Методическая копилка учителя-логопеда
материал
На странице представлены различные методический разработки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №21»
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».
Подготовила: учитель – логопед
Замыслова А.А.
г.Урай, 2022
Направление:
- Познавательно-речевое развитие
- Социально-личностное развитие
Ведущая образовательная область:
- коммуникация
Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].
-Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.
-Развивать фонематическое восприятие.
-Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
-Упражнять в образовании родственных слов.
-Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
-Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов.
Коррекционно-развивающие:
-Продолжать развивать память, мышление, внимание.
Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.
Оборудование: игрушки: медвежонок и змейка;ПК с артикуляционной гимнастикой и игровым материалом; тематические карточки; зеркало, платочек.
1.Ход занятия.
2.Артикуляционная гимнастика (изображения на ПК).
3.Дыхательная гимнастика.
4.Произношение звука [Ш] в слогах.
5.Автоматизация звука [Ш] в словах.
Игра «Запомни и повтори»
Игра «Рифмы»(чистоговорки)
Игра «Назови ласково»
Игра «Новые слова»
6.Физ.минутка.
Автоматизация звука [Ш] в предложениях.
Игра «Составь предложение по картинкам»
Игра «Исправь предложение» (изображение на ПК).
7.Деление слов на слоги.
8.Звуковой анализ слов.
9.Итог занятия. Игра «Лабиринт» (картинка на ПК)
I.Ход занятия.
Сегодня я тебе расскажу одну историю. В волшебном лесу, в самой чаще под сосной, жил в своей берлоге медвежонок Мишутка. Как-то утром он проснулся от странного звука Ш-Ш-Ш… Медвежонку стало интересно, кто так шумит. Он выглянул в окошко и увидел как падают осенние листья на крышу его домика и шелестят. Мишутка решил вернуться в свой домик. Только он лёг в кровать, как услышал ещё один звук кап – кап – кап.… Неужели начался дождик, подумал Мишутка, вскочил с кровати и выглянул в окно. На улице по - прежнему светило солнышко, а с крыши падали капли. Мишутка вышел из домика и посмотрел на крышу. На крыше он увидел маленькую змейку. Она лежала на осенних листьях и плакала. Сначала Мишутка испугался змейки. Но она так горько плакала, что медвежонку стало её жалко. Мишутка спросил змейку : «Почему ты плачешь?». Змейка ответила: «Со мной никто не дружит! Все меня боятся». Медвежонку было очень, очень жалко змейку, и он предложил ей дружить. «Как тебя зовут?» - спросил Мишутка змейку. «Шуша» - ответила змейка. «А меня Мишутка» - сказал медвежонок. « А почему ты всё время шипишь?» - спросил Мишутка. «Это мой любимый звук» - ответила Шуша. « А ты умеешь шипеть?» - спросила Шуша. « Нет» - ответил Мишутка. Тогда Шуша предложила: «Давай я тебя научу шипеть!» «Давай» - обрадовался Мишутка и попробовал пошипеть. Но у него ничего не получилось, только: «С-с-з-с-з» Шуша рассмеялась. «Повторяй за мной Мишутка» - сказала змейка.
II.Артикуляционная гимнастика.
- Ш-ш-ш… Шипенье, шум, шептанье,
Шорох, шелест, шин шуршанье…
- Ш! Чтоб звук красивым вышел,
Шире язычок и выше!
Сделаем из язычка
Чашечку, подняв бока.
Эту чашку по бокам
К верхним мы прижмём зубам.
Вот теперь над чашкой можно
Дуть красиво, осторожно.
Чтобы ветерок бежал,
Чтобы Ш, как шёлк, шуршал!
- Ш-ш-ш… Шипенье, шум, шептанье,
Шорох, шелест, шин шуршанье…
Упражнения для губ.
«Улыбка»
Улыбнуться так. Чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.
Вот понравится лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну, и перестану
И нисколько не устану.
«Трубочка»
Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звук У без участия голоса.
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Упражнения для языка.
«Накажем непослушный язычок»
Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлёпывая его губами, произносить пя-пя-пя… О становиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.
«Лопаточка»
Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.
Язык лопаткой положи
И под счёт его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
«Чашечка»
Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
«Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой).
«Лошадка»
Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна(можно придерживать её рукой)!
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас ждала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
«Грибок»
Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.
Я стою на ножке тонкой.
Я стою на ножке гладкой.
Под коричневою шляпой
С бархатной подкладкой.
«Гармошка»
Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке!
На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычком прижму,
Ниже челюсть отведу.
III.Упражнения для выработки воздушной струи.
«Бабочка»
К палочке привязаны разноцветные бабочки из бумаги. Взрослый держит палочку так, чтобы бабочки были на уровне лица ребёнка. Взрослый предлагает малышу подуть на бабочку, определенного цвета, чтобы она полетела.
Бабочка – коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки –
На берёзовой ветке!
«Волшебная дудочка»(дуем в деревянную дудочку).
«Смотри как у нас здорово, получается» - воскликнула Шуша. Мишутка засмеялся, а потом спросил: «А что ты ещё умеешь Шуша?» «Я умею петь слоги. Давай споём вместе» «Давай, ты начинай, а я буду повторять за тобой» - сказал медвежонок.
(логопед предлагает ребёнку тоже присоединиться к Шуше и Мишутке проговорить слоги)
IV.Слоговые ряды:
А) проговаривание слогов прямых и обратных.
Ша –ша –шаАш – аш –аш
Шо – шо – шо Ош – ош – ош
Шу – шу – шу Уш – уш – уш
Ши – ши – ши Иш – иш – иш
Ша – ша – шоАш –ош – аш
Ши – шу –шу Уш –аш – уш
Шо –ши – шо Ош – иш –ош
Шу – ша – шаАш – иш – иш
Б) с изменением ритмического рисунка (прямо и обратно)
Ша-ша – ша-ша-ша
Шо-шо – шо-шо-шо
Шу-шу – шу-шу-шу
Ши-ши – ши-ши-ши
В) с изменением ударения
Ша-ша-шаШо-шо-шо
Ша-ша-шаШо-шо-шо
Ша-ша-шаШо-шо-шо
Шу-шу-шу Ши-ши-ши
Шу-шу-шу Ши-ши-ши
Шу-шу-шу Ши-ши-ши
«Мишутка ты очень хорошо поёшь, а теперь повторяй за мной слова» - предложила Шуша.
V.Проговаривание слов со звуком Ш в начале слова (изображения картинок на ПК).
Шапка, шахта, шайба, шампунь, шакал, шалун, шахматы, шары, шарф.
«Как я устал!» сказал Мишутка, и упал на ворох сухих листьев. «Мишутка вставай, сейчас мы с тобой сделаем зарядку, и твою усталость как рукой снимет» воскликнула змейка Шуша и стала поднимать медвежонка.
«Шуша, я никогда так не веселился! Давай ещё поиграем» - попросил медвежонок. « С радостью! Мишутка я буду произносить слова, а ты их должен запомнить и повторить несколько раз меняя порядок слов»
Игра «Запомни и повтори»
Уши-мыши-лапша-каша
Шуба-шило-афиша-шипы
Игра «Рифмы»
«Мишутка послушай и повтори начало предложения, а в конце дополни его»
Ши-ши-ши – вот играют …..(малыши)
Уш-уш-уш – я приму горячий …..(душ)
Аш-аш-аш – это синий …..(карандаш)
Шок-шок-шок – разбудил нас…..(петушок)
Игра «Назови ласково»
Лошадь –
Корова –
Кошка –
Петух –
Игра «Новые слова» Замени в словах первый звук на звук Ш.
Пар –
Тапка –
Губы –
Топот –
Мыло –
Споры –
VI.Физкультминутка.
Шуршат на дереве листы
Шуршат на дереве листы, (Руки-верх, потянулись)
Шуршат осенние кусты, (Руки опустили, присели)
Шуршит камыш, (Встали, наклоны туловища влево-вправо)
И дождь шуршит (шаги на месте)
А ты садись и не шурши, (Сели на места)
И всё красиво говори.
«Шуша, я никогда так не веселился! Давай ещё поиграем» - попросил медвежонок. « С радостью! Мишутка я буду произносить слова, а ты их должен запомнить и повторить несколько раз меняя порядок слов»
VII. Автоматизация звука [Ш] в предложениях.
Игра «Составь предложение по картинкам»
Картинки: Паша – шорты, лошадка, машинка.
Предложения:
Паша надевает шорты.
Паша играет с машинкой.
Паша катается на лошадке.
Игра «Исправь предложение» (картинка на ПК)Инструкция: дедушка АУ перепутал слова в предложениях, чтобы никто не догадался, что он хотел сказать. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки.
Письмо пишет дедушку.
Наша мышка поймала кошку.
Катушка ниток купила бабушку.
Камешек нашёл Пашу.
На шубу вешают вешалку.
Камыши сидят в лягушке.
Ландыши нашли Наташу.
В картошку положили мешок.
IX.Игра «Найди слово» Найди слова, в которых звук Ш находится в начале (в середине, в конце) Найди к каждому слову подходящую схему.
Карандаш, мешок, шапка.
«Шуша, ты знаешь столько интересных игр! С тобой очень интересно играть. Давай ещё поиграем!» - сказал Мишутка. «Мне тоже хочется ещё поиграть, но уже поздно, мне пора домой» - ответила Шуша. И, правда, за игрой медвежонок не заметил, как наступил вечер, и пора идти домой. Медвежонок расстроился. Он посмотрел на змейку, и не узнал её. Она стала такой красивой и совсем не страшной. «Давай я тебя провожу домой» - предложил Шуше Мишутка. Тихо напевая звук Ш, они пошли по дорожке.
X.Игра «Лабиринт» Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо звук Ш-ш-ш (Картинка на ПК)
-Какой мы сегодня звук учились произносить?
Предварительный просмотр:
Домашние задания для детей 4-5 лет
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
- Один – много
Лисёнок – лисята – много лисят. Ежонок – ежата – много жат.
Бельчонок – бельчата – много бельчат. Оленёнок – оленята – много оленят.
Волчонок – волчата – много волчат. Зайчонок – зайчата – много зайчат.
Медвежонок – медвежата – много медвежат.
- Скажи ласково
Лиса – лисичка. Белка – белочка. Заяц – зайчик.
