Методическая копилка учителя-логопеда
материал

Замыслова Алёна Александровна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №21»

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».

Подготовила: учитель – логопед  

Замыслова А.А.

г.Урай, 2022

Направление:

- Познавательно-речевое развитие

- Социально-личностное развитие

Ведущая образовательная область:

- коммуникация

Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].

-Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

-Развивать фонематическое восприятие.

-Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

-Упражнять в образовании родственных слов.

-Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

-Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов.

Коррекционно-развивающие:

-Продолжать развивать память, мышление, внимание.

Коррекционно- воспитательные:

- воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.

Оборудование: игрушки: медвежонок и змейка;ПК с артикуляционной гимнастикой и игровым материалом; тематические карточки; зеркало, платочек.

1.Ход занятия.

2.Артикуляционная гимнастика (изображения на ПК).

3.Дыхательная гимнастика.

4.Произношение звука [Ш] в слогах.

5.Автоматизация звука [Ш] в словах.

Игра «Запомни и повтори»

Игра «Рифмы»(чистоговорки)

Игра «Назови ласково»

Игра «Новые слова»

6.Физ.минутка.

Автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Игра «Составь предложение по картинкам»

Игра «Исправь предложение» (изображение на ПК).

7.Деление слов на слоги.

8.Звуковой анализ слов.

9.Итог занятия. Игра «Лабиринт» (картинка на ПК)

I.Ход занятия.

Сегодня я тебе расскажу одну историю. В волшебном лесу, в самой чаще под сосной, жил в своей берлоге медвежонок Мишутка. Как-то утром он проснулся от странного звука Ш-Ш-Ш… Медвежонку стало интересно, кто так шумит. Он выглянул в окошко и увидел как падают осенние листья на крышу его домика и шелестят. Мишутка решил вернуться в свой домик. Только он лёг в кровать, как услышал ещё один звук кап – кап – кап.… Неужели начался дождик, подумал Мишутка, вскочил с кровати и выглянул в окно. На улице по - прежнему светило солнышко, а с крыши падали капли. Мишутка вышел из домика и посмотрел на крышу. На крыше он увидел маленькую змейку. Она лежала на осенних листьях и плакала. Сначала Мишутка испугался змейки. Но она так горько плакала, что медвежонку стало её жалко. Мишутка спросил змейку : «Почему ты плачешь?». Змейка ответила: «Со мной никто не дружит! Все меня боятся». Медвежонку было очень, очень жалко змейку, и он предложил ей дружить. «Как тебя зовут?» - спросил Мишутка змейку. «Шуша» - ответила змейка. «А меня Мишутка» - сказал медвежонок. « А почему ты всё время шипишь?» - спросил Мишутка. «Это мой любимый звук» - ответила Шуша. « А ты умеешь шипеть?» - спросила Шуша. « Нет» - ответил Мишутка. Тогда Шуша предложила: «Давай я тебя научу шипеть!» «Давай» - обрадовался Мишутка и попробовал пошипеть. Но у него ничего не получилось, только: «С-с-з-с-з» Шуша рассмеялась. «Повторяй за мной Мишутка» - сказала змейка.

II.Артикуляционная гимнастика.

- Ш-ш-ш… Шипенье, шум, шептанье,

Шорох, шелест, шин шуршанье…

- Ш! Чтоб звук красивым вышел,

Шире язычок и выше!

Сделаем из язычка

Чашечку, подняв бока.

Эту чашку по бокам

К верхним мы прижмём зубам.

Вот теперь над чашкой можно

Дуть красиво, осторожно.

Чтобы ветерок бежал,

Чтобы Ш, как шёлк, шуршал!

- Ш-ш-ш… Шипенье, шум, шептанье,

Шорох, шелест, шин шуршанье…

Упражнения для губ.

«Улыбка»

Улыбнуться так. Чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, и перестану

И нисколько не устану.

«Трубочка»

Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звук У без участия голоса.

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Упражнения для языка.

«Накажем непослушный язычок»

Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлёпывая его губами, произносить пя-пя-пя… О становиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.

«Лопаточка»

Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.

Язык лопаткой положи

И под счёт его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

«Чашечка»

Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

«Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой).

«Лошадка»

Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна(можно придерживать её рукой)!

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас ждала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

«Грибок»

Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

Я стою на ножке тонкой.

Я стою на ножке гладкой.

Под коричневою шляпой

С бархатной подкладкой.

«Гармошка»

Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке!

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К нёбу язычком прижму,

Ниже челюсть отведу.

III.Упражнения для выработки воздушной струи.

«Бабочка»

К палочке привязаны разноцветные бабочки из бумаги. Взрослый держит палочку так, чтобы бабочки были на уровне лица ребёнка. Взрослый предлагает малышу подуть на бабочку, определенного цвета, чтобы она полетела.

Бабочка – коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки –

На берёзовой ветке!

«Волшебная дудочка»(дуем в деревянную дудочку).

«Смотри как у нас здорово, получается» - воскликнула Шуша. Мишутка засмеялся, а потом спросил: «А что ты ещё умеешь Шуша?» «Я умею петь слоги. Давай споём вместе» «Давай, ты начинай, а я буду повторять за тобой» - сказал медвежонок.

(логопед предлагает ребёнку тоже присоединиться к Шуше и Мишутке проговорить слоги)

IV.Слоговые ряды:

А) проговаривание слогов прямых и обратных.

Ша –ша –шаАш – аш –аш

Шо – шо – шо                                                          Ош – ош – ош

Шу – шу – шу                                                          Уш – уш – уш

Ши – ши – ши                                                          Иш – иш – иш

Ша – ша – шоАш –ош – аш

Ши – шу –шу                                                           Уш –аш – уш

Шо –ши – шо                                                           Ош – иш –ош

Шу – ша – шаАш – иш – иш

Б) с изменением ритмического рисунка (прямо и обратно)

Ша-ша – ша-ша-ша

Шо-шо – шо-шо-шо

Шу-шу – шу-шу-шу

Ши-ши – ши-ши-ши

В) с изменением ударения

Ша-ша-шаШо-шо-шо

Ша-ша-шаШо-шо-шо

Ша-ша-шаШо-шо-шо

Шу-шу-шу                                                            Ши-ши-ши

Шу-шу-шу                                                            Ши-ши-ши

Шу-шу-шу                                                            Ши-ши-ши

«Мишутка ты очень хорошо поёшь, а теперь повторяй за мной слова» - предложила Шуша.

V.Проговаривание слов со звуком Ш в начале слова (изображения картинок на ПК).

Шапка, шахта, шайба, шампунь, шакал, шалун, шахматы, шары, шарф.

«Как я устал!» сказал Мишутка, и упал на ворох сухих листьев. «Мишутка вставай, сейчас мы с тобой сделаем зарядку, и твою усталость как рукой снимет» воскликнула змейка Шуша и стала поднимать медвежонка.

«Шуша, я никогда так не веселился! Давай ещё поиграем» - попросил медвежонок. « С радостью! Мишутка я буду произносить слова, а ты их должен запомнить и повторить несколько раз меняя порядок слов»

Игра «Запомни и повтори»

Уши-мыши-лапша-каша

Шуба-шило-афиша-шипы

Игра «Рифмы»

«Мишутка послушай и повтори начало предложения, а в конце дополни его»

Ши-ши-ши – вот играют …..(малыши)

Уш-уш-уш – я приму горячий …..(душ)

Аш-аш-аш – это синий …..(карандаш)

Шок-шок-шок – разбудил нас…..(петушок)

Игра «Назови ласково»

Лошадь –

Корова –

Кошка –

Петух –

Игра «Новые слова» Замени в словах первый звук на звук Ш.

Пар –

Тапка –

Губы –

Топот –

Мыло –

Споры –

VI.Физкультминутка.

Шуршат на дереве листы

Шуршат на дереве листы, (Руки-верх, потянулись)

Шуршат осенние кусты, (Руки опустили, присели)

Шуршит камыш, (Встали, наклоны туловища влево-вправо)

И дождь шуршит (шаги на месте)

А ты садись и не шурши, (Сели на места)

И всё красиво говори.

 «Шуша, я никогда так не веселился! Давай ещё поиграем» - попросил медвежонок. « С радостью! Мишутка я буду произносить слова, а ты их должен запомнить и повторить несколько раз меняя порядок слов»

VII. Автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Игра «Составь предложение по картинкам»

Картинки: Паша – шорты, лошадка, машинка.

Предложения:

Паша надевает шорты.

Паша играет с машинкой.

Паша катается на лошадке.

Игра «Исправь предложение» (картинка на ПК)Инструкция: дедушка АУ перепутал слова в предложениях, чтобы никто не догадался, что он хотел сказать. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки.

Письмо пишет дедушку.

Наша мышка поймала кошку.

Катушка ниток купила бабушку.

Камешек нашёл Пашу.

На шубу вешают вешалку.

Камыши сидят в лягушке.

Ландыши нашли Наташу.

В картошку положили мешок.

IX.Игра «Найди слово» Найди слова, в которых звук Ш находится в начале (в середине, в конце) Найди к каждому слову подходящую схему.

Карандаш, мешок, шапка.

«Шуша, ты знаешь столько интересных игр! С тобой очень интересно играть. Давай ещё поиграем!» - сказал Мишутка. «Мне тоже хочется ещё поиграть, но уже поздно, мне пора домой» - ответила Шуша. И, правда, за игрой медвежонок не заметил, как наступил вечер, и пора идти домой. Медвежонок расстроился. Он посмотрел на змейку, и не узнал её. Она стала такой красивой и совсем не страшной. «Давай я тебя провожу домой» - предложил Шуше Мишутка. Тихо напевая звук Ш, они пошли по дорожке.

X.Игра «Лабиринт» Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо звук Ш-ш-ш (Картинка на ПК)

-Какой мы сегодня звук учились произносить?



Предварительный просмотр:

Домашние задания для детей 4-5 лет

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

  • Один – много

Лисёнок – лисята – много лисят.               Ежонок – ежата – много жат.

Бельчонок – бельчата – много бельчат.    Оленёнок – оленята – много оленят.

Волчонок – волчата – много волчат.         Зайчонок – зайчата – много зайчат.

Медвежонок – медвежата – много медвежат.

  • Скажи ласково

Лиса – лисичка.         Белка – белочка.            Заяц – зайчик.

Волк – волчонок.       Олень – оленёнок.         Медведь – медвежонок.

  • Сосчитай до пяти слова

Заяц, лиса, медведь – один заяц, два зайца и т.д.

  • Кто как передвигается? Лиса бегает.   Волк рыщет.  Заяц прыгает. Медведь переваливается (ходит вперевалочку).
  • Кто как кричит? Волк воет. Лиса тявкает.  Медведь ревёт.
  • Скажи, кого не стало?

Лисёнок – (не стало кого?) – лисёнка.     Зайчонок – зайчонка.

Медвежонок – медвежонка.                     Волчонок – волчонка.

Оленёнок – оленёнка.                               Бельчонок – бельчонка.

  • Выучи наизусть «Медведь»

Как на горе – снег, снег,                   А под снегом спит медведь,

И под горой – снег, снег.                  Тише, тише. Не шуметь!

И на ёлке – снег, снег,                                  И.Токмакова

И под ёлкой – снег, снег.

  • Пальчиковая гимнастика

Сидит белка на тележке,            Хлопают ладонями и ударяют

Сидит белка на тележке.кулаками друг о друга попеременно.

Продаёт она орешки:                  Загибают пальцы, начиная с большого

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому –

Кому в платок, кому в зубок,   Ритмично хлопают ладонями и ударяют Кому в шапочку.                        Кулаками.

  • Оформление рабочей тетради: наклеить картинки с изображением диких животных.

Домашние задания для детей 5-6 лет

   Тема «Дикие  животные»

Задание 1.    Родителям рекомендуется:

рассмотреть  с  ребёнком  иллюстрации  с  изображением  зверей  наших  лесов  –  зайца,  белки,  волка,  медведя,   ежа  и  лисы;

отметить  их  внешние  признаки;    

рассказать  о  том,  где  они  живут,  чем  питаются;  

закрепить  в  словарном  запасе   ребёнка  называния  зверей  и  их  детёнышей;  

в качестве экскурсии посетить зоопарк.

Задание 2.   Отгадать загадки  (выучить по выбору).

☺ Я,  сознаюсь,  виновата:  я  хитра  и  плутовата.

    Я  в  курятник  вечерком  часто  бегаю  тайком.                                                                              

(Лиса)

☺ Под  соснами,  под  ёлками  

     живёт  клубок  с  иголками.

                                                                                    (Ёж)

☺  Быстрый  маленький  зверёк  

    по  деревьям  скок-поскок.  

                                            (Белка) ☺ Серый  байковый  зверюшка,

 Косоглазый  длинноушка.

     Ну-ка,  кто  он,  угадай  

     И  морковку  ему  дай.

                                            (Заяц)

  • Кто  зимой  холодной  ходит  злой  голодный?

(Волк)

  • Летом  по  лесу  гуляет,

     Зимой  в  берлоге  отдыхает.

(Медведь)

Задание 3.   Дидактическая игра «Угадай,  кто  это?»  (подобрать  существительные  к  прилагательным).

Бурый,  косолапый,  неуклюжий   –    … .

Серый,  зубастый,  страшный  –     … .

Хитрая,  пушистая,  рыжая  –    … .

Маленький,  длинноухий,  пугливый  –   … .

Серый   –  …,   косолапый    –   …,   хитрая   –   …,

колючий    –   … .

Задание 4.  Дидактическая игра «У кого  –   кто?»    (упраж-нение  в  словообразовании):

у  медведя  –   медвежонок,  у  волка   –   волчонок,

у  лисы  –  …;

у  медведя   –  медвежата,  у  волка   –   волчата,

у  лисы –    … .

Задание 5.    Дидактическая игра «Назови  семью» (упраж-нение  в  словообразовании):

папа   –   медведь,   мама   –   медведица,    детёныш(и)  –    

медвежонок (медвежата);

папа   –      волк   …;  

папа   –      заяц    …;

папа   –      ёж       …;

папа   –      лис      … .

Задание 6.   Дидактическая игра «Назови  маму» (употреб-ление  родительного  падежа  имён  существительных):

медвежонок    у    медведицы,

лисёнок           у    лисицы,

волчонок         у   … .

Задание 7.  Дидактическая игра «Кто как  голос  подаёт?»  (подобрать  глагол  к  существительному):  

  Лиса    –    тявкает,  медведь    –    рычит,  волк    –    воет.  

Задание 8.  Дидактическая   игра   «Про   кого   можно   ска-

зать  …»  (подобрать  существительное  к  глаголу):

охотится –  …,   крадётся  –  …,   воет   –   …  ,  кусается    –  

…,  пугается   –  …,  скачет    –     …,   переваливается   –    

…,   хитрит   –  …,   выслеживает   –       …. .

Задание 9.  Дидактическая  игра  «Кто  где  живёт?»  (употребление  именительного  падежа  существительных).

     В  норе  живёт   (кто?)   –   лиса,   барсук.

     В  берлоге   –     … .

     В  дупле   –      … .

Задание 10.   Дидактическая  игра  «Кому  что  дадим?»  (употребление  дательного  падежа  существительных).

     Мясо  –   волку,  малину   –   медведю,   мёд   –    … ,   мор-

     ковку   –     …,  яблоко   –     …,  орехи   –     …,  грибы   –  … .

Задание 11.  Дидактическая  игра  «Охотник»  (упот-ребление  родительного  падежа  существительных).

Охотник  поймал  в  лесу  (кого?)   –      … .

Задание 12.  Составить  описательный  рассказ  о  диком  животном  нашего  леса  (по  выбору)  по  плану:

Название. Жилище. Где  живёт?   Внешний  вид.     Чем  питается?     Детёныши.

Задание 13.   Вырезать картинки с изображением зверей  наших  лесов   и  вклеить их  в тетрадь.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

«Путешествие к гномам»

Составила учитель-логопед: Замыслова А.А.

ЦЕЛЬ  НОД:

Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».

КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

ЗАДАЧИ:

Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания,

выразительности речи, внимания, памяти;

Совершенствование грамматического строя речи;

Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков;

Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления

здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз)

Орг. момент:

Доброе утро, ребята, я хочу вам подарить этот цветок, но это цветок  непростой – он помогает создать хорошее настроение. Передавая цветок, не забывайте улыбнуться друг  другу и назвать ласково имя своего соседа.

 Д/и «Назови соседа ласковым именем». Теперь цветок останется у вас в группе  и если кто-то загрустит, то он поможет вернуть хорошее настроение.

- Ребята, вы слышите сигнал? Это пришло сообщение на видео-почту нашей группы. Давайте посмотрим, кто же  нам написал.

 (На экране появляется изображение Белоснежки, которая рассказывает, что злая ведьма заколдовала ее друзей – гномов и превратила их в лесные цветы. Белоснежка просит помочь детей расколдовать гномов, необходимо выполнить все задания злой ведьмы. На доске прикреплены цветы разного цвета. С обратной стороны каждого цветка нарисован ГНОМ. В ходе занятия дети выполняют задание, логопед  переворачивает цветок – появляется гном.)

- Ребята вы готовы помочь Белоснежке? Но для этого нам тоже понадобятся волшебные силы. Давайте сделаем с вами для этого упражнение (Выполняется упражнение на дыхание)

Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом-

Мы подуем высоко,

(Дети поднимают руки вверх, встают на носки и дуют).

Мы подуем низко,

(Вытягивают руки перед собой, приседают и дуют).

Мы подуем далеко,

(Держат руки перед собой, наклоняются вперёд, дуют).

Мы подуем близко.

(Кладут руки на грудь и дуют на них).

- Ну, вот ребята мы наполнились  волшебной силой пора приступать к выполнению заданий.

Задание 1.(Первый гном.)

- Этот гном очень любит солнышко. Любит загорать, греться на солнце. Но

посмотрите, сегодня солнце какое-то печальное, совсем не улыбается…Чего не

хватает у солнца?( Не хватает лучей.)

- Давайте соберем все солнечные лучи, и солнце вновь заулыбается.

(На каждом лучике по три п/картинки. Назвать картинки и подобрать

обобщающее слово. Например: апельсин, груша, яблоко – ФРУКТЫ и т.д.)

- Молодцы! Теперь нам будет светло и тепло, и мы легко справимся с

другими заданиями.

(Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)

-Вот мы и расколдовали первого гнома!

Задание 2. (Второй гном.)

 - Этот гном лесной чудак!

 Он все делает не так!

- Его любимая игра «Наоборот». Давайте сыграем в эту игру и расколдуем

второго гномика.

Высоко – низко

холодно - …

Далеко - …

весело - ….

открыть - …

Чистый - …

Сладкий -…

(Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)

Задание 3. (Третий гном)

 Этот гном немного жадный!

 Но, уж очень он забавный!

 Его любимые слова:

 Мой, мои, моё, моя!

Д/и «Чей? Чья? Чьи?»

Задание 4. (Четвертый гном)

Этот гном – счетовод!

Он ведет веселый счет!

Всё, что видит, он считает.

Ничего не пропускает!

Д/и «Сосчитай от 1 до 5».

Этот гном еще очень любит спорт, и приглашает вас на разминку.

Задание 5. (Пятый гном.)

В сказочную страну очень часто приезжают гости. Гном №5 очень заботливый и внимательный он всегда встречает гостей, а когда гости сказочной страны возвращаются домой, он заботливо рассаживает их по вагонам, давайте поможем гному рассадить гостей в вагоны, чтобы им было комфортно.

А еще он делает зарядку для глаз, чтобы быть еще внимательней.

 (Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)

Задание 6. (Шестой гном)

-Шестой гном строитель, в сказочной стране он построил много домов, давайте назовем эти домики:

Дом из кирпича – кирпичный,

Дом из соломы - …

Дом из дерева - ….

Дом из глины - …

Дом из камня - …

Дом из шоколада - …

Звуковой анализ слова ДОМ. (У доски по одному звуку 3 ребенка по

очереди.)

-Сколько всего звуков?

-Сколько гласных звуков?

- Сколько слогов?

- Назовите гласный звук?

- Назовите твердые согласные?

(Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)

 Задание 7. (Седьмой гном.)

Седьмой гном Грамотей, он дружит с буквами и звуками, а злая ведьма не знает ни одной буквы. Сейчас буква,   которая  похожа на жука поможет нам вернуть гнома Грамотея, что это за буква? (Жэ) какой звук она передает? А еще буква похожая на расческу? (Ша) какой звук она передает? Не возвращается наш гном, никак не успокоится злая ведьма, просит выполнить задания на карточках.

Итог: - Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились, выполнили задания и

расколдовали всех гномов. Белоснежка очень рада, а гномы хотят поделиться с вами своими  богатствами.



Предварительный просмотр:

Тема: Игрушки

  1. Раскрасьте картинки (раскрашивает взрослый, по возможности ребенок). КУБИКИ, КУКЛА, ЮЛА, МАШИНА, МЯЧhttps://narisyu.cdnbro.com/posts/95958984-kubik-risunok-dlia-detei-41.jpg

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1675828997_gas-kvas-com-p-trafareti-risunkov-dlya-detei-mashinki-12.jpghttps://child-class.ru/sites/default/files/raskraska_myachiki_40.jpg

  1. «Что это?». Предложите ребенку назвать игрушки по картинкам. Покажите на каждую игрушку и спросите:
  • Что это? (Это кубики. Это кукла. И т.д.)

Закрепите с ребенком понятие «игрушки». Обведите рукой все картинки и скажите:

  • Это игрушки.

Затем опять обведите рукой все картинки и спросите ребенка:

  • Что это? (Это игрушки.)

  1. Раскрасьте картинки (раскрашивает взрослый, по возможности ребенок). Используйте красный, синий, зеленый и желтый карандаши.

https://child-class.ru/sites/default/files/raskraska_myachiki_40.jpg        https://child-class.ru/sites/default/files/raskraska_myachiki_40.jpg https://child-class.ru/sites/default/files/raskraska_myachiki_40.jpg https://child-class.ru/sites/default/files/raskraska_myachiki_40.jpg https://child-class.ru/sites/default/files/raskraska_myachiki_40.jpg

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/12/22/s_5fe1c7aa87de8/1599434_1.jpeghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/12/22/s_5fe1c7aa87de8/1599434_1.jpeghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/12/22/s_5fe1c7aa87de8/1599434_1.jpeghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/12/22/s_5fe1c7aa87de8/1599434_1.jpeghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/12/22/s_5fe1c7aa87de8/1599434_1.jpeghttps://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1675828997_gas-kvas-com-p-trafareti-risunkov-dlya-detei-mashinki-12.jpghttps://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1675828997_gas-kvas-com-p-trafareti-risunkov-dlya-detei-mashinki-12.jpghttps://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1675828997_gas-kvas-com-p-trafareti-risunkov-dlya-detei-mashinki-12.jpghttps://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1675828997_gas-kvas-com-p-trafareti-risunkov-dlya-detei-mashinki-12.jpg

  1. Упражнение «Покажи и скажи». Задайте ребенку вопросы:
  • Где один мяч? (Вот один мяч.)
  • Где много мячей? (Вот много мячей.)
  • Где один кубик? (Вот один кубик.)
  • Где много кубиков? (Вот много кубиков.)
  • Где одна машинка? (Вот одна машинка.)
  • Где много машинок? (Вот много машинок.)
  1. Раскрасьте картинки (раскрашивает взрослый, по возможности ребенок). Используйте красный, синий, зеленый и желтый карандаши.https://child-class.ru/sites/default/files/raskraska_myachiki_40.jpghttps://child-class.ru/sites/default/files/raskraska_myachiki_40.jpghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/12/22/s_5fe1c7aa87de8/1599434_1.jpeghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/12/22/s_5fe1c7aa87de8/1599434_1.jpeg

  1. Упражнение «Скажи, какой?». Покажите на каждую большую игрушку и спросите:
  • Это какой мяч? (Это большой мяч.)
  • Это какой кубик? (Это большой кубик.)

Покажите на каждую маленькую игрушку и спросите:

  • Это какой мяч? (Это маленький мяч.)
  • Это какой кубик? (Это маленький кубик.)
  • Это какие игрушки? (Это большие игрушки.)
  • Покажите на группу маленьких игрушек и спросите:
  • Это какие игрушки? (Это маленькие игрушки.)

  1. Прочитайте (выучите) стихи А.Л. Барто:

Лошадка        Мишка

Я люблю свою лошадку,        Уронили мишку на пол,

Причешу ей шерстку гладко,        Оторвали мишке лапу,

Гребешком приглажу хвостик        Все равно его не брошу,

И верхом поеду в гости.        Потому что он хороший.



Предварительный просмотр:

28.10.2024г.-02.11.2024г.

Тема недели: «Гигиена. Туалетные принадлежности»

1.Во время игр уточните представления ребенка о назначении частей тела: чем мы видим, чем мы слышим, чем мы нюхаем и т.д. (показываете на себе части тела, ребенок показывает на себе)

2. Упражнение «Вот! Вот!» (речь  с движениями)  

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.             Дети показывают части тела и выполняют движения в      

Это нос, это рот.                  соответствии с текстом

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох, устали вытрем лоб!

3.Учите ребенка различать левую  и правую сторону на своем теле. С этой целью на левую ручку можно надеть браслетик или любые опознавательные предметы.

4. Прочитайте ребенку потешку (повторяйте ее во время умывания)

C:\Users\ProBook\Downloads\maxresdefault.jpg

 

5. Покажи на картинку: что нужно, чтобы мыть руки; что нам нужно, чтобы чистить зубы; что нам нужно, чтобы расчесывать волосы и т.д.

C:\Users\ProBook\Desktop\161557494.jpg

6.Задание: нарисуй на расчёсках зубчикиhttps://static.my-shop.ru/product/f2/44/437245.jpg



Предварительный просмотр:

21.10.2024-25.10.2024

Тема: «Я.Части тела и лица»

  1. Узнай на фото.

Рассмотрите семейную фотографию. Покажите на фотографию своего ребёнка и спросите:

  • Посмотри, кто это?
  • Я (отвечает ребенок и показывает указательным пальцем на себя).
  • Кто ты? (Ребёнок говорит (пытается сказать свое имя).
  • Где (Имя ребёнка)? Ребёнок показывает  на себя на фотографии (Вот – указательный жест).

  1. Посмотри, послушай

Встаньте с ребёнком перед большим зеркалом. Показывайте на себя и называйте чётко, части тела:

  • Голова. Волосы. Руки. Пальцы. Ноги.
  1. Посмотри и покажи.
  • (Имя ребёнка),посмотри на себя в зеркало. Покажи, где голова? Волосы? Руки? Пальцы? Ноги? Ребёнок показывает на себя и говорит: Вот.
  1. Покажи и назови (Можно поиграть с куклами)https://narisyu.cdnbro.com/posts/4724004-chelovek-karandashom-dlia-detei-4.jpg
  • Это мальчик. Это девочка.

Покажите и назовите на картинках части тела детей:

  • Голова. Волосы. Руки. Пальцы. Ноги. Спросите:
  • Где у мальчика (девочки) голова (волосы, руки, пальцы, ноги)? (Вот-указательный жест).
  1. Перед зеркалом

Сядьте вместе с ребёнком перед зеркалом. Показывайте на себе и называйте части лица. Ребёнок одновременно показывает части лица на себе.

  • Вот лицо  (обведите своё лицо). Вот глаза. Вот нос. Вот рот. Вот уши.

