЗ.

Большинство детей с ОВЗ имеют недостаточно развитую  эмоционально-волевую сферу, повышенную тревожность, нарушения мелкой моторики, внимания, памяти, мышления. Поэтому игры с песком необход...

Использование игр с песком в работе с детьми в условиях инклюзивного образования

В данной статье рассмотрен вопрос получения успешного инклюзивного дошкольного образования с помощью использования метода игры с песком....