Волк – волчонок. Олень – оленёнок. Медведь – медвежонок.
- Сосчитай до пяти слова
Заяц, лиса, медведь – один заяц, два зайца и т.д.
- Кто как передвигается? Лиса бегает. Волк рыщет. Заяц прыгает. Медведь переваливается (ходит вперевалочку).
- Кто как кричит? Волк воет. Лиса тявкает. Медведь ревёт.
- Скажи, кого не стало?
Лисёнок – (не стало кого?) – лисёнка. Зайчонок – зайчонка.
Медвежонок – медвежонка. Волчонок – волчонка.
Оленёнок – оленёнка. Бельчонок – бельчонка.
- Выучи наизусть «Медведь»
Как на горе – снег, снег, А под снегом спит медведь,
И под горой – снег, снег. Тише, тише. Не шуметь!
И на ёлке – снег, снег, И.Токмакова
И под ёлкой – снег, снег.
- Пальчиковая гимнастика
Сидит белка на тележке, Хлопают ладонями и ударяют
Сидит белка на тележке.кулаками друг о друга попеременно.
Продаёт она орешки: Загибают пальцы, начиная с большого
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому –
Кому в платок, кому в зубок, Ритмично хлопают ладонями и ударяют Кому в шапочку. Кулаками.
- Оформление рабочей тетради: наклеить картинки с изображением диких животных.
Домашние задания для детей 5-6 лет
Тема «Дикие животные»
Задание 1. Родителям рекомендуется:
рассмотреть с ребёнком иллюстрации с изображением зверей наших лесов – зайца, белки, волка, медведя, ежа и лисы;
отметить их внешние признаки;
рассказать о том, где они живут, чем питаются;
закрепить в словарном запасе ребёнка называния зверей и их детёнышей;
в качестве экскурсии посетить зоопарк.
Задание 2. Отгадать загадки (выучить по выбору).
☺ Я, сознаюсь, виновата: я хитра и плутовата.
Я в курятник вечерком часто бегаю тайком.
(Лиса)
☺ Под соснами, под ёлками
живёт клубок с иголками.
(Ёж)
☺ Быстрый маленький зверёк
по деревьям скок-поскок.
(Белка) ☺ Серый байковый зверюшка,
Косоглазый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай
И морковку ему дай.
(Заяц)
- Кто зимой холодной ходит злой голодный?
(Волк)
- Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.
(Медведь)
Задание 3. Дидактическая игра «Угадай, кто это?» (подобрать существительные к прилагательным).
Бурый, косолапый, неуклюжий – … .
Серый, зубастый, страшный – … .
Хитрая, пушистая, рыжая – … .
Маленький, длинноухий, пугливый – … .
Серый – …, косолапый – …, хитрая – …,
колючий – … .
Задание 4. Дидактическая игра «У кого – кто?» (упраж-нение в словообразовании):
у медведя – медвежонок, у волка – волчонок,
у лисы – …;
у медведя – медвежата, у волка – волчата,
у лисы – … .
Задание 5. Дидактическая игра «Назови семью» (упраж-нение в словообразовании):
папа – медведь, мама – медведица, детёныш(и) –
медвежонок (медвежата);
папа – волк …;
папа – заяц …;
папа – ёж …;
папа – лис … .
Задание 6. Дидактическая игра «Назови маму» (употреб-ление родительного падежа имён существительных):
медвежонок у медведицы,
лисёнок у лисицы,
волчонок у … .
Задание 7. Дидактическая игра «Кто как голос подаёт?» (подобрать глагол к существительному):
Лиса – тявкает, медведь – рычит, волк – воет.
Задание 8. Дидактическая игра «Про кого можно ска-
зать …» (подобрать существительное к глаголу):
охотится – …, крадётся – …, воет – … , кусается –
…, пугается – …, скачет – …, переваливается –
…, хитрит – …, выслеживает – …. .
Задание 9. Дидактическая игра «Кто где живёт?» (употребление именительного падежа существительных).
В норе живёт (кто?) – лиса, барсук.
В берлоге – … .
В дупле – … .
Задание 10. Дидактическая игра «Кому что дадим?» (употребление дательного падежа существительных).
Мясо – волку, малину – медведю, мёд – … , мор-
ковку – …, яблоко – …, орехи – …, грибы – … .
Задание 11. Дидактическая игра «Охотник» (упот-ребление родительного падежа существительных).
Охотник поймал в лесу (кого?) – … .
Задание 12. Составить описательный рассказ о диком животном нашего леса (по выбору) по плану:
Название. Жилище. Где живёт? Внешний вид. Чем питается? Детёныши.
Задание 13. Вырезать картинки с изображением зверей наших лесов и вклеить их в тетрадь.
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР
«Путешествие к гномам»
Составила учитель-логопед: Замыслова А.А.
ЦЕЛЬ НОД:
Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».
КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
ЗАДАЧИ:
Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания,
выразительности речи, внимания, памяти;
Совершенствование грамматического строя речи;
Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков;
Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления
здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз)
Орг. момент:
- Доброе утро, ребята, я хочу вам подарить этот цветок, но это цветок непростой – он помогает создать хорошее настроение. Передавая цветок, не забывайте улыбнуться друг другу и назвать ласково имя своего соседа.
