Комплексно – тематическое планирование опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста
опыты и эксперименты (старшая группа)
Опыты и эксперименты с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексно – тематическое планирование опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста
Месяц | Тема недели | Опыт | Цель | Материалы и оборудование. | Ход | Вывод. |
Сентябрь | «Овощи» | «Овощи: как их можно есть?» | Показать детям различные способы приготовления из овощей. | Картинки с изображением фруктов, сюжетная картинка «Сбор урожая в саду», тарелочки с сухофруктами, консервированными и свежими фруктами, стаканы с фруктовым компотом. | Педагог вместе с детьми рассматривают картинки с изображениями овощей и сюжетную картинку. Педагог спрашивает детей, чем отличаются овощи от фруктов. Далее педагог предлагает детям рассмотреть сырые овощи и спрашивает, как ещё человек придумал их употреблять в пищу и почему. Вместе с детьми педагог рассматривает и пробует сушёные и консервированные овощи, Все сравнивают, чем отличаются эти продукты, и делают вывод. | Человек придумал заготавливать овощи на зиму по-разному: сушить, консервировать, замораживать. Во овощах находится очень много витаминов, которые полезны нашему организму. Но полезнее всего свежие овощи - в них все витамины сохранены. |
Октябрь | «Деревья и кустарники (изменения осенью, сравнение, способы размножения, опыты по посадке в группе)» | «Почему осенью листья желтеют?» | Показать взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора для растения. | Рябина, растущая рядом с детским садом, календарь погоды, уличный градусник, температурный график. (Опыт отсрочен во времени 2-3 месяца). | Вместе с педагогом дети наблюдают за расцветкой листьев рябины и температурой воздуха. Свои наблюдения заносят в календарь и температурный график. | Осенью всегда бывает период, когда день ещё длинный, а тепла становится меньше. Растению хватало бы света для дальнейшего развития, но всё затормаживается из-за низких температур. Тогда в листьях появляются пигменты, способствующие улавливанию тепла, - красные, оранжевые, жёлтые. Это позволяет продлить их жизнь ещё на несколько недель. |
Ноябрь | «Животные средней полосы: какие они, способы приспособления, места обитания, питание, потомство» | «Могут ли животные жить в земле?» | Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (Воздух, вода, органические остатки). | Почва, спиртовка, металлическая тарелка, стекло или зеркало; ёмкость с водой. | Дети выясняют, что нужно животным для жизни (воздух для дыхания, влага), есть ли в почве воздух, влага, питание. Дошкольники выполняют следующие действия: погружают почву в воду (наблюдают выделение пузырьков воздуха); нагревают почву в тарелке над спиртовкой, держа над почвой охлаждённое стекло (на нём появляются капельки воды); нагревают почву (по запаху выясняют наличие органических остатков). | Животные могут жить в земле, потому что в ней есть воздух для дыхания, питание и влага. |
Декабрь | «Одежда. Какая бывает одежда? Что нас греет, разновидности тканей, предметы женской, мужской и детской одежды». | «Мир ткани» | Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления. | Небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея), ножницы, ёмкости с водой, алгоритм деятельности. | Дети рассматривают вещи, сшитые из разных видов тканей, обращают внимание на общую характеристику материала (мнётся, рвётся, режется, намокает, горит). Определяют алгоритм проведения сравнительного анализа разных видов ткани: смять – разрезать на две части каждый кусочек – попытаться разорвать пополам – опустить в ёмкость с водой и определить скорость намокания | Применения того или иного вида ткани зависит от его качества. |
Январь | «Опыты и эксперименты со снегом, льдом» | «Изготовление цветных льдинок» | Познакомить детей с агрегатными состояниями воды – жидким и твёрдым; показать с помощью опытов, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска. | Готовые цветные льдинки, поднос; стаканчики с водой, краска (гуашь, акварель), палочки для размешивания, формочки, верёвочки для каждого ребёнка. | Воспитатель показывает цветные льдинки и просит детей подумать, как они сделаны. Дети высказывают свои предположения. Затем все вместе размешивают в воде краску, заливают водой в формочки, опускают в них верёвочки, ставят на поднос, выносят на улицу и во время прогулки следят за процессом замерзания. Затем дети вынимают льдинки из формочек и украшают ими участок. | Вода растворяет в себе краску, замерзает на холоде. |
