Организация игрового пространства в ДОУ для формирования социального опыта старших дошкольников
методическая разработка (старшая группа)
Для формирования творческих способностей, развития инициативы детей в нашем детском саду мы проектируем и создаем такое игровое пространство в группах ДОУ, которое ориентированно на возможность свободного выбора детьми игр, материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми, так и с взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей.
Игровое пространство можно определить как специально организованную предметно-пространственную среду, являющуюся «поисковым полем» ребенка, фактором его развития. Именно игровая среда является одним из важных условий, стимулирующих ребенка к активным действиям, эмоциональным проявлениям, установлению многообразных связей с окружающим миром. Игра является общепризнанным феноменом в развитии личности ребенка.
А сюжетно-ролевая игра выступает одним из основных методов формирования социального опыта старших дошкольников: закладывается культура взаимоотношений внутри коллектива, прививается уважение к труду взрослых и различным профессиям, закладываются простые социальные компетенции (как вести себя в обществе). Цель проведения сюжетно-ролевых игр с дошкольниками — разностороннее развитие личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации, побуждение к проявлению детской инициативности, обогащение социального опыта дошкольников.
Представляю одну из форм организации игрового пространства в группе ДОУ - игровой модуль для сюжетно-ролевых игр «Моя игра».
Игровой модуль «Моя игра» – это комплект сюжетно-ролевых игр (состоящий из 4 игр), который размещается по принципу нежесткого зонирования, что позволяет детям объединяться подгруппами по общности интересов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 696.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация игрового пространства в ДОУ для формирования социального опыта старших дошкольников
Одним из главных качеств личности человека является инициативность, т.е. готовность активно включиться в жизнь, преобразовать окружающую ситуацию, проявить себя в конкретном действии. Инициативность — основа любой творческой активности. Это качество формируется в дошкольном детстве, когда ребенок приобретает относительную независимость от взрослого начинает все более активно и самостоятельно действовать.
Между тем проявлений содержательной детской инициативности в дошкольных образовательных организациях становится все меньше.
Жесткое программирование свободного времени в детских садах, постоянный контроль и строгое зонирование групповых комнат лишает ребенка свободно проявлять творческую активность, не оставляет возможностей для проявления детской инициативы.
Для формирования творческих способностей, развития инициативы детей в нашем детском саду мы проектируем и создаем такое игровое пространство в группах ДОУ, которое ориентированно на возможность свободного выбора детьми игр, материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми, так и с взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей.
Игровое пространство можно определить как специально организованную предметно-пространственную среду, являющуюся «поисковым полем» ребенка, фактором его развития. Именно игровая среда является одним из важных условий, стимулирующих ребенка к активным действиям, эмоциональным проявлениям, установлению многообразных связей с окружающим миром. Игра является общепризнанным феноменом в развитии личности ребенка.
А сюжетно-ролевая игра выступает одним из основных методов формирования социального опыта старших дошкольников: закладывается культура взаимоотношений внутри коллектива, прививается уважение к труду взрослых и различным профессиям, закладываются простые социальные компетенции (как вести себя в обществе). Цель проведения сюжетно-ролевых игр с дошкольниками — разностороннее развитие личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации, побуждение к проявлению детской инициативности, обогащение социального опыта дошкольников.
Представляем одну из форм организации игрового пространства в группе ДОУ - игровой модуль для сюжетно-ролевых игр «Моя игра».
Игровой модуль «Моя игра» – это комплект сюжетно-ролевых игр (состоящий из 4 игр), который размещается по принципу нежесткого зонирования, что позволяет детям объединяться подгруппами по общности интересов.
Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребёнка на основе его включения в систему социальных отношений через сюжетно-ролевую игру.
Задачи:
• Обогащение содержания сюжетных игр детей, на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей;
• Формирование умений в построении игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения;
• Развитие умений детей в проявлении игрового творчества;
• Воспитание дружеских взаимоотношений дошкольников со сверстниками.
• Формировать целостную картину мира, расширять кругозор.
Игровой модуль для сюжетно-ролевых игр «Моя игра», представляет собой игровое поле, которое можно расположить на детском столе в любом части групповой комнаты. Каждая сторона представляет собой новую сюжетно-ролевую игру:
«Модельное агентство»
«Агентство недвижимости»
«Фирма по уборке помещений»
«Турагентство»
«
А все необходимое игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности детей находится в специальных промаркированных контейнерах. Такая форма организации игрового пространства позволяет каждому ребенку самостоятельно выбирать и разворачивать свою игру в любом удобном для него месте.
Игровой модуль предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Современный ребенок дошкольного возраста стремится отражать в сюжетно-ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живет и в которой развивается. А это означает, что тематика сюжетно-ролевых игр должна меняться с изменениями социума.
Данный игровой материал служит для моделирования проблемных ситуаций во взаимоотношениях взрослых и детей, с целью поиска совместных решений. Такое моделирование оказывает гораздо большее влияние на социальное развитие ребенка, чем словесные инструкции и поучения. В дошкольном возрасте моделирование происходит через сюжетно — ролевую игру.
Созданное игровое пространство в группе развивает познавательную активность, самостоятельность, творческие способности и инициативу детей. Оно имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.
В процессе работы обратили внимание, что систематическое проведение и организация сюжетно-ролевых игр влияет на развитие коммуникативных данных ребёнка и на умение строить взаимоотношения с другими детьми. Она помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, что способствует самоутверждению каждого в коллективе. Воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.
Таким образом, можно сделать вывод, что через игровой модуль для сюжетно-ролевых игр «Моя игра» дети овладевают духовными ценностями, усваивают предшествующий социальный опыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ – ОСНОВА УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»
ДОКЛАД«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ – ОСНОВА УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»...

Сюжетно – ролевая игра как средство формирования социального опыта старших дошкольников
Презентация сюжетно-ролевых игр в старшей группе....

Опыт работы по средству формирования социальной компетентности старших дошкольников
Мы привыкли считать образовательное учреждение местом, где идёт подготовка детей к будущей жизни, передаются соответствующие знания, умения и навыки, но жизнь для детей идёт уже сейчас, сп...

Инновационный проект по теме «Организация развития социального опыта старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры в условиях реализации ФГОС ДО»
Сюжетосложение (игра-фантазирование) заключается в развертывании в игре целостных, связанных друг с другом ситуаций, характеризующихся сложным и многообразным содержанием....

Обогащение социального опыта старших дошкольников в условиях проектной деятельности
Практико - ориентированный проект, направленный на создание условий для обогащения социального опыта старших дошкольников, овладение ими конструктивными способами взаимодействия с окружающими...
«Организация развития социального опыта старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры в условиях реализации ФГОС ДО»
Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрение новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисе...

ОПЫТ РАБОТЫ "ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ПРОБЛЕМНО-ПРАКТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
ФЕСТИВАЛЬ "Формирование социального опыта у воспитанников через реализацию вариативных форм, способов, методов организации образовательной деятельности"...