Д/и «Назови соседа ласковым именем». Теперь цветок останется у вас в группе и если кто-то загрустит, то он поможет вернуть хорошее настроение.
- Ребята, вы слышите сигнал? Это пришло сообщение на видео-почту нашей группы. Давайте посмотрим, кто же нам написал.
(На экране появляется изображение Белоснежки, которая рассказывает, что злая ведьма заколдовала ее друзей – гномов и превратила их в лесные цветы. Белоснежка просит помочь детей расколдовать гномов, необходимо выполнить все задания злой ведьмы. На доске прикреплены цветы разного цвета. С обратной стороны каждого цветка нарисован ГНОМ. В ходе занятия дети выполняют задание, логопед переворачивает цветок – появляется гном.)
- Ребята вы готовы помочь Белоснежке? Но для этого нам тоже понадобятся волшебные силы. Давайте сделаем с вами для этого упражнение (Выполняется упражнение на дыхание)
Носом вдох, а выдох ртом,
Дышим глубже, а потом-
Мы подуем высоко,
(Дети поднимают руки вверх, встают на носки и дуют).
Мы подуем низко,
(Вытягивают руки перед собой, приседают и дуют).
Мы подуем далеко,
(Держат руки перед собой, наклоняются вперёд, дуют).
Мы подуем близко.
(Кладут руки на грудь и дуют на них).
- Ну, вот ребята мы наполнились волшебной силой пора приступать к выполнению заданий.
Задание 1.(Первый гном.)
- Этот гном очень любит солнышко. Любит загорать, греться на солнце. Но
посмотрите, сегодня солнце какое-то печальное, совсем не улыбается…Чего не
хватает у солнца?( Не хватает лучей.)
- Давайте соберем все солнечные лучи, и солнце вновь заулыбается.
(На каждом лучике по три п/картинки. Назвать картинки и подобрать
обобщающее слово. Например: апельсин, груша, яблоко – ФРУКТЫ и т.д.)
- Молодцы! Теперь нам будет светло и тепло, и мы легко справимся с
другими заданиями.
(Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)
-Вот мы и расколдовали первого гнома!
Задание 2. (Второй гном.)
- Этот гном лесной чудак!
Он все делает не так!
- Его любимая игра «Наоборот». Давайте сыграем в эту игру и расколдуем
второго гномика.
Высоко – низко
холодно - …
Далеко - …
весело - ….
открыть - …
Чистый - …
Сладкий -…
(Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)
Задание 3. (Третий гном)
Этот гном немного жадный!
Но, уж очень он забавный!
Его любимые слова:
Мой, мои, моё, моя!
Д/и «Чей? Чья? Чьи?»
Задание 4. (Четвертый гном)
Этот гном – счетовод!
Он ведет веселый счет!
Всё, что видит, он считает.
Ничего не пропускает!
Д/и «Сосчитай от 1 до 5».
Этот гном еще очень любит спорт, и приглашает вас на разминку.
Задание 5. (Пятый гном.)
В сказочную страну очень часто приезжают гости. Гном №5 очень заботливый и внимательный он всегда встречает гостей, а когда гости сказочной страны возвращаются домой, он заботливо рассаживает их по вагонам, давайте поможем гному рассадить гостей в вагоны, чтобы им было комфортно.
А еще он делает зарядку для глаз, чтобы быть еще внимательней.
(Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)
Задание 6. (Шестой гном)
-Шестой гном строитель, в сказочной стране он построил много домов, давайте назовем эти домики:
Дом из кирпича – кирпичный,
Дом из соломы - …
Дом из дерева - ….
Дом из глины - …
Дом из камня - …
Дом из шоколада - …
Звуковой анализ слова ДОМ. (У доски по одному звуку 3 ребенка по
очереди.)
-Сколько всего звуков?
-Сколько гласных звуков?
- Сколько слогов?
- Назовите гласный звук?
- Назовите твердые согласные?
(Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)
Задание 7. (Седьмой гном.)
Седьмой гном Грамотей, он дружит с буквами и звуками, а злая ведьма не знает ни одной буквы. Сейчас буква, которая похожа на жука поможет нам вернуть гнома Грамотея, что это за буква? (Жэ) какой звук она передает? А еще буква похожая на расческу? (Ша) какой звук она передает? Не возвращается наш гном, никак не успокоится злая ведьма, просит выполнить задания на карточках.
Итог: - Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились, выполнили задания и
расколдовали всех гномов. Белоснежка очень рада, а гномы хотят поделиться с вами своими богатствами.
Предварительный просмотр:
Тема: Игрушки
- Раскрасьте картинки (раскрашивает взрослый, по возможности ребенок). КУБИКИ, КУКЛА, ЮЛА, МАШИНА, МЯЧ
- «Что это?». Предложите ребенку назвать игрушки по картинкам. Покажите на каждую игрушку и спросите:
- Что это? (Это кубики. Это кукла. И т.д.)
Закрепите с ребенком понятие «игрушки». Обведите рукой все картинки и скажите:
- Это игрушки.
Затем опять обведите рукой все картинки и спросите ребенка:
- Что это? (Это игрушки.)