Февраль | «На земле, в небесах и на море: транспорт наземный, водный, воздушный: название, назначение, профессии людей» | «Тонет – плавает» | показать, что металл тонет в воде, а дерево нет. | Гвоздики, небольшие деревянные палочки, сосуд с водой. | Спросить, что произойдет, если опустить в воду гвоздь и деревянную палочку. Проверить гипотезу, опустив объекты в воду. | Металл тонет в воде, а дерево нет. |
Март | «Праздник – 8 марта: почему празднуется, профессии мам, бабушек» | «Цветы лотоса» | Развитие любознательности и познавательной активности дошкольников. | Цветная бумага, карандаш, ножницы, широкая стеклянная чашка с водой. | Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. Опустите разноцветные бумажные цветы на воду, налитую в емкость. Лепестки цветов начнут «распускаться». | Бумага намокает и постепенно становится тяжелее- лепестки «раскрываются». |
Апрель | «Комнатные растения к группе: пересадка комнатных растений, размножение разными способами» | «Испарение влаги с листьев растений» | Дать детям возможность проверить, куда исчезает вода с листьев растений. | Растение, полиэтиленовый пакетик, нить. | Дети рассматривают растение, уточняют, как движется вода из почвы к листочкам (от корней к стеблям, затем к листьям), куда она потом исчезает ( вода с листьев испаряется), почему растение надо поливать. Затем проверяют предположение о том, что вода испаряется с поверхности листьев. Надевают на лист полиэтиленовый пакетик и закрепляют его. Растение ставят в тёплое светлое место. Замечают, что внутри пакетик запотел. Сняв пакетик через несколько часов, обнаруживают в нём воду. | Вода появилась (испарилась с листочка), не видно воды на остальных листочках (вода испарилась в окружающий воздух). |
Май | «Сельскохозяйственные работы в поле, на даче» | «Притягиваются – не притягиваются» | Дать детям возможность найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту. | Пластмассовая ёмкость с мелкими предметами (из ткани, бумаги, резины, меди, серебра, алюминия), магнит. | Дети рассматривают все предметы, определяют материалы. Высказывают предположения, что произойдёт с предметами, если к ним поднести магнит (некоторые из них притянутся к магниту). Взрослый предлагает детям отобрать все названные ими предметы, которые не притянутся к магниту, и назвать материал. Рассматривают оставшиеся предметы, называя материал (металлы) и проверяя их взаимодействие с магнитом. | Не все металлы притягиваются магнитом (медь, золото, серебро, алюминий магнитом не притягиваются). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГТ»
Авторы разработок:Асташенкова Н. В. учитель-логопед высшей квалификационнойкатегории дошкольного отделения ГОУСОШ № 297 Пушкинского р-на г.Санкт-ПетербургаКлимова С. А.учитель-дефектолог высшей квал...

Методическая разработка "Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности"Музыка" для детей старшего дошкольного возраста.
Методическая разработка НОД по музыкальному воспитанию в детском саду...
Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с сезонными явлениями в природе
Тема: «Сентябрь – первый месяц осени».Цель: познакомить детей с первым осенним месяцем – сентябрём, рассказать об особенностях сентября, какие изменения происходят в природе в этом месяце. Позна...
«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательны...

Комплексно-тематическое планирование по Теме : «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»
Комплексно-тематическое планирование поТеме : «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»...
«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные требования (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализаци...
Учебно-методическое пособие «Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС»
В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательны...