Мастер-класс для педагогов Доу «Театральная пятница»
материал
«Волшебный край!» – так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов Доу «Театральная пятница»
Ход мастер-класса: Добрый день, уважаемые коллеги. «Волшебный край!» – так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Участие в коллективном художественном действе дает возможность почувствовать положительно окрашенные эмоции с особой остротой, дарит ощущение радости, предвкушение чего-то яркого, интересного, прекрасного. Возможность проявить свою творческую активность исключительно важна для эмоционального благополучия современного ребенка. Театральной деятельности принадлежит особая роль в формировании позитивного отношения к творчеству, к труду.
Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя.
Основой театрального занятия является театрализованная игра. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Ребенок с ранних лет – с года, с двух лет любит наблюдать, и сам быть участником «театрального события». Хорошо всем известная приговорка «Сорока белобока, кашу варила, деток кормила», «Идёт коза рогатая…» Что это такое как не маленький театр, малыш мгновенно сам перевоплощается в эту сороку, и кашку варит, и деток кормит. И чем старше он становится, тем с большим интересом он тянется к театру : и тому, что ему показывают, и к тому действию, в котором сам он выступает как артист. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Программа Дороновой Татьяны Николаевны «Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет» предполагает еженедельный показ спектаклей для родителей. Это так называемые «Театральные пятницы», когда родители могут прийти вечером в назначенное время на просмотр постановки. Она предлагает вводить в конце сентября – начале октября, как она полагает, когда завершена адаптация.
Цель: Обеспечение положительного эмоционального благополучия воспитанников.
Задачи: создание в группе спокойных и доброжелательных взаимоотношений, формирование доверительного отношения к взрослым, обеспечение включения детей в систему социальных отношений, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками через развитие игровой деятельности, проведение традиций в ДОУ
В средней группе она предлагает один раз в две недели устраивать спектакли по пятницам. Наверно потому что в пятницу родители вечером никуда не торопятся, придут минут на 20 посмотрят спектакль, похлопают и разойдутся по домам.
Но нам нужно организовывать эти пятницы. И Доронова говорит, что это очень важно именно для ребёнка.
Если в средней группе 20 минут, то в старшей и подготовительных группах время неограниченно. Организация театрализованной деятельности проводится во время режимных моменах
Доронова предлагает игру в несколько составов – с одним проиграли, потом с другими.
Проходит «театральная пятница» в два этапа.
На I-м этапе идет работа над инсценировкой: проходит знакомство с текстом, идет работа над образами героев, обсудить поступки героев, помочь дошкольникам сделать соответствующие выводы.
оговариваются движения, обращается внимание на выразительность речи, готовятся несложные атрибуты, костюмы и т.д.
На II-м этапе в группу приглашаются родители, и дети показывают им подготовленную инсценировку.
В конце представления обязательным условием считается поименное представление артистов и награждение их аплодисментами
Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах
Младшая группа
В возрасте 2 - 3 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку. Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в небыстром темпе и действие должно быть непродолжительнымВторая младшая группа
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка...», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.
Средняя группа
Ребёнок постепенно переходит:
- от игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя;
- от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;
- от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);
- от создания в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.
Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации. . С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций.
Старшая группа
Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения.) Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте …» и т. д. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Используются мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. Подготовительная группа
Дети подготовительной группы живо интересуются театром как видом искусства. Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры - беседы, викторины. Знакомство с различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию.
Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра : настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.
Формы организации театрализованной деятельности
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал
Уважаемые коллеги!
-Приглашаю вас поигать.
- Но для начала предлагаю встать в круг. Будем говорить друг другу ласковые слова.
Сейчас мы ее с вами проведем. Я предлагаю вам встать в круг.
1 .(Проводится разминка «Здравствуйте!»)
Скажем «Здравствуйте» - руками,
Скажем «Здравствуйте» - глазами,
Вы в глаза нам посмотрите,
Левым глазом подмигните,
Подмигните правым глазом
Скажем «Здравствуйте» - мы рады!
Что вы почувствовали, ощутили? (Ответы педагогов)
2.Следующий прием - это упражнение на снятие мышечного напряжения. Как известно, дети в большинстве своем от природы скованны, зажаты. Это сказывается на их характере, поведении. Для снятия мышечного тонуса проводится следующее упражнение.
(Проводится разминка «Сосулька»; «Мороженое»)
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.
Вы почувствовали, что стали расслабленными, менее
для развития речевой интонационной выразительности.
-А сейчас попрошу вас произнести предложение: «Снег идет». Так как будто вы рады, недовольны, и это вас огорчает .
-Следующее Упражнение «Придумай и свой конец сказки».
развитие творческого воображения.
Предлагаю вам изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.
«Вытянулись они репку, и стали…»
«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».
Упражнение на развитие эмоциональной сферы
С вами будем мы стараться
В кого-то быстро превращаться.
Репка круглая, большая,
Посмотрите, вот какая! (Надувают щеки)
Были мальчиками и девочками,
Стали бабушки и дедушки (изображают)
А сейчас получится веселыми стать внученьками(изображают)
В Жучек превращаемся
Дружно удивляемся
А теперь совсем не сложно
превратиться в хитрых кошек
Теперь девченки и мальчишки
Мы все маленькие мышки (все бегают изображают мышку)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс " Использование бросового материала в театральной деятельности дошкольников."
Игр Игрушка, сделана я руками, пусть даже с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением индивидуальности создателя. Самодельная игрушка очень дорога ребё...

Мастер-класс для родителей о пользе театральной деятельности в ДОУ
Мастер-класс для родительского собрания о важности театральной деятельности в жизни ребенка.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13486240","attributes":{"alt":"","class":"media-image","h...

Мастер класс по изготовлению персонажей в театральный уголок "Театр на диске"
Так как театрализованная деятельность является одной из любимых видов деятельности детей, а так же положительные результаты воздействия театральной деятельности на личность ребенка, предлагаю помощь в...

Конспект мастер-класса для детей дошкольного возраста: "Театральная профессия - АРТИСТ". Для участия в межрайонном фестивале «Наши общие возможности, наши общие достижения»
Конспект мастер-класса для детей дошкольного возраста: "Театральная профессия - АРТИСТ".Для участия в межрайонном фестивале«Наши общие возможности, наши общие достижения»...

Мастер-класс по ФЭМП с применением театральной деятельности по сказке «Теремок»
Цель: формировать умение считать до 5-и, умение ориентироваться в определении предметов контрастных размеров; умение сравнивать числа (больше – меньше).Задачи: обучающие: ...

Мастер-класс «Старинные часы как атрибут театральной декорации»
Людмила СтепановаМастер-класс «Старинные часы как атрибут театральной декорации»Продолжаю тему по театрализованной деятельности со старшими дошкольниками.Доброго времени суток, уважаемые к...

Мастер – класс по актерскому мастерству «Развитие театральных способностей детей средствами актерского мастерства»
Целевая аудитория: воспитатели дошкольного учрежденияФормы организации: игровые упражнения, пластические этюды, речевые разминки, упражнения на отработку техники речи, ритмопластика.Условия: В ходе ма...