- Раскрасьте картинки (раскрашивает взрослый, по возможности ребенок). Используйте красный, синий, зеленый и желтый карандаши.
- Упражнение «Покажи и скажи». Задайте ребенку вопросы:
- Где один мяч? (Вот один мяч.)
- Где много мячей? (Вот много мячей.)
- Где один кубик? (Вот один кубик.)
- Где много кубиков? (Вот много кубиков.)
- Где одна машинка? (Вот одна машинка.)
- Где много машинок? (Вот много машинок.)
- Раскрасьте картинки (раскрашивает взрослый, по возможности ребенок). Используйте красный, синий, зеленый и желтый карандаши.
- Упражнение «Скажи, какой?». Покажите на каждую большую игрушку и спросите:
- Это какой мяч? (Это большой мяч.)
- Это какой кубик? (Это большой кубик.)
Покажите на каждую маленькую игрушку и спросите:
- Это какой мяч? (Это маленький мяч.)
- Это какой кубик? (Это маленький кубик.)
- Это какие игрушки? (Это большие игрушки.)
- Покажите на группу маленьких игрушек и спросите:
- Это какие игрушки? (Это маленькие игрушки.)
- Прочитайте (выучите) стихи А.Л. Барто:
Лошадка Мишка
Я люблю свою лошадку, Уронили мишку на пол,
Причешу ей шерстку гладко, Оторвали мишке лапу,
Гребешком приглажу хвостик Все равно его не брошу,
И верхом поеду в гости. Потому что он хороший.
Предварительный просмотр:
28.10.2024г.-02.11.2024г.
Тема недели: «Гигиена. Туалетные принадлежности»
1.Во время игр уточните представления ребенка о назначении частей тела: чем мы видим, чем мы слышим, чем мы нюхаем и т.д. (показываете на себе части тела, ребенок показывает на себе)
2. Упражнение «Вот! Вот!» (речь с движениями)
Это глазки. Вот, вот.
Это ушки. Вот, вот. Дети показывают части тела и выполняют движения в
Это нос, это рот. соответствии с текстом
Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп-хлоп.
Это ножки. Топ- топ.
Ох, устали вытрем лоб!
3.Учите ребенка различать левую и правую сторону на своем теле. С этой целью на левую ручку можно надеть браслетик или любые опознавательные предметы.
4. Прочитайте ребенку потешку (повторяйте ее во время умывания)
5. Покажи на картинку: что нужно, чтобы мыть руки; что нам нужно, чтобы чистить зубы; что нам нужно, чтобы расчесывать волосы и т.д.
6.Задание: нарисуй на расчёсках зубчики
Предварительный просмотр:
21.10.2024-25.10.2024
Тема: «Я.Части тела и лица»
- Узнай на фото.
Рассмотрите семейную фотографию. Покажите на фотографию своего ребёнка и спросите:
- Посмотри, кто это?
- Я (отвечает ребенок и показывает указательным пальцем на себя).
- Кто ты? (Ребёнок говорит (пытается сказать свое имя).
- Где (Имя ребёнка)? Ребёнок показывает на себя на фотографии (Вот – указательный жест).
- Посмотри, послушай
Встаньте с ребёнком перед большим зеркалом. Показывайте на себя и называйте чётко, части тела:
- Голова. Волосы. Руки. Пальцы. Ноги.
- Посмотри и покажи.
- (Имя ребёнка),посмотри на себя в зеркало. Покажи, где голова? Волосы? Руки? Пальцы? Ноги? Ребёнок показывает на себя и говорит: Вот.
- Покажи и назови (Можно поиграть с куклами)
- Это мальчик. Это девочка.
Покажите и назовите на картинках части тела детей:
- Голова. Волосы. Руки. Пальцы. Ноги. Спросите:
- Где у мальчика (девочки) голова (волосы, руки, пальцы, ноги)? (Вот-указательный жест).
- Перед зеркалом
Сядьте вместе с ребёнком перед зеркалом. Показывайте на себе и называйте части лица. Ребёнок одновременно показывает части лица на себе.
- Вот лицо (обведите своё лицо). Вот глаза. Вот нос. Вот рот. Вот уши.
Где у тебя лицо (глаза, нос, рот, уши)? (Вот
-указательный жест).
- Кукла
Покажите и назовите вместе с ребёнком лицо и его части на кукле.
- Перед зеркалом. Развиваем глагольный словарь. Сядьте вместе с ребёнком перед зеркалом и скажите:
- Посмотри: мама (папа) закрывает глаза. Мама (папа) открывает глаза.
- (Имя ребёнка), закрой глаза.
- (Имя ребёнка), закрывает глаза.
- (Имя ребёнка), открой глаза.
- (Имя ребёнка), открывает глаза.
Аналогично: открывать – закрывать рот. Сначала упражнение сделайте сами, а затем предложите выполнить его ребенку, комментируйте свои и его действия.
Дайте ребёнку салфетку. Скажите:
- Вытри нос!
- (Имя ребёнка), вытирает нос.
- Барабан. Картинку раскрашивает взрослый (по возможности ребенок)
Постучите в барабан, скажите:
- Барабан звучит: бум-бум! Постучи в барабан, скажи: Бум-бум! (Если нет барабана предложите постучать указательными пальцами по столу. Выполняйте упражнение с ребёнком правой, левой рукой
и обеими руками. При необходимости помогите малышу выполнить движение и воспроизвести звукоподражание).
- Что там?
- Закрой глазки!
Спрячьте барабан под платок (салфетку, полотенце и т.д.)
- Где барабан? (Там)
- Что там? (Бум-бум)
- Артикуляционная гимнастика.
- Открой и закрой рот, как я (Откройте рот, удержите 5 секунд, закройте рот).
- Покажи зубы, как я (Покажите сжатые зубы. Удерживайте позу 5секунд, закройте рот).
- Выполнение словесных инструкций.
- «Подними руки»
- «опусти руки»
- «положи руки на пояс»
- «руки - за спину»
- «руки- за голову»
- «закрыть руками уши (глаза, нос)»
- «похлопать в ладоши впереди (над головой, за спиной)»
- «потопать ногами»
- «постоять на одной ножке».
Нашетело
- Упражнение«Покажи искажи».
Предложитеребенкурассмотретькартинки, показать и сказать:
- Гдеголова?(Вотголова.)
- Гдеголовы?(Вотголовы.)
- Гдешея?(Вотшея.)
- Гдешеи?(Вотшеи.)
- Гдерука?(Вотрука.)
- Гдеруки?(Вот руки.)
- Гденога?(Вотнога.)
- Где ноги?(Вот ноги.)
- Гдеживот?(Вотживот.)
- Гдеживоты?(Вотживоты.)
- Упражнение«Чтоэто?». Покажите
ребенкуна различные частитела испросите:
«Чтоэто?»
- Этоголова.(Это головы.)
- Этошея.(Это шеи.)
- Эторука.(Эторуки.)
- Этонога.(Это ноги.)
- Этоживот.(Этоживоты.)
- «Назовиласково»
Уменяплечо,аутебя-плечико. У меня руки, а у тебя - ...
Уменяноги,аутебя-... У меня нос, а у тебя - ... У меня уши, а утебя - ...
- Один–много
Раскрасьте листочкивпервомкруге красным карандашом (пусть ребёнокпокажетгде первыйкруг), листочеквквадрате-зеленым (ребёнокпоказываетлисточеквквадрате), листочеквовторомкруге - желтым (ребёнок показывает второй круг, раскрашивает взрослый).
- Упражнение«Посмотриискажи». Обведитерукойвселисточкии спросите:
- Что это?(Этолисточки.)
Обведитерукойкрасныелисточкии спросите:
- Этокакиелисточки?(Этокрасныелисточки.) Обведите рукой желтые листочки и спросите:
- Этокакиелисточки?(Этожелтыелисточки.) Обведитерукойзеленыйлисточекиспросите:
- Этокакойлисточек?(Это зеленыйлисточек.)
- Упражнение«Покажиискажи».Попроситеребенкадатьполныеответынавопросы:
- Гделисточковмного?(Вотмного.)
- Гделисточекодин?(Вотодин.)
- Сколькокрасныхлисточков?(Много.)
- Сколькожелтыхлисточков?(Много.)
- Сколькозеленыхлисточков?(Один.)
- Артикуляционнаягимнастика(5разкаждоеупражнение):
- открытьширокорот -закрыть;
- показать длинныйязык-убрать;
- языкбегаетвправо-влево;
- показать зубы;
- улыбка(произносить«И») -трубочка(произносить«У»).
- Пальчиковаягимнастика «Дорожка»(выложитьизсчетныхпалочек иливырезатьполоскииз картона)
Понашей дорожке Указательныйисреднийпальцыруки«бегут»по дорожке,
Побежалиножки:ТОП-ТОП-ТОП построеннойребенкомизпалочек.
- Игра«Громко-тихо».
- Какуюпесенкупоетмама, когдаукладываетмалыша?(«А-а-а»)
- Спойтеэтупесенкугромко.
- Спойтеэтупесенкутихо.
- Выполнениесловесныхинструкций.
- «Поднимируки»
- «опустируки»
- «положирукина пояс»
- «руки- заспину»
- «руки- заголову»
- «закрытьрукамиуши(глаза,нос)»
- «похлопатьвладошивпереди(надголовой,за спиной)»
- «потопатьногами»
- «постоятьнаодной ножке».
Предварительный просмотр:
11.11.2024-15.11.2024г.
Тема недели: «Одежда»
1. Выполните с ребенком упражнения для развития артикуляционного аппарата:
-давай поцокаем как лошадка,
-посопим как ёжик (ф-ф-ф-ф),
-надуем пузырь щечками, затем лопаем ладошками щечки,
-покажи язычок (дразнимся), спрячем язычок,
-покажи мне зубки (у кого есть зубки?)
2. Рассмотрите с ребенком картинку. Попросите показать (назвать) только одежду шапку, куртку, брюки и т.д.(обувь не показываем и не называем) Проговорите словосочетания, обращая внимание ребенка на картинки – куртка красная, футболка желтая, шапка зеленая и т.д.
3. Массаж пальчиков «Вот какая обувь»
(На каждые две строки делаем легкий массаж (круговые движения) подушечек пальчиков ребенка)
Вова-растеряшка,
Где твоя рубашка?
