Комплексно – тематическое планирование опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста
опыты и эксперименты (старшая группа)

Опыты и эксперименты с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksno_tematichesk_planir_po_eksperementir.docx41.35 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексно – тематическое планирование опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста

Месяц

Тема недели

Опыт

Цель

Материалы и оборудование.

Ход

Вывод.

Сентябрь

«Овощи»

«Овощи: как их можно есть?»

 Показать детям различные способы приготовления из овощей.

Картинки с изображением фруктов, сюжетная картинка «Сбор урожая в саду», тарелочки с сухофруктами, консервированными и свежими фруктами, стаканы с фруктовым компотом.

Педагог вместе с детьми рассматривают картинки с изображениями овощей и сюжетную картинку. Педагог спрашивает детей, чем отличаются овощи от фруктов. Далее педагог предлагает детям рассмотреть сырые овощи и спрашивает, как ещё человек придумал их употреблять в пищу и почему.

Вместе с детьми педагог рассматривает и пробует сушёные и консервированные овощи, Все сравнивают, чем отличаются эти продукты, и делают вывод.

 Человек придумал заготавливать овощи на зиму по-разному: сушить, консервировать, замораживать. Во овощах находится очень много витаминов, которые полезны нашему организму. Но полезнее всего свежие овощи - в них все витамины сохранены.

Октябрь

«Деревья и кустарники (изменения осенью, сравнение, способы размножения, опыты по посадке в группе)»

«Почему осенью листья желтеют?»

Показать взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора для растения.

Рябина, растущая рядом с детским садом, календарь погоды, уличный градусник, температурный график. (Опыт отсрочен во времени 2-3 месяца).

Вместе с педагогом дети наблюдают за расцветкой листьев рябины и температурой воздуха. Свои наблюдения заносят в календарь и температурный график.

Осенью всегда бывает период, когда день ещё длинный, а тепла становится меньше. Растению хватало бы света для дальнейшего развития, но всё затормаживается из-за низких температур. Тогда в листьях появляются пигменты, способствующие улавливанию тепла, - красные, оранжевые, жёлтые. Это позволяет продлить их жизнь ещё на несколько недель.

Ноябрь

«Животные средней полосы: какие они, способы приспособления, места обитания, питание, потомство»

«Могут ли животные жить в земле?»

Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (Воздух, вода, органические остатки).

Почва, спиртовка, металлическая тарелка, стекло или зеркало; ёмкость с водой.

Дети выясняют, что нужно животным для жизни (воздух для дыхания, влага), есть ли в почве воздух, влага, питание. Дошкольники выполняют следующие действия: погружают почву в воду (наблюдают выделение пузырьков воздуха); нагревают почву в тарелке над спиртовкой, держа над почвой охлаждённое стекло (на нём появляются капельки воды); нагревают почву (по запаху выясняют наличие органических остатков).

Животные могут жить в земле, потому что в ней есть воздух для дыхания, питание и влага.

Декабрь

«Одежда. Какая бывает одежда? Что нас греет, разновидности тканей, предметы женской, мужской и детской одежды».

«Мир ткани»

Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления.

Небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея), ножницы, ёмкости с водой, алгоритм деятельности.

Дети рассматривают вещи, сшитые из разных видов тканей, обращают внимание на общую характеристику материала (мнётся, рвётся, режется, намокает, горит). Определяют алгоритм проведения сравнительного анализа разных видов ткани: смять – разрезать на две части каждый кусочек – попытаться разорвать пополам – опустить в ёмкость с водой и определить скорость намокания 

Применения того или иного вида ткани зависит от его качества.

Январь

«Опыты и эксперименты со снегом, льдом»

«Изготовление цветных льдинок»

Познакомить детей с агрегатными состояниями воды – жидким и твёрдым; показать с помощью опытов, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска.

 Готовые цветные льдинки, поднос; стаканчики с водой, краска (гуашь, акварель), палочки для размешивания, формочки, верёвочки для каждого ребёнка.

Воспитатель показывает цветные льдинки и просит детей подумать, как они сделаны. Дети высказывают свои предположения. Затем все вместе размешивают в воде краску, заливают водой в формочки, опускают в них верёвочки, ставят на поднос, выносят на улицу и во время прогулки следят за процессом замерзания. Затем дети вынимают льдинки из формочек и украшают ими участок.

 Вода растворяет в себе краску, замерзает на холоде.

Февраль

«На земле, в небесах и на море: транспорт наземный, водный, воздушный: название, назначение, профессии людей»

«Тонет – плавает»

показать, что металл тонет в воде, а дерево нет.

Гвоздики, небольшие деревянные палочки, сосуд с водой.

Спросить, что произойдет, если опустить в воду гвоздь и деревянную палочку.

Проверить гипотезу, опустив объекты в воду.

 Металл тонет в воде, а дерево нет.

Март

«Праздник – 8 марта: почему празднуется, профессии мам, бабушек»

«Цветы лотоса»

Развитие любознательности и познавательной активности дошкольников.

Цветная бумага, карандаш, ножницы, широкая стеклянная чашка с водой.

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру.

Опустите разноцветные бумажные цветы на воду, налитую в емкость.

Лепестки цветов начнут «распускаться».

Бумага намокает и постепенно становится тяжелее- лепестки «раскрываются».

Апрель

«Комнатные растения к группе: пересадка комнатных растений, размножение разными способами»

«Испарение влаги с листьев растений»

Дать детям возможность проверить, куда исчезает вода с листьев растений.

Растение, полиэтиленовый пакетик, нить.

Дети рассматривают растение, уточняют, как движется вода из почвы к листочкам (от корней к стеблям, затем к листьям), куда она потом исчезает ( вода с листьев испаряется), почему растение надо поливать.

Затем проверяют предположение о том, что вода испаряется с поверхности листьев. Надевают на лист полиэтиленовый пакетик и закрепляют его. Растение ставят в тёплое светлое место. Замечают, что внутри пакетик запотел. Сняв пакетик через несколько часов, обнаруживают в нём воду. 

Вода появилась (испарилась с листочка), не видно воды на остальных листочках (вода испарилась в окружающий воздух).

Май

«Сельскохозяйственные работы в поле, на даче»

«Притягиваются – не притягиваются»

Дать детям возможность найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту.

Пластмассовая ёмкость с мелкими предметами (из ткани, бумаги, резины, меди, серебра, алюминия), магнит.

Дети рассматривают все предметы, определяют материалы. Высказывают предположения, что произойдёт с предметами, если к ним поднести магнит (некоторые из них притянутся к магниту). Взрослый предлагает детям отобрать все названные ими предметы, которые не притянутся к магниту, и назвать материал. Рассматривают оставшиеся предметы, называя материал (металлы) и проверяя их взаимодействие с магнитом. 

Не все металлы притягиваются магнитом (медь, золото, серебро, алюминий магнитом не притягиваются).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГТ»

 Авторы разработок:Асташенкова Н. В. учитель-логопед высшей квалификационнойкатегории  дошкольного отделения ГОУСОШ № 297 Пушкинского р-на г.Санкт-ПетербургаКлимова С. А.учитель-дефектолог высшей квал...

Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с сезонными явлениями в природе

Тема: «Сентябрь – первый месяц осени».Цель: познакомить детей с первым осенним месяцем – сентябрём, рассказать об особенностях сентября, какие изменения происходят в природе в этом месяце. Позна...

«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательны...

Комплексно-тематическое планирование по Теме : «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»

Комплексно-тематическое планирование поТеме : «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»...

«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные требования (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализаци...

Учебно-методическое пособие «Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС»

В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательны...