"Хлеб - наше богатство!"
план-конспект занятия (старшая группа)

Ботова Светлана Викторовна

«Хлеб – наше богатство!»

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о ценности хлеба в жизни каждого человека.

Задачи:

1. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

2. Воспитывать уважение к труду людей, вырастивших и изготовивших хлеб.

3. Дать детям знания о том, как хлеб попадает к нам на стол, о труде людей.

 

Ход занятия

Дети в кабинете, их встречает экскурсовод.:

Б. Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть. Давайте познакомимся. Меня зовут Светлана Викторовна, я приглашаю вас на экскурсию в музей. Сегодня мы будем с вами говорить о чем-то очень важном для каждого человека, о том, без чего ни один из нас не сможет прожить. Как вы думаете, что это?

Ответы детей: Воздух, вода, мама, семья, дом и т.д.

Б. Ребята, вы назвали очень важные вещи для каждого человека, без некоторых из них, действительно прожить невозможно (например, воздух или вода). Да и без мамы и семьи жить очень трудно. Но вы все-таки не назвали то, о чем пойдет речь. Давайте я вам подскажу. Это продукт питания, мы его кушаем каждый день и даже по нескольку раз в день. Что это?

Ответы детей: Хлеб.

 

Презентация.

Слайд 1: пшеничные поля, животные, фруктовые сады, овощи; магазин с продуктами; картинка с хлебом.

 Б. Да, ребята, это хлеб! Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты напали на нашу Родину, много деревень и сел было захвачено врагами. А вы знаете, что именно в деревнях и селах выращиваются сельскохозяйственные животные, овощи, фрукты, которые потом привозятся в магазины, где их и покупают. Поэтому продуктов питания из мяса, овощей и фруктов стало очень мало. Но оставался хлеб, его тоже было недостаточно, но он стал основной пищей во время войны для нашего народа. И помог выжить людям в голодное военное время.

Слайд 2: картинки с пословицами (2-3), загадками (2-3)

Вот почему в нашей стране к хлебу особенное отношение. Про хлеб российский народ сочинил много пословиц и загадок, песен и сказок.

Давайте вспомним их.

 

Слайд 3: Русская красавица с караваем

Б. И еще одна традиция есть в России. Дорогих гостей мы встречаем хлебом и солью. Потому, что хлеб это самое дорогое, что есть у нашего народа. Можно прожить без мясной котлеты, молочной каши и фруктового компота, но без хлеба прожить нельзя!

Слайд 4: фотография колосьев и зерен ржи и муки – черный хлеб; фотография колосьев и зерен пшеницы и муки – белый хлеб

Все мы знаем, что хлеб печется из муки. А мука делается из зерен. Посмотрите, это зерна ржи – из нее получится темная мука из которой пекут черный ржаной хлеб. А это зерна пшеницы. Мука из таких зерен будет белая, из нее пекут румяные булочки, сладкие торты и белый пшеничный хлеб.

Б. предлагает детям в ступке растолочь зерна ржи и пшеницы в ступках, чтобы получилась мука.

Слайд 5: фотографии старинной мельницы, каменных жерновов; фото современной мельницы

Б. Ну что, ребята, получилась у вас мука? Нет? Это трудное занятие. Чтобы зерно превратить в муку нужна мельница. Видите, это старинная мельница. Внутри нее были огромные жернова, сделанные из камня. Между жерновами засыпалось зерно и когда жернова двигались, зерно перемалывалось в муку. Дело это очень долгое и трудное, вы сами это поняли, когда разминали зерно в ступках. Из-за этого муки было мало, а значит и хлеба тоже мало. Поэтому хлебом дорожили, съедали все до последней крошечки и никогда не выбрасывали.

А это современная мельница. Муки на ней перемалывается много и хлеба хватает всем. Но все-равно хлеб нужно беречь, потому что очень много людей трудится для того, чтобы у нас с вами каждый день на столе был хлеб. А как он к нам попадает мы узнаем в нашем музее.

Идут в музей

Б. Подойдите, ребята, сюда. (подходят к маленькой нише) Здесь вы видите, как крестьянин на телеге привез мешки с зерном на мельницу.  Это мельница ветряная. Для того, чтобы жернова внутри нее крутились, делались вот такие огромные лопасти, которые вращались от ветра. Их называют крыльями. Есть еще водяные мельницы, их строили рядом с речкой, в них жернова крутились от воды.

Посмотрите на картины. На них нарисовано как в старые времена люди выращивали хлеб. На этих картинах вы видите, как землю вспахивали плугом, потом ее боронили чтобы раздробить большие куски земли на маленькие. Здесь люди идут по вспаханному полю и сеют зерно.  А на этой картине зерно уже взошло, выросло в большие колосья, и крестьяне жнут (срезают) эти колосья серпом.  

Предлагает подойти к большой нише

Б. А здесь, мы с вами видим современную технику, на которой сейчас работают люди, чтобы вырастить для нас с вами хлеб. Посмотрите, (показывает указкой на технику, прикрепленную к драпировке) вот в поле работает трактор, вот комбайн убирает хлеб.

А это ребята точные копии настоящего трактора с плугом для пахоты земли, видите какой у него большой и мощный плуг! А это комбайн, он ножами срезает колоски и сразу же молотит их. Из этой трубы зернышки высыпаются в кузов грузовой машины. Потом это зерно попадает на элеватор, где его сушат и хранят, а уже оттуда везут на мельницу. Там его перемалывают в муку. Ну, а потом муку отправляют в магазины и пекарни.

Посмотрите вот тот самый праздничный каравай, с которым у нас принято встречать дорогих гостей. А это пекарь, в руках у него булочки, пирожки, крендельки. А что еще можно испечь из муки?

Ответы детей:….

Б. Вот сколько много названий. Все то, что вы сейчас сказали можно назвать одним словом - ХЛЕБ.

А сейчас, ребята давайте обратим внимание на эту экспозицию.

Блокадный Ленинград

Б. Мы с вами уже говорили о Великой Отечественной войне, которая длилась целых четыре года. Очень много людей в нашей стране погибло тогда, но не все они погибли от пуль и снарядов. Много людей умерло от голода. Кто-нибудь из вас слышал о блокадном Ленинграде? Когда фашисты вторглись на нашу землю, они дошли до Ленинграда (сейчас этот город называется Санкт-Петербург) и окружили его со всех сторон. В городе начали заканчиваться продукты питания. Кушать было нечего, ленинградцы стали умирать от голода. Оставалось совсем немного муки и для того, чтобы всем хватило хлеба, в тесто пекари добавляли бумажный клей, древесные опилки и пекли из этой смеси хлеб. Посмотрите, перед вами два кусочка черного хлеба. Тот который побольше выдавали взрослому человеку, чтобы он мог работать на заводе и изготавливать танки, пушки, снаряды. А маленький кусочек давали детям и старикам, которые не могли работать. Этот кусочек – еда на целый день, другой еды у них не было.

Очень много людей в войну умерло от голода, поэтому, когда наши солдаты прогнали фашистов с нашей земли, люди все равно берегли хлеб, никогда его не выбрасывали!

Посмотрите, что написано на этих плакатах (читает плакаты).

Б. Ребята, но ведь бывает так, что хлеб остается, он становится черствым и его не так вкусно есть. Можно его выбросить?

Ответы детей:…

Б. Хлеб никогда не надо выбрасывать. Это неуважение к труду людей, которые его для нас вырастили. Черствый хлеб можно порезать на мелкие кусочки и сделать сухарики, а потом их скушать. А можно еще раскрошить его и покормить птиц на улице.

Берегите, ребята, хлеб – это наше богатство!

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира. Тема: «Хлеб – наше богатство»

Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме.В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностя...

образовательная область.коммуникация.тема: "хлеб-наше богатство"

конспект о бережном отношении и уважении к хлебу. дети отгадывают загадки,читают стихи о хлебе....

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной группе на тему «Хлеб-наше богатство!»

 Программное содержание: Образовательные задачи:-познакомить детей с процессом выращивания хлеба;-дать представление, как хлеб пришёл на наш стол;-обратить внимание на содержание труд...

Конспект занятия на тему "Хлеб - наше богатство"

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира...

Хлеб - наше богатство.

Дать представления о хлебе, о том как его выращивают на Кубани, расширять словарный запас за счет слов (хлебушко, корочка, душистый, золотистая,); воспитывать бережное отношение к хлебу....

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира, тема: «Хлеб – наше богатство»

Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его....

Конспект ОД «Познание» и «Окружающий мир» для детей средней группы Тема: «Хлеб наше богатство»

Цели: Программные задачи:Обучающие задачи:Познакомить детей с процессом выращивания зерновых культур.Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении.Познакомить с трудом земледельце...