Где у тебя лицо (глаза, нос, рот, уши)? (Вот

-указательный жест).

  1. Кукла

Покажите и назовите вместе с ребёнком лицо и его части на кукле.

  1. Перед зеркалом. Развиваем глагольный словарь. Сядьте вместе с ребёнком перед зеркалом и скажите:
  • Посмотри: мама (папа) закрывает глаза. Мама (папа) открывает глаза.
  • (Имя ребёнка), закрой глаза.
  • (Имя ребёнка), закрывает глаза.
  • (Имя ребёнка), открой глаза.
  • (Имя ребёнка), открывает глаза.

Аналогично: открывать – закрывать рот. Сначала упражнение сделайте сами, а затем предложите выполнить его ребенку, комментируйте свои и его действия.

Дайте ребёнку салфетку. Скажите:

  • Вытри нос!
  • (Имя ребёнка), вытирает нос.

  1. Барабан. Картинку раскрашивает взрослый (по возможности ребенок)

Постучите в барабан, скажите:

  • Барабан звучит: бум-бум! Постучи в барабан, скажи: Бум-бум! (Если нет барабана предложите постучать указательными пальцами по столу. Выполняйте упражнение с ребёнком правой, левой рукой

и обеими руками. При необходимости  помогите малышу выполнить движение и воспроизвести звукоподражание).

  1. Что там?https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673530712_gas-kvas-com-p-risunok-detskii-baraban-15.jpg
  • Закрой глазки!

Спрячьте барабан под платок (салфетку, полотенце и т.д.)

  • Где барабан? (Там)
  • Что там? (Бум-бум)

  1. Артикуляционная гимнастика.
  • Открой и закрой рот, как я (Откройте рот, удержите 5 секунд, закройте рот).
  • Покажи зубы, как я (Покажите сжатые зубы. Удерживайте позу 5секунд, закройте рот).

  1. Выполнение словесных инструкций.
  • «Подними руки»
  • «опусти руки»
  • «положи руки на пояс»
  • «руки - за спину»
  • «руки- за голову»
  • «закрыть руками уши (глаза, нос)»
  • «похлопать в ладоши впереди (над головой, за спиной)»
  • «потопать ногами»
  • «постоять на одной ножке».

Нашетело

  1. Упражнение«Покажи искажи».

Предложитеребенкурассмотретькартинки, показать и сказать:https://narisyu.cdnbro.com/posts/4724004-chelovek-karandashom-dlia-detei-4.jpg

  • Гдеголова?(Вотголова.)
  • Гдеголовы?(Вотголовы.)
  • Гдешея?(Вотшея.)
  • Гдешеи?(Вотшеи.)
  • Гдерука?(Вотрука.)
  • Гдеруки?(Вот руки.)
  • Гденога?(Вотнога.)
  • Где ноги?(Вот ноги.)
  • Гдеживот?(Вотживот.)
  • Гдеживоты?(Вотживоты.)
  1. Упражнение«Чтоэто?». Покажите

ребенкуна различные частитела испросите:

«Чтоэто?»

  • Этоголова.(Это головы.)
  • Этошея.(Это шеи.)
  • Эторука.(Эторуки.)
  • Этонога.(Это ноги.)
  • Этоживот.(Этоживоты.)

  1. «Назовиласково»

Уменяплечо,аутебя-плечико. У меня руки, а у тебя - ...

Уменяноги,аутебя-... У меня нос, а у тебя - ... У меня уши, а утебя - ...

  1. Один–много

Раскрасьте листочкивпервомкруге красным карандашом (пусть ребёнокпокажетгде первыйкруг), листочеквквадрате-зеленым (ребёнокпоказываетлисточеквквадрате), листочеквовторомкруге - желтым (ребёнок показывает второй круг, раскрашивает взрослый).

  1. Упражнение«Посмотриискажи». Обведитерукойвселисточкии спросите:
  • Что это?(Этолисточки.)

Обведитерукойкрасныелисточкии спросите:

  • Этокакиелисточки?(Этокрасныелисточки.) Обведите рукой желтые листочки и спросите:
  • Этокакиелисточки?(Этожелтыелисточки.) Обведитерукойзеленыйлисточекиспросите:
  • Этокакойлисточек?(Это зеленыйлисточек.)

  1. Упражнение«Покажиискажи».Попроситеребенкадатьполныеответынавопросы:
  • Гделисточковмного?(Вотмного.)
  • Гделисточекодин?(Вотодин.)
  • Сколькокрасныхлисточков?(Много.)
  • Сколькожелтыхлисточков?(Много.)
  • Сколькозеленыхлисточков?(Один.)

  1. Артикуляционнаягимнастика(5разкаждоеупражнение):
  • открытьширокорот -закрыть;
  • показать длинныйязык-убрать;
  • языкбегаетвправо-влево;
  • показать зубы;
  • улыбка(произносить«И») -трубочка(произносить«У»).
  1. Пальчиковаягимнастика «Дорожка»(выложитьизсчетныхпалочек иливырезатьполоскииз картона)

Понашей дорожке        Указательныйисреднийпальцыруки«бегут»по дорожке,

Побежалиножки:ТОП-ТОП-ТОП        построеннойребенкомизпалочек.

  1. Игра«Громко-тихо».
  • Какуюпесенкупоетмама, когдаукладываетмалыша?(«А-а-а»)
  • Спойтеэтупесенкугромко.
  • Спойтеэтупесенкутихо.

  1. Выполнениесловесныхинструкций.
  • «Поднимируки»
  • «опустируки»
  • «положирукина пояс»
  • «руки- заспину»
  • «руки- заголову»
  • «закрытьрукамиуши(глаза,нос)»
  • «похлопатьвладошивпереди(надголовой,за спиной)»
  • «потопатьногами»
  • «постоятьнаодной ножке».


Предварительный просмотр:

11.11.2024-15.11.2024г.

Тема недели: «Одежда»

1. Выполните с ребенком упражнения для развития артикуляционного аппарата:

-давай поцокаем  как лошадка,

-посопим как ёжик (ф-ф-ф-ф),

-надуем пузырь щечками, затем лопаем ладошками щечки,

-покажи  язычок (дразнимся), спрячем язычок,

-покажи мне зубки (у кого есть зубки?)

2. Рассмотрите с ребенком картинку. Попросите показать (назвать)  только одежду шапку, куртку,  брюки и т.д.(обувь не показываем и не называем) Проговорите словосочетания, обращая внимание ребенка на картинки – куртка красная, футболка желтая, шапка зеленая и т.д.

3. Массаж  пальчиков «Вот какая обувь»

(На каждые две строки делаем легкий массаж (круговые движения) подушечек пальчиков ребенка)

Вова-растеряшка,
Где твоя рубашка?
Может, серые коты
Унесли ее в кусты?
Может, заяц приходил?
Может, ежик утащил?
Может плюшевый медведь
Захотел ее надеть?
Стал рубашку примерять –
Взял и сунул под кровать.
Вова-растеряшка,
Вот твоя рубашка!

4. Подвижная игра «Брюки»

В шапочках желтых мы стали цыплята,

(Ребенок машет руками, как цыпленок крылышками.)

В шапочках белых мы стали зайчата,

(Показывает заячьи ушки)

В шапочках красных мы стали грибочки,

(Соединяет руки над головой.)

В шапочках черных – черника на кочках,

(Присаживается на корточки.)

В шапочках синих дождинками стали

(Встает, ставит руки на пояс).

И по дорожкам легко поскакали.

(Прыгает вперед на двух ногах)



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование логопедической работы в подготовительной группе компенсирующей направленности  №8.

месяц

неделя

Период

Лексическая тема

Совершенствование фонематического

 строя языка

Сентябрь

I - II  

1 -15 сентября

Мониторинг

III

18 - 22 сентября

Осень. Деревья и их части. Лес осенью.

Органы артикуляции (повторение).  Развитие слухового восприятия

Легенда. Знакомство с алфавитом «Капельки чтения».

IV

25 сентября - 29 сентября

Детский сад. История детского сада.

Звук и буква «У»

Звук и буква «У»

Октябрь

I

2 – 6 октября

Овощи. Труд людей на полях.

Принцесса - буква «А». Звук  «А»

Звуки и буквы «А» - «У»

II

9- 13 октября

Фрукты. Труд взрослых в садах.

Звук и буква «И»

Звук и буква «Ы»

III

16 - 20 октября

Ягоды. Грибы. Домашние заготовки.

Звук и буква «О».

Звук и буква  «Э»

IV

23- 27  октября

Поздняя осень. Одежда, обувь, головные уборы.

Звуки и буквы «Ы» - «И»

Звуки и буквы «О» - «Э»

V

30  октября - 3 ноября

Перелетные птицы.

Звук и буква  «П»

Звуки  «П» - «ПЬ»

Ноябрь

I

7 - 10 ноября

Домашние животные и их детеныши.

Звук и буква  «М»

Звуки  «М» - «МЬ»

II

13 - 17 ноября

Дикие животные леса. Подготовка к зиме.

Звук и буква «Б».

Звуки «Б» -  «БЬ»

III

20 - 24 ноября

Моя семья. Традиции русской семьи.

Звуки  и буквы «А»«У»«И»«О»«Э»

Звуки «П» - «Б»

IV

27 ноября - 1 декабря

Человек. Части тела. Гигиена.

Звук и буква  «Т»

Звуки «Т» - «ТЬ»

Декабрь

I

4 - 8 декабря

Мебель.

Звук и буква  «Д»

Звуки «Д» - «ДЬ»

II

11 - 15  декабря

Зимующие птицы.

Звуки  и буквы «Т» - «Д»

Звук  и буква «Н»

III

18 - 22  декабря

Зима. Зимняя одежда.

Звуки   «Н» - «НЬ»

Звуки  и буквы «Н» - «М»

IV

25- 29 декабря

Новогодний праздник. Зимние забавы.

Звук и буква  «В»

Звуки «В» - «ВЬ»

Январь

II

9 - 12 января

Транспорт. Правила дорожного движения. Правила безопасного поведения.

Звук и буква  «Ф»

Звуки «Ф» - «ФЬ»

III

15 - 19 января

Профессии. Орудия труда. Чем занимаются в детском саду.

Звуки  и буквы «В» - «Ф»

Звук и буква «К»

IV

22 - 26 января

Животные холодных стран.

Звуки «К» - «КЬ»

Звук и буква  «Г»

Февраль

I

29 января - 2 февраля

Животные жарких стран.

Звуки «Г» - «ГЬ»

Звуки «Г» - «К»

II

5 - 9  февраля

Наш город. Моя улица. Адрес. Разные дома.

Звук и буква «Й»

Буква «Я»

III

12 - 16 февраля

Наша Армия.

Буква «Е»

Буква «С»

IV

19 - 22 февраля

Наша Родина – Россия. Жители России.

Звук  и буква «С»

Звуки «С» - «СЬ»

Март

I

26 февраля - 1 марта

Ранняя весна. Мамин день.

Звук и буква «З»

Звуки «ЗЬ»

II

4 - 7 марта

Электроприборы.

Звук и буква «Ц»

Звуки  и буквы «С»-«З»-«Ц»

III

11 - 15 марта

Мы читаем. Знакомство с творчеством С. В. Михалкова, А.Л. Барто, С. Я. Маршака,  К.И.Чуковского.

Звук и буква «Л»

Звук и буква «Л»

IV

18 - 22 марта

Посуда. Продукты питания.

Звук и буква  «Ш»

Звук и буква  «Ш»

Апрель

I

25 - 29 марта

Школа. Школьные принадлежности.

Звуки «Ш» - «С»

Звуки «Ш» - «С»

II

1 - 5 апреля

Мир растений.

Звук и буква  «Ж»

Звук и буква  «Ж»

III

8 - 12 апреля

Космос. День космонавтики.

Звуки «Ж» - «З»

Звуки «Ж»-«З»-«Ш»-«С»

IV

15 - 19 апреля

Хлеб. Труд людей весной.

Звук и буква  «Ч»

Звук и буква  «Щ»

V

22 - 27 апреля

Перелетные птицы весной.

Звуки «Ч» - «Щ»

Буквы Ь-Ъ

Май

I

2 -8 мая

Майские праздники (1 мая – Праздник труда. День Победы)

Буква «Ю»

Буква «Ё»

II

13 - 17  мая

Времена года. Насекомые. Лето.

Звук и буква  «Р»

Звуки и буквы «Л» - «Р»

III - IV

20- 31 мая

Мониторинг.



Предварительный просмотр:

Принято

на заседании педагогического совета

«_____»______________________2023г.

Протокол №______________________

Утверждено:

Заведующий МБДОУ  «Детский сад №21»

________________ А.В. Сыщикова

Приказ № ____от __________ 2023г.

Годовой план работы учителя-логопеда

на 2023-2024 учебный год

Учитель – логопед

Замыслова А.А.

Виды деятельности

Содержание

Дата

1.

Коррекционно-диагностическая работа

1. Обследование речи детей:

а) группы  №8 (подготовительная группа)

2.Взаимодействие со специалистами разных направлений для оказания своевременной медицинской помощи: (психиатром, невропатологом, психологом)

3.Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия с детьми подготовительной группы.

.

Сентябрь

В течение года

Сентябрь-май

Октябрь-май

2.

Организационная работа

1.Анализ результатов логопедического обследования на начало и конец учебного года.

2.Работа над пополнением материально-методической базы логопедического кабинета (изготовление пособий, формирование развивающей среды и т.д.)

3.Ведение текущей документации.

4.Обеспечение промежуточного и итогового контроля речи у детей логопедической группы  №8

(динамика развития).

5.Составление годового плана работы.

6.Составление перспективных планов индивидуальной, групповой и подгрупповой работы с детьми.

7.Комплектование подгрупп, составление расписания занятий, графика работы.

10.Отчет о проделанной работе.

Сентябрь-май

В течение года

В течение г.

Декабрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Май

3.

Консультативная

работа

1.Особенности овладения связной речью (звуковым анализом, грамматикой) детей с нарушением речи.

(по запросу воспитателей)

В течение года

В течение года

4.

Самообразование  и мероприятия по повышению квалификации,

обмен опытом

1.Участие в административных совещаниях, педсоветах (по запросу администрации)

2.Участие в педагогических консилиумах по направлению детей на ПМПК.

3.Участие в заседаниях ПМПК по результатам обследования детей.

4.Участие в семинарах, городских мероприятиях.

В течение года

Сентябрь

Февраль

План  консультативных и практических мероприятий для родителей

(подготовительная  группа № 8)

               Тема консультации

Дата проведения

Участники

1

Индивидуальные консультации для родителей (по приглашению и по личному обращению).

В течение года

Логопед

2

Открытые индивидуальные занятия для родителей

Октябрь

Логопед

3

Представление плана работы на год

       Октябрь

Логопед

Воспитатель

Родители

5

«Развитие звукобуквенного анализа, как основа грамотного письма»

Декабрь

Логопед

6

Открытые индивидуальные занятия для родителей

Февраль

Логопед

7

«Развитие навыка пересказа с помощью мнемотехник»

Март

Логопед

8

Индивидуальные консультации для родителей (по приглашению и по личному обращению). Результаты диагностики на конец учебного года.

Май

Логопед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка учителя-логопеда «Лес. Грибы и ягоды» (подготовительная логопедическая группа)

Данная разработка  содержит комплект материалов необходимых для организации коррекционно-образовательного процесса по лексической теме "Лес. Грибы и ягоды"....

Методическая копилка учителя-логопеда по лексической теме «Наша Армия» (подготовительная к школе группа)

Данный материал содержит всю необходимую информацию для организации коррекционного процесса в рамках данной лексической темы....

Методическая копилка учителя-логопеда по лексической теме «Народные игрушки и традиции» (подготовительная к школе группа)

Материал для организации коррекционно-образовательного процесса в подготовительной логопедической группе ДОУ....

Методическая копилка учителя-логопеда по лексической теме «Школа»

Методическая копилка представляет материал необходимый для организации коррекционно-образовательного процесса в подготовительной к школе логопедической группе....

Методическая копилка учителя-логопеда «Комплексный подход в организации коррекционно-образовательного процесса. Летний период»

Очень важно, чтобы коррекционный процесс был непрерывным, в том числе и в летний период. Данный материал поможет составить летнее задание для воспитанников подготовительной логопедической группы и реа...

Методическая копилка учителя-логопеда по лексической теме «Зимние забавы» (средняя группа комбинированной направленности для детей с ТНР)

Методическая копилка представлена практическим материалом, который поможет начинающим специалистам организовать коррекционный процесс....