Может, серые коты
Унесли ее в кусты?
Может, заяц приходил?
Может, ежик утащил?
Может плюшевый медведь
Захотел ее надеть?
Стал рубашку примерять –
Взял и сунул под кровать.
Вова-растеряшка,
Вот твоя рубашка!
4. Подвижная игра «Брюки»
В шапочках желтых мы стали цыплята, | (Ребенок машет руками, как цыпленок крылышками.) |
В шапочках белых мы стали зайчата, | (Показывает заячьи ушки) |
В шапочках красных мы стали грибочки, | (Соединяет руки над головой.) |
В шапочках черных – черника на кочках, | (Присаживается на корточки.) |
В шапочках синих дождинками стали | (Встает, ставит руки на пояс). |
И по дорожкам легко поскакали. | (Прыгает вперед на двух ногах) |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование логопедической работы в подготовительной группе компенсирующей направленности №8.
месяц | неделя | Период | Лексическая тема | Совершенствование фонематического строя языка | |
Сентябрь | I - II | 1 -15 сентября | Мониторинг | ||
III | 18 - 22 сентября | Осень. Деревья и их части. Лес осенью. | Органы артикуляции (повторение). Развитие слухового восприятия | Легенда. Знакомство с алфавитом «Капельки чтения». | |
IV | 25 сентября - 29 сентября | Детский сад. История детского сада. | Звук и буква «У» | Звук и буква «У» | |
Октябрь | I | 2 – 6 октября | Овощи. Труд людей на полях. | Принцесса - буква «А». Звук «А» | Звуки и буквы «А» - «У» |
II | 9- 13 октября | Фрукты. Труд взрослых в садах. | Звук и буква «И» | Звук и буква «Ы» | |
III | 16 - 20 октября | Ягоды. Грибы. Домашние заготовки. | Звук и буква «О». | Звук и буква «Э» | |
IV | 23- 27 октября | Поздняя осень. Одежда, обувь, головные уборы. | Звуки и буквы «Ы» - «И» | Звуки и буквы «О» - «Э» | |
V | 30 октября - 3 ноября | Перелетные птицы. | Звук и буква «П» | Звуки «П» - «ПЬ» | |
Ноябрь | I | 7 - 10 ноября | Домашние животные и их детеныши. | Звук и буква «М» | Звуки «М» - «МЬ» |
II | 13 - 17 ноября | Дикие животные леса. Подготовка к зиме. | Звук и буква «Б». | Звуки «Б» - «БЬ» | |
III | 20 - 24 ноября | Моя семья. Традиции русской семьи. | Звуки и буквы «А»«У»«И»«О»«Э» | Звуки «П» - «Б» | |
IV | 27 ноября - 1 декабря | Человек. Части тела. Гигиена. | Звук и буква «Т» | Звуки «Т» - «ТЬ» | |
Декабрь | I | 4 - 8 декабря | Мебель. | Звук и буква «Д» | Звуки «Д» - «ДЬ» |
II | 11 - 15 декабря | Зимующие птицы. | Звуки и буквы «Т» - «Д» | Звук и буква «Н» | |
III | 18 - 22 декабря | Зима. Зимняя одежда. | Звуки «Н» - «НЬ» | Звуки и буквы «Н» - «М» | |
IV | 25- 29 декабря | Новогодний праздник. Зимние забавы. | Звук и буква «В» | Звуки «В» - «ВЬ» | |
Январь | II | 9 - 12 января | Транспорт. Правила дорожного движения. Правила безопасного поведения. | Звук и буква «Ф» | Звуки «Ф» - «ФЬ» |
III | 15 - 19 января | Профессии. Орудия труда. Чем занимаются в детском саду. | Звуки и буквы «В» - «Ф» | Звук и буква «К» | |
IV | 22 - 26 января | Животные холодных стран. | Звуки «К» - «КЬ» | Звук и буква «Г» | |
Февраль | I | 29 января - 2 февраля | Животные жарких стран. | Звуки «Г» - «ГЬ» | Звуки «Г» - «К» |
II | 5 - 9 февраля | Наш город. Моя улица. Адрес. Разные дома. | Звук и буква «Й» | Буква «Я» | |
III | 12 - 16 февраля | Наша Армия. | Буква «Е» | Буква «С» | |
IV | 19 - 22 февраля | Наша Родина – Россия. Жители России. | Звук и буква «С» | Звуки «С» - «СЬ» | |
Март | I | 26 февраля - 1 марта | Ранняя весна. Мамин день. | Звук и буква «З» | Звуки «ЗЬ» |
II | 4 - 7 марта | Электроприборы. | Звук и буква «Ц» | Звуки и буквы «С»-«З»-«Ц» | |
III | 11 - 15 марта | Мы читаем. Знакомство с творчеством С. В. Михалкова, А.Л. Барто, С. Я. Маршака, К.И.Чуковского. | Звук и буква «Л» | Звук и буква «Л» | |
IV | 18 - 22 марта | Посуда. Продукты питания. | Звук и буква «Ш» | Звук и буква «Ш» | |
Апрель | I | 25 - 29 марта | Школа. Школьные принадлежности. | Звуки «Ш» - «С» | Звуки «Ш» - «С» |
II | 1 - 5 апреля | Мир растений. | Звук и буква «Ж» | Звук и буква «Ж» | |
III | 8 - 12 апреля | Космос. День космонавтики. | Звуки «Ж» - «З» | Звуки «Ж»-«З»-«Ш»-«С» | |
IV | 15 - 19 апреля | Хлеб. Труд людей весной. | Звук и буква «Ч» | Звук и буква «Щ» | |
V | 22 - 27 апреля | Перелетные птицы весной. | Звуки «Ч» - «Щ» | Буквы Ь-Ъ | |
Май | I | 2 -8 мая | Майские праздники (1 мая – Праздник труда. День Победы) | Буква «Ю» | Буква «Ё» |
II | 13 - 17 мая | Времена года. Насекомые. Лето. | Звук и буква «Р» | Звуки и буквы «Л» - «Р» | |
III - IV | 20- 31 мая | Мониторинг. | |||
Предварительный просмотр:
Принято на заседании педагогического совета «_____»______________________2023г. Протокол №______________________ | Утверждено: Заведующий МБДОУ «Детский сад №21» ________________ А.В. Сыщикова Приказ № ____от __________ 2023г. |
Годовой план работы учителя-логопеда
на 2023-2024 учебный год
Учитель – логопед
Замыслова А.А.
№ | Виды деятельности | Содержание | Дата |
1. | Коррекционно-диагностическая работа | 1. Обследование речи детей: а) группы №8 (подготовительная группа) 2.Взаимодействие со специалистами разных направлений для оказания своевременной медицинской помощи: (психиатром, невропатологом, психологом) 3.Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия с детьми подготовительной группы. . | Сентябрь В течение года Сентябрь-май Октябрь-май |
2. | Организационная работа | 1.Анализ результатов логопедического обследования на начало и конец учебного года. 2.Работа над пополнением материально-методической базы логопедического кабинета (изготовление пособий, формирование развивающей среды и т.д.) 3.Ведение текущей документации. 4.Обеспечение промежуточного и итогового контроля речи у детей логопедической группы №8 (динамика развития). 5.Составление годового плана работы. 6.Составление перспективных планов индивидуальной, групповой и подгрупповой работы с детьми. 7.Комплектование подгрупп, составление расписания занятий, графика работы. 10.Отчет о проделанной работе. | Сентябрь-май В течение года В течение г. Декабрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь Май |
3. | Консультативная работа | 1.Особенности овладения связной речью (звуковым анализом, грамматикой) детей с нарушением речи. (по запросу воспитателей) | В течение года В течение года |
4. | Самообразование и мероприятия по повышению квалификации, обмен опытом | 1.Участие в административных совещаниях, педсоветах (по запросу администрации) 2.Участие в педагогических консилиумах по направлению детей на ПМПК. 3.Участие в заседаниях ПМПК по результатам обследования детей. 4.Участие в семинарах, городских мероприятиях. | В течение года Сентябрь Февраль |
План консультативных и практических мероприятий для родителей
(подготовительная группа № 8)
№ | Тема консультации | Дата проведения | Участники |
1 | Индивидуальные консультации для родителей (по приглашению и по личному обращению). | В течение года | Логопед |
2 | Открытые индивидуальные занятия для родителей | Октябрь | Логопед |
3 | Представление плана работы на год | Октябрь | Логопед Воспитатель Родители |
5 | «Развитие звукобуквенного анализа, как основа грамотного письма» | Декабрь | Логопед |
6 | Открытые индивидуальные занятия для родителей | Февраль | Логопед |
7 | «Развитие навыка пересказа с помощью мнемотехник» | Март | Логопед |
8 | Индивидуальные консультации для родителей (по приглашению и по личному обращению). Результаты диагностики на конец учебного года. | Май | Логопед |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка учителя-логопеда «Лес. Грибы и ягоды» (подготовительная логопедическая группа)
Данная разработка содержит комплект материалов необходимых для организации коррекционно-образовательного процесса по лексической теме "Лес. Грибы и ягоды"....

Методическая копилка учителя-логопеда по лексической теме «Наша Армия» (подготовительная к школе группа)
Данный материал содержит всю необходимую информацию для организации коррекционного процесса в рамках данной лексической темы....

Методическая копилка учителя-логопеда по лексической теме «Народные игрушки и традиции» (подготовительная к школе группа)
Материал для организации коррекционно-образовательного процесса в подготовительной логопедической группе ДОУ....

Методическая копилка учителя-логопеда по лексической теме «Школа»
Методическая копилка представляет материал необходимый для организации коррекционно-образовательного процесса в подготовительной к школе логопедической группе....

Методическая копилка учителя-логопеда «Комплексный подход в организации коррекционно-образовательного процесса. Летний период»
Очень важно, чтобы коррекционный процесс был непрерывным, в том числе и в летний период. Данный материал поможет составить летнее задание для воспитанников подготовительной логопедической группы и реа...

Методическая копилка учителя-логопеда по лексической теме «Зимние забавы» (средняя группа комбинированной направленности для детей с ТНР)
Методическая копилка представлена практическим материалом, который поможет начинающим специалистам организовать коррекционный процесс....


























